О детском рисовании.
Изображение человека
Рисовать человека ребенок начинает в период схем. Сначала он
изображает голову, потом переходит к «головоногам», а затем фигура постепенно приобретает все необходимые части.
Примерно в возрасте 2-х лет дети увлекаются изображением
окружностей. Выводя спирали и дуги, малыш начинает замыкать линии –выходит нечто похожее на кривой круг. Обычно это происходит вскоре
после того, как ребенок овладевает умением кружиться и бегать по кругу. С изображением кругов начинается важный этап – рисование человека.
Однажды малыш вдруг видит в неровной окружности «голову» и называет ее человечком.
Тётенька танцует. Рисунок девочки 2 лет 5 месяцев
Постепенно из окружности вырастают две вертикальные линии, направленные вниз, - «ножки». Изображается так называемый «головоног». И в возрасте около трех лет практически все дети проходят в рисовании «стадию головоногов».
Человечек.
Рисунок девочки 3 лет 2 месяцев
Головоногами могут быть не только люди, но и животные.
Количество деталей (ног и глаз) может варьироваться по усмотрению художника.
Кит. Рисунок девочки 2 лет
Тигр.
Рисунок девочки 3 лет 9 месяцев
Примерно к четырем годам ребенок начинает рисовать у головоногов ручки. Сначала они бывают обозначены одной линией, как и ноги, - ребенок еще не задумывается о
способах передачи объема.
(Как видно, у головоногов уже имеются не только «ножки»
- линии, но и «ручки» - линии в верхней части туловища).
Девочка и дядя.
Рисунок девочки 3 лет
В целом детский рисунок развивается так, что в первую очередь появляется «вертикаль» - головоног устанавливается головой вверх и ногами вниз, а затем «горизонталь» -
прорисовываются дополнительные детали, образ
обогащается.
(Руки и ноги нарисованы одной линией, а затем обведены –на руках появились рукава).
Девочка гуляет.
Рисунок девочки 4 лет 6 месяцев
Также происходит и в рисовании рук и ног: сначала они
намечаются одной, задающей направление линией, и только на следующей стадии происходит «наполнение» - ноги и
руки рисуются двумя линиями, создающими видимый объем. (У фигуры папы ноги утолщены: это попытка нарисовать объемные брюки).
Семья.
Рисунок мальчика 5 лет
Когда ребенок начинает рисовать руки, то обычно растут они оттуда же, откуда и первые тонкие ножки, - прямо из головы. Затем появляется туловище, вводятся дополнительные детали. Впрочем, некоторые дети начинают прорисовывать детали задолго до появления туловища.
(Руки и ноги нарисованы одной линией, есть попытка
изобразить стопы и ладони).
Девочка.
Рисунок девочки 4 лет
Даже изображая головоногов, ребенок уже начинает
задумываться о пространственном расположении и пытается рисовать человека в разных позах. На картинках могут быть
заметны попытки передать динамику.
(Корона – красноватое пятно на макушке. Вертикальные линии внизу – руки и ноги.)
Король в короне.
Рисунок девочки 2 лет 9 месяцев
Примерно к четырем годам ребенок начинает
систематически рисовать у головоногов туловище. На первом этапе освоения этой детали туловище может быть какой угодно формы и любого размера. (Мама идет к дому).
Мама.
Рисунок девочки 4 лет
К шестому году ребенок усваивает понятия о
горизонтали и вертикали, и его человечки уверенно стоят на «земле», то есть внизу рисунка.
(Крошечное туловище в виде прямоугольника).
Мама.
Рисунок девочки 5 лет
Постепенно сюжет рисунка усложняется, позы людей становятся более разнообразными, передается
динамика. В тоже время ребенок может разработать некий авторский шаблон изображения лиц и фигур, которому начинает следовать практически без
изменения в деталях. (Люди нарисованы по одной схеме почти без изменений. Единственная деталь указывает на пол-юбки у женских фигур).
Семья в доме.
Рисунок девочки 4 лет
Примерно на шестом году жизни ребенок осваивает изображение человека со всеми частями тела (по две руки и ноги, голова и туловище). Затем появляются правдоподобные пропорции и детали: руки
присоединяются к туловищу на уровне плеч,
конечности нарисованы двойными линиями, ладони оканчиваются пальцами. (У персонажа появились объемные ручки и кисти с пальцами).
Девочка.
Рисунок девочки 5 лет
В дальнейшем рисунок наполняется мелкими деталями. Персонаж «оснащается» волосами, бровями, ресницами, ушами. Ребенок рисует одежду и обувь, запечатлевает выражение лица, старается
изобразить эмоциональное состояние человека. (У клоуна широко раскрытые глаза, он улыбается).
Клоун.
Рисунок девочки 5 лет 5 месяцев
И только на стадии правдоподобных изображений люди на детских рисунках принимают разные позы и приобретают правильные пропорции.
(Король сидит на троне, принцесса повернулась к нему лицом).
Принцесса и король. Рисунок девочки 7 лет
Примерно к восьми - десяти годам соотношение динамики, пластичности и схематизма в рисунке уравновешивается. Лет с десяти он становится все более реалистическим, теряет
схематизм и приобретает больше стилистических авторских черт. В подростковом возрасте рисунок передает динамику, объем, содержим множество дополнительных деталей.
Рисунок взрослого мало отличается от подросткового, если автор специально не развивает художественные навыки.
Сидящий ангел. Рисунок девушки 16 лет
В старшем дошкольном возрасте дети чаще всего
испытывают трудности при изображении человека в движении. В этом случаем можно использовать технологические карты с алгоритмами изображения
человека в различных позах. Чтобы не отбить у ребенка желание рисовать человека, нужно использовать простые схемы и стилизованные изображения на основе знакомых элементов. Мы должны поощрять ребенка в процессе работы и за результат, это позволит мотивировать его к дальнейшему творческому развитию.
Примерная периодизация изменений в детском рисунке
Четыре года | Туловище изображается чаще всего в виде круга или овала (возможная и другая фигура). Голова соединена непосредственно с туловищем. Ноги расставлены, связаны с линией туловища. Пропорции неправильные. |
Пять лет | В изображении появляются детали – уши, волосы, головные уборы, одежда. Персонажи приобретают пол, мужские и женские фигуры рисуются по-разному. |
Шесть лет | Уточняются пропорции. Руки присоединяются к туловищу на высоте плеч, может быть изображена шея. В одежде заметны мелкие детали (пуговицы, карманы). |
Семь лет | Переход от постоянного изображения в анфас к полупрофилю и профилю. Формы и пропорции правдоподобные. |
Восемь лет | Шею, плечи и руки рисуют непрерывной линией. |
Девять лет | Ноги могут изображать движение, позы изменяются. Одежда украшается деталями, делаются попытки нарисовать складки и т.п. |
10-11 лет | Появляется перспектива, стремление передать объем, накладывать тени. Формирование рисунка заканчивается, далее он лишь совершенствуется. |
Изображение человека важно для ребенка и хорошо отражает его развитие и психическое состояние. Родителям стоит посоветоваться со специалистом, если:
ребенок старше четырех лет вообще не рисует человека;
ребенок пяти лет все еще рисует «головоногов»;
на лице нарисованного человека постоянно отсутствуют важные детали (особенно глаза) или глаза изображаются закрытыми или невидящими;
лица у персонажей всегда грустные;
ребенок, который рисовал человечков, вдруг престал это делать и регулярно отвечает отказом на просьбу изобразить кого-нибудь.
Список литературы
М. Озерова «О детском рисовании», Москва. Издательство Студии Артемия Лебедева, 2012. с.267