О.В. Петрищева, педагог-психолог КГКУ «Бородинский детский дом»

Образовательный проект «Диалогичный уклад учреждения. Диалог как инструмент и предмет наставничества»

В детском коллективе, что не секрет, часто случаются различные конфликтные ситуации, которые зачастую дети стремятся решить с помощью силы. Навязывается решение более сильного, старшего, авторитетного воспитанника.

Причинами таких действий могут быть: неумение конструктивно выходить из конфликтных или спорных ситуаций, обсуждать и рассматривать проблему с разных позиций, слышать друг друга.

Развитие у воспитанников навыка диалогового общения может способствовать разрешению конфликтных ситуаций мирным путем.

Проблема развития диалогового общения актуальна в детском коллективе. Воспитанники испытывают затруднения в построении диалога, принятия различных точек зрения.

Поэтому в формировании коммуникативной компетенции, развитии умения культурного общения в спорных ситуациях, умения превратить спор в мирное обсуждение проблемы, заинтересованы не только педагоги, но и сами воспитанники.

Диалог – это особый инструмент, который дан нам как уникальная возможность раскрыть не только потаенные чувства собеседника, но так же свои собственные. Диалог позволяет войти в ту часть нашей жизни, которая наполнена словами, чувствами, мыслями, ощущениями – всем тем, что делает наше существование понятным для нас самих и окружающих.

Итак, цель нашего проекта овладение воспитанниками навыков диалогового общения через реализацию проекта «На равных».

Реализация проекта будет осуществляться через следующие задачи проекта:

1.Определить группу детей участвующих в проекте;

2.Разработать проект «На равных» направленный на обучение детей ведению диалога.

2.1. Определить приёмы и методы, позволяющие формировать диалоговое общение;

2.2.Применить технологию «Сократический диалог» в формировании коммуникативной компетенции;

2.3.Проанализировать результативность реализации проекта.

3.Ввести в воспитательские занятия норму «ведение диалога».

4.Ввести традицию диалоговой формы общения.

5.Провести конкурс среди воспитанников «Лучший коммуникатор».

Участниками проекта являются воспитанники в возрасте 10-18 лет и педагоги. Дети младшего возраста, при успешном внедрении проекта, естественным образом будут вовлечены в процесс диалогической речи.

Практическая значимость состоит в подборке комплекса техник, направленных на развитие умений диалогической речи воспитателей и воспитанников, овладев которой участники проекта могут стать наставниками. Воспитатели как наставники у старших детей группы, а старшие воспитанники получат возможность более уверенно, свободно и продуктивно общаться с ровесниками и быть наставниками младших детей, учить диалогическому общению.

Практическая деятельность наставника должна быть направлена на развитие у воспитанников разнообразных речевых действий, таких как:

о

бучение говорению в диалогической форме,

поддерживающих

двустороннюю активность;

создание коммуникативных ситуаций для моделирования диалогического общения.

Тем самым наставник решает следующие задачи:

Выявляет запрос

наставляемого

через обсуждение проблем;

Мотивирует к освоению нового опыта;

Осуществляет обратную связь в ходе освоения нового опыта.

Удерживает сам структуру диалога и учит наставляемого.

При реализации проекта «На равных», обозначились проблемы, что очень сложно вести диалог как взрослым так и детям.

Диалогическая речь всегда мотивирована. Это означает, что мы всегда говорим по какой-то причине, с какой-то целью, которая определяется либо внешними, либо внутренними стимулами.

Нужно вызывать у участников диалога желание или потребность говорить, а для этого необходимо создать условия, при которых появилось бы желание что-то сказать, выразить свои мысли, чувства.

К таким условиям, прежде всего можно отнести использование стимулов. И здесь, на первых этапах, на помощь приходит метод, который в древности использовался древнегреческим философом Сократом в его беседах со своими учениками. Метод так и называется — сократический диалог.

Он подразумевает постановку особых вопросов, которые способствуют работе мышления, адекватной оценке текущего диалога и своей в ней роли.

Посредством этих вопросов собеседник сам приходит к необходимому пониманию вещей, осознавая собственные мотивы поведения. 

В Сократическом диалоге уже прописаны опорные вопросы для каждого этапа диалога.

Диалогическую речь нельзя спланировать, так как речевое поведение одного партнера зависит от речевого поведения другого. Реакция собеседника по общению может быть совершенно непредсказуема, например, он может неожиданно перевести разговор в другое русло или вообще замолчать.

Расскажем еще об одной техники. Для этого нужны два игрока. Конечно, можно выбрать желающих, но так как дети могут не проявить инициативу, можно использовать заранее подготовленную разбивку.

 Техника называется "Кубик Блума" – прием технологии критического мышления. Что это такое и как его использовать?

  У каждого из участников есть куб, на гранях которого написано: Назови, Почему, Объясни, Предложи, Придумай, Поделись.

 Далее необходимо обозначить тему. Эта тема обозначает круг вопросов, на которые придется отвечать при поиске решения проблемы.

 В нашем случае был представлен мультфильм «Два барана».

 После просмотра участникам выдаются персонажи, с помощью которых будут проигрывать ситуацию. По очереди бросается куб. С выпавшего слова начинается вопрос относительно заявленной темы. Другой персонаж отвечает на него. Игра длится до тех пор, пока не будет найдено конструктивное решение представленной проблемы.

 В завершении хотелось бы сказать об ожидаемых результатах проекта. Во-первых, что воспитанниками и педагогами будет освоена технология ведение диалога. Во-вторых, появится традиция диалоговой формы общения в учреждении. Воспитанники будут придерживаться правил культуры общения, соблюдение которых позволит не допустить перехода мирного обсуждения проблемы в конфликт или ссору.

Обращаясь к результатам следует отметить, что речь идет не просто об единичном использовании диалога, а об освоении технологии и совершенствовании навыков диалогического общения. И в идеале введения в традицию учреждения.