Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №55 «Изумрудный город»

Обобщение опыта работы по реализации проекта

«Юные исследователи», направленный на развитие исследовательской активности дошкольников средней группы

Составила : Олгесашвили Ния Нугзаровна,

Воспитатель второй младшей группы

МА ДОУ «Детский сад комбинированного

вида №55 «Изумрудный город»

Московская область

Городской округ Балашиха

2024г.

 

Разработки данного проекта обусловлена тем, что современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательной деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем.

Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве (А.Н. Поддьяков, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, Л.М. Кларина, Е.Н. Герасимова, Н.Б. Шумакова, И.Э. Куликовская и др.).

 

Активность личности реализуется в состоянии готовности и стремления к самостоятельной деятельности, в выборе оптимальных путей достижения поставленной цели, получении адекватных результатов.

Базисом продуктивных форм активности является поисковая познавательная активность субъекта, направленная на обнаружение открытие неизвестного и завершаемая актами решения проблемы, представленными субъективно в понимании. Продуктивные виды активности обеспечивают «порождение образов . Одним из наиболее ярких и ранних проявлений активности ребенка является его бескорыстное стремление к познанию и исследованию окружающего мира. Исследовательская активность выступает неотъемлемой частью поведения любого живого существа как условие его выживания и развития в изменяющейся среде.

Исследовательская активность ребенка проявляется как внутреннее стремление, порождающее исследовательское поведение. Она создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. А. М. Матюшкин рассматривает исследовательскую активность ребенка как основное выражение его талантливости, проявляющееся в высокой избирательности ребенка к исследуемому новому, в широкой любознательности (Дж. Берлайн). На основе анализа современных подходов исследовательская активность может быть определена как выраженное стремление субъекта, направленное на поиск решения значимой для него проблемы с помощью определенной системы методов, приемов и средств.

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Вместе с тем, до настоящего времени не сложилась целостная концепция развития исследовательской активности дошкольников в экспериментировании, раскрывающая сущность исследовательской активности, ее структуру и педагогические основы, обеспечивающие динамику ее становления в образовательном процессе современного дошкольного учреждения. Данный факт ощутимо затрудняет реализацию возрастного потенциала исследовательской активности дошкольника.

Объект исследования: процесс развития исследовательской активности дошкольников средней группы.

Предмет исследования: детское экспериментирование как средство развития исследовательской активности дошкольников средней группы.

 

 

 

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме, сделать обзор основных понятий.

Рассмотреть особенности развития исследовательской активности в дошкольном возрасте, в том числе у дошкольников средней группы.

Разработать и реализовать проект «Юные исследователи», направленный на развитие исследовательской активности дошкольников средней группы в экспериментировании; определить его эффективность.

Выявить особенности проявления исследовательской активности дошкольников средней группы, определить и охарактеризовать уровни исследовательской активности.

Обработать и проанализировать полученные результаты и сделать выводы по исследованию.

Гипотеза исследования: я предполагаю, что если систематически и последовательно использовать экспериментальную деятельность детей, то это будет способствовать повышению исследовательской активности детей среднего дошкольного возраста.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и программно-методической литературы; разработка и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов; методы психолого-педагогической диагностики, сравнение, выводы.

Практическая значимость: предлагаемый в исследовании проект «Юные исследователи» по развитию исследовательской активности у детей среднего дошкольного возраста может быть использован в практической деятельности воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

 

Развитие исследовательской активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребенку расширять образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

Стержнем экспериментирования является исследовательская активность ребенка, которая дает направление исследовательского поиска и настойчивость в достижении значимой для него цели. Исследовательская активность позволяет дошкольнику получить ответы на множество «почему», которые его волнуют.

«Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой». Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития. Способность создавать продукт, доводить начатое дело логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным звеном в развитии учебной самостоятельности.

Развитие любой детской деятельности происходит не само собой, а под руководством взрослого. Таким образом, и развитие деятельности детское экспериментирование имеет свои особенности руководства со стороны взрослого.

Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку).

В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

Анализ исследований показывает, что исследовательская активность проявляется:

в направленном интересе ребенка к определенным проблемам или объектам, который он удовлетворяет с помощью экспериментирования;

в умении на основе анализа исходного состояния проблемы, выдвинуть предположения (гипотезу) ее возможного решения;

в активном стремлении найти способ решения проблемы, в том числе с помощью комбинаторного перебора вариантов способов решения;

в настойчивости исследовательского поиска и желании его продолжить, несмотря на результат;

в способности анализировать и оценивать результаты экспериментирования (промежуточные и итоговые) и вносить коррективы в исследование;

в сохранении интереса к дальнейшему исследовательскому поиску.

Таким образом, одним из ярких и ранних проявлений активности ребенка является его бескорыстное желание к познанию и исследованию мира.  Исследовательская активность ребенка проявляется как внутреннее стремление, порождающее исследовательское поведение. Она создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития (Н.Н. Поддьяков, А. Валлон, А.В. Запорожец, Ж. Пиаже, Д.Б.Эльконин).

Подведем небольшой итог: на основании теоретического анализа литературных источников исследовательская активность ребенка рассматривается нами как:

настойчивое стремление дошкольника реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, опытов, наблюдений);

потребность в познании окружающих объектов, результатом чего является открытие новых для ребенка свойств и качеств объектов и возможность дальнейшего обогащения самостоятельного познания и практической деятельности.

Исследовательская активность проявляется в опыте дошкольников и получает свое отражение в детском экспериментировании. Экспериментирование нами понимается как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность. Вместе с тем, проведенный анализ показал недостаточную эффективность практики развития исследовательской активности дошкольников средней возрастной группы и позволил выдвинуть предположение о том, что развитие данного вида активности в процессе экспериментирования будет возможным при соблюдении комплекса педагогических условий, направленных на совершенствование содержательно-методических основ процесса развития исследовательской активности.

Определение особенностей проявления исследовательской активности дошкольников средней группы в процессе экспериментирования (констатирующий эксперимент)

 

Для выявления особенностей проявления исследовательской активности дошкольников в процессе экспериментирования нами были использованы систематическое наблюдение за свободным экспериментированием детей в уголке экспериментирования и проблемные ситуации:

Ситуация «Что мне интересно?» (О.В. Афанасьева)

Ситуация «Кораблекрушение» (Т. И. Бабаева, О. В. Киреева)

Ситуация «Путешествие в пустыне» (Т. И. Бабаева, О. В. Киреева)

в дальнейшем.

В результате наблюдения за свободным экспериментированием детей были выявлены четыре уровня развития исследовательской активности.

Высокий уровень исследовательской активности характеризуется устойчивым интересом старших дошкольников к исследовательскому поиску как в специально созданных проблемных ситуациях, так и в свободной деятельности детей. Дошкольники в полном объеме принимают проблемную задачу, обнаруживают противоречия, выдвигают различные предположения, осуществляют практический поиск решения проблемы, используя комбинаторный перебор, не ограничиваясь одним вариантом; рассуждают вслух, отбирают приборы для получения результата; по своей инициативе предпринимают дальнейшее исследование интересующих объектов, проявляют настойчивость, выражают удовлетворение от результатов экспериментирования, взаимодействуют с другими детьми.

Средний уровень развития исследовательской активности. Для него характерно активное проявление интереса к экспериментированию на начальных этапах решения проблемных задач. Дошкольники выдвигают предположения при направляющей помощи воспитателя, однако в их гипотезах не учитываются все условия задачи, в поиске решения проблемы ограничиваются одним вариантом, после чего поиск прекращают. Поисковые действия детей носят недостаточно последовательный характер; настойчивость дошкольников неустойчивая; результат получают при стимулирующей помощи воспитателя. Дети выражают удовлетворение от решения проблемы, но не выдвигают инициативы по продолжению экспериментирования. В экспериментировании предпочитают воспроизводить освоенные способы действия с объектами, недостаточно согласуют свое взаимодействие с партнерами.

Уровень ниже среднего характеризуется проявлением неустойчивого интереса детей к экспериментированию. Дошкольники заменяют задачу исследования знакомством с объектами и материалами; не пытаются без помощи воспитателя высказывать предположения о способах решения проблемной задачи; осуществляют поиск решения, используя случайный выбор средств; поисковые действия носят однотипный характер; дети не стремятся рассуждать и анализировать свои действия; не проявляют настойчивости в достижении результата;  имеют высокую степень отвлекаемости; отказываются от экспериментирования при первых возникающих трудностях; не принимают предложений о дальнейшем экспериментировании, обосновывая свой отказ трудностями исследовательского поиска. Затрудняются взаимодействовать со сверстниками.

Низкий уровень развития исследовательской активности характеризуется отсутствием выраженного интереса детей к экспериментированию, непринятием задачи исследования. Без помощи воспитателя дошкольники не могут самостоятельно высказать предположение о способах решения задачи, подменяют экспериментирование игровыми действиями с предметами. Анализ хода и результатов экспериментирования вызывает у детей затруднения. Нуждаются в пошаговой обучающей помощи воспитателя, в условиях повторения эксперимента за воспитателем чувствуют себя более уверенно. Дети проявляют нейтральное отношение к исследованию и результату экспериментирования. Не вступают во взаимодействие со сверстниками в экспериментировании, ограничиваясь наблюдением.

 

Рис.1

Общие показатели развития исследовательской активности

детей средней группы в экспериментировании

 

Анализ данных осуществлялся по комплексным критериям:

принятие ребенком проблемной задачи, требующей экспериментирования;

проявление интереса ребенка к экспериментированию;

особенности процесса экспериментирования;

отношение ребенка к результату экспериментирования и его оценка.

Таблица 1

Результаты развития исследовательской активности

детей средней группы в экспериментировании  

(констатирующий эксперимент)

Критерии

Уровни

В

С

Ниже С

Н

Принятие ребенком проблемной задачи, требующей экспериментирования

2(12%)

3(19%)

8(50%)

3(19%)

Проявление интереса ребенка к экспериментированию

2(12%)

4(24%)

7(45%)

3(19%)

Особенности процесса экспериментирования

3(19%)

3(19%)

8(50%)

2(12%)

Отношение ребенка к результату экспериментирования и его оценка

3(19%)

4(24%)

8(50%)

1(7%)

Итого

15%

21%

49%

15%

Таким образом, в проблемных ситуациях было зафиксировано преобладание сниженных уровней исследовательской активности (64%), при которых не проявляется достаточного интереса у детей к исследовательскому поиску, экспериментирование фактически подменяется механическим игровым манипулированием с предметами, исследовательские умения недостаточно развиты, мал практический опыт экспериментирования.

Полученные данные были подтверждены наблюдениями за экспериментированием детей в свободной деятельности. Следует отметить, что большинство дошкольников (64%) вообще не обращались к экспериментированию. Лишь в 12% случаев дети проявляли интерес к самостоятельному исследовательскому поиску по собственной инициативе.

Была обнаружена закономерность: чем выше уровень исследовательской активности детей, выявленный нами в специально созданных проблемных ситуациях, тем чаще они экспериментировали в свободной деятельности. Дети быстрее замечали новые, «проблемные» объекты, противоречия, стремились осуществить комбинаторный перебор вариантов решения проблемы, эмоционально переживали результат своего исследования.

В группе была организована работа по реализации проекта «Юные исследователи», проект направлен на развитие исследовательской активности воспитанников средней группы. Была разработана система мероприятий, обеспечивающих развитие исследовательской деятельности детей.

Основные направления в работе и механизм реализации проекта

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Беседа «Мой мир, какой он?»;

рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием

Мастер-класс «Изготовление лабораторного материала своими руками»

Разработка практического материала для воспитателей «Требования к содержанию и оформлению уголков экспериментирования»

Ч

тение художественной литературы («Почемучка» – детское справочное бюро, «Большая энциклопедия для

дошкольника», Г. Юдин «Главное чудо света», энциклопедия «Все обо всем»);

Методическая разработка проведения семинара-практикума для педагогов «Детское экспериментирование как средство развития исследовательской  активности дошкольников»

Картотека игр:

– игры словесные;

– развивающие игры и упражнения.

Оформление альбомов по проведенным опытам и экспериментам (в виде зарисовок и фотографий).

Экскурсия в начальную школу

Критерии

Уровни

В

С

Ниже С

Н

Принятие ребенком проблемной задачи, требующей экспериментирования

5(31%)

8(50%)

2(12%)

1(7%)

Проявление интереса ребенка к экспериментированию

6(36%)

7(45%)

2(12%)

1(7%)

Особенности процесса экспериментирования

6(36%)

8(50%)

1(7%)

1(7%)

Отношение ребенка к результату экспериментирования и его оценка

8(50%)

5(31)

3(19%)

0%

Итого

38%

44%

12%

6%

 

 

Результаты контрольного этапа эксперимента

На данном этапе исследования для оценки эффективности проведенной развивающей работы с детьми среднего дошкольного возраста было повторно проведено диагностическое обследование уровня исследовательской активности дошкольников. Исследование проводилось на основании той же диагностической методики (проблемные ситуации). В ходе проведенного исследования были выявлены следующие результаты:

Критерии

Высокий

Средний

Ниже среднего

Низкий

До

После

До

После

До

После

До

После

Принятие ребенком проблемной задачи, требующей экспериментирования

2

(12%)

5

31%

3

19%

8

50%

8

50%

2

12%

3

19%

1

7%

Проявление интереса ребенка к экспериментированию

2

(12%)

6

36%

4

24%

7

45%

7

45%

2

12%

3

19%

1

7%

Особенности процесса экспериментирования

3

(19%)

6

36%

3

19%

8

50%

8

50%

1

7%)

2

12%

1

7%

Отношение ребенка к результату экспериментирования и его оценка

3

(19%)

8

50%

4

24%

5

31

8

50%

3

19%

1

7%

0%

Итого

15%

38%

21%

44%

49%

12%

15%

6%

 

Результаты контрольного эксперимента выявили, что дети, после проведения развивающей работы (реализации проекта «Юные исследователи») показали положительную динамику в проявлении исследовательской активности по всем критериям.

Снижение низкого уровня незначительно (с 15% до 6%). Один ребенок так и не смог достигнуть положительных результатов в реализации мероприятий в рамках проекта «Юные исследователи» по причине частых пропусков по болезни.

Средний уровень также увеличился более чем в 2 раза (с 21% на 44%) за счет снижения уровня ниже среднего и низкого уровней. Детям данного уровня свойственно активное проявление интереса к экспериментированию только на начальных этапах решения проблемных задач, далее интерес затухает, и дети переключаются на другие виды деятельности. Поисковые действия детей носят непоследовательных характер, настойчивость дошкольников неустойчивая, поэтому результат дети получают частичный. Дети выражают удовлетворение от решения проблемы, но собственной инициативы по продолжению экспериментирования не выдвигают, однако охотно откликаются на совместный с воспитателем дальнейший исследовательский поиск. В процессе экспериментирования дошкольники ограничивают свой выбор знакомыми приборами, не стремятся к согласованным действиям с партнером в экспериментировании.

Высокий уровень увеличился на 23%. Дети проявляли устойчивый интерес к исследовательскому поиску как в специально созданных проблемных ситуациях, так и в свободной деятельности. Ребята по своей инициативе предпринимали дальнейшее исследование с интересными для себя объектами, активно искали и находили возможности для нового варианта решения, проявляли настойчивость в получении результата, положительно оценивали результаты своей деятельности, стремились к взаимодействию с другими детьми.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности проделанной работы. Это проявлялось в выраженном интересе большинства дошкольников к экспериментированию; в освоении исследовательских умений; настойчивости исследовательского поиска и достижения результата; в желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания.

 

Список использованных источников:

Бабаева, Т.И. Дошкольники на пороге XXI века / Т.И. Бабаева // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: анализ прошлого и взгляд в будущее. – СПб

.:

Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – С. 3-6.

Бондаренко, А.К. Дидактиче

ские игры в детском саду / А.К.

Годовикова

, Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание / Д.Б.

Годовикова

. – 1986. – №1. – С.28-32.

Диагностика в детском саду. Методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 198

с

.

Дыбина

, О.В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников / О.В.

Дыбина

. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128

с

.

Дыбина

, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В.

Дыбина

, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192

с

.

Дыбина

, О.В. Творим, измеряем, преобразуем: занятия с дошкольниками / О.В.

Дыбина

. – М.: Сфера, 2002. – 28

с

.

Зак

, А.З. Будем смышлеными: развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет / А.З.

Зак

. – М.: АРКТИ, 2003. – 104

с.

Нахалова

М. А., Якушева С. Д. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста // В мире научных открытий. Ч. 3. – 2010. – № 5 (11).

Куликовская

, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебное пособие / И.Э.

Куликовская

, Н.Н.

Совгир

. – М.: Педагогическое общество России, 2005.- 80

с

.

Новоселова, С.Л. Игра-экспериментирование как детская самодеятельность / С.Л. Новоселова // Информационно-методический и научно педагогический журнал. – 2001. – №4. – С 86-93.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации

/ П

од ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003. – 64 с.

Петровский

, А.В. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / А.В. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А.

Смывина

, Л.П. Стрелкова. – М.: Новая школа, 1993.- 137

с

.