Образовательное событие - инновационная технология работы

с младшими школьниками

Дети, поступая на регулярное обучение в школу, так же как и в дошкольном возрасте, должны иметь возможность проживать школьное детство в соответствии со своими потребностями и возможностями. Чтобы каждый ребенок хотел и любил учиться, чтобы ему было интересно и не скучно, чтобы каждый мечтал о новой встрече. Помочь в реализации этой задачи учителю начальных классов может такая форма организации свободного времени, как образовательное событие. Она заключает в себе развивающую функцию и в то же время является естественной для младшего школьного возраста.

Образовательное событие является частью образовательного процесса. В него закладываются такие ситуации, при разрешении которых детьми приобретаются новые знания и умения, формируются представления.

Образовательное событие происходит в течение длительного периода и представляет собой развернутую историю. Она подчинена одной теме, интересной и доступной для младших школьников, в которой каждый может найти интересное для себя занятие, актуальное и значимое для своего развития.

Структура образовательного события включает в себя следующие ключевые моменты:

Завязка –

это

эмоциональ

ный взрыв или момент возникновения

волнующего вопроса,

на который

дети хотят ответить

или получение какого-либо известия

Развитие сюжета – ожидание самого события, подготовка к нему

, когда

предстоящее

событие держит

детей

в состоянии возбуждения

,

подогревает интерес.

В

это время

учащиеся

начинают

пр

едпринима

т

ь

конкретные действия

.

Кульминация –

наступление ожидаемого события, которое может бы

ть охарактеризовано как очередной

эмоциональный взрыв

.

Развязка – жизнь после

события

, которое

продолжает

свое существование

в виде воспоминаний и рефлексии. Когда дети могут

возвращаться

к

продуктам

своей

деятельности

– «детской документации»

.

Показателем успешности образовательного события является настрой детей и их эмоции. То, как они были вовлечены в совместную работу всего классного коллектива. А не выполнение задуманных мероприятий.

Основные типы образовательных событий:

Календарные (

День

пожилых людей, День отца, День М

атери,

Новый год,

8 Марта

, День ко

с

монавтики, дни рождения детей).

Это праздники, которые детям знакомы, они их ждут. В процессе подготовки к ним проводятся традиционные мероприятия: подготовка концертной программы, изготовление самодельных подарков, украшение помещения. Дети находятся в творческом поиске и творческой деятельности, живут в ожидании и предвкушении праздника.

Традиция (прощание с Азбукой, конкурс чтецов, шашечный турнир,

различные

тематические выставки рисунков и поделок).

Традиционное образовательное событие заранее известно детям, но интерес к нему может поддерживаться за счёт того, что часть класса готовит свою задумку втайне от остальных и в назначенный день демонстрирует её всем.

Образовательное событие,

которое заплан

ировал или спровоцировал учитель. Когда тема является

важной

и

актуальной

для

классного коллектива

,

для

развития

их кругозора

и

ус

пешной

социализации. Но

которая

не озвучивается самими детьми

.

Образовательное событие,

которое возникло

по инициативе детей

, к

огда

интерес одного ученика

можно

пр

евратить в общий интерес класса

.

Полноценное образовательное событие основано на умениях,

которые дети смогут и захотят продемонстрировать. О том, что занимает, увлекает детей, расскажет атмосфера класса. Подготовка к образовательному событию должна стать общим делом для всего класса, иначе оно станет формальным. Только при таком условии дети и учитель будут сосуществовать в едином деятельностном пространстве – в событии.

Событийный формат образовательной деятельности дает новые возможности всем его участникам. Учителю – возможность увидеть ученика с новой стороны, услышать его и не переставать удивляться. Для ученика – это в первую очередь возможность заявить о том, что у него свои способы мыслить, творить и действовать. И воспринимать эти действия нужно не как неправильные, а как другие. Не подгонять их под общепринятые мерки.

Хочу познакомить с образовательным событием «Для чего людям знать свой вес и рост?», реализованным в 1 классе.

Завязка возникла после ежегодного взвешивания и измерения роста детей, когда дети до конца уроков бурно обсуждали свои результаты. Несколько человек были очень удивлены показателями веса. С этого и началось развитие сюжета.

Были реализованы следующие мероприятия - образовательные ситуации:

Фиксация данных

всех учеников класса

в таблице,

их

сравнение.

Исследование и обсуждение независимости объ

ё

ма от веса (когда дети разного роста весят примерно одинаково: высокий и низкий).

Сравнение веса разных предметов с помощью взвешивания на руке.

Знакомство с различными инструментами взвешивания (разнообразие весов).

Практическая деятельность по взвешиванию детей и предметов на разных весах (напольных, производственных, электро

нных

).

Сравнение веса с использованием математических знаков «больше», «меньше».

Знакомство со старинными мерами, обсуждение их удобства и недостатков.

Обсуждения, в каких случаях и почему важно знать вес.

Советы по похудению и прибавке веса.

Поиск и ч

тение произведений, в которых указан вес персонажей.

По окончании образовательного события в классе появились:

- коллекция гирь и измерительных приборов (напольные, аптекарские, продуктовые, электронные, безмен);

- таблица с весом каждого из детей;

- шкала веса различных предметов по убыванию;

- сборник диетических рецептов;

- альбом с изображением старинных мер (золотник, фунт, лот, пуд и т.д.);

- мини - библиотека с детскими энциклопедиями и художественными произведениями.

Развязка заключается в том, что ребята заглядывают в таблицу, вносят данные по вновь поступившим детям. Запланировали занести новые данные в конце учебного года и выполнили задуманное. Обновили данные во 2 классе.

В результате работы с использованием данной технологии у ребят появляются навыки, крайне необходимые современному человеку: креативность, коммуникативность, критическое мышление, командная работа. Ведь каждый из них имеет возможность:

- быть услышанным и оценённым по достоинству;

- разрешать проблемные ситуации и устанавливать связи там, где это неочевидно;

- генерировать и предлагать собственные творческие решения, аргументировать свои суждения;

- помогать друг другу, работать в группах, сотрудничать;

- отходить от помощи взрослого, двигаясь к самостоятельности;

- преодолевать препятствия, реализовывать свои задумки, ставить и решать задачи.