* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Hyperlink {color: #0563C1; text-decoration: underline ;} .Unresolved Mention {color: #605E5C;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 67»

Мастер класс для педагогов

«Интеграция наблюдений в природе в изобразительную деятельность детей».

Составитель - Чиркова Э. А.,

воспитатель, первая категория

г. Сыктывкар

2021 г.

«Интеграция наблюдений в природе в

изобразительную деятельность детей».

Цель: Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах формирования умений и навыков изображения объектов животного и растительного мира через наблюдения на прогулке.

Задачи:

- Развивать у детей восприятие, наблюдая за объектами и явлениями природы.

- Формировать умение замечать изменчивость объектов по сезонам.

- Учить обращать внимание на общие признаки и различия при знакомстве детей с животными, рыбами, птицами.

- Развивать детское творчество в процессе изображения объектов животного и растительного мира. Стимулировать использование детьми различных способов изображения объектов.

Наблюдение — это сложный вид деятельности, включающий различные сенсорные, психические, мыслительные процессы, опирающийся на эмоциональные и волевые стороны личности ребенка. Именно наблюдение является эффективным методом ознакомления детей с окружающим миром.

Таким образом, наблюдение – это специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Наблюдение являются эффективным средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Через него ребенок удовлетворяет потребность в познании окружающего мира.

Цель наблюдения - формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений).

Структура и содержание наблюдения

Каждое наблюдение состоит из трех структурных компонентов, функции которых различны.

Начало наблюдения.

Задача данного этапа – концентрация внимания детей.

В конце данной части воспитатель ставит цель нового наблюдения.

Основная часть.

Задача данного этапа - обеспечить детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями или рассказом.

Завершение наблюдения.

Задача данного этапа - подведение итога наблюдения, обобщение полученных знаний.

Завершающий этап должен быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении.

Классификация наблюдений:

- по продолжительности: кратковременные, длительные

- по форме организации: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные

- по степени активности детей:

по инициативе воспитателя и по инициативе детей

- по этапам усвоения знаний: первичные, повторные, сравнительные, итоговые

- по характеру познавательных задач: распознающие и воссоздающие.

Виды наблюдений:

- За окружающим (неживая природа)

- За живой природой (цветы, деревья, кустарники)

- За транспортом

- За живыми объектами

- За трудом взрослых

- Младший возраст: кратковременные, но часто повторяемые наблюдения с небольшими подгруппами

- Средний возраст: наблюдение чаще всего используется для ознакомления детей с новыми объектами, для расширения представлений о знакомых предметах и явлениях

- Старший дошкольный возраст: более длительные, иногда повторные наблюдения одного и того же явления, что дает возможность научить детей замечать изменения, подводить их к простейшему обобщению накопленных представлений о природе.

Общие требования для проведения всех видов наблюдений:

1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно

2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг представлений.

3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь.

4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.

5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к окружающему, желание как можно больше узнать.

6. Представления, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы (рассказ воспитателя, чтение книги, рисование, лепка, беседы и т. д.).

7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.

- Рисованию всегда предшествует предметно-практическая деятельность (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки), в процессе которой осуществляются обогащение чувственного опыта, уточнение образов предметов окружающего мира.

- Предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний детей об объектах природы и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней.

- Главная задача воспитателя - научить детей видеть мир, т.е. развивать в них наблюдательность, способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы, а также умение сознавать увиденное.

- Очень важно научить ребенка видеть красоту окружающих предметов, и по-разному отображать их в своих рисунках.

- А чтобы дети могли изобразить всё это, необходимо сформировать у них отчётливые представления об объектах природы.

При наблюдении за природой необходимо обращать внимание на

три разновидности красоты природы:

1. красота конструктивная (строение природного организма, его размеры, пропорции — форма и строение крыла бабочки, листочка, строение дерева, куста и т.д.);

2. красота динамическая (движение, изменение, присущее природному явлению или живому организму — движение облаков, движение листьев под напором сильного ветра или легкого ветерка...);

3. красота декоративная (форма, окраска природных объектов и существ — окраска бабочек, садящихся на куст, стрекоз, их строение, их движения, окраска рыбок в аквариуме и т.д.).

Мастер класс «Одуванчик»

Расширять кругозор, наблюдательность, формировать представления об одуванчике как о цветке.

Учить детей воспринимать объект в целом, выделяя характерные признаки внешнего вида: стебель, лист, цветок.

Закрепить представление о сезонном развитии растений, об их связях с окружающей средой.

Развивать умение видеть красоту одуванчика.

Учить передавать характерные особенности весенних цветов: форму, строение цветка, его величину, расположение на стебле.

Научить рисовать одуванчик смешанным способом, используя традиционную и нетрадиционную техники.

Развивать эстетическое восприятие.

Желтая головушка,

Тоненькая ножка.

Одуванчик-солнышко

Подержу в ладошке.

Появилось солнышко

В мае на лугу,

На него любуюсь,

Очень берегу.

Жаль, недолго солнышко

Будет золотым,

Побелеет солнышко -

И расстанусь с ним.

- На что похож, (с чем можно сравнить) одуванчик? (солнышко, круг)

Желтый, как солнышко.

Круглый, как….

Мягкий, как….

Белый, как…

Пушистый, как…

Хрупкий, как….

- Из каких частей состоит цветок? (Стебель, листья, цветок, корень.)

- Какой по длине стебель у одуванчика? (Стебель у одуванчика длинный)

- Где растут (расположены) листья у одуванчика? (Листья у одуванчика растут внизу стебля)

- А какие края у листочков? (волнистые, резные)

- Почему одуванчики надевают белые пушистые шапочки? (Созревают семена)

Видеоролик https://www.youtube.com/watch?time_continue=9&v=qovPXWLIUjc

- Кто из животного мира дружит с одуванчиком?

- Что общего между одуванчиком и пчелой?

- Его друзья могут летать и двигаться, а умеет ли одуванчик ходить? (ходить он не умеет, как люди, животные, птицы. Одуванчик поворачивает только свою желтую головку за солнцем)

- Умеет ли одуванчик дышать? (все живое воздухом дышит. Одуванчик – живой, значит, он тоже дышит. Воздух попадает в организм через нос, затем в органы дыхания, но у одуванчика нет носа. Как же он дышит? А дышит он листьями, стеблем, корнем)

- Спят ли одуванчики? (желтые цветы одуванчика утром закрытые, а днем одуванчики показывают цветы. Почему? Одуванчики показывают свои цветы солнцу)

- На что похоже все соцветие? (на корзинку)

- Целое соцветие, напоминает корзинку, оно так и называется – корзинка.

Одуванчики – это цветки, у которых можно встретить в одно и то же время все стадии развития (одни растут, другие цветут, у третьих уже созревают семена). И семена - «парашютики», когда созреют, будут собраны в пучок, который затем ветер разнесет в разные стороны.

- Где растут одуванчики? К какой группе растений относится одуванчик?

- На какие полевые или садовые цветы похож одуванчик? (мать и мачеха, астра, золотой шар)

Нетрадиционные техники изображения одуванчика:

- рисования на мятой бумагой.

- ватной палочкой

- вилкой

- тычок жесткой кистью

- восковые мелки + фломастер

Предложены изобразительные материалы: альбомные листы, гуашь, акварельные краски, кисти (мягкие, жесткие), ватные палочки, одноразовые вилки, фломастеры + восковые мелки, зубная щетка.

Педагоги изображают одуванчик нетрадиционным способом (по выбору)