«Создание комфортной развивающей образовательной среды в школе»

Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность, как личную черту,

вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли,

дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами.

академик  Российской академии образования Шалва Александрович Амонашвили

Наши ученики очень разные, но есть общее, что объединяет их. Они люди нового времени. Поэтом сегодня школа призвана воспитывать учащихся – будущих выпускников так, чтобы научить их учиться, научить жить, научить жить вместе.

Что нужно знать и уметь современным молодым людям, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социальных условиях?

Для достижения поставленных задач в каждой школе формируется комфортная развивающая образовательная среда.

Комфортная развивающая образовательная среда – это специально созданная учителями, обучающимися атмосфера интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованного учебного процесса. Она предполагает в себе новое содержание образования, инновационные педагогические технологии. Развивающая образовательная среда создает условия для формирования не только прочных знаний и умений, а создает возможность формирования универсальных общеучебных навыков, знакомство с методами познания, со способами приобретения знаний.

Комфортная развивающая образовательная среда - это среда:

обеспечивающая высокое качество образования, его доступность, открытость и

привлекательность

для

обучающихся,

их

родителей

и

всего

общества,

духовно-

нравственное

развитие

и воспитание

обучающихся;

гарантирующая

охрану

и

укрепление

физического,

психологического

и

социального

здоровья обучающихся;

комфортная

по

отношению

к

обучающимся

и

педагогическим

работникам.

Такая

среда

создает возможность:

достижения

планируемых

результатов

освоения

основной

образовательной

программы всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями

здоровья;

выявления и развития

способностей

обучающихся через систему клубов, секций,

студий

и

кружков,

организацию

общественно-полезной

деятельности,

в

том

числе

социальной

практики

.

работы

с

одаренными

детьми,

организации

интеллектуальных

и

творческих

соревнований,

научно-технического

творчества

и

проектно-исследовательской

деятельности;

участия

обучающихся,

их

родителей,

педагогических

работников

и

общественности

в

разработке,

проектировании

и

развитии

внутришкольной

социальной

среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов

обучающихся.

Развивающая образовательная среда школы включает несколько компонентов:

1. Социально - психологический компонент — особая форма детско-взрослой общности,

способ

взаимодействия

участников

образовательного

процесса.

Это

стиль

ее

жизнедеятельности,

явные

или

неявные

нормы

и

правила

организации,

особенность

с

о-

организации различных процессов в школе, в том числе специфика коммуникации между

учителями

и

детьми,

учениками

между

собой,

особый

дух,

особая

атмосфера

школы.

Социальный компонент среды — это стиль подхода к возникающим проблемам, все то, что

вполне

очевидно

для

участников

школьной

жизни,

но

чаще

всего

неуловимо,

неформализуемо

для внешнего

наблюдателя.

2. Пространственно-предметный компонент — это организация пространства, в котором

складываются

социальные

отношения:

архитектура

здания,

оборудование

классов,

атрибутика,

внешнее

окружение

школы и т.д.

3. Технологический компонент — содержание образовательного процесса, осваиваемые

учениками способы действий, те педагогические приемы и технологии, которые используют

учителя.

Созданию в школе комфортной развивающей образовательной среды способствуют:

Концепция

и

программа

развития

школы.

Моделирование

 

учебно-воспитательной

 

деятельности

 

как

 

системы,

 

помогающей

саморазвитию

личности.

Проведение

в

школе

инновационной

исследовательской

работы.

Сплоченный

общностью

цели

коллектив

учителей

и

обучающихся.

Организация

оптимальной

системы

управления.

Система

эффективной

научно-методической

деятельности.

Учебно-материальная

база,

достаточная

для

формирования

развивающей

среды.

Набор

 

альтернативных

 

образовательных

 

услуг

 

в

 

соответствии

 

с

 

потребностями

участников

педагогического процесса.

Какими возможностями обладает школа для создания развивающей среды для учащихся?

В первую очередь, конечно, это позиция учителя в образовательном пространстве. Учитель в школе остается основной движущей силой образовательного процесса, поэтому инновационная позиция учителя – это одна из составляющих в формировании развивающей среды. Такой учитель не только учит, он создает условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников. Такой учитель знает и владеет набором разных средств, смыслов, форм педагогических технологий, которые допускают многообразие образовательных траекторий обучающихся. Такой учитель ищет и находит крупицы опыта в методиках, технологиях и применяет их в своей практике. Такой учитель умеет диагностировать успешность учащегося, имеет картотеку учебных приемов и заданий, в совершенстве владеет приемами интерактивного обучения.

Таким образом, развивающая образовательная среда предполагает создание благоприятных условий для формирования взаимоотношений ученик-предмет, ученик- учитель, учитель-предмет. Развивающее образовательное пространство предполагает активную позицию учащегося и учителя творческого типа, способного и готового к саморазвитию и самореализации.

Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.

Неотъемлемыми составляющими комфортной развивающей образовательной среды являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт, а их единство в процессе образовательной деятельности есть условие полноценного личностного роста школьника.

Психологический комфорт- это такое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности человека процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. В учебном процессе – это удовлетворение потребности в получении новой информации.

Физический комфорт школьника характеризуется соответствием между его телесными, соматическими потребностями и предметно – пространственными условиями внутришкольной среды.

Развивающее образовательное пространство школы во многом зависит от активной позиции учителя, его творческого типа, способного и готового к саморазвитию и самореализации. В настоящее время образовательный процесс в нашей школе осуществляет сплочённый профессиональный коллектив педагогов.

Комфортная развивающая среда невозможна без единства социально-психологического климата в школе и психологической помощи участникам образовательного процесса

Воспитательная работа школы один из важных компонентов комфортной развивающей образовательной среды.

«Уклад школы, необходимый для личностного роста ребёнка»

Создайте каждому ребенку ситуации успешности.

А для этого - включите ребенка в ту деятельность, которая позволит ему самореализоваться, почувствовать себя значимым для других.

Варианты сказать ученику: «Ты молодец! Отлично!»

1. Это великолепно!

2. Молодец!

3. Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!

4. Благодарю за работу!

5. Вы меня порадовали!

6. Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я!

7. Вы превзошли мои ожидания!

8. У вас сегодня все получилось!

9. Я поражена вашими знаниями, молодцы!

10.Уже намного лучше!

11. Грандиозно!

12. Поздравляю, молодец!

Создание ситуации успеха на занятии/ уроке:

Атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока.

Снятие страха.

Высокая мотивация предлагаемых действий.

Реальная помощь в продвижении к успеху.

Краткое экспресс

ивное воздействие.

Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы.

Оценивание.

Создание таких условий позволяет ученику реализовать свое право на образование в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями. Учитель же развивает свои профессиональные и личные качества.

На мой взгляд, есть все основания утверждать, что в нашей школе сформировалась комфортная развивающая образовательная среда. Тесное сотрудничество, взаимоподдержка и взаимопонимание учителя и ученика, сотворчество – залог успешной работы по созданию развивающей среды для всех участников образовательного процесса.

Наш педагогический коллектив создаёт психологические, интеллектуальные и физические комфортные условия для развития и воспитания успешного гражданина и патриота нашей страны.

Спасибо за внимание.