Образовательное событие - инновационная технология работы
с младшими школьниками
Дети, поступая на регулярное обучение в школу, так же как и в дошкольном возрасте, должны иметь возможность проживать школьное детство в соответствии со своими потребностями и возможностями. Чтобы каждый ребенок хотел и любил учиться, чтобы ему было интересно и не скучно, чтобы каждый мечтал о новой встрече. Помочь в реализации этой задачи учителю начальных классов может такая форма организации свободного времени, как образовательное событие. Она заключает в себе развивающую функцию и в то же время является естественной для младшего школьного возраста.
Образовательное событие является частью образовательного процесса. В него закладываются такие ситуации, при разрешении которых детьми приобретаются новые знания и умения, формируются представления.
Образовательное событие происходит в течение длительного периода и представляет собой развернутую историю. Она подчинена одной теме, интересной и доступной для младших школьников, в которой каждый может найти интересное для себя занятие, актуальное и значимое для своего развития.
Структура образовательного события включает в себя следующие ключевые моменты:
Завязка –
это
эмоциональ
ный взрыв или момент возникновения
волнующего вопроса,
на который
дети хотят ответить
или получение какого-либо известия
Развитие сюжета – ожидание самого события, подготовка к нему
, когда
предстоящее
событие держит
детей
в состоянии возбуждения
,
подогревает интерес.
В
это время
учащиеся
начинают
пр
едпринима
т
ь
конкретные действия
.
Кульминация –
наступление ожидаемого события, которое может бы
ть охарактеризовано как очередной
эмоциональный взрыв
.
Развязка – жизнь после
события
, которое
продолжает
свое существование
в виде воспоминаний и рефлексии. Когда дети могут
возвращаться
к
продуктам
своей
деятельности
– «детской документации»
.
Показателем успешности образовательного события является настрой детей и их эмоции. То, как они были вовлечены в совместную работу всего классного коллектива. А не выполнение задуманных мероприятий.
Основные типы образовательных событий:
Календарные (
День
пожилых людей, День отца, День М
атери,
Новый год,
8 Марта
, День ко
с
монавтики, дни рождения детей).
Это праздники, которые детям знакомы, они их ждут. В процессе подготовки к ним проводятся традиционные мероприятия: подготовка концертной программы, изготовление самодельных подарков, украшение помещения. Дети находятся в творческом поиске и творческой деятельности, живут в ожидании и предвкушении праздника.
Традиция (прощание с Азбукой, конкурс чтецов, шашечный турнир,
различные
тематические выставки рисунков и поделок).
Традиционное образовательное событие заранее известно детям, но интерес к нему может поддерживаться за счёт того, что часть класса готовит свою задумку втайне от остальных и в назначенный день демонстрирует её всем.
Образовательное событие,
которое заплан
ировал или спровоцировал учитель. Когда тема является
важной
и
актуальной
для
классного коллектива
,
для
развития
их кругозора
и
ус
пешной
социализации. Но
которая
не озвучивается самими детьми
.
Образовательное событие,
которое возникло
по инициативе детей
, к
огда
интерес одного ученика
можно
пр
евратить в общий интерес класса
.
Полноценное образовательное событие основано на умениях,
которые дети смогут и захотят продемонстрировать. О том, что занимает, увлекает детей, расскажет атмосфера класса. Подготовка к образовательному событию должна стать общим делом для всего класса, иначе оно станет формальным. Только при таком условии дети и учитель будут сосуществовать в едином деятельностном пространстве – в событии.
Событийный формат образовательной деятельности дает новые возможности всем его участникам. Учителю – возможность увидеть ученика с новой стороны, услышать его и не переставать удивляться. Для ученика – это в первую очередь возможность заявить о том, что у него свои способы мыслить, творить и действовать. И воспринимать эти действия нужно не как неправильные, а как другие. Не подгонять их под общепринятые мерки.
Хочу познакомить с образовательным событием «Для чего людям знать свой вес и рост?», реализованным в 1 классе.
Завязка возникла после ежегодного взвешивания и измерения роста детей, когда дети до конца уроков бурно обсуждали свои результаты. Несколько человек были очень удивлены показателями веса. С этого и началось развитие сюжета.
Были реализованы следующие мероприятия - образовательные ситуации:
Фиксация данных
всех учеников класса
в таблице,
их
сравнение.
Исследование и обсуждение независимости объ
ё
ма от веса (когда дети разного роста весят примерно одинаково: высокий и низкий).
Сравнение веса разных предметов с помощью взвешивания на руке.
Знакомство с различными инструментами взвешивания (разнообразие весов).
Практическая деятельность по взвешиванию детей и предметов на разных весах (напольных, производственных, электро
нных
).
Сравнение веса с использованием математических знаков «больше», «меньше».
Знакомство со старинными мерами, обсуждение их удобства и недостатков.
Обсуждения, в каких случаях и почему важно знать вес.
Советы по похудению и прибавке веса.
Поиск и ч
тение произведений, в которых указан вес персонажей.
По окончании образовательного события в классе появились:
- коллекция гирь и измерительных приборов (напольные, аптекарские, продуктовые, электронные, безмен);
- таблица с весом каждого из детей;
- шкала веса различных предметов по убыванию;
- сборник диетических рецептов;
- альбом с изображением старинных мер (золотник, фунт, лот, пуд и т.д.);
- мини - библиотека с детскими энциклопедиями и художественными произведениями.
Развязка заключается в том, что ребята заглядывают в таблицу, вносят данные по вновь поступившим детям. Запланировали занести новые данные в конце учебного года и выполнили задуманное. Обновили данные во 2 классе.
В результате работы с использованием данной технологии у ребят появляются навыки, крайне необходимые современному человеку: креативность, коммуникативность, критическое мышление, командная работа. Ведь каждый из них имеет возможность:
- быть услышанным и оценённым по достоинству;
- разрешать проблемные ситуации и устанавливать связи там, где это неочевидно;
- генерировать и предлагать собственные творческие решения, аргументировать свои суждения;
- помогать друг другу, работать в группах, сотрудничать;
- отходить от помощи взрослого, двигаясь к самостоятельности;
- преодолевать препятствия, реализовывать свои задумки, ставить и решать задачи.