Дементьева Наталья Александровна
Учитель – логопед
ГБДОУ центр развития ребенка – детский сад № 18
Колпинского района г. Санкт Петербурга
Тема: Обогащение детского словаря: новые приемы и методы работы (из опыта работы учителя-логопеда)
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Овладение словарным составом родного языка - необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, формирования звуковой стороны речи.
Неотъемлемым свойством слова как единицы языка является его значение. Понимание всего разнообразия значений слов развивается у ребенка на протяжении многих лет. Следует знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, с речевой ситуацией способствует формированию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать их по смыслу.
Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей их действительностью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).
Слово усваивается детьми быстрее, если обучение употреблению этого слова связано с его смыслом, а в процессе работы над словами устанавливаются ассоциативные связи.
В развитии словаря дошкольника важным является принцип объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны между собой и зависят друг от друга. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, является семантическим полем, которое располагается вокруг ядра. Так, многозначное слово игла в значении «лист хвойного дерева» входит в следующее семантическое поле: дерево - ствол - ветви - хвоя - зеленая - пушистая, растет - опадает. Это же слово в значении «игла для шитья» входит в другое семантическое поле: шить - зашивать - вышивать - платье - рубашка - узор - острая - тупая и т.д.
Главные задании словарной работы - обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Основу обогащения детского словаря составляет введение в языковое сознание ребенка тематических слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
Работа с детьми над синонимами (подбор слов, близких по своему значению) переплетается с работой по усвоению тематических групп слов (глаголы движения: идти, шагать, плестись, брести и т.д.; или глаголы, обозначающие речь: сказал, спросил, ответил, закричал).
Работа над антонимами (слова с противоположным значением) проводится с детьми при составлении словосочетаний и предложений. Дети находят антонимы в пословицах, поговорках. Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представления детей о слове, помогает уточнить его значение. А подбирая словосочетания со словами противоположного значения, дети глубже понимают многозначность слова (старый дом - ветхий, старое платье - рваное, старый друг - давний).
Многозначность слова дошкольникам показывают на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значением (ручка, игла, молния, спинка, ножка). Составляя предложения с многозначными словами, дети показывают, на какое значение того или иного слова они ориентируются. Работа над многозначными словами может идти по таким направлениям: называние слова, подбор к нему признаков и действий - составление словосочетаний, затем предложений и в конечном итоге использование слов в связном тексте.
Все виды лексической работы проводятся в форме словесных игр, упражнений, творческих заданий во взаимосвязи с другими речевыми задачами.
Форма проектирования – проектная деятельность как одно из средств обогащения и развития словаря дошкольников. Одной из важнейших задач словарной работы в дошкольном возрасте является задача обогащения словаря. Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста. Я в своей работе каждую неделю с детьми изучаю новую лексическую тему, и соответственно веду работу по уточнению, закреплению и обогащению их словарного запаса.
Таким образом, метод проектов построен на постоянном диалоге взрослого с детьми, ребенка со сверстниками. Исходя из моего опыта работы, я пришла к выводу, что взаимодействие через деятельность является эффективным методом по обогащению словаря дошкольников.
Проанализировав свой опыт можно сказать, что «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики. Разработанная и апробированная на практике система педагогов по развитию деятельности детское экспериментирование и обогащение словарного запаса дошкольников доказала свою эффективность в познавательном и несомненно речевом развитии детей.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представление о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими речевыми формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.