Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 67»
Мастер класс для педагогов
«Интеграция наблюдений в природе в изобразительную деятельность детей».
Составитель - Чиркова Э. А.,
воспитатель, первая категория
г. Сыктывкар
2021 г.
«Интеграция наблюдений в природе в
изобразительную деятельность детей».
Цель: Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах формирования умений и навыков изображения объектов животного и растительного мира через наблюдения на прогулке.
Задачи:
- Развивать у детей восприятие, наблюдая за объектами и явлениями природы.
- Формировать умение замечать изменчивость объектов по сезонам.
- Учить обращать внимание на общие признаки и различия при знакомстве детей с животными, рыбами, птицами.
- Развивать детское творчество в процессе изображения объектов животного и растительного мира. Стимулировать использование детьми различных способов изображения объектов.
Наблюдение — это сложный вид деятельности, включающий различные сенсорные, психические, мыслительные процессы, опирающийся на эмоциональные и волевые стороны личности ребенка. Именно наблюдение является эффективным методом ознакомления детей с окружающим миром.
Таким образом, наблюдение – это специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Наблюдение являются эффективным средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Через него ребенок удовлетворяет потребность в познании окружающего мира.
Цель наблюдения - формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений).
Структура и содержание наблюдения
Каждое наблюдение состоит из трех структурных компонентов, функции которых различны.
Начало наблюдения.
Задача данного этапа – концентрация внимания детей.
В конце данной части воспитатель ставит цель нового наблюдения.
Основная часть.
Задача данного этапа - обеспечить детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения.
Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями или рассказом.
Завершение наблюдения.
Задача данного этапа - подведение итога наблюдения, обобщение полученных знаний.
Завершающий этап должен быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении.
Классификация наблюдений:
- по продолжительности: кратковременные, длительные
- по форме организации: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные
- по степени активности детей:
по инициативе воспитателя и по инициативе детей
- по этапам усвоения знаний: первичные, повторные, сравнительные, итоговые
- по характеру познавательных задач: распознающие и воссоздающие.
Виды наблюдений:
- За окружающим (неживая природа)
- За живой природой (цветы, деревья, кустарники)
- За транспортом
- За живыми объектами
- За трудом взрослых
- Младший возраст: кратковременные, но часто повторяемые наблюдения с небольшими подгруппами
- Средний возраст: наблюдение чаще всего используется для ознакомления детей с новыми объектами, для расширения представлений о знакомых предметах и явлениях
- Старший дошкольный возраст: более длительные, иногда повторные наблюдения одного и того же явления, что дает возможность научить детей замечать изменения, подводить их к простейшему обобщению накопленных представлений о природе.
Общие требования для проведения всех видов наблюдений:
1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно
2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг представлений.
3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь.
4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.
5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к окружающему, желание как можно больше узнать.
6. Представления, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы (рассказ воспитателя, чтение книги, рисование, лепка, беседы и т. д.).
7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.
- Рисованию всегда предшествует предметно-практическая деятельность (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки), в процессе которой осуществляются обогащение чувственного опыта, уточнение образов предметов окружающего мира.
- Предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний детей об объектах природы и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней.
- Главная задача воспитателя - научить детей видеть мир, т.е. развивать в них наблюдательность, способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы, а также умение сознавать увиденное.
- Очень важно научить ребенка видеть красоту окружающих предметов, и по-разному отображать их в своих рисунках.
- А чтобы дети могли изобразить всё это, необходимо сформировать у них отчётливые представления об объектах природы.
При наблюдении за природой необходимо обращать внимание на
три разновидности красоты природы:
1. красота конструктивная (строение природного организма, его размеры, пропорции — форма и строение крыла бабочки, листочка, строение дерева, куста и т.д.);
2. красота динамическая (движение, изменение, присущее природному явлению или живому организму — движение облаков, движение листьев под напором сильного ветра или легкого ветерка...);
3. красота декоративная (форма, окраска природных объектов и существ — окраска бабочек, садящихся на куст, стрекоз, их строение, их движения, окраска рыбок в аквариуме и т.д.).
Мастер класс «Одуванчик»
Расширять кругозор, наблюдательность, формировать представления об одуванчике как о цветке.
Учить детей воспринимать объект в целом, выделяя характерные признаки внешнего вида: стебель, лист, цветок.
Закрепить представление о сезонном развитии растений, об их связях с окружающей средой.
Развивать умение видеть красоту одуванчика.
Учить передавать характерные особенности весенних цветов: форму, строение цветка, его величину, расположение на стебле.
Научить рисовать одуванчик смешанным способом, используя традиционную и нетрадиционную техники.
Развивать эстетическое восприятие.
Желтая головушка,
Тоненькая ножка.
Одуванчик-солнышко
Подержу в ладошке.
Появилось солнышко
В мае на лугу,
На него любуюсь,
Очень берегу.
Жаль, недолго солнышко
Будет золотым,
Побелеет солнышко -
И расстанусь с ним.
- На что похож, (с чем можно сравнить) одуванчик? (солнышко, круг)
Желтый, как солнышко.
Круглый, как….
Мягкий, как….
Белый, как…
Пушистый, как…
Хрупкий, как….
- Из каких частей состоит цветок? (Стебель, листья, цветок, корень.)
- Какой по длине стебель у одуванчика? (Стебель у одуванчика длинный)
- Где растут (расположены) листья у одуванчика? (Листья у одуванчика растут внизу стебля)
- А какие края у листочков? (волнистые, резные)
- Почему одуванчики надевают белые пушистые шапочки? (Созревают семена)
Видеоролик https://www.youtube.com/watch?time_continue=9&v=qovPXWLIUjc
- Кто из животного мира дружит с одуванчиком?
- Что общего между одуванчиком и пчелой?
- Его друзья могут летать и двигаться, а умеет ли одуванчик ходить? (ходить он не умеет, как люди, животные, птицы. Одуванчик поворачивает только свою желтую головку за солнцем)
- Умеет ли одуванчик дышать? (все живое воздухом дышит. Одуванчик – живой, значит, он тоже дышит. Воздух попадает в организм через нос, затем в органы дыхания, но у одуванчика нет носа. Как же он дышит? А дышит он листьями, стеблем, корнем)
- Спят ли одуванчики? (желтые цветы одуванчика утром закрытые, а днем одуванчики показывают цветы. Почему? Одуванчики показывают свои цветы солнцу)
- На что похоже все соцветие? (на корзинку)
- Целое соцветие, напоминает корзинку, оно так и называется – корзинка.
Одуванчики – это цветки, у которых можно встретить в одно и то же время все стадии развития (одни растут, другие цветут, у третьих уже созревают семена). И семена - «парашютики», когда созреют, будут собраны в пучок, который затем ветер разнесет в разные стороны.
- Где растут одуванчики? К какой группе растений относится одуванчик?
- На какие полевые или садовые цветы похож одуванчик? (мать и мачеха, астра, золотой шар)
Нетрадиционные техники изображения одуванчика:
- рисования на мятой бумагой.
- ватной палочкой
- вилкой
- тычок жесткой кистью
- восковые мелки + фломастер
Предложены изобразительные материалы: альбомные листы, гуашь, акварельные краски, кисти (мягкие, жесткие), ватные палочки, одноразовые вилки, фломастеры + восковые мелки, зубная щетка.
Педагоги изображают одуванчик нетрадиционным способом (по выбору)