Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 149»
Образовательное событие в старшей-подготовительной группах «Международный день пожилых людей»
Разработали: Селезнева Е.А.
Барнаул, 2025г.
Цель: Познакомить с социальным праздником - День пожилого человека. Формировать уважительное отношение к пожилым людям.
Задачи:
- расширить представление детей о возрасте и возрастных особенностях пожилых людей;
- воспитывать уважительное отношение к пожилым людям;
- формировать нравственные качества личности: человечности, милосердия, сострадания, сопереживания, сочувствия, благородства, умения прийти на помощь близким людям (бабушкам, дедушкам);
- способствовать развитию связной речи детей;
- воспитывать любовь к бабушке и дедушке, к их повседневному труду, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить радость;
- развивать коммуникативные навыки общения, связанную речь, умение анализировать, устанавливать родственные связи;
- помочь понять детям, что забота о близких пожилых людях должна быть постоянной;
- углубление знаний о своей родословной;
- формировать нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению;
- развитие творческих способностей.
Предварительная работа:
- Беседы о семье, о членах их семьи, о признаках определенных возрастов.
- Решение проблемных ситуаций: «Как я буду поздравлять бабушку и дедушку».
- Рассказы детей о своих дедушках и бабушках: как их зовут, чем они занимаются, какие у них увлечения, как любят проводить свободное время.
- Пословицы и поговорки.
- Чтение художественной литературы: В. Катаев "Цветик-семицветик", р.н.сказка «Бабушка Метелица», Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы», С.Капутикян «Моя бабушка», Р.Гамзатов «Мой дедушка», Л.Квитко «Бабушкины руки», Е.Благинина «Бабушка - забота», «Наш – дедушка», Т.Маршалова «Очень бабушку люблю!».
- Игры д/и «Назови ласково», «Похвали бабушку, дедушку».
- п/и игры наших дедушек и бабушек "Жмурки".
Ход занятия:
Педагог начинает беседу с детьми.
- Осень! Тихо шелестят листья за окнами, природа приходит в состояние умиротворенности и покоя. 1 октября в нашей стране отмечают день пожилого человека. Второе название этого дня – день добра и уважения.
Пожилые люди – это те, кто прошел длинный жизненный путь – это наши дедушки и бабушки. Они наши добрые друзья, члены нашей семьи. Они в семье старше вас, старше ваших мам и пап. Наверное, не случайно этот день пришелся на такое время – пик золотой осени. Возраст зрелых, мудрых людей часто называют осенью жизни.
Сегодня я предлагаю вам посвятить нашу беседу этому замечательному празднику.
«День пожилого человека». Этот день отмечается во многих странах, а теперь и в России тоже. Как вы думаете, что это за праздник и почему его так назвали (ответы детей).
Игра «Солнышко – добрые слова».
Конечно же любовь людей старшего поколения согревает нас, как солнце. Давайте же и мы сложим солнышко, лучики которого – это добрые слова о бабушках и дедушках. (дети, по очереди, называют слова, которые подходят к их бабушкам и дедушкам (добрая, нежная, хорошая, ласковая, весёлая, любимая, красивая, сильный, любимый, трудолюбивый и т. д.) и прикрепляют лучики к солнцу)
- Вот какое солнце у нас получилось!
- А всегда ли вы дружно живёте с вашими бабушками и дедушками, всегда ли говорите им приятные, вежливые слова? Ответы детей.
- Простые слова «спасибо» и «пожалуйста» они способны согреть душу пожилого человека. Нужно быть всегда внимательными и заботливыми к близким.
Свою любовь и уважение мы, младшее поколение, выражаем нашему старшему поколению в том числе и в песнях. И сейчас я предлагаю вам послушать песню, которая называется «Дедушке».
Прослушивание песни «Дедушке».
День пожилого человека - особый праздник. С детства мы слушаем бабушкины сказки, едим вкусные пироги, ходим вместе с дедом на речку на рыбалку, в лес по грибы. Никогда нельзя забывать того, что сделано руками людей старшего поколения. Поддержать, оказать посильную помощь – вот одна из важных наших задач. Но и это лишь небольшая частичка нашего долга перед людьми старшего поколения.
Педагог: Ребята отгадайте мои загадки и доскажите словечко.
Кто любить не устаёт,
Пироги для нас печёт,
Вкусные оладушки?
Это наша…(бабушка)
2. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый…..(дед)
3. Дедушка и бабушка
Были молодыми,
А когда состарились –
Стали….(пожилыми)
4. С моей бабушкой вдвоём
Мы и спляшем и споём,
Праздник всем друзьям устроим –
С пирогами стол накроем!
Когда гостей мы встретим с ней?
В Праздник….(пожилых людей)
Педагог: А как вы думаете нам надо быть внимательным к пожилым людям только в этот день? (ответы детей).
Педагог: Ребята с возрастом, люди взрослеют, стареют, становятся пожилыми, старенькими людьми, и теряют свое здоровье. Ведь у вас есть любимые бабушки и дедушки?
Дети: Да.
Педагог: Они тоже нуждаются в вашей помощи, в вашем сострадании. Надо помогать бабушкам и дедушкам.
А вы, помогаете своим бабушкам и дедушкам? Да? Я знаю, ребята, вы все любите своих родных и помогаете им.
Большие дела складываются из мелочей. Уступить место в автобусе, помочь перейти дорогу, выразить простое человеческое внимание – и разглаживаются морщинки у глаз, светлее становится взгляд, теплее на сердце пожилого человека. Они помогают нам и тогда, когда мы становимся взрослыми. В их добрых и сильных сердцах черпаем мы поддержку и понимание, терпение и любовь, энергию и вдохновение. Огромное спасибо им за это!
Педагог: Продолжить нашу с вами беседу я хочу басней Л. Толстого «Старый дед и внучек»(Приложение 1)
Вопросы к детям:
- Как обидели деда в семье?
- Как ответил на жестокость родителей сын?
- Почему заплакали отец с матерью?
- Как надо относиться к старшим и слабым?
- В чём особенно нуждаются пожилые люди?
- Что мы можем сделать с вами, чтобы пожилые люди не чувствовали себя одинокими?
Педагог: Ребята, у кого есть бабушка? Как её зовут?
- У кого есть дедушка? Как его зовут?
(дети рассказывают о своих дедушках и бабушках.)
Педагог: Я знаю, каждый из вас очень любит своих бабушек и дедушек.
А теперь, мы немножко поиграем.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Исценировка басни Л.Толстого «Старый дед и внучек»(распределение ролей между детьми)
Педагог: Молодцы, ребята! Теперь вы поняли как правильно нужно относиться к пожилым людям.
Педагог: А сейчас, мы поиграем с вами в дидактическую игру-слова.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Молодой дедушка - …..(старый.);
Весёлая бабушка - ……
Быстрый дедушка - ….
Добрая бабушка - …..
Высокий дедушка - ……
Любимая бабушка - …
Педагог: Молодцы, ребята, все справились. Пословицы – это народная мудрость. Послушайте внимательно пословицы и скажите, что они обозначают:
«Не смейся над старым, и сам будешь стар».
«Где дедушка, да бабушка – там и оладушка».
«У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед».
«Сам стар, а душа молода».
Педагог: Вы уже подумали как вы поздравите своих близких?(ответы детей)
-А какой подарок для своих близких мы можем сделать из того, что лежит у вас на столах? (картон, клей, ножницы)
Правильно, поздравительную открытку.
- А как мы ее будем выполнять?(ответы детей)
- Правильно, мы будем мастерить открытку в технике «аппликация из цветной бумаги и картона».
Подведение итогов:
Педагог: Что нового вы сегодня узнали, о ком мы сегодня говорили? Кто такие пожилые люди? Как нужно встречать родных, пожилых людей?
Мы говорили о пожилых людях, о наших дорогих бабушках и дедушках, о помощи, заботе и уважении к ним.
Педагог: Ребята любите, уважайте своих бабушек и дедушек!
Приложение 1
Басня Л. Толстого «Старый дед и внучек»
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта.
Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он всё им в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.
Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой и смотрят – их сынишка на полу с дощечками играет – что – то складывает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матерью стары будете, чтоб вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то,
что так обижали старика. И с тех пор сажать его за стол стали и ухаживать за ним.
Приложение 2
В.Катаев «Цветик-семицветик»
Жила девочка Женя. Однажды послала её мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика.
Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А сзади тем временем сзади пристала незнакомая собака, да все баранки одну за другой и съела. Сначала съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, и счастливо облизывается.
- Ах, вредная собака! - закричала Женя и бросилась ее догонять.
Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала.
Вдруг откуда ни возьмись - старушка.
- Девочка, девочка, почему ты плачешь?
Женя старушке все и рассказала.
Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:
- Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется - цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он все устроит.
С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.
- Этот цветик, - сказала старушка, - не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается.
Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила ее до ближнего милиционера, но ни садика, ни старушки как не бывало.
Что делать? Женя уже собиралась по своему обыкновению заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про заветный цветок.
- А ну-ка, посмотрим, что это за цветик-семицветик!
Женя поскорее оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я была дома с баранками! Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках - связка баранок!
Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: "Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!"
Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке. В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон - семь или восемь. Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела вниз и - бац! - раскололась на мелкие кусочки.
- Ты опять что-то разбила! - закричала мама из кухни. – Не мою ли самую любимую вазочку? Тяпа-растяпа!
- Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! - закричала Женя, а сама поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая! Не успела она это сказать, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться. Мама прибежала из кухни - глядь, а ее любимая вазочка как ни в чем не бывало стоит на своем месте. Мама на всякий случай погрозила Жене пальцем и послала ее гулять во двор.
Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в папанинцев: сидят на старых досках, и в песок воткнута палка.
- Мальчики, мальчики, примите меня поиграть!
- Чего захотела! Не видишь - это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем.
- Какой же это Северный полюс, когда это одни доски?
- Не доски, а льдины. Уходи, не мешай! У нас как раз сильное сжатие.
- Значит, не принимаете?
- Не принимаем. Уходи!
- И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш, а на всамделишном. А вам - кошкин хвост!
Женя отошла в сторонку, под ворота, достала заветный цветик-семицветик, оторвала синий лепесток, кинула и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе! Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, как волчок. Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, одна-одинешенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!
- Ай, мамочка, замерзаю! - закричала Женя и стала плакать, но слезы тут же превратились в сосульки и повисли на носу, как на водосточной трубе. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямехонько к девочке, один другого страшней: первый - нервный, второй - злой, третий – в берете, четвертый - потертый, пятый - помятый, шестой - рябой, седьмой – самый большой.
Не помня себя от страха, Женя схватила обледеневшими пальчиками цветик-семицветик, вырвала зеленый лепесток, кинула и закричала что есть мочи:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе! И в тот же миг она очутилась опять во дворе. А мальчики на нее смотрят и смеются:
- Ну и где же твой Северный полюс?
- Я там была.
- Мы не видели. Докажи!
- Смотрите - у меня еще висит сосулька.
- Это не сосулька, а кошкин хвост! Что, взяла?
Женя обиделась и решила больше с мальчишками не водиться, а пошла на другой двор водиться с девочками. Пришла, видит - у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка, у кого трехколесный велосипед, а у одной - большая говорящая кукла в кукольной соломенной шляпке и в кукольных калошках. Взяла Женю досада. Даже глаза от зависти стали желтые, как у козы.
"Ну, - думает, - я вам сейчас покажу, у кого игрушки!"
Вынула цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои! И в тот же миг откуда ни возьмись со всех сторон повалили к Жене игрушки. Первыми, конечно, прибежали куклы, громко хлопая глазами и пища без передышки: "папа-мама", "папа-мама". Женя сначала очень обрадовалась, но кукол оказалось так много, что они сразу заполнили весь двор, переулок, две улицы и половину площади. Невозможно было сделать шагу, чтобы не наступить на куклу.
Вокруг, представляете себе, какой шум могут поднять пять миллионов говорящих кукол? А их было никак не меньше. И то это были только московские куклы. А куклы из Ленинграда, Харькова, Киева, Львова и других советских городов еще не успели добежать и галдели, как попугаи, по всем дорогам Советского Союза. Женя даже слегка испугалась. Но это было только начало.
За куклами сами собой покатились мячики, шарики, самокаты, трехколесные велосипеды, тракторы, автомобили, танки, танкетки, пушки. Прыгалки ползли по земле, как ужи, путаясь под ногами и заставляя нервных кукол пищать еще громче. По воздуху летели миллионы игрушечных самолетов, дирижаблей, планеров. С неба, как тюльпаны, сыпались ватные парашютисты, повисая на телефонных проводах и деревьях.
Движение в городе остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонари и не знали, что им делать.
- Довольно, довольно! - в ужасе закричала Женя, хватаясь за голову.
-Будет! Что вы, что вы! Мне совсем не надо столько игрушек. Я пошутила. Я боюсь...
Но не тут-то было! Игрушки все валили и валили... Уже весь город был завален до самых крыш игрушками. Женя по лестнице - игрушки за ней. Женя на балкон - игрушки за ней. Женя на чердак - игрушки за ней. Женя выскочила на крышу, поскорее оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины. И тотчас все игрушки исчезли. Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.
- Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила - и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее. Пошла она на улицу, идет и думает:
"Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю- ка я себе, пожалуй, два кило "мишек". Нет, лучше два кило "прозрачных". Или нет... Лучше сделаю так: велю полкило "мишек", полкило "прозрачных", сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться".
Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.
- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
- Витя. А тебя как?
- Женя. Давай играть в салки?
- Не могу. Я хромой.
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.
- Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.
- Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
- Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди!
С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
Приложение 3
Русско-народная сказка «Бабушка Метелица»
У одной вдовы было две дочери: родная дочка и падчерица. Родная дочка была ленивая да привередливая, а падчерица — хорошая и прилежная. Но мачеха не любила падчерицу и заставляла её делать всю тяжёлую работу.
Бедняжка целыми днями сидела на улице у колодца и пряла. Она так много пряла, что все пальцы у неё были исколоты до крови.
И однажды случилось так, что все веретено залилось кровью. Тогда девушка нагнулась к колодцу, чтобы его обмыть. Но случайно веретено выскочило у нее из рук и упало в воду. Она заплакала, побежала к мачехе и рассказала ей о том, что приключилось. Но не стала мачеха утешать ее, стала сильно бранить и сказала:
— Раз ты веретено уронила, то сумей его и достать.
Девушка печальная вернулась к колодцу. Не знала она,что ей теперь делать, как выполнить мачехин наказ. Оставалось ей только прыгать в колодец. Так она и сделала. Стало ей сперва дурно, но когда опять очнулась, то увидела она, что находится на прекрасном лугу. Светило солнце и вокруг росли тысячи разных цветов. Пошла она по лугу вперед, куда глаза глядели, и пришла к печи. В этой печи было полным-полно хлеба, и хлеб кричал:
— Ах, вытащи , вытащи меня скорей, а не то я сгорю, — я давно уж испекся!
Девушка подошла и вытащила лопатой хлебы один за другим. А потом пошла дальше и пришла к дереву, и было на нем полным-полно яблок. Сказало ей дерево:
— Ах, отряхни же меня, отряхни, мои яблоки давно уж поспели!
Начала она трясти дерево, и посыпались, дождем яблоки наземь. Трясла она яблоню до тех пор, пока не упали с нее все яблоки. А яблочки-то она сложила вместе и отправилась дальше. Пришла девушка к избушке. В окошке она увидела старуху, у которой были такие большие зубы, что стало девушке страшно. Хотела она было убежать, но старуха окрикнула ее:
— Милое дитя, чего же ты боишься! Оставайся у меня. Если будешь хорошо выполнять у меня в доме всякую работу, тебе будет хорошо. Только смотри, стели мне как следует постель и старательно взбивай перину, чтобы перья взлетали. Будет тогда во всем свете снег идти. Я — госпожа Метелица.
Так как старуха обошлась с нею ласково, то девушка решила, что она не такая страшная, как показалось, и на сердце стало легче. Она согласилась остаться и быть работницей у госпожи Метелицы. Девушка старалась во всем угождать старухе. Всякий раз она так сильно взбивала ей перину, что перья взлетали кругом, словно снежинки. И потому жилось девушке у нее хорошо. Не слыхала никогда она дурного слова от госпожи, а вареного и жареного каждый день было вдоволь.
Так и жила девушка у старухи, все было хорошо. Да вдруг однажды запечалилась она. Сперва сама не знала, что тревожило так ее. А потом наконец поняла, что тоскливо ей вдали от родного дома. И пусть у госпожи Метелицы жизнь сытая и спокойная, но домой девушке сильно хотелось. Наконец она сказала старухе:
— Истосковалась я по родимому дому. Пусть мне так хорошо здесь под землей, но дольше оставаться здесь не могу. Хочется мне вернуться наверх — к своим.
Госпожа Метелица ответила ей:
— Мне нравится, что тебя тянет домой. Коли ты мне хорошо и прилежно служила, то я сама провожу тебя наверх. — Она взяла девушку за руку и подвела к большим воротам.
Врата открылись. Когда девушка проходила под ними, ее осыпал золотой дождь. И все золото осталось на ней так, что вся она была сплошь покрыта золотом.
— Это тебе за твою прилежную работу, — сказала госпожа Метелица и вернула ей веретено, упавшее в колодец.
Закрылись ворота, очутилась девушка наверху, совсем недалеко от дома мачехи. Как только вошла она во двор, сразу запел петух, который сидел как раз на колодце:
— Ку-ка-ре-ку! Наша девица златая тут как тут.
И вошла она в дом к мачехе. Оттого что была она вся золотом покрыта, приняли ее и мачеха и сводная сестра очень ласково. Девушка рассказала, что с ней приключилось. Внимательно выслушали ее. А после такого рассказа захотела мачеха и для своей родной дочери. Уродливой и ленивой, такого же счастья и богатства. Мачеха посадила дочь у колодца прясть пряжу. Чтоб веретено у нее было тоже в крови, уколола она себе палец о куст терновника. А затем кинула веретено в колодец и прыгнула вслед за ним.
Как и сестра ее, она попала на прекрасный зеленый луг и отправилась той же тропинкой. Подошла к печи, а хлеб как закричит, как и в прошлый раз:
— Ах, вытащи , вытащи меня скорей, а не то я сгорю, — я давно уж испекся!
Но ленивица ответила:
— Да что мне за охота пачкаться! — И пошла дальше.
Подошла она вскоре к яблоне, и заговорила яблоня:
— Ах, отряхни же меня, отряхни, мои яблоки давно уж поспели!
Но ответила она яблоне:
— Ишь чего захотела, ведь яблоко может упасть мне на голову! — И пошла дальше.
Наконец, когда подошла она к дому госпожи Метелицы, не было у нее страха — она ведь уже слыхала про ее большие зубы. Тотчас согласилась она стать работницей. В первый день она старалась, была в работе прилежная и слушалась госпожу Метелицу. Когда госпожа ей что поручала задания, ленивица все думала о золоте, которое получит. Но на второй день стала она ленивее, не привычно ей работать. На третий и того больше, а потом и вовсе не захотела вставать рано утром. Она не стлала госпоже Метелице постель так, как следует и не взбивала ей перины так, чтобы перья взлетали вверх. В конце концов госпоже Метелице это надоело, и она отказала ленивице в работе. Девушка очень этому обрадовалась. Думала она, что теперь-то прольется на нее золотой дождь. Госпожа Метелица повела ее к тем же вратам, но когда девушка проходила под ними, то не золото на нее полилось, а опрокинулся огромный котел смолы.
— Это тебе награда за твою работу, — сказала госпожа Метелица и закрыла за ней ворота.
Вернулась ленивица домой вся в смоле. Как увидел ее петух, сидевший на колодце, так и запел:
— Ку-ка-ре-ку! Наша девица грязнуха тут как тут.
А смола на ней так на всю жизнь и осталась, и не смыть ее было до самой смерти.
Приложение 4
Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
1
В августе, около Малых Вежей,
С старым Мазаем я бил дупелей.
Как-то особенно тихо вдруг стало,
На небе солнце сквозь тучу играло.
Тучка была небольшая на нем,
А разразилась жестоким дождем!
Прямы и светлы, как прутья стальные,
В землю вонзались струи дождевые
С силой стремительной... Я и Мазай,
Мокрые, скрылись в какой-то сарай.
Дети, я вам расскажу про Мазая.
Каждое лето домой приезжая,
Я по недели гощу у него.
Нравится мне деревенька его:
Летом ее убирая красиво,
Исстари хмель в ней родится на диво,
Вся она тонет в зеленых садах;
Домики в ней на высоких столбах
(Всю эту местность вода понимает,
Так что деревня весною всплывает,
Словно Венеция). Старый Мазай
Любит до страсти свой низменный край.
Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,
Торной дорогой ходить ему - скука!
За сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем:
"Лес не дорога: по птице, по зверю
Выпалить можно". - "А леший?" - "Не верю!
Раз в кураже я их звал-поджидал
Целую ночь, - никого не видал!
За день грибов насбираешь корзину,
Ешь мимоходом бруснику, малину;
Вечером пеночка нежно поет,
Словно как в бочку пустую удод
Ухает; сыч разлетается к ночи,
Рожки точены, рисованы очи.
Ночью... ну, ночью робел я и сам:
Очень уж тихо в лесу по ночам.
Тихо как в церкви, когда отслужили
Службу и накрепко дверь затворили,
Разве какая сосна заскрипит,
Словно старуха во сне проворчит..."
Дня не проводит Мазай без охоты.
Жил бы он славно, не знал бы заботы,
Кабы не стали глаза изменять:
Начал частенько Мазай пуделять.
Впрочем, в отчаянье он не приходит:
Выпалит дедушка, - заяц уходит,
Дедушка пальцем косому грозит:
"Врешь - упадешь!" - добродушно кричит.
Знает он много рассказов забавных
Про деревенских охотников славных:
Кузя сломал у ружьишка курок,
Спичек таскает с собой коробок,
Сядет за кустом - тетерю подманит,
Спичку к затравке приложит - и грянет!
Ходит с ружьишком другой зверолов,
Носит с собою горшок угольков.
"Что ты таскаешь горшок с угольками?"
- "Больно, родимый, я зябок руками;
Ежели зайца теперь сослежу,
Прежде я сяду, ружье положу,
Над уголечками руки погрею,
Да уж потом и палю по злодею!"
"Вот так охотник! " - Мазай прибавлял.
Я, признаюсь, от души хохотал.
Впрочем, милей анекдотов крестьянских
(Чем они хуже, однако, дворянских?)
Я от Мазая рассказы слыхал.
Дети, для вас я один записал...
2
Старый Мазай разболтался в сарае:
"В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы вот тоже, - их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, -
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть ?.. Я раз за дровами
В лодке поехал - их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, -
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
" То-то! - сказал я, - не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!"
Этак гуторя, плывем в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
Взял и его - тягота невелика!
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится зайчиха -
Еле жива, а толста как купчиха!
Я ее, дуру, накрыл зипуном -
Сильно дрожала... Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
"Взял бы я вас - да потопите лодку!"
Жаль их, однако, да жаль и находку -
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок...
Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
"Глянь-ко: что делает старый Мазай!"
Ладно! любуйся, а нам не мешай!
Мы за деревней в реке очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают:
Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые!..
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил - и "с богом!" сказал...
И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: "У-х!"
Живей, зверишки!
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур зимой
Не попадайся!
Прицелюсь - бух!
И ляжешь... Ууу-х!.."
Мигом команда моя разбежалась,
Только на лодке две пары осталось -
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Я их поклал - и домой приволок,
За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул - и дали стречка!
Я проводил их всё тем же советом:
"Не попадайся зимой!"
Я их не бью ни весною, ни летом,
Шкура плохая, - линяет косой... "
Приложение 5
С.Капутикян «Моя бабушка»
Стала бабушка
Старой, хворою,
От ходьбы она
Устает.
Храбрым летчиком
Стану скоро я,
Посажу ее
В самолет.
Не тряхну ее,
Не качну ее,
Отдохнет она,
Наконец.
Скажет бабушка:
«Ай да внучек мой,
Ай да летчик мой!
Молодец!»
Приложение 6
Р.Гамзатов «Мой дедушка»
У меня есть дедушка,
Как зима, седой.
У меня есть дедушка
С белой бородой.
В день знакомства нашего —
Это не секрет —
Было мне полмесяца,
А ему сто лет.
Маленькие ласточки,
Песнями звеня,
Будят вместе с дедушкой
На заре меня.
На зарядке солнышко
Рядом видит нас.
Поднимаем руки мы
По команде: «Раз!»
А над нами мокрая
Шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде: «Два!»
И водой холодною,
Прямо из ручья,
Вместе умываемся:
Дедушка и я.
Мы берёмся за руки
С дедушкой моим,
Вдоль аула нашего
Мы гуляем с ним.
Встретится ли доктор нам,
Что лечил меня,
Иль кузнец, чьё спорится
Дело у огня,
Почтальон ли с толстою
Сумкой на ремне,
Агроном ли, скачущий
На гнедом коне, —
Кто ни повстречается
На дороге нам,
Кланяется дедушке,
Говорит: — Салам!
Я шагаю с дедушкой,
Думая о том,
Что и я, наверное,
Каждому знаком.
И с людьми здороваюсь,
Как большой, в пути.
Хорошо мне за руку
С дедушкой идти!
Во дворе и в доме я
Потрудиться рад.
Говорит мой дедушка:
— Покорми цыплят!
— Цып, цып, цып! — кричу я
Посреди двора.
— Цып, цып, цып! — кричу я.
— Завтракать пора!
В небе коршун кружится
Третий раз подряд,
Но ему, разбойнику,
Не украсть цыплят.
Ведь ружьё с патронами
Есть у нас, друзья.
И стреляет дедушка
Метко из ружья...
Для козлёнка нашего
Я нарвал травы.
Жаль, козлёнка нашего
Не видали вы.
У него пока ещё
Рожки — не рога.
И такой он белый весь,
Как зимой снега.
Хоть живёт на свете он
Месяц с небольшим,
Но уже бодается —
Не шутите с ним!
Точат волки серые
Зубы на козлят,
Но овчарки зоркие
По ночам не спят.
И в стрельбе мой дедушка
Понимает толк:
В лес уйти от выстрела
Не сумеет волк.
Про забавный случай вам
Расскажу сейчас.
Лопоухий, серенький
Ослик есть у нас.
Дедушке по пояс он,
Это ничего.
Сел однажды дедушка
В поле на него.
Ослик к дому двинулся
(Путь здесь недалёк).
Доставал подошвами
До земли седок.
Вдруг застыл как вкопанный
Ослик на пути:
«Деда длинноногого
Не хочу везти».
Доставал подошвами
До земли седок.
И сказал он весело:
— Путь здесь недалёк!
Не к лицу кататься мне
На осле верхом.
Я скорее до дому
Доберусь пешком.
И шагами быстрыми
По тропе пошёл,
А за ним обиженный
Побежал осёл.
Ну, а мне на ослике
Разъезжать верхом,
Право, больше нравится,
Чем ходить пешком.
Много знает дедушка
Былей-небылиц:
Про луну и солнышко,
Про зверей и птиц.
Я вопросы разные
Задаю ему:
— Где?
— Зачем?
— А скоро ли?
— Сколько?
— Почему?
Мне на всё мой дедушка
Может дать ответ.
И не стар мой дедушка,
Хоть ему сто лет.
Он лошадкой сделаться
Может для того,
Чтобы покатался я
На плечах его.
А когда мой дедушка
Сядет на коня,
То сажает дедушка
На седло меня.
Сядем на качели мы —
Двое смельчаков —
И взлетаем радостно
Выше облаков.
Ведь у нас по улице
Ходят облака.
И ручьи к нам прыгают
Прямо с ледника.
Дедушка работает,
Словно молодой,
Поливает яблони
Ключевой водой.
Я в сарай за лестницей,
Верьте, не пойду,
Чтоб сорвать созревшее
Яблоко в саду,
Потому что дедушка
Быстро и легко
Может вмиг поднять меня
Очень высоко.
Мы лезгинку с дедушкой
Любим танцевать.
Если мне приходится
Первым начинать,
То, прищурив ласково
Добрые глаза,
Бьёт в ладоши дедушка
И кричит: —Арсса!
А запляшет дедушка,
Тонкий, как лоза, —
Я в ладоши хлопаю
И кричу: — Арсса!
Возле старой мельницы
На рассвете дня
В горной речке плавать он
Научил меня.
И теперь мы с дедушкой
По волнам реки
Часто летом плаваем
Наперегонки...
Смастерил он дудочку
Мне из тростника.
Любят мою дудочку
Поле и река.
Любит мою дудочку
В роще соловей.
Вечерами часто он
Подпевает ей.
А когда дождёмся мы
С дедушкой зимы,
То на санках под гору
С ним промчимся мы.
Голубыми искрами
Заклубится снег.
Эхо вмиг откликнется
На весёлый смех.
Если же сердиться
Стану на мороз,
Потирая варежкой
Покрасневший нос,
Тихо скажет дедушка:
— Прячься, воробей! —
И меня укутает
Буркою своей.
Так орлёнка малого
В скалах перед сном
Мать-орлица ласково
Прячет под крылом.
Блещут звёзды вечером,
Дремлет сад в снегу.
Мы садимся с дедушкой
Ближе к очагу.
Он читает книжки мне —
Ведь читать я сам
Не могу пока ещё
Даже по слогам.
Вот какой мой дедушка!
В майский праздник он
Был на сбор ребятами
В школу приглашён.
Вовремя пришёл он,
Не подвёл ребят.
Стал под знамя красное
Пионеротряд.
И, держа равнение,
Все ребята тут
Пионерский дедушке
Отдали салют.
А когда торжественный
Запылал костёр,
Рассказал мой дедушка,
Старый житель гор,
Как с другими горцами
В давнем феврале
Он в гостях у Ленина
Побывал в Кремле.
Как дарил, волнуясь, он
Бурку Ильичу...
Быть таким, как дедушка,
Очень я хочу!
Приезжайте в гости к нам
По горам крутым —
Сами познакомитесь
С дедушкой моим!
Приложение7
Л.Квитко «Бабушкины руки»
Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
Мне всё приятно в ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.
Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
То трут, то шьют, то метят,
То что-то мастерят.
Так вкусно жарят гренки,
Так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки,
Ласкают нежно так.
Нет рук проворней, краше —
То тут они, то там.
Весь день снуют и пляшут
По полкам, по столам.
Приложение 8
Е.Благинина «Бабушка - забота»
Если внуки веселы,
Бабушка – подавно:
– Ишь, щебечут, как щеглы,
До чего же славно!
Если внуки есть хотят,
Бабушке — отрада:
– Пусть сидят, пусть едят,
Подрастать им надо!
Если внуки вышли в сад,
Бабушка в тревоге:
– Ну как дождь или град –
Ведь промочат ноги!
Если внуки спать легли,
Бабушка не дышит:
– Баю-баю-люли,
Тише, тише, тише!
Чистота, тишина,
Теплота, дремота…
Вот какая она –
Бабушка-забота!
Ну, а вы каковы?
Как там с бабушкою вы?
Приложение 9
Е.Благинина «Наш – дедушка»
Наш дедушка не любит тени.
Он любит солнышко, тепло.
Дрожат у старого колени,
Ходить бедняге тяжело.
Он ничего почти не видит,
Не слышит ничего — глухой…
Его и курица обидит.
Наш дедушка совсем плохой!
Но без него мы жить не можем,
Он нам как будто бы родной.
Он выйдет — мы ему поможем
Поставить стульчик раскладной.
И хорошенечко усадим,
Укроем ноги, а потом
Седую бороду разгладим
Или в косички заплетём.
А если сказку дед затеет,
Сидим до самой темноты.
Никто и двинуться не смеет
Все слушают разинув рты.
Ну есть ли где-нибудь на свете
Такая дружба, как у нас?
Хотите, мы вам сказки эти
Расскажем в следующий раз?
Приложение 10
Т.Маршалова «Очень бабушку люблю!»
Очень бабушку люблю!
Ей я помогаю.
В магазине всё куплю,
В доме подметаю…
Прополю и огород,
Наношу водицы.
А когда луна взойдёт,
Сказка мне приснится.
Эту сказку у окна
Бабушка расскажет.
Засыпаю, а она
Мне носочки вяжет.
Чтоб морозною зимой
Не замёрзли ножки
У меня, её родной
И любимой крошки!