Общение в жизни подростков
Общение в жизни человека занимает чрезвычайно важное место. Однако в некоторых возрастных периодах общение является самой значимой стороной жизни человека. Одним из таких периодов является подростковый возраст.
Посредством общения у подростков формируются навыки взаимодействия с людьми, умение соотносить личные интересы с интересами окружающих, приобретается эмоциональный опыт. В процессе общения происходит проигрывание различных сторон будущей жизни, достигается основное новообразование подросткового возраста - самосознание.
В подростковом возрасте отмечается возрастание роли друзей в процессе общения, в общении же с взрослыми подростки переживают напряженность. Эта напряженность может проявляться в хамстве и агрессии в адрес взрослого, не принимающего или не понимающего попытки взросления подростка; в стремлении создать «свой язык»; в отказе от общения из-за страха быть непонятым.
Тем не менее, общение со взрослыми для подростка является весьма значимым, поскольку оно связано как с потребностью в любви и заботе со стороны близких взрослых, так и с нуждой в их мнении и оценках по поводу социальных и нравственных проблем, событий, поступков и т.д.
Общение с подростками – это проблема, с которой сталкиваются практически все родители.
Гормональная «трансформация» ребёнка меняет не только его физиологию, но и психику. В результате хороший добрый мальчик или девочка могут кардинально измениться в противоположную сторону. Поэтому очень важно знать, как правильно вести себя с подростком, чтобы не закрепить эти изменения навсегда.
Одна из главных особенностей подросткового возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми. Одна из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков.
В подростковом возрасте проявляется более остро необходимость в межличностном общении. Общение становится самоцелью, в которой подростки реализуют свои интересы, формируют представления о себе и об окружающем мире;
Основной тенденцией подросткового возраста является переориентация на общение со сверстниками. Для подросткового возраста характерно создание собственного мнения на основе сравнения своего мнения с мнениями сверстников. Ценным для подростка является вовлеченность в сам процесс общения. Здесь подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себе и окружающем мире.
Общение – это не только обмен информацией, но и взаимодействие, взаимовлияние. Поэтому подросток «переживает» общение не только на интеллектуальном, но и на физиологическом и эмоциональном уровнях.
Возникают проблемы с родителями, главным образом связанные с недопониманием (некоторые родители не успевают за изменениями, стремительно происходящими с их детьми). С одной стороны, ребенок привязан к своим родителям и ждет от них понимания, с другой стороны - он претендует на большую самостоятельность в решении каких-то проблем;
Отмечено, что в подростковом возрасте при высокой потребности в общении уровень коммуникативных навыков и качеств достаточно низок у большинства подростков.