Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 6 с. Малышево Селивановского района Владимирской области
Обобщение опыта работы по теме:
«ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Автор: Сергеева Т.Г.
Воспитатель: высшей квалификационной категории
Содержание
Модуль 1. Условия формирования опыта……………………………….
Модуль 2. Актуальность и перспектива опыта…………………………
Модуль 3. Теоритическая база опыта……………………………………
Модуль 4. Технология опыта……………………………………………
Модуль 5. Результативность опыта…………………………………….
Литература……………………………………………………………….
Приложение……………………………………………………………..
Модуль1. Условия формирования опыта.
Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В концепции ФГОС ДО в качестве конечного результата образовательной деятельности дошкольной образовательной организации фиксируется портрет первоклассника, в котором одно из важнейших мест отводится развитию творческих способностей ребёнка.
Одним из эффективных средств для этого, на мой взгляд, являются занятия песочной терапией в детском саду.
Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощущения свободы и безопасности самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.
Сам вид материала, его простота стимулируют творческую активность ребенка, развивает творческие способности, активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу творчества, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.
Дошкольный возраст является благоприятным для развития у детей способности к творчеству, поскольку именно в этом возрасте закладывается психологическая основа творческой деятельности. Ребенок данного возраста имеет способность к созданию новых рисунков, конструкции, образа и фантазии, отличающиеся своей оригинальностью, вариативностью, гибкостью, а также подвижностью. Детей дошкольного возраста характеризует активная позиция деятельности, а также любопытство и постоянные вопросы к взрослым, способность к осуществлению речевого комментирования процесса, а также результатов собственной деятельности, довольно стойкая мотивация, развитое воображение и настойчивость.
В работе я использую следующие педагогические принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, сезонность. В своей деятельности я стараюсь использовать все виды работ в песочнице:
конструирование из песка;
рисование цветным песком;
составление узоров на песке;
создание картин на песке;
создание песочных композиций;
разыгрывание сказок на песке.
Модуль 2. Актуальность и перспектива опыта.
На сегодняшний день стремительные изменения во всех сферах современного общества выдвигают перед образованием новые требования: превратить процесс обучения в мощный фактор развития способностей к постановке творческих задач. Необходимо формирование личности, способной ориентироваться в многообразии окружающего мира. Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федерального государственного образовательного стандарта. В концепции ФГОС ДО в качестве конечного результата образовательной деятельности ДОО фиксируется портрет первоклассника, в котором одно из важнейших мест отводится развитию творческих способностей ребёнка.
Дошкольный возраст имеет огромное значение в жизни человека, в развитии многих его психических свойств, процессов, качеств личности. Велико значение этого возраста в формировании и развитии творческих способностей. В дошкольном возрасте закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы, формируются эстетические переживания.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Одно из эффективных средств для этого – занятия песочной терапии в детском саду.
Сам вид материала, его простота стимулируют творческую активность ребенка, развивает творческие способности, активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу творчества, способствует эффективному развитию воображения и восприятия, что обуславливает актуальность исследования.
В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно, и ее применение имеет свои особенности. А так как для обучающих целей уникальные возможности песка долгое время практически не использовались, то, чтобы заполнить этот пробел, российскими специалистами была создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом. Можно сказать, что сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный метод в психотерапии, педагогике, психологическом консультировании .
Однако главные возможности песочной терапии проявляются и в другой плоскости. Игры с песком применяются как средство развития творческих способностей у детей.
С точки зрения Т.Г. Казаковой, творческие способности – результат овладения ребенком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида творчества.
Цель исследования: выявить условия, при которых песочная терапия будет являться средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей дошкольников посредством песочной терапии
2. Обобщить подходы к проведению занятий песочной терапии в контексте развития творческих способностей дошкольников.
3. Составить серию занятий песочной терапии с детьми.
4. Сформулировать методические рекомендации для родителей по песочной терапии, направленных на развитие творческих способностей у дошкольников.
Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы, изучение и обобщение опыта проведения занятий песочной терапией с детьми старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость: подбор и систематизация психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования.
Практическая значимость: разработанная серия занятий по песочной терапии в контексте развития творческих способностей может быть использована в практике работы дошкольной образовательной организации.
Модуль 3. Теоретическая база опыта
К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для ребенка - куча песка». Строя из песка, ребенок выражает мир своей души, полной фантазий и реальности. Любому ребенку игра в песок доставляет большое удовольствие.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Наиболее широкие возможности представляют те её виды, которые связаны с продуктивными видами деятельности.
Существует несколько видов работ в педагогической песочнице:
конструирование из песка;
рисование цветным песком;
составление узоров на песке;
создание картин на песке;
создание песочных композиций;
разыгрывание сказок на песке.
Данные виды работ развивают у ребенка:
мелкую моторику;
тактильно-кинестетическую чувствительность;
воображение, любознательность;
стимулируют проявление творчества;
позволяют справиться со страхами;
учат детей контролировать свое поведение и эмоции.
Показателями эффективности использования песочной терапии с детьми, являются:
проявление спонтанного творчества и развитие творческого потенциала в целом;
улучшение внимания;
перенесение полученных навыков в ежедневные ситуации;
совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;
стимулирование интереса к занятиям;
развитие речи (дети начинают импровизировать, передавать интонации, темп речи воспитателей и педагогов, имитировать звуки, которые издают их персонажи);
совершенствование навыков положительной коммуникации;
формирование представлений об окружающей действительности, «проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, объяснение их смысла и способов поведения в них;
гармонизация психоэмоционального состояния.
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что проведение развивающих занятий с использованием песочной терапии благоприятно влияют на развитие ребенка в целом. Помимо того, что отмечается гармонизация психоэмоционального состояния, также формируется произвольность действий, снижается уровень тревожности, исчезают страхи, повышается уровень мотивации к занятиям, развивается творческий потенциал.
Остановимся подробнее на рисовании в песочнице. Способ рисования песком прост по технологии и напоминает игру, при этом дети учатся думать, самостоятельно решать, как сделать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Еще В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Рисование песком – нетрадиционное направление изобразительного искусства. Цветной песок – это удивительный материал для создания картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет воплотить самые фантастические замыслы. Рисунки, выполненные песком, очень красивы и позволяют ребенку проявлять свою фантазию.
Цветной песок можно сделать своими руками: светлый однородный песочек, тщательно промывается, а затем прокаливается в духовке. Для окраски песка используются пищевые красители или гуашь: песок насыпается в стаканы, заливается водой, добавляется краска нужных цветов; выдерживается до тех пор, пока песок не окрасится до нужной яркости (можно оставить на ночь); затем сливается вода и просушивается песок на бумаге; готовый песок раскладывается по емкостям.
Перед началом занятия педагог обязательно напоминает правила техники безопасности при работе с данным материалом. Для изложения теоретических вопросов используются такие методы работы, как сказкотерапия, рассказы, легенды, беседы, зарисовки.
Темы занятий переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) Такое построение занятий способствует более успешному освоению примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Каждая встреча с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.
Подготовительная часть состоит из приветствия; упражнения для развития мелкой моторики, подготовки руки к рисованию; упражнений для развития мышления и воображения.
Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.
Основная часть – непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так, педагог может использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов и т. д.). Обязательным является проведение физкультминутки.
Заключительная часть состоит из рефлексии, предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляется фотовыставка.
Общая структура занятий в песочнице включает в себя:
Ритуал вхождения в песочный мир
Новая психолого-педагогическая игра
Ритуал выхода из песочного мира.
Модуль 4. Технология опыта
Задача взрослых познакомить детей с разнообразием окружающего мира. Чем больше интереса и любопытства у ребёнка к предметам, тем больше у него появляется возможностей для развития. Ребенка всегда притягивает что-то новое, интересное хочется потрогать, пощупать. Поскольку у дошкольников знакомство с предметами происходит во время игры и дети любят в летнее время играть с песком, то и мы решили проводить игровые ситуации, используя песок. Ведь игры с песком очень полезны для ребёнка и его развития в целом .
В работе с дошкольниками был использован кинетический песок. Это классический вид живого песка, пользующийся популярностью у малышей и их родителей. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, потому что песок очень приятен на ощупь, всегда сохраняет свою структуру и не даёт детям изначально ошибиться, а значит обеспечить наиболее успешное выполнение заданий. Развитие творческих способностей дошкольников, одна из основных задач ФГОС ДО, а соответственно и дошкольного учреждения. Решению данной задачи способствовал кинетический песок так как дети очень любят создавать песочные композиции, которые в отличии, от рисунка не требуют особых умений и сделать что-то не так невозможно, потому что одно и тоже задание можно переделывать до тех пор, пока не получится нужный результат. Каждый ребенок, создавая такую композицию из песка использует все свое воображение и проявляет творчество .
Для достижения с детьми определенных результатов по развитию творческих способностей, игры с песком в течении года в группе вводились поэтапно.
На первом этапе в группу был внесен песок и дети играли с ним самостоятельно, без определенных правил и задач. В первый период времени дети познакомились со свойствами песка. Этот магнит притягивал к себе детские ручки. Они то сжимали его, то разжимали, пропускали сквозь пальцы, лепили комочки, пересыпали с места на место, насыпали его в разные ёмкости, оставляли отпечатки пальчиков и ладошек, копали его совочками и резали пластмассовыми ножечками. Благодаря исследовательским действиям дети узнали свойства песка: мокрый, сыпучий, мягкий, пушистый, воздушный.
На втором этапе дети выполняли коллективные работы, целью которых было умение детей работать коллективно. Так выполняя одну из творческих работ «Сказочная страна», дети возводили из песка различные небоскрёбы, мосты, реки, дома, улицы, горы и т.д. Благодаря использованию песка в игровой ситуации, дети смогли объединиться в команду: договориться и распределить между собой обязанности при выполнении работы.
На третьем этапе детям было предложено методом проб и ошибок самостоятельно решить ряд задач. Одним из таких занятий стало предложение детям отправиться на волшебный песочный остров и помочь жителям этого острова отыскать клад.
Дети стали самостоятельно придумывать сюжет этого приключения, они прятали клад в песке, закапывали, и откапывать его, самостоятельно проводили эксперименты с песком .
Учитывая ряд особенностей, которыми обладает кинетический песок, я решила попробовать его и в работе с гиперактивными детьми. В результате чего, дети научились сидеть на одном месте более 3 минут, слушать и слышать педагога, и выполнять инструкции.
Таким образом, используя в работе кинетический песок, мы достигли гораздо большего воспитательного и образовательного эффекта, нежели стандартные формы общения и образования.
Во первых, дети начали интересоваться чем-то новым, вырос их познавательный интерес к окружающему миру, который занимает основное место для дальнейшего успешного обучения сначала в саду, а затем и в школе. Более интенсивно начало развиваться внимание, память и мышление. При использовании простых опытов с песком, дети самостоятельно делали выводы. Они не только исследовали песок, но и изучали его свойства, описывали его, с помощью педагога дети заостряли своё внимание именно на том объекте, с которым шла игра. У детей формировался определённый опыт, они открывали для себя новые и новые цепочки «идея-воплощение, деятельность, двигательная активность-результат» При работе с «открытым материалом» дети сначала думали, как именно использовать эту «субстанцию». Потом обдумывали план действий. И в итоге, получали результат.
Во вторых, играя мелкими фигурками в песке, у детей развивались тактильные ощущения, которые влияют на состояние и поведение детей, а также является основой развития «ручного интеллекта» Малыши любят всё трогать, поэтому с удовольствием мяли его, пропускали сквозь пальцы. Бывало, что ребёнка невозможно оторвать от песка. Так же у детей активизировался словарь и расширился кругозор. Играя с песком, дети выражали радость и другие интонации, учились регулировать громкость и темп своего голоса .
В третьих, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми. При игре с ним дети прорабатывали свои отрицательные чувства и эмоции, выражали таким образом свои переживания, страхи или сомнения. Кроме того, именно при помощи кинетического песка происходит гармонизация внутреннего мира и обретение контроля над собой и своими чувствами. Играя с детьми, мы тренировали их глазомер, учились делить комок песка на равные части, определяли размер предмета, различали геометрические формы этих предметов, сравнивали их друг с другом.
Сеанс песочной терапии начинается с выбора детьми нескольких игрушек, которые им больше понравятся, желательно не торопить ребёнка в выборе, он должен сам реализовать свои предпочтения.
Ребёнок должен сам расположить игрушки в песочнице на своё усмотрение в любой последовательности и в любом месте. Воспитатель уже в ходе расстановки игрушек видит определённую связь с эмоциональным самовыражением ребёнка и где-то может помочь в ходе игры детей в затруднительные моменты .
Песочная терапия - это доступное средство образования для практически любого педагога и помощник воспитательного процесса и не требует каких-либо глобальных денежных затрат.
Ящики может сделать хозработник учреждения, песок на улице, мелкие игрушки есть в каждом детском саду, даже если их купить набором, это не настолько дорогостояще. Лучше конечно, чтобы бортики песочницы были повыше, а дно выкрашено в небесно-голубой цвет, как символ воды и неба. Песок должен быть чистым и безопасным (промыт, просеян, прокален в духовом шкафу.
С помощью игр во время сеансов песочной терапии должны использоваться различные сценарии жизненных ситуаций, связанных с отношениями, профессией, природой и даже этнической направленности.
Все сцены игр должны быть сфокусированы на конкретном задании с определённым типом игрушек. Желательно, чтобы в группе, где занимаются дети, играла мелодичная спокойная музыка, или царила тишины, с учётом предпочтений детей (Приложение 1).
Внедрение принципиально новых подходов к ребенку требует во многом и новейших технологий. Такой инновацией, в частности, стала работа с песком (сендплей). Она взяла начало от древних детских игр с этим любимым материалом .
При организации игры с песком необходимо опираться на психотерапевтические рекомендации Карла Густава Юнга и его последователей, опыт коллег. Передавая детям знания о песке, знакомим их с окружающим миром, развиваем у дошкольников желание познавать, экспериментировать.
Песок является прекрасным средством для развития и саморазвития детей, а игра с ним положительно влияет на их эмоциональное состояние.
Песок состоит из отдельных песчинок, которые символизируют индивидуальность человека, а песочная масса - жизнь во Вселенной.
Таким образом, податливость песка дает каждому ребенку возможность почувствовать себя творцом. Ребенок создает сооружения из песка, любуется ими, играет, а затем разрушает, чтобы появилось что-то новое. Один сюжет сменяется другим, и так без конца. Кто-то может подумать: слишком все просто, но именно эта простота, естественные для человека действия таят в себе уникальную тайну: в сети нет ничего такого, что было бы окончательно разрушено - просто старое уступает новому. Много раз проживая это, ребенок достигает состояния душевного равновесия.
Модуль 5. Результативность опыта.
В результате проведённой работы была отмечена положительная динамика (на визуальном уровне) использования рисования песком для развития творческих способностей у детей.
Эффективность проделанной работы подтверждают следующие результаты:
дети стали принимать и самостоятельно реализовывать творческую задачу;
дети используют в своей деятельности различные приёмы рисования песком и на песке;
воспитанники приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт взаимодействия на основе творческой деятельности, научились более свободно выражать свои мысли;
дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом;
положительный мотивационно -
потребностный
компонент в творческой деятельности стал более выражен;
дети ушли от стереотипных образов, их работы стали насыщеннее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения.
Дети научились изменять образ по своему желанию, использовать дополнительные материалы, «украшать» свои работы. И если в начале смысл «украшения» работы сводился в основном к спонтанному размещению элементов украшения, то со временем использование дополнительных материалов действительно делало работы детей более насыщенными.
Стоит отметить, что проделанная работа способствовала развитию предпосылок творческого развития. Конечно, за время практической работы не все дети смогли создать принципиально новый образ, но при помощи и поддержке взрослого этот результат вполне достижим.
Кроме того, дети научились придумывать небольшие сказки на основе созданного образа воображения. В начале нашей работы дети могли придумать что-то только с помощью взрослого, связность повествования была нарушена. На заключительном этапе дети старались самостоятельно придумать историю, привносили в эти истории что-то новое, свое, оригинальное.
В ходе работы было замечено, что рисование песком возможно использовать намного шире, чем предполагалось. Такая деятельность способствует развитию познавательных процессов, расширению кругозора, развитию мелкой моторики и координации движений, развитию связной речи.
Анализируя результаты взаимодействия с родителями, пришли к выводу, что проведённая работа позволила повысить их интерес к использованию рисования песком и раскрыть его значение в развитии воображения и творческих способностей ребёнка.
Подводя итоги работы по нашему исследованию, можно отметить, что поставленная цель достигнута, задачи реализованы, а именно:
- Проанализированы психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей дошкольников посредством песочной терапии.
- Обобщены подходы к проведению занятий песочной терапии в контексте развития творческих способностей дошкольников.
Составлена серия занятий песочной терапии с детьми.
- Сформулированы рекомендации для родителей по организации песочной терапии, направленных на развитие творческих способностей у дошкольников.
Выдвинутая нами гипотеза, нашла свое подтверждение.
Нами определены перспективы дальнейшей работы:
использовать в работе с песком цветную бумагу для создания фона;
опробовать в работе различные виды песка, которые появились в продаже последнее время,
Практическая значимость работы заключается в том, что практические методы и приемы исследования могут быть использованы воспитателями ДОУ для усовершенствования воспитательно-образовательного процесса по художественно-эстетическому восприятию ребенка разных видов творчества, развитию детского изобразительного творчества в рисовании песком.
Список литературы
Кузуб
Н.В.,
Осипук
Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста: Метод. пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб.; М., 2011.
Никитина Т.О., Афанасьева М.А. Песок как универсальное средство развития дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2014. №9
Познавательно - речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице» /Под редакцией О.Н.
Каушкаль
, И.Н.
Чернышовой
, Центр педагогического образования, Москва. 2014
Сапожникова О.Б.,
Е.В.Гарнова
Игры с песком для обучения пересказу детей 5- 7 лет.
М..
ТЦ Сфера, 2017
Сачкович
Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб., 2008.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования URL: http:// www.rg.ru.2013/11/25/doshkstandart-dok.htm. (Дата обращения: 16.02.2017)
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» URL: http://base.garant.ru/70291362/3/#block_300 (Дата обращения: 19.05.2017)
Чернышева, В. Л. Социальное развитие детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру / В.Л. Чернышева // Педагогическое мастерство: материалы IV
междунар
. науч.
конф
. (г. Москва, февраль 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. 156 с.
Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. СПб., 2014.
Эльконин Д.Б. Психология игры / Эльконин Д.Б. — М., 2005. — 304 с.
Приложения
Приложение А
Консультация для родителей:
«Песочная игровая терапия (сендплей)»
Внедрение принципиально новых подходов к ребенку требует во многом и новейших технологий. Такой инновацией, в частности, стала работа с песком (сендплей). Она взяла начало от древних детских игр с этим любимым материалом.
При организации игры с песком необходимо опираться на психотерапевтические рекомендации Карла Густава Юнга и его последователей, опыт коллег. Передавая детям знания о песке, знакомим их с окружающим миром, развиваем у дошкольников желание познавать, экспериментировать.
Песок является прекрасным средством для развития и саморазвития детей, а игра с ним положительно влияет на их эмоциональное состояние.
Песок состоит из отдельных песчинок, которые символизируют индивидуальность человека, а песочная масса - жизнь во Вселенной.
Податливость песка дает каждому ребенку возможность почувствовать себя творцом. Ребенок создает сооружения из песка, любуется ими, играет, а затем разрушает, чтобы появилось что-то новое. Один сюжет сменяется другим, и так без конца. Кто-то может подумать: слишком все просто, но именно эта простота, естественные для человека действия таят в себе уникальную тайну: в сети нет ничего такого, что было бы окончательно разрушено - просто старое уступает новому. Много раз проживая это, ребенок достигает состояния душевного равновесия.
Не стоит также игнорировать коррекционно-развивающие ресурсы занятий спеском в работе с детьми, имеющими недостатки развития. В песочнице создаются дополнительные возможности для развития тактильной чувствительности, «мануального интеллекта» ребенка. Итак, имеем дополнительный эффект в решении традиционных учебных и развивающих задач: с одной стороны, значительно усиливается мотивация ребенка к учебной деятельности, с другой - интенсивнее и гармоничнее развиваются познавательные процессы.
Когда дети касаются песка, погружают в него руки, у них развиваются тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика. Кроме того, песок имеет удивительную способность «заземлять» негативную психическую энергию, поэтому является прекрасным психопрофилактические средством.
Мешкая в песке, реализуя свой замысел, малыш приобретает жизненный опыт, учится взаимодействовать со сверстниками, выражая свои мысли и поддерживая диалог, представляя свои сооружения, передавая собственные чувства. У него интенсивнее развиваются речь, познавательные процессы. Манипулирование с песком способствует развитию фантазии, образного мышления, отработке точности движений.
Метод сендплея (песочной игры) предоставляет неограниченные возможности для организации интегрированной деятельности дошкольников. Следовательно, нет ничего проще и доступнее, удобнее и разнообразнее, естественного и объемного, чем песочная игра.
Другими словами, использование песочницы на практике дает комплексный учебный, терапевтический и воспитательный эффекты.
Работу с песком можно органично вплетать в образовательно-воспитательный процесс, который способствует развитию творческого потенциала детей, дает возможность эффективно организовать коррекционную работу.
Средства реализации
Организация игр с песком требует создания специальной пространственной среды.
Для работы с песком понадобятся:
- Песочница (большая (140х100х8) для работы с подгруппой из 6-8 детей и небольшие (50х70х8) для индивидуальной работы или работы в парах)
- Песок;
- Вода;
- Набор миниатюрных фигурок;
- Природные материалы (камни, ракушки, шишки и т.д.);
Психологи рекомендуют, чтобы цвет песочнице сочетал в себе краски дерева, неба и воды. Эти цвета успокаивающе влияют на человека.
Наряду с песочницей следует разместить все необходимое для опытов, экспериментов: набор миниатюрных фигурок для обыгрывания зданий и сооружений из песка, природный материал и тому подобное.
Работа с песком имеет многовекторную направленность. Для примеров есть несколько направлений ее влияния.
Ожидаемые результаты
Формирование у детей ключевых составляющих жизненной компетентности:
- ценностное отношение к миру;
- вера в собственные возможности;
- базовые качества личности - самостоятельность, человечность, трудолюбие, наблюдательность, креативность
- развитость практических умений, творческих способностей;
Консультация для родителей «Песочные игры»
Уважаемые родители!
1. Игра с песком - одна из форм естественной деятельности детей.
Она доставляет удовольствие детям. Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. При этом ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает у нее в сознании.
Создавая сама свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником, она не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. В работе с песком все проще: если сделал что-то не так, проведи ладонью по песку и начни сначала.
Песочные игры не только интересные но и полезны.
Игра с песком эффективна в работе с дошкольниками с задержкой психического развития, для детей с нарушением речи. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает более воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения.
Во-первых, развивается мелкая моторика пальцев рук при манипуляциях с мелкими предметами, фигурами, песком.
Во-вторых, развивается творчество, фантазия, когда ребенок придумывает целый мир на песке.
В-третьих, развивается речь, потому что часто игра сопровождается комментариями, историями, диалогами.
В-четвертых, развиваются коммуникативные и социальные навыки, когда ребенок играет не одна, она взаимодействует с партнерами по игре.
В-пятых, развивается эмоциональная сфера, потому что в игре находят воплощение ситуации, волнующие ребенка, развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление.
Именно поэтому мы предлагаем Вам, уважаемые родители, сделать мини-песочницу дома, или играть с ребенком в песочнице на улице в теплое время года. (Играть с ребенком в песочные игры дома или на улице в теплое время года)
2. Как сделать песочницу дома?
Для домашнего использования можно взять небольшой деревянный или пластмассовый ящик (коробку, поднос). Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок нужно просеять, промыть и прокалить в духовке.
Материалы и предметы, используемые для игры:
- вода, сито для песка, формочки, фигурки людей и животных; сказочные герои: добрые и злые.
- природные объекты: камни, куски дерева, сухие растения, желуди, семена, перья и т.п.;
- игрушечные предметы быта, мебель, посуда, транспорт;
- объекты окружающего мира: дома, заборы, мосты, ворота и т.п.;
- пластмассовые и деревянные буквы и цифры, геометрические фигуры;
3. Игры с песком для детей старшего дошкольного возраста:
- Во-первых, рассмотрим игры, направленные на развитие мелкоймоторики рук и тактильной чувствительности.
Давай сначала смочим песок
Игра «Следы»:
- Упражнение «Идут медвежата» - сначала кулачками будем нажимать на песок, теперь ладошками, нажимаем с силой;
- Упражнение «Прыгают зайцы» - будем ударять по поверхности песка двумя пальчиками, движемся в разных направлениях; теперь тремя сгруппированными пальчиками (потом 4 и 5 пальчиками)
- «Ползут змейки» - сначала расслабленными пальчиками (показать) сделаем поверхность песка волнистой; а теперь пальчики напряжем (в разных направлениях). А теперь выполним упражнение ребром ладони.
- «Бегут жучки» - двигаем всеми пальчиками, как бегают насекомые; можно погружать ручки полностью в песок, они касаются друг друга, как бы «жучки здороваются»;
- «Ожерелье для мамы» - из чего делают бусы? (из бусинок). А на что нанизывают бусинки? (На ниточку). Нарисуй пальчиком ниточку и бусинки. Выложи бусинки из камней и фасоли.
(Уважаемые родители, таким образом можно предложить ребенку выложить любую фигуру, букву или предмет по желанию ребенка, используя любой подручный материал).
А теперь предлагаем математические игры с песком:
- «Сколько?» - я спрятала в песке предметы, найди считай их и отметь соответствующей цифрой (7 каштанов, 8 желудей)
- «Соседи» - соседи - это те, кто живет по соседству, рядом. Помоги цифре 4 найти своих соседей. Проведи дорожки пальчиком.
- «Геометрическая мозаика» - выложи из мозаики фигуры: квадрат, прямоугольник, ромб. Как эти фигуры можно назвать? (Четырехугольниками) Почему? Сколько сторон у любого четырехугольника? У какой фигуры есть 3 угла и 3 стороны? Нарисуй ее. Нарисуй фигуры, которые не имеют углов.
(Уважаемые родители, геометрические фигуры, цифры можно преподавать, рисовать по образцу, по памяти, или словесными указаниями взрослого)
Сейчас предлагаем игры по обучению грамоте и речевого развития:
- «Кто спрятался?» - необходимо найти в песке фигурки и назвать первый/последний звук в слове; (Тянуть звук)
- «Веселые превращения» - нарисуй букву Р, а теперь попробуй ее превратить в букву В, а ее в Ь - Б - Д - Т;
- «Угадай» - я закрою глаза, а ты спрячешь в песке какое-то животное. Подскажи мне, что ты спрятал. Загадай загадку. Не забудь назвать части тела животного, что умеет делать, где живет, какую пользу приносит людям.
Упражнения песочной терапии
Самое первое упражнение – знакомство с песком называется «Здравствуй песок!»
Дети кладут ладошки на сухой песок, проводят по нему ладошками, потом тыльной стороной ладоней. Рассказывают по просьбе взрослого о том, какой песок (мягкий, сухой).
Выполняются «змейки» на песке. Дети водят плавно пальчиками, рисуя волнистые линии.
Дети берут песок в кулачки, крепко сжимают, а затем медленно высыпают песок в песочницу.
Дети закапывают ладошки в песок, а потом находят свои ладошки.
При помощи взрослого каждый пальчик «здоровается» с песком. Ребенок укладывает ладошку с растопыренными пальцами в песочницу. Мама или педагог насыпает песок по очереди на пальчики. Ребенок с закрытыми глазами старается определить, на какой пальчик насыпан песок.
Эти простые упражнения позволяют ребенку почувствовать песок тактильно, оценить его свойства. Занятия песочной терапии для детей могут проводиться как для небольшой группы детей одного возраста, так и для детей совместно с родителями.
Упражнение «Отпечатки наших рук»
Это упражнение учит оценивать ощущения. Лучше проводить занятие вместе с родителями. Ребенок и взрослый поочередно делают отпечатки ладоней на песке. Ладонь вдавлена и слегка погружена в песок. Первым свои ощущения рассказывает взрослый. Он говорит о том, какой песок мягкий или шершавый, какие мелкие песчинки он ощущает кожей. Затем о песке рассказывает ребенок.
Упражнение «Дождик из песка»
Это упражнение снимает мышечное напряжение и агрессию.
Ведущий объявляет, что сегодня в песочнице начался дождик из песка. Ребенку дают возможность почувствовать, как струится песок из кулачка на ладошку, в песочницу, на ладонь мамы. Затем мама делает дождь ребенку на ладошку.
Упражнение «Следы на песке»
Упражнение проводится в форме игры. Ведущий предлагает на песке показать, как ходят разные животные. Сначала идут медведи: ребенок кулачками делает ямки в песке.
Затем прыгают зайчики: кончики пальцев легко стучат по поверхности песка.
А теперь ползут змейки: пальцы ребенка делают волнистый рисунок на поверхности песка.
Бегут жучки-паучки: пальцы растопырены, ребенок имитирует лапки насекомых. Можно погружать пальцы в песок.
Уважаемые родители!
Придерживайтесь следующих правил при организации игр на песке:
- Подбирайте задачи, соответствующие возможностям ребенка;
- Выключайте негативную оценку действий ребенка и его идей;
- Поощряйте фантазию и творческий подход.
Успехов Вам!
Приложение Б
Программа: «Развитие творческих способностей у дошкольников средствами песочной терапии» (3-7 лет)
Цели и задачи реализации дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы: «Песочная терапия» (3-7 лет)
Цель Программы - Формирование творческого потенциала, способности понимать свои чувства конструктивно выражать их, развитие творческого мышления.
Задачи:
развитие творческих, созидающих возможностей личности;
формирование эмоционального равновесия и позитивного восприятия мира;
формирование позитивных коммуникативных моделей;
творческая коррекция проблемных ситуаций;
коррекция страхов, замкнутости, агрессивности;
повышение личностного потенциала ребёнка (уверенность, самостоятельность, ответственность);
развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения);
формировать у ребенка потребность в саморазвитии.
Направленность программы: Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развития личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми.
Планируемые результаты освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы «Песочная терапия» (3-7лет)
– умение владеть различными приемами работы с сухим и мокрым песком;
– умение создавать композиции и сюжеты на песке;
– устойчивое внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- развитие мелкой
моторики рук и глазомера;
- художественный вкус, творческие способности и фантазия;
– улучшение коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе;
- участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; расширение кругозора и словарного запаса.
Направления работы.
Развитие творческих способностей.
Художественно-эстетическое развитие.
Познавательное развитие.
Организационно-педагогические условия реализации детьми дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы «Песочная терапия» (3-7лет)
Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей детей 3-7 года жизни.
Срок реализации программы– 4 года.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю от 15 до 30 минут (академический час).
Наполняемость группы– до 8 человек.
Программа является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где дети нормализуют свое психоэмоциональное состояние, снижают агрессивность, корректируют тревожность, решают проблемы межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, т.е. корректирую неблагоприятные варианты социального развития.
Для реализации поставленных целей и задач нами был разработан план работы, который включал следующие этапы:
1 этап Подготовительный (сентябрь-октябрь)
Изучение литературы по сенсорики и изучение свойств песка.
Составление перспективного плана работы.
Создание условий для эффективного использования игр.
Подбор дидактического материала и игр.
Беседа с родителями по выявлению знаний о сенсорном развитии
Диагностика детей.
2 этап Практический (ноябрь-апрель)
Знакомство детей с дидактическим материалом и играми.
Проведение дидактических игр и игр-занятий.
Проведение консультации для родителей «Сенсорное воспитание ребенка», «Чудо-песок»
Беседа «Чем занять ребенка трех-
четерех
лет дома»
3 этап Заключительный (май)
1.Итоговая аттестация детей.
2.Проведениеродительского собрания «Игра как средства сенсорного развития детей»
3. Открытое занятие для педагогов ДОУ В младшей группе «Страна игрушек»
4. Выступление с презентацией опыта работы на педсовете.
5. Создание картотеки дидактических игр.
6. Публикация материалов из опыта работы в педагогическом интернете- сообществе.
Используемые материалы:
Для организации игр с песком будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин. Например:
наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);
естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;
злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).
Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.
Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.
Технические приёмы рисования песком:
рисование кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами,
несколькими пальцами одновременно,
симметрично двумя руками,
насыпая песок из кулачка и отсечением лишнего,
скользя ладонями по поверхности песка, выполнять зигзагообразные и круговые движения;
выполнять зигзагообразные и круговые движения, поставив ладонь на ребро;
создавать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные узоры
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
1. «Чувствительные ладошки» ( по Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой)
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
2. Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
3. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
4. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
5. Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
6. «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
7. Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
8. Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
9. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
10. Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
11. Выложить фишками геометрическую фигуру.
12. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.
13. Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.
14. Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").
15. Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
16. Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.
17. Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
18. Игра "Мой город". Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
19. «Чей это след?» На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?
20. Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.
21. «Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.
22. «Дорожки из песка». Покажите ребёнку как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).
23. Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.
24. Игра «Назови звук» (по Н.В.Дуровой). Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.
25. Игра «Найди друга» (по Н.В.Дуровой). Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.
- Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).
- Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к'] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к'] – братцы.
Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие).
26. Упражнение «Песочный дождик» (по Н.Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.
27. Игра «Кто это был?» (по Р.Г.Голубевой). Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.
28. Игра «Эхо». Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке.
- та-ка-па - па-ка-та - га-ба-да - по-бо-по - пу-бу-пу
С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.
Формы организациидеятельности воспитанников на занятии:
Подгрупповая
Индивидуальная
Приложение В
Упражнения с использованием песка:
« Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление
Ребенок медленно , а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками , взрослый сыплет песок на какой – либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются.
«Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей
Взрослый пальцем , ребром ладони , кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры. Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу, либо продолжить узор взрослого.
« Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества.
«Мы едем в гости»
Цель: развитие пространственных представлений , ориентировка на «песочном листке»
Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями «верх – низ», «право –лево», «над –под», «из-за – из-под», «центр – угол».Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит», «прыгает», «ползает» по песку, изображая различных персонажей.
«Секретные задания кротов»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей .Взрослый погружает руку под песок, шевеля пальцами под песком . Тоже самое делает и ребенок, можно дуть на песок, использовать перышки, палочки, кисточки.
«Отпечатки»
Цель: развитие мелкой моторики рук
Отпечатки ,как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делить с помощью формочек. Используем формочки, изображающие животных , транспорт, различные по величине.
«Кто к нам приходил»
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия
Ребенок отворачивается , взрослый изготавливает с помощью формочек отпечатки, ребенок отгадывает, потом они меняются местами.
«Песочные строители»
Цель: развитие пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти
Дети строят песочные домики по памяти, если ребенок не справляется, то ребенку дается инструкция, если ребенок не справляется, то взрослый должен ему помочь.
Игровые упражнения
1«Песочный круг»
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными
предметами: камешками, семенами, бусинками, монетами. Ребенок может дать название своему песочному кругу.
2«Победитель злости»
В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки .Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот .Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства».
3«Песочный детский сад»
В игре обыгрывается целый день в детском саду, с соблюдением последовательностей выполнения основных режимных моментов, а также все доступные ребенку навыки самообслуживания.