Образ современной российской семьи в СМИ и его влияние на институт семьи и брака как психолого-педагогическая проблема

И. М. Самусенко

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Армавирский медицинский колледж», г. Армавир

В течение исторически длительного периода институт семьи осуществлял основные функции социализации, создавал основу социальной идентификации и формировал ценностные ориентации личности. В современном информационном обществе сам образ семьи во многом конструируется и транслируется новым поколениям посредством воздействия информационного пространства и особенно СМИ. В связи с этим, репрезентация образа современной российской семьи в медийном пространстве становится актуальной проблемой.

Тема репрезентации семьи в средствах массовой информации подробно освещена в работах российских ученых: А.В. Коротковой, М.М. Назарова, А.И. Соловьева, Л.М. Землянова. Социологический анализ влияния массовой культуры и СМИ на семейные ориентации и установки, представлен в работах А.И Антонова, В.Н. Архангельского, О.Л. Лебедь, В.М. Медкова, Е.Н. Новоселовой, А.В. Носковой, А.Б. Синельникова и др. Вместе с тем, эту тему далеко нельзя считать закрытой. И потому, что изучены далеко не все ее аспекты и потому, что образ семьи в средствах массовой информации переживает постоянные изменения, за которыми вынужден поспевать научный анализ.

СМИ не только реагируют, но и воздействуют на образ семьи. И влияние средств массовой информации на образ семьи многообразно. Они формируют целый спектр поведенческих стереотипов в семейной жизни, создают повестку дня, выступают посредниками и инструментом формирования государственной политики в рассматриваемой сфере.

Но, важно не только, что пишут, показывают и говорят СМИ о семье. Значение имеет и то, насколько часто попадает она в фокус их внимания. Ряд исследователей медийного пространства утверждают, что существует ряд общественных институтов, отношений, регионов проживания, которые «ежедневно и систематически игнорируются прессой». [1, с. 116] По данным В. В. Тучковой, полученным в 2022 году на основе работы с системой «Медиалогия», которая состоит из базы СМИ и автоматизированного аналитического модуля, удельный вес материалов, посвященных семье в российских СМИ с 2008 по 2012 года составляет 1,96%. [5, с. 160] Тем не менее, исследователь отмечает рост интереса к проблемам семьи на протяжении данного периода.

Медийный или репрезентируемый в СМИ образ обусловлен субъективными эмоционально-психологическими факторами в силу того, что принцип организации работы новостных отделов СМИ заключается в подаче фактической информации и в предоставлении беспристрастной оценки событий, часто это выливается в загруженность негативной информацией, создает антисемейный контекст. Однако можно утверждать, что характер подачи материала по семейной тематике «смягчился», в нем стало меньше вопиющей семейной «криминогенности». [3, с. 145-149]

Несмотря на широту тем и рубрик, которые так или иначе в СМИ описывают семью и семейно-брачные отношения, список событий, происходящих внутри семьи крайне невелик. Из всех многообразных моментов жизненного цикла семьи в той или иной мере освещаются в СМИ не более десятка, а именно: свадьба, рождение ребенка, развод, болезнь или смерть члена семьи, раздел имущества (наследства), воспитание и образование детей (ребенка). Можно отметить, что обсуждение проблем кризиса семьи: малодетности, нестабильности брака, высокой разводимости, последствий низкого качества социализации практически отсутствует в СМИ.

По материалам исследования В. А. Мищенко в более 80% статей и заметок в современных печатных российская семья показана как: нуклеарная (супружеская), малодетная (1-2 ребенка), нестабильная (со множеством разводов и повторных браков), конфликтная (со внутрисемейными проблемами), двухпоколенная (родители и дети). [2, с. 160]

Данная модель семьи, распространенная повсеместно, приводит к определенным демографическим и социальным последствиям. Малодетность в экономически развитых странах с совокупности с растущей продолжительностью жизни является основной причиной депопуляции и «старения» общества. Что ведет к пенсионному обеспечению в ближайшем будущем более трети населения, повышению налоговой нагрузки на налогоплательщика, заботе государства об одиночках – пожилых людях, родившихся единственными детьми и поэтому не имеющими родственников.

Неравномерность людских и материальных ресурсов является причиной притока мигрантов в развитые страны из менее экономически успешных (которые одновременно и более многочисленны за счет сохраняющейся многодетности), и, соответственно, нарастания конфликтов между коренным и прибывшим, как правило, менее профессионально квалифицированным, населением. Миграция выдвигает несколько требований: во-первых, мигрантов нужно ассимилировать, во-вторых, поток мигрантов, которых легко ассимилировать (выходцы из стран СНГ) иссякает, а для ассимиляции лиц из дальнего зарубежья нужны дополнительные усилия, ресурсы и опыт, в-третьих, постепенно мигранты не хотят вливаться в чужую культуру (страны прибытия), а создают свои национальные анклавы. Все это затрудняет процесс мирного сотрудничества и сосуществования, а наоборот, провоцирует межнациональные конфликты.

Распространение ссуженной модели семьи - отец, мать плюс один (максимум два) ребенок – несет с собой комплекс социальных и политических изменений, возникают разного рода ассоциации и движения, принимающие в качестве одобряемых форм проживания домохозяйства из частей послеразводных семей, внебрачные сожительства, разновозрастные союзы «биологически нерепродуктивных», даже гомосексуальные браки. Толерантность к вышеперечисленным формам семейных отношений (не семье) ведет к снижению авторитета и важности стабильного брака, отцовства и материнства, ценности детей, семей с несколькими детьми.

Вместе с тем, идеальный образ семьи в сознании россиян отличается от культивируемого СМИ. Важно, что одно из недавних исследований, проведенное «Исследовательской группой Циркон» и «Фондом Национальной Славы» в июле-сентябре 2023, говорит еще и о том, что представления о модели, образе идеальной семьи у россиян достаточно однородные. Нет значительных различий в разных регионах и возрастных группах. Этого нельзя сказать о реально существующих формах семьи, в которых живут россияне. Здесь имеются различия в зависимости и от региона, и от возраста, и от места проживания (город/село). В общественном сознании россиян исследователи обнаруживают наличие такой глубинной ценностной основы, как «традиционная семья», обладающая, судя по опросу, следующими характеристиками: «полная, в официальном (зарегистрированном) браке, с несколькими детьми, где с уважением и почтением относятся к старшим членам семьи (старшему поколению) и прислушиваются к их мнению, где муж в основном обеспечивает семью, а жена в основном занимается домом и детьми или в которой оба супруга обеспечивают семью и вместе занимаются детьми» [4]. Данные этого исследования позволяют предположить, что при наличии целенаправленной, долговременной политики по актуализации социальных просемейных ценностей (находящихся сейчас в пассиве), подкрепленной социально-экономическими мерами и эмоциональной вовлеченностью (модно, приятно, выгодно и т.п.), изменится и поведение россиян в сторону воплощения этой «идеальной» модели в жизнь.

Таким образом, СМИ при целенаправленной работе могут принять активное участие в создание надежного фундамента для общества, а именно - возрождение крепкой, стабильно функционирующей полной семьи с несколькими детьми, сильной и внутренними и внешними связями. О возможности создания такого фундамента свидетельствуют социологические исследования, показывающие, что среди базовых ценностей россиян семья сохраняет свои лидирующие позиции. Кроме того, важно восстановить и развивать существующее ранее функциональное разнообразие СМИ как средства информирования, воспитания, образования, просвещения, производства общественно значимых символов, культурных образцов массового поведения.

Список использованной литературы:

1. Дэннис Э., Меррилл Дж. Беседы о масс-медиа. – М., 2017.

2. Мищенко В. А. Образ российской семьи в средствах массовой информации//Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2023. - № 6.

3. Проневская И.В. Деформация внутрисемейных отношений: сравнительный анализ фамилистических текстов // Вестник МГУ. - Серия 18. – 2021. - №2. с.145-149.

4. «Семейные ценности в современных СМИ», социологическое исследование, ЦИРКОН-ФНС, 2023.

5. Тучкова В. В. Отражение семейных ценностей в российских СМИ// Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена. – 2022. - № 150.