О детском рисовании.

Изображение человека

Рисовать человека ребенок начинает в период схем. Сначала он

изображает голову, потом переходит к «головоногам», а затем фигура постепенно приобретает все необходимые части.


Примерно в возрасте 2-х лет дети увлекаются изображением

окружностей. Выводя спирали и дуги, малыш начинает замыкать линии –выходит нечто похожее на кривой круг. Обычно это происходит вскоре

после того, как ребенок овладевает умением кружиться и бегать по кругу. С изображением кругов начинается важный этап – рисование человека.

Однажды малыш вдруг видит в неровной окружности «голову» и называет ее человечком.


Тётенька танцует. Рисунок девочки 2 лет 5 месяцев


Постепенно из окружности вырастают две вертикальные линии, направленные вниз, - «ножки». Изображается так называемый «головоног». И в возрасте около трех лет практически все дети проходят в рисовании «стадию головоногов».


Человечек.

Рисунок девочки 3 лет 2 месяцев


Головоногами могут быть не только люди, но и животные.

Количество деталей (ног и глаз) может варьироваться по усмотрению художника.


Кит. Рисунок девочки 2 лет


Тигр.

Рисунок девочки 3 лет 9 месяцев


Примерно к четырем годам ребенок начинает рисовать у головоногов ручки. Сначала они бывают обозначены одной линией, как и ноги, - ребенок еще не задумывается о

способах передачи объема.

(Как видно, у головоногов уже имеются не только «ножки»

- линии, но и «ручки» - линии в верхней части туловища).


Девочка и дядя.

Рисунок девочки 3 лет

В целом детский рисунок развивается так, что в первую очередь появляется «вертикаль» - головоног устанавливается головой вверх и ногами вниз, а затем «горизонталь» -

прорисовываются дополнительные детали, образ

обогащается.

(Руки и ноги нарисованы одной линией, а затем обведены –на руках появились рукава).

Девочка гуляет.

Рисунок девочки 4 лет 6 месяцев


Также происходит и в рисовании рук и ног: сначала они

намечаются одной, задающей направление линией, и только на следующей стадии происходит «наполнение» - ноги и

руки рисуются двумя линиями, создающими видимый объем. (У фигуры папы ноги утолщены: это попытка нарисовать объемные брюки).


Семья.

Рисунок мальчика 5 лет


Когда ребенок начинает рисовать руки, то обычно растут они оттуда же, откуда и первые тонкие ножки, - прямо из головы. Затем появляется туловище, вводятся дополнительные детали. Впрочем, некоторые дети начинают прорисовывать детали задолго до появления туловища.

(Руки и ноги нарисованы одной линией, есть попытка

изобразить стопы и ладони).


Девочка.

Рисунок девочки 4 лет


Даже изображая головоногов, ребенок уже начинает

задумываться о пространственном расположении и пытается рисовать человека в разных позах. На картинках могут быть

заметны попытки передать динамику.

(Корона – красноватое пятно на макушке. Вертикальные линии внизу – руки и ноги.)


Король в короне.

Рисунок девочки 2 лет 9 месяцев


Примерно к четырем годам ребенок начинает

систематически рисовать у головоногов туловище. На первом этапе освоения этой детали туловище может быть какой угодно формы и любого размера. (Мама идет к дому).


Мама.

Рисунок девочки 4 лет

К шестому году ребенок усваивает понятия о

горизонтали и вертикали, и его человечки уверенно стоят на «земле», то есть внизу рисунка.

(Крошечное туловище в виде прямоугольника).


Мама.

Рисунок девочки 5 лет


Постепенно сюжет рисунка усложняется, позы людей становятся более разнообразными, передается

динамика. В тоже время ребенок может разработать некий авторский шаблон изображения лиц и фигур, которому начинает следовать практически без

изменения в деталях. (Люди нарисованы по одной схеме почти без изменений. Единственная деталь указывает на пол-юбки у женских фигур).


Семья в доме.

Рисунок девочки 4 лет


Примерно на шестом году жизни ребенок осваивает изображение человека со всеми частями тела (по две руки и ноги, голова и туловище). Затем появляются правдоподобные пропорции и детали: руки

присоединяются к туловищу на уровне плеч,

конечности нарисованы двойными линиями, ладони оканчиваются пальцами. (У персонажа появились объемные ручки и кисти с пальцами).


Девочка.

Рисунок девочки 5 лет


В дальнейшем рисунок наполняется мелкими деталями. Персонаж «оснащается» волосами, бровями, ресницами, ушами. Ребенок рисует одежду и обувь, запечатлевает выражение лица, старается

изобразить эмоциональное состояние человека. (У клоуна широко раскрытые глаза, он улыбается).


Клоун.

Рисунок девочки 5 лет 5 месяцев


И только на стадии правдоподобных изображений люди на детских рисунках принимают разные позы и приобретают правильные пропорции.

(Король сидит на троне, принцесса повернулась к нему лицом).


Принцесса и король. Рисунок девочки 7 лет

Примерно к восьми - десяти годам соотношение динамики, пластичности и схематизма в рисунке уравновешивается. Лет с десяти он становится все более реалистическим, теряет

схематизм и приобретает больше стилистических авторских черт. В подростковом возрасте рисунок передает динамику, объем, содержим множество дополнительных деталей.

Рисунок взрослого мало отличается от подросткового, если автор специально не развивает художественные навыки.


Сидящий ангел. Рисунок девушки 16 лет


В старшем дошкольном возрасте дети чаще всего

испытывают трудности при изображении человека в движении. В этом случаем можно использовать технологические карты с алгоритмами изображения

человека в различных позах. Чтобы не отбить у ребенка желание рисовать человека, нужно использовать простые схемы и стилизованные изображения на основе знакомых элементов. Мы должны поощрять ребенка в процессе работы и за результат, это позволит мотивировать его к дальнейшему творческому развитию.

Примерная периодизация изменений в детском рисунке


Четыре года

Туловище изображается чаще всего в виде круга или овала (возможная и другая

фигура). Голова соединена непосредственно с туловищем. Ноги расставлены, связаны с линией туловища. Пропорции неправильные.

Пять лет

В изображении появляются детали – уши, волосы, головные уборы, одежда. Персонажи приобретают пол, мужские и женские фигуры рисуются по-разному.

Шесть лет

Уточняются пропорции. Руки присоединяются к туловищу на высоте плеч, может быть изображена шея. В одежде заметны мелкие детали (пуговицы, карманы).

Семь лет

Переход от постоянного изображения в анфас к полупрофилю и профилю. Формы и пропорции правдоподобные.

Восемь лет

Шею, плечи и руки рисуют непрерывной линией.

Девять лет

Ноги могут изображать движение, позы изменяются. Одежда украшается деталями, делаются попытки нарисовать складки и т.п.

10-11 лет

Появляется перспектива, стремление передать объем, накладывать тени. Формирование рисунка заканчивается, далее он лишь совершенствуется.


Изображение человека важно для ребенка и хорошо отражает его развитие и психическое состояние. Родителям стоит посоветоваться со специалистом, если:


  • ребенок старше четырех лет вообще не рисует человека;

  • ребенок пяти лет все еще рисует «головоногов»;

  • на лице нарисованного человека постоянно отсутствуют важные детали (особенно глаза) или глаза изображаются закрытыми или невидящими;

  • лица у персонажей всегда грустные;

  • ребенок, который рисовал человечков, вдруг престал это делать и регулярно отвечает отказом на просьбу изобразить кого-нибудь.


Список литературы

М. Озерова «О детском рисовании», Москва. Издательство Студии Артемия Лебедева, 2012. с.267