О значимости духовно-нравственного воспитания
школьников-спортсменов ДЮСШ
Гуляев Сергей Васильевич – старший тренер-преподаватель
по легкой атлетике ДЮСШ №1 ГО «город Якутск»
Духовно-нравственное воспитание является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни подрастающего поколения, в том числе имеет огромную значимость к организации оздоровительно-физкультурной деятельности в системе школьного образования.
Важность решения воспитательных задач в образовательных учреждениях на основе деятельности детско-юношеских спортивных школ (далее - ДЮСШ) бесспорна актуальна. В детских спортивных школах Республики Саха (Якутия) обучение, воспитание и развитие осуществляется учебно-тренировочными занятиями и бесспорно оно обеспечивается на основе интеграции физического и духовного воспитания с опорой на этнопедагогических подходов и принципов воспитания.
Богатый опыт физического воспитания подрастающего поколения на традициях здорового образа жизни накоплен в культуре различных народов. Народные традиции саха представляют собой форму адаптации данного этноса к условиям окружающей среды, в которой он исторически сформировался и существует в данное время.
Сегодня юные спортсмены и учащиеся школ мало приобщены к духовному наследию предков по формированию национальной культуре, что заставляет пережить регресс грамотности, кризис духовности.
В своих работах профессора института физической культуры и спорта СВФУ В.П. Кочнев, И.И. Портнягин, И.А. Черкашин отмечают, что национальные игры, как сокровищница вековой мудрости народа, должно служить средством гуманистического, нравственного, физического воспитания гармонично развитой личности, почитающего свою самобытную национальную игру, богатый опыт, достоинство народа саха. Через национальные игры вместе с физической культурой мы можем приобщить молодое поколение к народной педагогике, этнической и экологической культуре своего народа.
В спортивной школе, в которой работаю первостепенной задачей тренеров-преподавателей является, прежде всего, воспитание человека духовно-нравственного, «победившего себя». Только такой человек сможет стать «победителем в жизни», «олимпийским чемпионом».
Педагогический коллектив в работе с детьми уделяет особое внимание воспитанию таких качеств, как – доброта, доброжелательность, отзывчивость, чуткость, доброе отношение к человеку особенно, к пожилым и инвалидам, а также к бережному отношению к окружающей среде.
Так как основной формой общения спортсмена являются тренировочные занятия, соревнования, учебно-тренировочные сборы в школе тренера проводят с воспитанниками более 3 часов в день, также на длительные сроки выезжают на учебно-тренировочные сборы и соревнования различного уровня. Многие дети, занятые спортивной деятельностью, находятся в контакте с тренером-преподавателем более длительное время, чем с учителями общеобразовательных школ, и даже со своей семьей. Поэтому личность тренера, его человеческие качества, жизненная позиция и нравственность оказывают, порой, самое большое влияние на формирование личности юного спортсмена. Большое время суток, которое проводят рядом тренер и воспитанник, вместе переживаемые разные жизненные ситуации, а также радости побед и огорчения поражений, связывают тренера и воспитанника на всю жизнь.
В таких условиях для организации досуга юных спортсменов необходимо осуществлять конкурсы, соревнования по национальным видам игр на развитие творческих и умственных способностей детей и многие другие средства воспитания тесно вплетены в учебно-тренировочный процесс. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с малых лет. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникается теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», - писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский. Система духовно-нравственного воспитания спортсменов строится через приобщение его к культурному наследию своего народа.
Основные задачи воспитания – формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию села, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).
Таким образом, духовно-нравственное воспитание в спортивной школе будет успешным, если в учебно-воспитательном процессе реализуются следующие социально-педагогические условия:
- разработана и осуществлена система тренировок, нацеленная не только на личные спортивные достижения, но и духовно-нравственную самоорганизацию деятельности и само регуляцию поведения школьников спортсменов;
-организовано взаимодействие тренера-преподавателя с семьей, обеспечивающее как общий, так и дифференцированный подход к духовно-нравственному воспитанию в совместной деятельности семьи и школы;
-организовано создающая воспитательное пространство и возможность проявления, развития, закрепления духовно-нравственного воспитания.