ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«Академия дошколят»
Возраст обучающихся: 5 - 7 лет
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 72
Авторы-составители:
Бакулина И. В., Пахомова Н. В.
2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Назначение общеразвивающей программы дополнительного образования
«Академия дошколят»:
по
тематической
направленности
—
социально-
гуманитарная,
по
функциональному
предназначению
—
учебно-
познавательная,
по
форме
организации
—
кружковая,
по
времени
реализации
—
годичная.
Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка.
В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях в кружке «Академия дошколят». Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. Данная программа рекомендована Министерством образования России.
Нормативно-правовая
база
программы
—
Федеральный закон от 29.12.2012 N. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее
—
Закон об образовании);
—
Концепция развития дополнительного образования
детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №
678-p;
—
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 К° 474 «О национальньгх
целях
развития
Российской
Федерации
на
период
до
2030
—
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального
проекта «Образование»;
—
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осутцествления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательнвтм
программам»;
—
Постановление Правительства Московской области от 25.10.2016 № 784/39
«Об
утверждении
государственной
программы
Московской
области
«Образование Подмосковья» на 2017-2025 годы»;
—
Государственная программа Московской области «Образование Подмосковья» на 2023-2027 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области 04.10.2022 № 1064/35 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Московской области в сфере образования, досрочном прекращении реализации государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2020-2026 годы
и
утверждении
государственной
программы
Московской
области
«Образование Подмосковья» на 2023-2027 годы›;
—
Писвмо
Министерства
образования
и
науки Российской
Федерации от 29.03.2016
№
BK-641/09
«О направлении
методических
рекомендаций»;
—
Письмо
Минобрнауки
России
от
16.11.2015
г.
№09-3242
с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
Направленность
программы
по
тематической
направленности
—
социально-
гуманитарная,
по
функциональному
предназначению
—
учебно-
познавательная,
по
форме
организации
—
кружковая,
по
времени
реализации
—
годичная.
Программа разработана с учетом региональных особенностей в содержании и организации воспитательной деятельности обучающихся, проживающих на территории Московской области; составлена в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.
Актуальность программы, педагогическая
целесообразность
я новизна.
Обучение детей осуществляется в рамках предшкольного образования, обеспечивающего переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному обучению в начальной школе; учитываются возрастные особенности детей и отличия в организации дошкольного образования и начальной школы;
Специфика организации подготовки детей к школе заключается в том, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра — с включением игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения предлагаемых заданий, с опорой на обогащённую предметную среду;
Учитываются возможности образовательного учреждения, на базе которого будет реализована данная программа;
Актуальность программы обусловлена возросшей потребностью более тесного взаимодействия семьи и образовательного учреждения на этапе подготовки детей к школе. Семейное воспитание не всегда в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного образования. Иногда это ведет к нарушению психического и соматического развития детей. Данная программа предоставляет возможность комплексно решать проблемы социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста к новым условиям, направлена на создание комфортных условий для развития ребёнка, его мотивации к познанию, интеллектуальное развитие, укрепление его психического и физического здоровья через использование технологий здоровьесбережения.
Педагогическая целесообразность программы продиктована необходимостью оказания помощи родителям и педагогам во всестороннем развитии и подготовке к школе детей, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Содержание учебных занятий направлено на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.
Занятия с детьми строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов, что позволяет устранить разного рода перегрузки.
Отличительные
особенности
программы
Занятия по программе основаны на преемственности как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям. Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.
Педагогические принципы и ценности, положенные в основу реализации
программы
Концепция программы базируется на следующих принципах:
непрерывности
развития
ребенка;
общего
развития
ребенка
на
основе
его
индивидуальных
возможностей
и способностей;
развития
творческих
способностей
у
детей;
развития
личностных
компетенций
ребенка
как
субъекта
творческой деятельности,
как активного субъекта познания;
развития
и
укрепления
здоровья
личности;
развития
духовно-нравственных
убеждений
личности;
развития
устойчивой
психологической
адаптации
к
новым
условиям образования;
преемственности
между
обучающими,
обучающимися
и
родителями.
Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:
ориентация
не
на
уровень
знаний,
а
на
потенциальные
возможности ребенка, на его «зону ближайшего
развития»;
создание
условий
для
включения
ребенка
в
новые
социальные
формы
общения;
организация
и
сочетание
в
единой
смысловой
последовательности
продуктивных видов деятельности;
подготовка
перехода
от
игровой
деятельности
к
учебной;
обеспечение
постепенного
перехода
от
непосредственности
к
произвольности.
В основе программы подготовки к обучению в школе лежат личностно- ориентированные и развивающие технологии.
Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности, содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
6. Адресат
программы
Программа рассчитана на обучающихся 5 — 7 лет.
Особенности старшего дошкольного возраста характеризуется тем, что возраст детей от 5 до 7 лет является периодом интенсивного формирования личности во всех сферах:
повышения
интеллекта,
выработка
нравственных
черт,
проявление
характера,
силы
воли,
умение
управлять
эмоциями,
физической
подготовленности.
Именно в это время проявляются совершенно новые, индивидуальные качества, растут потребности детей в получении все новых знаний, навыков и умений. Сама природа, как будто подсказывает, что пopa переходить к активному образовательному процессу, который бы со всех сторон охватывал совершенствование личности, вырабатывал возрастные особенности и различные индивидуальные черты характера у ребенка старшего дошкольного возраста.
Особенности самой деятельности детей дошкольного возраста, равно как и стремление к всестороннему совершенствованию, характеризуются ярким проявлением все новых потребностей. Дети стремятся расширить знания о тех предметах или явлениях, которые они лично не наблюдали. Вот на этом этапе их начинает волновать взаимосвязь, которая существует во взаимоотношениях между тем, что они наблюдают. То, насколько глубоко они проникают в изучение данной взаимосвязи, и является определяющей, насколько активно и целенаправленно происходит гармоничное формирование личности.
Уровень
программы
Программа реализуется на стартовом уровне, что предполагает использование и реализации общедоступных и универсальных форм организации материала.
Объем
и
срок
освоения
программы
Программа рассчитана на девять месяцев обучения. в рамках реализации инвариантной части.
Занятия проводятся 2 (два) раза в неделю по одному академическому часу. Контроль усвоения содержания образования может бвіть представлен в форме творческих работ, тестов, проектов.
Режим
занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по двум дисциплинам с продолжительностью одного занятия 25 минут с 10 минутным перерывом.
Каждое занятие имеет дробную структуру, предусматривающую смену видов деятельности с физкультурными паузами на каждой 10-й минуте занятия.
Форма
обучения
Программа предполагает очную форму обучения. Основная форма организации деятельности — это занятие. Все занятия проходят с применением игр, творческих заданий разной сложности. Форма обучения — групповая.
Особенности
реализации
программы,
особенности
организации
образовательного процесса
Программа реализуется в соответствии с учебным планом.
Оптимальное количество детей в группе не превышает 20 человек, сформированных из обучающихся одного возраста. Состав группы постоянный. Количество групп определяется образовательной организацией самостоятельно.
Такой количественный состав позволит педагогу обратить внимание на восприятие индивидуальных особенностей каждого ребенка, а затем на основании проведенного анализа проводить каждое следующие занятие с учетом индивидуальных особенностей.
Каждое занятие включает в себя элементы теории, практики, демонстрацию результатов деятельности.
Формы организации деятельности обучающихся:
фронтальная
(практические
и
теоретические
занятия);
индивидуальная
(создание
творческих
работ);
групповая (участие в социально-значимых акциях, праздниках, фестивалях).
Перечень видов занятий: беседа, встреча с интересными людьми, выставка, защита проектов, игра, конкурс практическое занятие, презентация, экскурсия, а также иные виды занятий, не противоречащие действующему законодательству.
Перечень форм подведения итогов: зачет в форме викторины, презентация творческих работ, защита проекта, а также иные формы подведения итогов, не противоречащие действующему законодательству.
ЦЕЛЬ
и
ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ
Цель
программы: обеспечить равные стартовые условия прихода детей в школу,
позволяющие успешно адаптироваться
к
новым
условиям жизни; подготовить
дошкольника
к
любой
системе
школьного
образования
(УMK).
Задачи
программы
Образовательные:
знакомить
с
историческими
фактами
развития
русского
языка
и
алфавита;
знакомить
с
буквами
и
звуками
русского
алфавита;
формировать
навыки
слогового
чтения
обучающихся;
формировать
графические
навыки
письма
и
рисования;
формировать
грамотность
речи,
расширять
словарный
запас;
формировать
первичные
математические
понятия
и
представления;
- познакомить с понятиями «число», «цифра», «математические знаки»,
«сложение», «вычитание», «арифметическая задача»;
- формировать умение ставить вопросы, делать выводы и простейшие умозаключения;
выработать
простейшие
навыки
устных
вычислений;
формировать
основы
целеполагания
и планирования
учебно-познавательных
действий;
- формировать способности к самоконтролю, к оцениванию и коррекции результатов своей работы;
формировать
первичные
представления
об
окружающем
мире;
знакомить
с
понятием
цвета,
цветовых
оттенков,
свойствами
красок;
учить
приёмам
работы
с
различными
материалами
(акварельные
краски,
гуашевые
краски, цветные карандаши,
фломастеры,
пластилин).
Воспитательные:
формировать
важные
личностные
качества,
социальные
умения
и
навыки;
формировать
умение
организовывать
и
содержать
в
порядке
своё
рабочее
место;
формировать
положительную
мотивацию к обучению в школе.
Развивающие:
- развивать речевые способности (диалогическая и монологическая речь);
развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация, аналогия,
выполнение
поставленной
умственной
задачи);
развивать познавательные психические
процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
развивать разные виды мышления (логическое, словесно-обратное,
словесно-действенное);
- развивать культуру речи;
формировать
фонематический
слух;
развивать
общую
и
мелкую
моторику;
развивать
самостоятельность
и
уверенность
в
себе;
формировать
умение
слушать
педагога,
действовать
по
заданному
плану;
- развивать стремление к взаимодействию и сотрудничеству.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
Учебный
план
Содержание
программы
Kypc «От слова к букве» помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь.
Содержание программы направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
практическая
подготовка
детей
к
обучению
чтению
и
письму;
формирование
элементарной
культуры
речи,
совершенствование
на
доступном
уровне навыков связной устной речи детей.
Основные задачи развития речи на подготовительном этапе:
расширение,
обогащение
и
активизация
словарного
запаса
детей;
формирование
грамматического
строя
речи
ребенка;
совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным
наблюдениям
и
впечатлениям,
составление
загадок,
скачок,
рассказов, словесное
рисование и т. д.);
создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? и т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа).
Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского интереса, воспитывает читатели, что является одной из актуальных задач современной школы. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.
Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читатели.
Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной литературы.
Содержание работы по подготовке детей к обучению чтению:
развитие звуковой культуры
речи в целях подготовки к обучению
грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, общение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие
правильной
дикции,
силы
голоса,
выделение
особо
значимых
слов
и
пр.
)
чтение
стихотворений
русских
и
зарубежных
поэтов,
сказок,
рассказов,
пословиц, поговорок, загадок;
беседа о прочитанном по вопросам педагога (ответы на вопросы, связанные
с
эмоциональным
восприятием
произведения,
пониманием
сюжета,
характеров
основных
действующих
лиц,
умением
услышать,
воспринять на слух выразительные языковые средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);
• разучивание наизусть и выразительное чтение.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов; осуществляется работа над звуковым анализом слов.
Подготовка к обучению письму — у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения, поэтому предлагается система упражнений для подготовки письма.
Таким образом, курс «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к общения чтению, письму и совершенствует их речь.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Kypc «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУІІЕНЬКИ»
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач. Такой же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии:
арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального
ряда
и
др.);
геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности,
форма,
размер,
расположение
на
плоскости
и
в пространстве
простейших
геометрических
фигур,
изготовление
их
моделей из бумаги
и
др.);
содержательно-логическая,
построенная в
основном на
математическом
материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у
детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
В качестве основных предлагаются практические методы: метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом и другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игра, общение, конструирование и др.);
самостоятельный выбор рода занятий, выбор участников по совместной
деятельности;
активное взаимодействие со сверстниками
и взрослыми, участие в совместных играх;
установка положительного отношения
к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе;
чувство
собственного
достоинства;
способность разрешать конфликты, договариваться, сопереживать, учитывать интересы и чувства других людей, адекватно проявлять свои
чувства, верить в себя;
развитое
воображение,
проявленное
в
разных
видах
деятельности,
в
игре;
проявленные
предпосылки
грамотности;
развитая
крупная
и
мелкая
моторика;
двигательная
активность
(подвижность,
выносливость);
владение,
контроль
и
управление
основными
движениями;
способность
к
волевым
усилиям;
соблюдение
правил
безопасного
поведения
и
личной
гигиены;
- проявление любознательности (вопросы взрослым и сверстникам, интерес к причинно-следственным связям, попытка самостоятельно придать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонность к наблюдениям, экспериментам);
Метапредметные результаты:
- умение подчиняться разным правилам и социальным нормам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
способность
к принятию
собственных
решений, с опорой на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Предметные результаты:
владение
разными
формами
и
видами
игр;
способность
различать
условные
игровые
и
реальные
ситуации;
владение устной речью для выражения
своих мыслей, чувств и желаний в
ситуации общения;
первичные
знания
о
себе,
о
природном
и
социальном
мире;
знакомство
с
произведениями
детской
литературы;
элементарные
представления из области живой природы, естествознания,
математики, истории и т.п.;
Раздел № 2. КОМІІЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГНЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ
УЧЕБНЪІЙ
ГРАФИК
(Закон № 273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9)
Дополнительная общеразвивающая программа «Академия дошколят»
Учебный план
«Грамота»
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Кадровое
обеспечение
Программа доступна для реализации на базе любой образовательной организации как опытными педагогами дополнительного образования, так и начинающими, обладающим следующими компетенциями:
уверенный пользователь ПK с навыками работы в интернете;
умение работать с современными информационными технологиями;
использование электронных ресурсов, необходимых для организации различных видов деятельности обучающихся.
Материально
-
техническое
обеспечение
Для проведения занятий необходим учебный кабинет в соответствии с СанПИН: учебные парты, стульями по количеству общающихся в группе;
компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийный экран, принтер; канцелярские принадлежности (бумага, ножницы, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, цветной картон, ватман, клей и др.); настольные игры, раздаточный материал, карточки с заданиями.
Информационно -
методическое
обеспечение
Для реализации программы кабинет должен быть оснащен достаточным информационным обеспечением (аудио-,видео-, фото-, интернет- источники), раздаточным и демонстрационным материалом.
Составной частью информационного обеспечения являются электронные ресурсы, размещение в сети интернет: https://resh.edu.ru/
ФОРМЫ
АТТЕСТАЦНН
И
ОЦЕНОЧНЪІЕ
МАТЕРНАЛЫ
Формы
аттестации
и
контроля
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются итоговое занятие, которое позволяет всем участникам оценить результативность их познавательной деятельности, уровень развития способностей и личностных качеств, обучающихся в соответствии с прогнозируемым результатом.
Для успешной реализации краткосрочной программы используется:
текущий
контроль
на
каждом
занятии
в
форме
наблюдения;
рефлексия;
итоговый контроль, основной целью которого является
оценка достижений
каждого ребёнка и их соответствие результатам, заявленным в программе.
Проводится
на итоговом занятии
в форме викторины.
Формы аттестации: тестирование, анкетирование, опрос, викторина, практическая работа, творческое заданпе, самостоятельная работа, создание презентации, защита проектов.
Оценочные
материалы
(Закон N. 273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п.5)
Для отслеживания личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы используются следующие методики и методы:
Тестирование
Анкетирование
Наблюдение
Выполнение
творческих
заданий
Выполнение
практических
заданий,
упражнений
МЕТОДИЧЕСКОЕ
И
ДИДАКТИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕПИЕ
Методы
обучения
и
воспитания
Дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на 1 год, форма обучения очная, групповая. Программа опирается на основные методы и приёмы работы с дошкольниками:
наглядный метод (наблюдение, демонстрация, ТСО);
словесный метод (речевой образец, пояснение, повторение, объяснение, указание, словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос, рассказ, беседа);
практический метод (дидактическая игра, игровые упражнения);
комплексно-игровой (игровой персонаж, игра-путешествие, сюрпризный момент, игровые формы оценки, интонация голоса, эмоциональность).
наглядно-поисковый метод (моделирование).
С целью достижения максимальных результатов каждый из методов применяется с нарастанием проблемы: от прямого воздействия (словесные и наглядные методы), через задания и закрепления (практический и творческий), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения заданий разными способами) к проблемному обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).
В данной программе используются современные образовательные технологии:
Личностно-ориентированные
, которые
обеспечивают комфортные условия в семье и образовательном учреждении, бесконфликтные и безопасные условия развития личности обучающегося, реализацию имеющихся природных потенциалов.
Игровые
, представляющие собой целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Здоровьесберегающие
: зрительная гимнастика, смена статичных и динамичных поз, динамические разминки (в то числе и музыкальные), голосовые и дыхательные упражнения, малоподвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции мелкой и общей моторики.
Информационно- коммуникационные
: мультимедийные презентации, интерактивные игры.
Методы воспитания: поощрение, убеждение, упражнение, стимулирование,
мотивация.
Формы
организации
образовательного
процесса
Работа по программе предусматривает специальную организацию регулярных занятий, на которых учащиеся могут работать в группах, парами, индивидуально. Работа в группе формирует коллективную ответственность и индивидуальную помощь каждому.
Основной формой организации образовательного процесса является
занятие.
по
форме
проведения:
традиционное
занятие;
комбинированное
занятие;
практическое
занятие,
зачет,
защита
проектов.
Беседы, сообщения, рассказы, обсуждения, планируемые и проводимые педагогом, должны развивать у учащихся способность слушать и слышать, видеть и замечать, наблюдать и воспринимать, говорить и доказывать, логически мыслить.
Проектная деятельность помогает общающимся приобретать опыт взаимодействия, находить информацию, принимать решения, демонстрировать свои знания.
Современные
педагогические
технологии
При реализации программы возможно применение современных педагогических технологий.
Игровые технологии
(Ушинский К.Д., Блонский П.П., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В.)
Игровая форма в образовательном процессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения к деятельности. Способствует развитию творческих способностей, продуктивному сотрудничеству с другими учащимися. Приучает к коллективным действиям, принятию решений, учит руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение.
Технология коллективной творческой деятельности
(Иванов И.П., Шапиро Ф.Я)
Методика коллективной творческой деятельности является основой детских общественных объединений, так как представляет особый творческий и организационно-содержательный алгоритм. Методика КТД характеризуется следующим социально-педагогическими составляющими: стратегией «общей заботы об окружающей жизни», тактикой «воспитательных отношений и содружества старших и младших в совместной творческой деятельности», технологией «коллективно-организаторской деятельности».
Педагогика сотрудничества
(Шацкий С.Т., Сухомлинский В.А. Иванов И.П.)
Целью технологии является развитие творческих и познавательных способностей детей в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся. В результате этого происходит единство обучения и воспитания. При этом учитываются потенциальные возможности каждого обучающегося, его личный выбор.
Информационно — коммvникационные технологии
(К.Н. Моторин, С.П. Первин, М.А. Холодная, С.А. Шапкин, Ю.М. Горвиц).
Инструмент для добычи знаний, получения информации, эффективности образовательного процесса.
2.4.4 Алгоритм учебного занятия
Основная структура занятия составлена на основании деятельностного подхода:
Создание
проблемной
ситуации (вовлечение
детей
в
деятельность)
Целевая
установка
Мотивирование
к
деятельности
Проектирование
решений
проблемной
ситуации
Выполнение
действий
Анализ
результатов
деятельности
Подведение
итогов.
Рефлексия.
2.4.5. Дидактические материалы и средства обучения Раздаточные материалы: задания по темам занятия. Игры. Энциклопедии, справочнике.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
ВОСПИТАННЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Программа определяет наиболее оптимальные и эффективные для детей дошкольного возраста содержание, формы, методы и приемы организации с целью раскрытия воспитательного потенциала мероприятий и получения результата, соответствующего требованиям, заложенным в нормативных документах; строится на целеполагании, ожидаемых результатах, видах деятельности, условиях формировании воспитывающей, личностно развивающей среды, отражает интересы и запросы участников образовательных отношений:
- ребенка, признавая приоритетную роль его личностного развития на основе возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей;
- родителей ребенка (законные представителей) и значимых для ребенка взрослых;
- государства и общества.
Цель воспитания - создание условий для формирования социально активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на созидательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
Основные формы воспитания: беседа, практическое занятие, мастер — класс, защита проектов, экскурсия, и другие формы взаимодействия обучающихся. В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания:
метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение);
метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения);
методы одобрения и осуждения; метод переключения в деятельности.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе.
Методами оценки результативности реализации программы в части воспитания является педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросы.
Календарный план воспитательной работы разрабатывается согласно перечню запланированных воспитательно-значимых событий, утвержденных в программе воспитания учреждения.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
Основная и дополнительная литература
Виноградова
Н.Ф.,
Журова
Л.Е.
Готов
ли
Ваш
ребенок
к
школе,
М.,
Просвещение,
1992.
Гаврина
С.Е.
Готовим
руку
к
письму.
-
М.,
Просвещение,
2000.
Гаврина
С.Е.
Готовим
руку
к
письму.
-
М.,
Просвещение,
2000.
Доман
Г.
иД.
Как
обучить
ребенка
математике
Пер.
с
англ.
-
М.,
Аквариум,
1998.
Доронова
Т.Н.
и
др.
На
пopoгe
школы.
-
М.,
Просвещение,
2002.
Казакова
Т.Г.
Развивайте
у
дошкольников
творчество.
-
Ярославль. Академия развития,
1997.
Семененко
Л.А.
Подготовка
детей
к
школе.
Курск,
Изд-во
Курского
ИПКиПРО, 2024.
Соколова
Ю.А.
Игры
и
задания
на
готовность
к
школе.
М.,
ЭКСМО.
2020.
Ткаченко
Т.А.
Развиваем
мелкую
моторику.
М.,
ЭКСМО.
2020.
10. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. - М., ACT Апрель, 1006.
Цукерман П.Б., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. - Томск; Пеленг, 1992.
Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности. М., "Владос". 2002.
Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001
Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004
Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2002.
Литература для обучающихся и родителей.
Александрова О.В., «Большая энциклопедия дошкольника». М.: ЭКСМО, 2009г.
Бабкина Н.В. Радость познания :логические задачи для детей мл.дошкольного возраста. М.:АРКТИ,2000г.
Гаврина.С.Е., Кутявина Н.Л, Топоркова И.Г., Лучшие тесты и упражнения для дошколят. «Я учусь писать красиво». Пособие для детей 3 – 6 лет. Ярославль: Академия развития, 2009.
Гаврина.С.Е., Кутявина Н.Л, Топоркова И.Г., «Готовим руку к письму» Ярославль: Академия развития, 2009.
Демидова Е.Г., «Ребёнок идёт в школу»: методические рекомендации для родителей. – М.: ЗАО «Росмэн-Пресс, 2006.
Полякова М.А., «Как научить ребёнка читать и писать», М.: Айрис-пресс. 2010.
Синицына Е., «Игры и упражнения со словами для воспитателей и родителей». М.: Юнивес, 2000.
Узорова О.В. «300 узоров. Готовимся к школе». Москва, АСТ: Астрель,2006
Чуб Н. В., «Готовимся к школе». Большая книга заданий и упражнений. ЗАО Фирма «Бертельсманн Медиа Москау АО», 2013.
«Энциклопедия развивалок». М.:ЭКСМО, 2012.
Интернет ресурсы:
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/01/16/igry-i-uprazhneniya-napravlennye-na-znakomstvo-detey
2.https://www.youtube.com/playlist?list=PLPLJUpFxaEzbm3COhJ9vNDvWPmcvcZdfj
3.https://prezentacii