Общая характеристика программы художественной направленности «Пластилиновая живопись» для детей школьного возраста.

Микитюк Елена Владимировна,

Муниципальное автономное образовательное учреждение Гимназия № 120 (МАОУ Гимназия № 120), город Екатеринбург,

учитель ИЗО и технологии

Актуальность программы продиктована необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности. В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Это повышает значимость знакомства детей с техниками декоративно-прикладного творчества и формирования условий для развития творческой деятельности ребенка.

Детей необходимо учить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если что-то сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты.

Декоративно-прикладное творчество — все чаще встречающийся вид деятельности, способствующий творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека — это не просто умение, навыки, опыт, а еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука — мозг».

Классик В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

Значимость развития мелкой моторики пальцев рук получила научное обоснование. Исторические исследования дают понять: развитие функции руки и речи шло одновременно, ведь первой формой общения первобытных людей были именно жесты. Можно говорить о том, что ход развития речи ребенка аналогичен: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, а все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев рук.

Факторы для развития творческой личности — это постоянная практика, совершенствование мастерства, смелый эксперимент, поиск и творческий подход в процессе деятельности. Совокупность этих качеств, при изготовлении декоративно-прикладных изделий, может способствовать созданию новых, неповторимых произведений искусства.

Актуальность программы «Пластилиновая живопись» обусловлена, во-первых, своей новизной. Работа в технике пластилиновой живописи очень необычна, интересна и познавательна. С другой стороны, такой материал позволяет находить новые решения в изображении. И самое главное: этот материал позволяет переносит часть себя на полотно своих работ, передавать часть своего тепла. Образовательное значение работы с пластилином огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Она расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.

Отличительной особенностью программы является направленность на формирование основ художественной культуры ребенка, развитие творческих способностей детей через восприятие различных техник декоративно-прикладного искусства. Реализация программы происходит в процессе знакомства детей с техниками пластилиновой живописи и использования их для создания картин.

Направленность программы: художественная.

Возраст обучающихся: 6,5 – 17 лет.

Адресат программы: программа предназначена для организации досуговой деятельности детей через занятия декоративно-прикладным творчеством, создание условий для активного летнего отдыха, развитие творческого и нравственного потенциала. Также программа может быть использована в клубах, кружках декоративно-прикладного искусства. Количество детей в группе составляет 15 человек и более.

Основной формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ. При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

Педагог для ученика, а не ученик для педагога.

Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Нет пределов совершенствования.

Учёт психофизических особенностей детей.

Создание атмосферы успеха.

Отличительные характеристики программы «Пластилиновая живопись»:

использование нетрадиционных техник, введение инноваций в освоение существующих изобразительных способов изображения на плоскости;

использование методик и приемов, активизирующих раскрытие природного потенциала;

реализация принципа свободы в выборе деятельности, самостоятельный поиск тематических сюжетов по индивидуальным склонностям и увлечениям учеников;

индивидуальный подход к каждому ученику, к его творческой индивидуальности с опорой на его психоэмоциональное состояние, психическое здоровье;

ведущая форма организации деятельности обучающихся - творческая мастерская, создающая благоприятные условия среды для художественной деятельности (доброжелательное отношение друг к другу, взаимопонимание с педагогом, музыкальное сопровождение, наличие всех материалов и литературы).

Новизна данной дополнительной программы опирается на:

1. использование нетрадиционных методов и способов детского творчества;

2.знакомство детей с различными видами декоративного искусства, их историей и значением.

Цель программы: организация досуговой деятельности детей через занятия декоративно-прикладным творчеством, создание условий для активного отдыха, формирование основ художественной культуры ребенка, развитие творческих способностей детей через восприятие различных техник декоративно-прикладного искусства, развитие творческого и нравственного потенциала.

Материально-техническое обеспечение: для занятий лепкой необходимо подготовить рабочие места для педагога и учеников, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников.

Рабочие места. Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами. Ученики лепят на столах на рабочей доске. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками.

Основное оборудование:

картон белый, цветной, черный для

выцарапывания

;

нож (стек),

материал (пластилин) имеется большой выбор пластилина, выпускаемого различными фирмами и обладающего различными качествами и назначением.

Дополнительное оборудование: заостренные спички или зубочистки, картон, самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки, стакан с водой, различные зубчатые колесики для придания поверхности определенной структуры, многогранники, трубочки и др. приспособления. Для выдавливания пластичной массы используем пластиковые медицинские или кондитерские шприцы.

Методическое обеспечение.

1) Различные виды образцов поделок, иллюстративного материала;

2) Методическая литература.

Виды дидактических материалов: большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом, проводится подготовка индивидуальных комплектов дидактических материалов для каждого ученика. Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются следующие наглядные пособия: альбомы, брошюры; тематические подборки материалов; распечатки из Интернета с образцами, фотографиями.

Методические материалы.

Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Пластилиновая живопись» применяются разнообразные методы обучения:

1.Словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ проделанной работы).

2.Наглядные и объяснительно-иллюстративные (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение, работа по образцу и т.д.)

3.Практические (изготовление при помощи различных техник и технологий поделок и изделий).

4. Поисковые методы обучения (участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.

В работе используется разноуровневый и индивидуальный подход, активно применяются различные формы и методы организации учебного процесса. На занятиях педагог использует систему методов, направленных на усвоение способов художественной деятельности:

-метод стимулирования и мотивации учебной деятельности;

-метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

-метод контроля и самоконтроля.

Для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих художественных способностей, мог овладеть умениями и навыками искусства, самореализоваться в творчестве, научиться через искусство передавать внутреннее эмоциональное состояние, используются различные виды технологий декоративно-прикладного творчества.

Для эффективной организации учебного процесса применяются следующие педагогические технологии:

-Личностно-ориентированный подход – когда педагог при обучении учитывает творческие данные ребёнка, оценивает рост конкретной личности; создает теплые взаимоотношения в коллективе.

-Здоровьесберегающая технология реализуется на основе «цветотерапии». Яркие, насыщенные цвета увеличивают функциональную активность правого полушария коры головного мозга и помогают ускорить переключение обменных процессов в организме. Используя знания о цвете, об их значении, о влиянии различных цветов на самочувствие человека, можно заботиться о своем здоровье. При помощи занятий декоративно-прикладным искусством, и именно, нетрадиционными способами выразительности, корректируется и восстанавливается здоровье маленького человека.

-Игровые технологии с учётом возрастных особенностей учащихся. Игра, является потребностью и основным видом деятельности. В последующие годы она продолжает оставаться одним из главных условий развития интеллекта. Игра должна помогать наполнять знания, быть средством музыкального развития ребенка. Игровая форма организации уроков, значительно повышает творческую активность ребенка. Игра расширяет кругозор, развивает познавательную деятельность, формирует отдельные умения и навыки, необходимые в практической деятельности.

-Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся. Привнести в учебной процесс помогают аудио, видео материалы, привлекаются возможности интернета.

Основные составляющие занятий:

1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет);

2) организация рабочего места;

3) повторение пройденного материала;

4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:

инструктажи: вводный - проводится перед началом практической работы, текущий - во время выполнения практической работы, заключительный;

практическая работа;

подведение итогов, анализ, оценка работ;

приведение в порядок рабочего места.

Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.

Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.

Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их.

Практические работы выполняются на листах формата А5, А4 или А3 и ведутся поэтапно в два-три приема:

создание фона, выполненного в новой для ученика манере исполнения (эмоциональный отклик по заданной теме);

работа над формой и содержанием композиции;

декорирование или деталировка (по усмотрению).

Программное содержание включает в себя несколько разделов.

Некоторые техники и приемы рисования пластилином

1 раздел

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла.

Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.

2 раздел

На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.

3 раздел

Рисовать пластилином можно и другими приемами; «горошками» и «жгутиками». Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника «жгутиками» несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.

4 раздел

На картон наносится рисунок, скатываются жгутики потолще, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками, как в масляной живописи.

5 раздел

Для объемности деталей картины могут иметь плоскостное или барельефное изображение. У плоскостных картин поверхность ровная, подобная масляной живописи. В барельефном изображении фигуры слегка выступают над поверхностью. Преимущество пластилиновых картин заключается в возможности изображения выпуклых барельефных деталей, создающих особую зрительную реальность выполняемых художественных работ.

6 раздел

Новое в пластилиновой живописи - горячий пластилин. Изображение наносится обычным способом, а затем применяется техника монотипии: через цветной или тонированный лист картинка проглаживается горячим утюгом

Применяя такие приспособления, как расческа, металлическое ситечко, чесноковыжималка, можно добиться рельефности пластилиновых деталей.

Дополнительные природные материалы, пластмассовые детали, бижутерия и т.п. используются для создания определенных эффектов.

Подразделяются картины в зависимости от степени заполнения полотна. В одних картинах покрыта вся поверхность, а других пластилином заполнена только часть, ограниченная контуром рисунка. Последний вид называется аппликацией.

Формат картин может быть различным: вертикальным, горизонтальным, квадратным, круглым, овальным. Плоскостное изображение пластилином подобно живописи масляными красками, но наносится пластичный материал не кистями, а стеками или размазывается по картонной основе пальцами рук. Ручной способ нанесения пластилина более эффективен, потому что согретый пальцами материал ровно под давлением соединяется с основой.

Реализация программы показывает, что практически у всех учащихся, занимающихся дополнительно в студии, повышается интерес к декоративно-прикладному творчеству, снижается стеснительность и агрессивность, чувство скованности в коллективе. Качественно улучшаются художественные и социальные навыки, дети охотнее принимают участие в жизни коллектива, т.к. уверенны в своих силах, своем потенциале.

Опыт декоративно-прикладной деятельности, творческого конструирования, приобретаемые детьми на занятиях, позволяют приобщать их к декоративному дизайну, художественному оформлению окружающей среды. Ребята приобщаются к аккуратности, настойчивости и терпению, умеют ценить свою работу и работу других людей, овладевают навыками свободного общения друг с другом, лучше понимают своих друзей и сверстников.

Список литературы

Бетти Эдвардс. Открой в себе художника.

Минск:

Поппури

, 2020. – 366 с.

Бетти Эдвардс. Художник внутри вас.

Минск:

Поппури

, 2000. – 301 с.

Вильгельм Фридрих

Оствальд

Искусство цвета.

Цветоведение

: теория цветового пространства. /перевод З. О.

Мильман

.

Москва: Издательство АСТ, 2021.

402 с.

Вязникова

Е.А. Цветовое моделирование в дизайне и художественном творчестве: учебно-методическое пособие.

Екатеринбург: Издательство

УралГАХА

, 2015.

168 с.

Давыдова Г.Н. Детский дизайн

Пластилинография

.

Москва: Гном, 2019.

80 с.

Кирнос

Д.И. Индивидуальность и творческое мышление / Д.И. 

Кирнос

.

М. :

Б.и

., 1992.

171 с.

Медведев В. Ю.

Цветоведение

и

колористика

.

Страта, 2020.

140с.

Саунина

В.М.,

Саунина

У.Н.

Цветоведение

. Основы изобразительной грамоты для начинающих.

Издательские решения, 2018.

139 с.

Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

63 с.

Чернова E.B. Пластилиновые картины/Е. В.

Чернова

Ростов

н/Д.: Феникс, 2006.

48с

Шкицкая

И.О. Пластилиновые картины.

Ростов-на-Дону: Издательство Феникс. 2011.

45с.