Министерство профессионального образования

и занятости населения Приморского края

Краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(КГА ПОУ «ДВТК»)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО ПРЕДМЕТУ

«Литература»

На тему: Образ Петербурга в произведениях А.С. Пушкина

Исполнитель

Преподаватель русского языка и литературы_______________ Страшкова София Леонидовна

Уссурийск, 2023

АННОТАЦИЯ


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………......................

3

1

Влияние Петербурга на путь к творчеству Пушкина……………………

4

1.1 Петербургский период в жизни Пушкина…………………………

1.2 Отражение любви писателя к Петербургу через поэму «Медный всадник» и роман «Евгений Онегин»………………………………...

4

6

2

Значимость образа Петербурга в произведениях разных русских писателей классицистов……………..............................................................

7

2.1 Влияние пейзажа Петербурга на лирических героев разных авторов…………………………………………………………………

2.2 Анализ образа Петербурга на примере произведений русских писателей……………………………………………………………….

7

Заключение…………………………………………………………………………...

16

Список использованных источников …..…………………………………………

17

Приложение А ………………………………………………………………………

28

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы заключается в интересе современного общества к истории, культуре, жизни других веков, в особенности 19 века. Без актуальности настоящего искусства не бывает. Пушкин-творец, который смог передать свой взгляд на жизнь своими произведениями, в том числе и современном. (2 блок)

Объект исследования: произведения А.C. Пушкина и Ф.М. Достоевского.

Предмет исследования: роль образа Петербурга в произведениях А.С. Пушкина.

Цель: Выяснить, какую роль играет образ великого, исторического, русского города Петербурга в произведениях Пушкина.

ЗАДАЧИ:

Выяснить значимость Петербурга в жизни Пушкина.

Найти описание Петербурга в произведениях Пушкина.

Сравнить образ Петербурга в произведениях Пушкина с образом Петербурга в книгах других русских писателей.

Сделать вывод, как образ Петербурга выражает идею автора.

Методы исследования:

Аналитическое чтение

Поисковой метод

Метод синтеза

Анализ

1 Влияние Петербурга на путь к творчеству Пушкина

Петербургский период в жизни Пушкина

19 октября 1811 года был открыт Царскосельский лицей, и после экзаменов Пушкин был зачислен на учёбу. По приезду в северную столицу, она его ошеломила, этот город был так не похож на тихую Москву. На много позже в письме к своей жене Н.Н.Гончаровой , он пишет: «Не люблю я твоей Москвы!» После пёстрой Москвы Петербург поразил его своей величественной красотой, блеском вод и белыми ночами. Обучаясь в лицеи на протяжении шести лет, развивался его поэтический дар, что и стало отправной точкой его гениальных произведений в будущем. (3 блок)

После окончания лицея в июне 1817 года в чине коллежского секретаря он был направлен на службу в Коллегию иностранных дел. Так и начинается петербургский период жизни поэта. Мало интересуясь службой, Пушкин с жадностью окунулся в столичную жизнь. Он сблизился с молодыми, прогрессивными людьми того времени (Карамзин, Чаадаев, Ф.Н. Глинки, Модест Корф, Дельвиг), которые в последствии стали его друзьями. Дружба продолжалась в течение многих лет. Стал постоянным посетителем театров, принимал участие в «Арзамасе».

Гражданская лирики Пушкина того периода проникнута стремлением к свободе – свободе политической свободе от крепостного права («К Чаадаеву», 1818; ода «Вольность», 1818; «Деревня», 1819).

За распространившиеся в списках политические стихи Пушкина грозила ссылка в Сибирь. Но усилиями друзей – удалось её заменить переводом по службе из Петербурга в Екатеринослав. Начался период южной ссылки поэта, длившийся с 1820 по 1824 год. На юге Пушкин ощутил ни с чем несравнимое чувство свободы, но он понимал, что эту свободу ему принесла ссылка. «Одна свобода мой кумир», - пишет Пушкин в стихотворении «Дельвигу» и посвящает этой теме свои романтические произведения.

В июле 1823 года был начат роман в стихах «Евгений Онегин».

Южная ссылка сменилась пребыванием в Михайловском, так как поэт был отстранён от службы и отправлен в своё псковское имение.

Там он заканчивает стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом», в котором продолжает разговор о свободе, только уже о свободе поэта.

В Михайловском Пушкин узнает о восстании декабристов, о его поражении, о трагической участи тех, кто принимал в нем участие. Среди них было много друзей и знакомых поэта. В это тяжёлое время Пушкин заканчивает пятую и шестую главы романа «Евгений Онегин».

Поэму «Медный всадник» он написал в Болдино в 1830 года. В поэме Пушкин воплотил все свои впечатления от жизни в Петербурге.

В 1831 году поэт венчается в Москве с Гончаровой, а затем переезжает в Петербург. Там он пишет «Письмо Онегина» и, таким образом, завершает свой главный, восьмилетний труд.

1.2 Отражение любви писателя к Петербургу через поэму «Медный всадник» и роман «Евгений Онегин»

Для выражения идеи произведения, своего отношения и восприятия, А.С. Пушкин с помощью лирического героя показывает своё отношение в разные времена к великому городу Петербург.(3 блок)

Например, в поэме «Медный всадник» Пушкин ярко выражает своё отношение к Петербургу через ощущения лирического героя к истории города:

«Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделив…»

«…Над омрачённым Петроградом

Дышал ноябрь осенним хладом.

Плеская шумною волной

В края своей ограды стройной,

Нева металась, как больной

В своей постеле беспокойной.

Уж было поздно и темно…»

Сердито бился дождь в окно,

«…Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла…»

«…Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух и мороз,

Бег санок вдоль Невы широкой,

Девичьи лица ярче роз…»

«…Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо как Россия,

Да умирится же с тобой

И побеждённая стихия;

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра!»

С помощью выразительных средств: например, в цитате

«…Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо как Россия,

Да умирится же с тобой

И побеждённая стихия;

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра!»

Происходит олицетворение самого города. В первой части Петр стоит у истоков великих свершений – мало того, он даже город воздвигает кому – то «назло». Он желал получить мощное государство, которого все будут бояться, но в то же время, безразличен к нуждам простых людей, таких как Евгений.

«Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен…

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам».

Во второй части, что же касается Евгения – это маленький человек. Он мечтает о тихой и спокойной семейной жизни, о любви, о детях – но стихия лишает его всего этого. Он потерял возлюбленную в результате наводнения и теперь, кажется, сходит с ума. Он теряется в этом мире, не понимая, как жить дальше. Потом горе сменяется гневом, который он пытается излить на уже монумент Петра.

Герой то открыто проклинает его, то пытается скрыться от него, куда глаза глядят. Именно в памятнике царю, он видит причину своих бед, своего горя и одиночества. Это показывает весь трагизм и всю ту боль, которую испытал герой и остальные люди вследствие наводнения.

«Обломки хижин, бревны, кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бледной нищеты,

Грозой снесённые мосты,

Гроба с размытого кладбища

Плывут по улицам!

Тем не менее, проблема не исчезает. А горе и безысходность губят героя, лишают его жизни.

Сложно сказать, кто прав – Петр со своей реформой или измучившийся народ.

А в произведении «Евгений Онегин» выражается любовь через лирического героя Евгения:

Он описывает город светским и очень праздным. Евгений часто бывает на Невском проспекте, где любил гулять:

«Онегин едет на бульвар,

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвонит ему обед».

На миллионной улице,

« С Мильонной раздавался вдруг…».

Он сравнивает Петербург с Италией, а его каналы – с венецианскими.

«Ночей Италии златой

Я негой наслажуcь на воле

С венецианкою младой…».

Показывает новизну и современность жизни в Петербурге. Здесь каждый одет по последней моде, говорит по-французски и любит ездить по балам и театрам, в том числе и сам Евгений.

Можно сделать вывод, что в разное время лирические герои по разному проявляют своё отношение к городу.

Значимость образа Петербурга в произведениях разных русских писателей классицистов

2.1Влияние пейзажа Петербурга на лирических героев разных авторов

А теперь обратимся к образу Петербурга в произведении «Преступление и наказание».

Если приводить сравнение, то можно сравнить образ Петербурга Пушкина с Петербургом Достоевского.

Как можно понять, в произведениях обоих писателей, Петербург влияет на души и меняет ее.

В произведениях Пушкина, Петербург предстаёт невероятно красивой и яркой (даже ночью) столицей. Многие дворяне посещают балы, ходят в театры. Он оставляет самые приятные воспоминания и образ.

В романе «Преступление и наказание» Достоевский изображает не зеленые сады: а узкие, пыльные и вонючие переулки, дома терпимости и тесные квартиры. Тут город предстает не культурной столицей, а бедной и грязной. В городе душно. Страшная жара давит на людей.

Также, анализируя цвета, можно раскрыть обстановку и душевное состояние каждого героя. Автор, можно сказать, передаёт все чувства через цвет.

У Достоевского жёлтый цвет: грязный, мрачный.

«Наконец ему стало душно и тесно в этой жёлтой каморке, похожей на шкаф или на сундук…» [часть 1 глава III],

«…на грязных жёлтых обоях с белыми цветочками…»

«Небольшая комната, в которую прошёл молодой человек, с жёлтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах...»

«Мебель, вся очень старая и из жёлтого дерева…»

Цвет не солнечный, а грязный, словно прошлогодний песок, поэтому радостного настроения не образует, а только угнетает.

У Раскольникова исхудалое бледно-жёлтое лицо.

«…в его воспалённых глазах и в его исхудалом бледно-жёлтом лице…» [часть 2 глава VI],

У Сони Мармеладовой желтоватое лицо с лихорадочными глазами.

Жёлтое от постоянного пьянства лицо у её отца.

«…с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом…» [часть 1 глава II]

В столь частом использовании данного цвета заключается горькая ирония Ф. М. Достоевского, грязно-жёлтый цвет символизирует вынужденно приглушённое жизнелюбие. Писатель показывает, что его персонажи одинокие и потерянные в жизненном круговороте, они раздавлены бедностью и несправедливостью, окружающей их повсюду. Этот цвет везде преследует Раскольникова и делает его существование невыносимым, угнетающая действительность больше ему не под силу, он чувствует необходимость что-то менять.

А у Пушкина «золотой» – это наиболее часто встречающийся в тексте романа эпитет. Можно говорить о том, что золотой у А. С. Пушкина – это цветообраз, несущий в себе положительный эмоциональный заряд. И что бы ни было: ряды облаков золотые или золотое яблочко – реи излучают приятный для глаза блеск, дают представление о прекрасном в природе.

«Куда, куда вы удалились, / Весны моей златые дни?» (III, 98),

«Перед ним / Уж белокаменной Москвы, / Как жар, крестами золотыми / Горят старинные главы» (III, 35);

«Не дай мне бог сойтись на бале. // Иль при разъезде на крыльце. // С семинаристом в жёлтой шале. // Иль с академиком в чепце!» [III, XXVIII], [4, c. 234].

Смысл даже не в сравнении, а в том что, у каждого автора были свои воспоминания, впечатления.

Пушкин в Петербурге учился, раскрыл свой поэтический дар, нашёл хороших друзей, встретил свою любовь и умер он там же, в столице.

Достоевский тоже провёл свою молодость в Петербурге, раскрылся как писатель, достиг успеха, но также он прошёл через множество переживаний и утрат. Не одобрял поведение власти. Петербург в произведениях Достоевского словно человек: «Было сырое туманное утро. Петербург встал злой и сердитый, как разражённая светская дева, пожелтевшая со злости на вчерашний бал».

Он раскрыл много неизвестного, показал человека в самых разнообразных столкновениях с жизнью в своих произведениях («Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»).

2.2Анализ образа Петербурга на примере произведений русских писателей

Чтобы обозначить большую роль образа Петербурга в произведениях Пушкина, сравним лирического героя А.С. Пушкина, проживающего в рамках города Петербурга в произведении «Евгений Онегин» с лирическим героем М. Ф. Достоевского – раскольниковым в жизни которого также играет немалую роль образ Петербурга.

Обратимся к роману «Евгений Онегин»:

Евгений, самовлюблённый педант, избалованный судьбой, который при своих капиталах презирал военную службу. Лучшие качества заложенные в его душе природой, не смогли развиться.

«Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла»

«Второй Чадаев, мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт.

Он три часа по крайней мере

Пред зеркалами проводил

И из уборной выходил

Подобный ветреной Венере,

Когда, надев мужской наряд,

Богиня едет в маскарад».

«Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня»

«Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели

Друзья и дружба надоели,

Онегин был по мненью многих

(Судей решительных и строгих)

Учёный малый, но педант:

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С учёным видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнём нежданных эпиграмм.

«Два дня ему казались новы

Уединенные поля,

Прохлада сумрачной дубровы,

Журчанье тихого ручья;

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле;

Потом уж наводили сон;

Потом увидел ясно он,

Что и в деревне скука та же,

Хоть нет ни улиц, ни дворцов,

Ни карт, ни балов, ни стихов.

Хандра ждала его на страже»,

Заключение

Из всего вышеперечисленного, можно сделать соответствующие выводы. Обстановка, в которой находится герой, очень сильно влияет на его мировоззрение, понимание жизни, ощущения себя в ней, поведения и будущего, в том числе и город с его погодой, людьми и обстановкой.

Героя в те или иный обстоятельства и место помещает автор произведения, благодаря чему, доказывает свою идею и ведет читателя к раскрытию тем произведения. А так же , с помощью пейзажа города, автор проявляет свое отношение к нему через лирического героя. Одним из таких авторов был несомненно, великий русский писатель А.С.Пушкин, вводя и описывая старинный город Петербург в своих произведениях. (блок 5)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Попова, А. Образ Петербурга в творчестве А.

C

. Пушкина : образовательное пособие «Филология» / А. Попова. – г .Сысерть : 2011. –

URL

:

referat911.ru

(дата обращения: 12.03.2022). – Режим доступа : свободный. - Текст: электронный.

Петербург реальный и литературный. Петербург Пушкина. –

URL

:

sites.google.com

( дата обращения: 12.03.2022). – Режим : свободный. – Текст : электронный.

Федоренко, С.А. АНО ДПО «АКАДЕМИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» конференция на тему: «Санкт-Петербург в жизни и творчество А.С. Пушкина» / С.А. Федоренко. - г. Санкт-Петербург : гос. Учреждение. – 2012. –

URL

:

ext.spb.ru

(дата обращения: 12.03.2022). – Режим доступа : свободный. – Текст : электронный.

Грехов И. Петербург в жизни Александра Пушкина : статья по спец. «Литература» / И. Грехов. : 14.02.2022. –

URL

:

spravochnick.ru

( дата обращения: 13.03.2022). – Режим доступа : свободный. Текст: электронный.

Пушкин А.С. Из черного наброска статьи «О критике» / Полн.

c

обр. соч. – в 10 т. – 4-е издание Л. – 1979. – Т. 6. – 320

c

. –

URL

:

rvb.ru

( дата обращения: 13.03.2022). – Режим : свободный. – Текст : электронный

КТО ЕСТЬ КТО В МИРЕ / ЭНЦИКЛОПЕДИЯ / Пушкин Александр Сергеевич : «Филологическое общество ,,СЛОВО”» . / Г.П. Шалаева, Е.В. Коровкина,

В.В.Славкин

[ и др.] ; / г. Москва. : «ОЛМА- ПРЕСС Образование», - 2005. – 1185 - 1186 стр. – Текст : непосредственный.

7. Мир русской литературы / Петербург в поэме «Медный всадник» Пушкина: образ, характеристики, описание. – URL : https://www.literaturus.ru/2016/06/peterburg-mednyj-vsadnik-pushkin-obraz-opisanie.html (дата обращения: 19.03.2022). – Режим : свободный. – Текст : электронный.

О книге «Медный всадник» . –

URL

:

https://avidreaders.ru/book/mednyy-vsadnik.html

(дата обращения: 20.03.2022). – Режим : свободный. – Текст : электронный.

О книге «Петербург» Пушкина. –

URL

:

https://avidreaders.ru/book/peterburg-pushkina.html

(дата обращения: 20..032022). – Режим : свободный. – Текст : электронный.

Образ Петербурга в романе Евгений Онегин / Сочинение. –

URL

:

https://konspektiruem.ru/sochineniya/zhizn-onegina-v-peterburge.html

(дата обращения: 20.03.2022). – Режим : свободный. – Текст : электронный.

Журавлев, М.В. Роль

колоронимов

в романе А.

C

. Пушкина «Евгений Онегин»: Русский язык / М.В. Журавлев, О.В. Борзенко. – г. Пенза / Юный ученый: №4 (45). – 2021. –

URL

:

https://moluch.ru/young/archive/45/2391/

(дата обращения: 20.03.2022). – Режим : свободный. – Текст : электронный.

КТО ЕСТЬ КТО В МИРЕ / ЭНЦИКЛОПЕДИЯ / Достоевский Федор Михайлович : «Филологическое общество ,,СЛОВО”» . / Г.П. Шалаева, Е.В. Коровкина,

В.В.Славкин

[ и др.] ; / г. Москва. : «ОЛМА- ПРЕСС Образование», - 2005. – 491-493 стр. – Текст : непосредственный.