Пояснительная записка.

Данная программа разработана и реализуется в соответствии с нормативно-правовой базы для разработки дополнительных общеразвивающих программ на 2022-2025уч. г.:
Нормативно-правовая основа ДОП: составлена в соответствии с:
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N? 678-р;
приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 ?Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам?;
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы))
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 ?О направлении методических рекомендаций? (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей)
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- СанПиН 1.2.3685-21 ?Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания?;
- Постановлением администрации г. Канаш Чувашской Республики от 16.08.2023 г. N?779 ?Об утверждении? Требований к условиям и порядку оказания муниципальной услуги в социальной сфере.
-Уставом и локальными актами учреждения.
 Отличительные особенности ДОП.
 Существует Программа, изданная в 1986 году издательством ?Просвещение? г. Москва. Оно не отвечает требованиям современности, не устраивает педагога, т.к. включает в основном, односторонний подход к какому-то виду деятельности. Отсюда идея написания авторской программы ?Коллекция идей?. 
В рамках данной программы автор стремится максимально реализовать свои творческие способности, применить комплексный подход к решению обучающихся задач, идя в ногу со временем. Принцип постановления авторской программы и организация обучения заключается в следующем.
1-ый год обучения – закладка основной технической базы, овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками в работе с разными материалами, чертежами и схемами;
2-ой год обучения – закрепление, оттачивание мастерства;
3-ий год обучения – внедрение и освоение новых технологий, начала специализаций;
4-ый год обучения – создание авторских коллекций.
Направленность и актуальность программы.
Направленность программы-художественная, вид деятельности - декоративно-прикладное творчество. Данная авторская программа ?Коллекция идей? по-своему оригинальна и неповторима, т.к. в Доме детского творчества еще не было кружка, объединяющего в себе различные виды декоративно-прикладного искусства. 
Новаторство программы заключается в том, что в учебный план творческой мастерской ?Сувенир? включены различные элементы творчества. Это и работа с бисером, кожей, тканью, соломкой, изготовление мягких игрушек, кукол из различного материала; работа с бумагой, картоном, глиной, пластилином, соленым тестом, деревом, бросматериалом. Также введены некоторые виды плетения, одним из которых является плетение макраме. Также автор ввел комбинированные работы по рукоделию – декоративные изделия, полу объёмные игрушки и сувениры из ткани.
Занятия проводятся:
1-4 год обучения (начальное звено):
-2 раза в неделю по 2 учебных часа (144 ч.) 
-1-2 раза в неделю по 2-1 учебных часа (72 ч.) 
1-4 год обучения (среднее и старшее звено):
-2 раза в неделю по 2 учебных часа (144 ч.) 
-1-2 раза в неделю по 2-1 учебных часа (72ч.) 
Набор учащихся в группы производится в начале учебного года с1 по10 сентября. 
  Программа является разноуровневой: стартовый (1 ступень), базовый (2 ступень) и продвинутый (3,4 ступень) уровни. Между учебными программами всех годов обучения четко прослеживается преемственность поставленных задач и сохраняется принцип последовательности ?от простого к сложному?.
В течении учебного года кол-во детей может пополняться новыми участниками программы, которое подразделяется на 4 ступени:
1 ступень – творческие мастерские ?Росток? 
Количество детей 12-15 человек.
2 ступень – студия прикладного творчества ?Сударушка? 
Количество детей 12 человек.
3 ступень – школа мастерства ?Пандора? 
На этой ступени начало специализации, начальная авторская индивидуальность.        
 Количество детей 8-10 человек.
4 ступень – творческие объединения ?Юный дизайнер? (творческие группы).
 Это занятия с группами по 5-8 человек. Здесь ребята создают авторские    коллекции, оформляют персональные выставки.
Программа рассчитана на 4-х годичное обучение, форма обучения – очная.
 

















Цели и задачи программы.
Цель: Обучение различным видам декоративно-прикладного творчества.
1. Образовательная
1) Создать необходимые условия для изображения и изготовления учащихся разных по конструкции и сложности моделей, сувениров их совершенствование, внесение изменений в их технологическую документацию.
2) Совершенствовать знания и навыки работы с наиболее распространенными инструментами ручного труда.
Задачи:
- добиться понимания учащимися рисунков, эскизов, чертежей.
- сформировать устойчивые навыки работы с чертежами приборами.
- соблюдение Т.Б.
- научить изготавливать предметы из бумаги, картона, соломки, природного материала,        соленого теста.
-Дать представление о наиболее распространенные дизайнерские профессии.
 
2. Воспитательная
1) Воспитывать в детях трудолюбие, вызывать любознательность и интерес к конечным результатам своего труда; формировать активную позицию; творческое отношение к труду.
2)Сформировать отношения, дружбы, доброты и взаимопонимания друг к другу.
3) Воспитывать в детях уважительное отношение к людям различных профессий, к труду.
4) Воспитывать трудолюбие, заинтересованность в конечных результатах своего труда.
Задачи:
- вводить элементы творческих соревнований и взаимопонимания.
- создать условия самоутверждения через труд.
- приобщить детей к общественно – полезному труду.
- сформировать у детей устойчивое понимание о;
а) необходимости подготовки рабочего места.
б) соблюдение порядка на рабочем месте в течении всего занятия.
в) экономия и рационального расхода материала.
- сформировать чувство собственности за порученное дело, настойчивость в достижении поставленной цели, целеустремленность и самостоятельность.

3. Развивающая
1)Развивать в детях конструктивные задатки способности.
2) Развивать творческую фантазию и воображение, эстетический и художественный вкус, чувство прекрасного.
Задачи:
- поддерживать интерес к моделированию, изготовлению моделей, поделок сувениров.
- развивать логической мышление, кругозор, нестандартность взглядов, дающее толчок к рационализаторству, фантазии.
- развитие пространственного творческого воображения, зрительной памяти.
- развитие базовых способностей детей.
Предполагаемые результаты

Личностные
- ребята умеют работать с разнофактурным материалом;
- применять различные виды деятельности при работе над изделием, поделкой;
- самостоятельно составлять и разбирать чертежи, схемы;
- давать самоанализ и самооценку своей работе: 
Метапредметные
- дети изучили историю возникновения декоративно прикладного искусства русского и чувашского;
- культуру национального быта чувашского народа и традиции некоторых стран;

Предметные 
- формирование универсальных учебных действий по направлению деятельности;
- знакомство с основными понятиями и особенностями декоративно-прикладного искусства;
- обучение несложным техникам изготовления изделий ДПИ.

Организационно-педагогические условия реализации Программы 

Формы контроля
контрольный срез знаний (по индивидуальным карточкам с заданиями или игры и беседы в форме ?вопрос-ответ?). 
Беседа
Выставка
зачет
творческая работа  (предлагается детям более старшего возраста на дом по созданию каких-либо оригинальных изделий). 
конкурсы.
Оценка знаний, умений, навыков.
Для оценки качества усвоенных знаний, умений и навыков в течении учебного года производится срез знаний в различной форме;
- устный и посменный опрос;
- таблицы-?звездосчеты?;
- мини-выставки в конце занятия;
- конкурсы, викторины в области теории и практики;
- отчетные выставки за полугодие, год:
Результаты срезов знаний фиксируются в журнале и ?звездосчетах?, где за каждую выполненную работу ребенок получает красную (на 5), синюю(на4), 
Зеленую ( на 3) звездочку. То на каждом занятии присутствует дух соревнования, желание изготовить поделку еще лучше, аккуратнее. В конце каждого месяца работы, проводятся итоги по звездосчетам и награждение более активных кружковцев.
Наиболее интересные высокохудожественные работы принимают участие в выставке в масштабе города.
Учащимся успешно справившихся с 4-х годичной программой, активно работающим над повышением мастерства, вручается удостоверение ?Инструктор -общественник? помогающее в последствии при трудоустройстве, при поступлении в учебные заведения с художественно-техническим направлением.
Творческая мастерская может быть создана при учреждении образования, дополнительного образования и культуры. Организация работы начинается с подготовки помещения. Для работы должно быть приобретено оборудование и материалы. От этого зависит количество членов объединения. И вся дальнейшая деятельность коллектива.
В творческую мастерскую могут быть записаны дети младшего, среднего и старшего возраста детей. В этом случае педагогу легче построить свое занятие, соответственно с их возрастными особенностями, определить методику проведения занятия, правильно рассчитать и распланировать время для теоретических и практических работ.
Педагогом заранее оформляется кабинет, вывешивается на видное место инструкция по Т.Б., стенды с образцами работ и т.д.
Комплексная программа работы творческой мастерской ?Сувенир? предназначена для учащихся школ и учреждениях дополнительного образования, где есть необходимая техническая база, педагог, имеющий профессиональную подготовку, владеющий необходимыми технологиями. При составлении списков кружковцев необходимо сразу записать основные данные фамилия, имя, отчество, номер школы, класс, домашний адрес, телефон, данные о родителях, необходимо назначить старосту, который будет помощником педагога во многих вопросах (дежурства, порядка, подготовки к занятию)
 План учебно-воспитательной работы на каждый месяц составляется на основе годовой программы. При планировании проведении занятий, следует добиваться единства обучения и воспитания. Учитывать знания, умения, навыки, уже имеющиеся у детей в процессе школьного обучения. В течении учебного года помимо занятий предусмотрены воскресные встречи:
- Клубные дни, Это- проведение вечеров знакомств, дней именинников. ?Осенницы?, ?Зимородки?, ?Веснянки?, ?Летопроводцы?, сбор актива, выпуски газеты, походы в музеи, библиотеки, праздничные чаепития и встречи, посвященные 8 марта, 23 февраля, Новому году, чаепитие ?Крещенские вечера?.
Также в клубные дни проводятся занятия:
- символика русского орнамента
- чувашский традиционный орнамент
- русский народный костюм
- особенности народных Костюмов различных национальностей
- история русской народной игрушки
- художественные промыслы Чувашии.
Обязательным элементом творческой мастерской ?Сувенир? является, презентации, конкурсы мастеров.
 Материально-технические условия
1.Наличие кабинета для проведения занятия.
2.Наличие в кабинете необходимого количества столов и стульев.
3.Наличие в кабинете освещения, по всем требуемым нормам.
      4.Швейная машина.
      5.Компьютер
Материальное оснащение занятий: 
1.Ножницы.
2.Клей.
3.Бумага.
      5.Картон.
      6.Степлер.
      7.Скотч.
      8. Нитки.
      9. Иголки, игольницы.
     10. Все необходимые материалы по плану необходимые на занятии.
     11.Дидактический материал (схемы, рисунки, эскизы) помогает более точно и конкретно раскрыть темы занятий.

Учебно-методическое и информационное обеспечение Программы

Учебно-методическое?обеспечение?  это совокупность всех?учебно-методических?документов программ, методик, пособий, наглядностей т.д., необходимых для эффективной организации воспитательно - образовательного процесса. 





Список информационных ресурсов
список литературы (для детей)
1.Геронимус Т. М., Маленький мастер. 1 класс: Учебник по трудовому обучению для учащихся 1 класса. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. - 128 с: ил — (Учебный комплект ?я всё умею делать сам?).
2.Цирулик Н.А., Преснякова Т. Н., Уроки творчества. Учебник для 2-го класса. - Самара: Корпорация ?Федоров?, Издательство ?Учебная литература?, 2002. - 112 е.: ил.
3.Шпикалова Т. Я. Технология. Художественный труд. 3 класс. Методическое пособие, Под редакцией Т. Я. Шпикаловой, М: Просвещение, 2009 г.
4.Малышева Н.А. Технология. Своими руками. 3-4 классы. Методическое пособие/ 2011.- 160 с.
5.Шпикалова Т. Я. Технология. Художественный труд. 4 класс, Под редакцией Т. Я. Шпикаловой, М:Просвещение, 2007 г.
6.А.Т. Тищенко, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, Н.П.Щипицын,Технология 5 класс
7.Симоненко В.Д., Самородский П.С.,Тищенко А.Т.,Технология 6 класс
8.Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко.— М.: Вентана-Графф, 2003. — 192 е.: ил.
Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М.: Просвещение, 1992.
Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2006.
Петрова И.М. Аппликация для дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2009.
Петрова И.М. Объемная аппликация. – СПб.: Детство-Пресс, 2007.
Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду. – М.: Просвещение, 1986.
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности. – М.: Владос, 2001-2003 /все возрастные группы/.
Список литературы (для взрослых)
1. Симоненко Технология. 8 класс/ Вената-Граф 2011.- 208 с. Проблемы творческого развития личности в условиях дополнительного образования
2. ?Проблемы творческого развития личности в условиях дополнительного образования / Под ред. К.И.Султанбаева. - Абакан, 1999.
3. Родари Дж. Грамматика фантазии. - М., 2008.
4.. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 2006.
5.. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. - С.-Пб., 2002.
6. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С.А. Герасимова. - М., 1983. - с. 13.
7.Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1992.
8.Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала. – М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010 /разные возрастные группы/.
9.Кобитина И.И. Работа с бумагой: поделки и игры. – М.: ТЦ Сфера, 1999.
Качественная разработка и постоянное совершенствование нормативной и учебно-

Список электронных образовательных ресурсов

Источник — ?http://edufuture.biz/index.php

HYPER13 HYPERLINK "https://eksmo.ru/dom-dosug-rukodelie/hobbi-tvorchestvo/prochie-podelki/" \t "_blank" HYPER14Книги о создании поделок?своими?руками.
HYPER15eksmo.ru›Дом›Творчество›prochie-podelki
Рейтинг: 5,0 из 55,0Рейтинг магазина на?Яндекс.Маркете?1 021 отзыв

HYPER13 HYPERLINK "https://moreidey.ru/knigi/knigi-o-detskih-podelkah-iz-brosovogo-materiala-robotah-i-igrushkah.htm?ysclid=l3ie7t49wv" \t "_blank" HYPER14Книги о поделках из бросового материала: роботах...
HYPER15moreidey.ru›Книги›Узнать больше

HYPER13 HYPERLINK "https://vk.com/topic-38318713_32303657?ysclid=l3ie86v5bq" \t "_blank" HYPER14ТВОРЧЕСТВО (книги для скачивания) и творческие идеи
HYPER15vk.com›topic-38318713_32303657

HYPER13 HYPERLINK "https://knigirebenka.ru/top-podelki.html?ysclid=l3ie8ltd1n" \t "_blank" HYPER14Лучшие книги с поделками?для?детей:?список?из 69 шт.
HYPER15knigirebenka.ru›top-podelki.html

HYPER13 HYPERLINK "https://urok.1sept.ru/articles/550275?ysclid=l3ie92uad1" \t "_blank" HYPER14Программа "Умелые ручки". "приобщение?детей...
HYPER15urok.1sept.ru›articles/550275

  HYPER13 HYPERLINK "https://studwood.net/1072861/pedagogika/spisok_literatury?ysclid=l3ie9sokf0" \t "_blank" HYPER14Список?литературы?-?Мастер-класс как технология...
HYPER15studwood.net›1072861/pedagogika/spisok_literatury

HYPER13 HYPERLINK "https://risovashki.tv/blog/11-luchshikh-knig-dlia-detskogo-tvorchestva/?ysclid=l3ieaa0qa5" \t "_blank" HYPER14  подборку из 11 лучших книг?для?детского?творчества
HYPER15risovashki.tv›Блог›11-luchshikh-knig-dlia…

HYPER13 HYPERLINK "https://infourok.ru/programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-masterim-svoimi-rukami-2216058.html?ysclid=l3ieahpc31" \t "_blank" HYPER14Программа по внеурочной деятельности "Мастерим..."
HYPER15infourok.ru›programma-po…masterim-svoimi-rukami…
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ (1-год обучения)
 ?Юные умельцы?
Темы и содержание занятий
Виды занятий
Количество часов
По теории
По практике
Формы контроля
Сроки реализации

Вводные занятия. 
-Инструктаж по ТБ. 
-Материалы и инструменты.
-учебные занятия.



8




2

2


6


6

опрос



сентябрь

Оригами.
- Кораблики
- Самолетики
- Каркуша 
-учебные занятия
6
-
6
2
2
2
мини-выставки
сентябрь

Граф. грам.
-теория
- работа с инструментами, чертежами
-учебные занятия.
10
2
2
8

8
Устный опрос

сентябрь-октябрь

Коллаж.
-осенний пейзаж.
-животные.
-учебные занятия. 
-экскурсии.
10
_
10
4
6
мини-выставки























октябрь-ноябрь

Папье-маше.
-теория
- Копилка.
 - тарелка с фруктами.
-учебные занятия
-экскурсии.

16


2
2

14

6
8

ноябрь-декабрь

6.Работа с брос.        материалами.
-теория.
-игрушки.
-открытки.
-объёмные панно.
-куклы.
-учебные занятия, соревнования. конкурсы.
-экскурсии.
28


2

2

26


6
8
4
8

декабрь-январь

7.Лепка из пластилина и соленого теста.
-лепка фигурок.
-кулоны, подвески.
-панно.
-учебные занятия, конкурсы.
-экскурсии.

28






28


10
8
10

январь-февраль

8.Констр.
объемных
изделий.
-открытки,
-коробочки сюрпризы,
-робот.
-учебные занятия, конкурсы.



10










10


2
4
4

март-апрель

9.  Движущиеся
Фигурки.
-животные.
-человечки.
-учебные занятия.
10




10

6
4

апрель

10.Флористика.
-теория.
-панно.
-составление икебаны.
-учебные занятия,
-экскурсии.
10
2
2
8

4
4

апрель-май

11.Промежуточная аттестация
-подготовка работ к выставке
 -  оформление выставок
-учебные занятия,
8

8

6

2



Итоговые выставки

май

ИТОГО

144 часа





                                                                          
КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

- дети овладели навыками работы с бумагой, картоном, бросматериалом, пластилином, соленым тестом;
- научились составлять схемы, чертежи, работать по ним;
- знакомы с материалами и инструментами для различных видов работ, обрели умения и навыки работы с ними.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ
(2-год обучения нач. звено)
?Сударушки?
Темы занятий
Виды занятий
Количество часов
По теории
По практике
Формы контроля
Сроки реализации

1.Вводные занятия.
 -Инструктаж по Т.Б.
-Материалы и инструменты.
-учебные занятия.



6



3
3


4


4
Устный опрос

сентябрь

2.Графическая грамота
-теория
- работа с инструментами, чертежами
-учебные занятия

4

2

2
2



2
Устный опрос

сентябрь

3. Флористика.
-теория.
-панно.
-составление икебаны.
-учебные занятия.
-экскурсии. 
16
2
2
14

4
10
мини-выставки

сентябрь-октябрь

4.Коллаж.
-пейзаж по временам года.
-животные.
-море.
-учебные занятия
-экскурсии.
10
1
9
5

2
2

октябрь-ноябрь

5.Папье-маше.
-копилка.
-панно.
-кот.
-учебные занятия, 
10

10
4
2
4

ноябрь

6.Работа с брос. материалами.
-теория.
-игрушки.
-открытки.
-объёмные панно.
-сувениры
-учебные занятия,
-экскурсии.
20

2

2

18


4
2
4
8

ноябрь-январь

7.Лепка из пластилина и соленого теста.
-теория.
-лепка фигурок.
-кулоны, подвески.
-панно.
-учебные занятия, конкурсы

10


1

1
9


2
2
5

январь

8.Конструирование
объемных, изделий            -открытки,
-машинки,  
- домики.
-учебные занятия, конкурсы.


12









10

2
4
4

январь-февраль

9. Лоскутная    техника.
-игольница
-учебные занятия.

8

2

6

4

февраль

10. Соломка, Изделия из соломки.
-картинка цветы
-учебные занятия

8


2

2
6


6

март

11.  Плетение.
-теория.
-макраме.
-браслеты.
-фигурки.
-учебные занятия,
-экскурсии.
16
2
2
14

4
4
6

март-апрель

12.  Куклы.
-теория.
-кукла на руку.
- учебные занятия.
-экскурсии.
14

2
14

12

апрель-май

13.Промежуточная аттестация
-подготовка работ к выставке.
 - оформление выставок.
-учебные занятия,
10

10

5

5








Итоговые выставки

май

ИТОГО

144 часа





    

ПОСЛЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
- дети ознакомились с техникой макраме, бисеронизанием, обработкой кожи, лоскутной пластикой, ткачеством, шитьем, отдельными элементами вышивки:


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ
(3 год обучения)
?Пандора?
темы занятий
виды занятий
кол-во
часов
по теории
по практике
Формы контроля
Сроки реализации

 1.Вводные занятия.
-Инструктаж по Т.Б.
-Материалы и инструменты. приспособления
- учебные занятия
- беседы,
- экскурсии;
4

2
2
2


2
Устный опрос.

сентябрь

2. Техники выполнения ручных и машинных швов.
-теория.
-выполнение ручных швов.
-выполнение машинных швов.
- учебные занятия
- экскурсии
26
4

4
22



10

12
Устный опрос.
Конкурс в области теории и практики.
октябрь

3. Плетение
из волокнистых материалов
-теория.
-косое, 
-прямое, 
-круглое, 
-макраме.
- учебные занятия;

10


2


2
8



2
2
2
2
мини -выставки.
Устный опрос.
Конкурс в области теории и практики.
ноябрь

4. Аппликационные работы.
-теория.
-геометрические и математические на жесткой основе,
-тематические украшения из волокнистых материалов на жесткой и мягкой основе.
- учебные занятия;

12
2

2
10


5


5

декабрь

5. Куклы. Изготовление кукол из различного материала
-теория.
-из глины,
-из соломки, 
-папке- маше,
-из бросматериала, 
-из ниток.
- учебные занятия;
- беседы,
- экскурсии;
40
2



2
38




4
4
12
14
4

Январь-февраль

6. Комбинированные работы по рукоделию 
- теория.
-изготовление декоративных изделий, -сувениров, 
-предметов домашнего обихода.
- учебные занятия;
- беседы,
- экскурсии;
30
2

2
28


8

10
10

Февраль-март

7. Работа с соломкой
 -декоративное панно
-учебные занятия;
12
-
12

апрель

8. Промежуточная аттестация
-подготовка работ к выставке.
 -оформление выставок.
-учебные занятия;

10

10

5

5
Итоговые выставки

май

                                                                                                              ИТОГО: 144 часов
ПОСЛЕ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
 дети глубже овладевают техникой макраме, обработки кожи, ткачеством
- знакомятся с флористикой, основами дизайна, технологией изготовления кукол из различного материала.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ
(4 год обучения )
?Юный дизайнер?
темы занятий
виды занятий
кол-во
часов
по теории
по практике
Формы контроля
Сроки реализации

1.Вводные занятия.
-Инструктаж по Т.Б.
-Материалы и инструменты. приспособления
- беседы, 
- учебные занятия
6

2
2
4
4
Устный опрос.

сентябрь

2. Техники выполнения ручных и машинных швов.
-теория.
-выполнение ручных швов.
-выполнение машинных швов.
- учебные занятия
10
2


2
8



4

4
Устный опрос.
Конкурс в области теории и практики.
Сентябрь-октябрь

3. Декоративная аппликация
- из ткани, 
- из ниток.
- из волокнистых материалов.
- учебные занятия;
мини выставки
10


-
10

4
2
4
мини -выставки.
Устный опрос.
Конкурс в области теории и практики






мини -выставки.
Устный опрос.
Конкурс в области теории и практики
октябрь-ноябрь

4. Работа с бросматериалом
-теория.
- панно, 
-куклы из ткани. 
-домашние животные из чулка и ваты.
- учебные занятия;
мини выставки
- экскурсии
20
2

2
18


4
4
10

Ноябрь

5. Роспись по ткани
-теория.
-практика.
- учебные занятия;

10
2
2
8

8

декабрь

6.Полуобьемные изделия.
-игрушки   
-сувениры 
( мишки, собачки, матрешки, львенок)
- учебные занятия;
,
10
-
10

5
5

январь

 7.Комбинированные работы по рукоделию
-теория. 
-изготовление декоративных изделий, -сувениров,
-кукол из чулка.
-учебные занятия;
- экскурсии

18
2

2
16


10

6
10

февраль

8. Макраме
-теория.
-кашпо.
-кармашек для расчески.
-ваза.
-учебные занятия;

10
2
2
8

2
2

4

март

9. Шитье и вышивание 
-подушка для иголок, 
-прихватки, 
-грелки для чайника, 
-обложки для фотоальбома.
-учебные занятия;

10
-
8

2
2
2
2

Март-апрель

10. Лепка из соленого теста
-теория.
-панно с декоративной 
отделкой
-фигурки животных.
-учебные занятия;
- экскурсии
20
2

2
18


8

10

апрель

11.Куклы 
-теория.
-из проволочки, 
-из глины, 
-вертепный театр, из бересты и ниток, 
-учебные занятия; 
беседы.
- экскурсии
14
2
2
12

4
4
4


Апрель-март

12. Промежуточная аттестация
-подготовка работ к выставке.
 - оформление выставок.
-учебные занятия;

6
-
6

3

3
Итоговые выставки

май

ИТОГО: 144 часов

ПОСЛЕ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
- дети создают авторские коллекции; - организовывают персональные выставки:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ
(1-год обучения)
?Юные умельцы?
Темы и содержание занятий
Виды занятий
Количество часов
По теории
По практике
Формы контроля
Сроки реализации

Вводные занятия. 
-Инструктаж по ТБ. 
-Материалы и инструменты.
-учебные занятия.




4




1

1


4



3
Устный опрос



сентябрь

Оригами.
- Кораблики
- Самолетики
- Каркуша 
-учебные занятия
3
-
3
1
1
1
мини-выставки
Сентябрь-октябрь

Граф. грам.
-теория
- работа с инструментами, чертежами
-учебные занятия.
5
1
1
5

4
Устный опрос

октябрь-ноябрь

Коллаж.
-осенний пейзаж.
-животные.
-учебные занятия. 
-экскурсии.
5
_
5
3
2
мини-выставки























Ноябрь

Папье-маше.
-теория
- Копилка.
 - тарелка с фруктами.
-учебные занятия
-экскурсии.

8


1
1

8

3
4

декабрь

6.Работа с брос.        материалами.
-теория.
-игрушки.
-открытки.
-объёмные панно.
-куклы.
-учебные занятия, соревнования. конкурсы.
-экскурсии.
14




1
13

2

1
6
6

январь

7.Лепка из пластилина и соленого теста.
-теория.
-лепка фигурок.
-кулоны, подвески.
-панно.
-учебные занятия, конкурсы.
-экскурсии.

13





1
12



5
2
5

февраль

8.Констр.
объемных
изделий.
-теория.
-открытки,
-коробочки сюрпризы,
-робот.
-учебные занятия, конкурсы.



6







1



5



1
2
2

март

9.  Движущиеся
Фигурки.
-теория.
-животные.
-человечки.
-учебные занятия.
5



1
4


2
2

Март-апрель

10.Флористика.
-теория.
-панно.
-составление икебаны.
-учебные занятия,
-экскурсии.
5

1
4

2
2

апрель

11.Промежуточная аттестация
-подготовка работ к выставке
 -  оформление выставок
-учебные занятия,
4

4

2

2



Итоговые выставки

Апрель-март

                                                                      ИТОГО:    72 часа
КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

- дети овладели навыками работы с бумагой, картоном, бросматериалом, пластилином, соленым тестом;
- научились составлять схемы, чертежи, работать по ним;- знакомы с материалами и инструментами для различных видов работ, обрели умения и навыки работы с ними.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ
(2-год обучения нач. звено)
?Сударушки?
Темы занятий
Виды занятий
Количество часов
По теории
По практике
Формы контроля
Сроки реализации

1.Вводные занятия.
 -Инструктаж по Т.Б.
-Материалы и инструменты.
-учебные занятия.



3




1


2

1
1
Устный опрос

сентябрь

2.Графическая грамота
-теория
- работа с инструментами, чертежами
-учебные занятия

2




2



2
Устный опрос

Сентябрь-октябрь

3. Флористика.
-теория.
-панно.
-составление икебаны.
-учебные занятия.
-экскурсии. 
6
1
1
5

2
3
мини-выставки

октябрь-ноябрь

4.Коллаж.
-пейзаж по временам года.
-животные.
-море.
-учебные занятия
-экскурсии.
5

5

1
2
2

Ноябрь

5.Папье-маше.
-копилка.
-панно.
-кот.
-учебные занятия, 
5

5
2
1
2

декабрь

6.Работа с брос. материалами.
-теория.
-игрушки.
-открытки.
-объёмные панно.
-сувениры
-учебные занятия,
-экскурсии.
10

1

1

9


2
1
2
4

январь

7.Лепка из пластилина и соленого теста.
-теория.
-лепка фигурок.
-кулоны, подвески.
-панно.
-учебные занятия, конкурсы

5





5


1
1
2

февраль

8.Конструирование
объемных, изделий            -открытки,
-машинки,  
- домики.
-учебные занятия, конкурсы.


6




1




5

1
1
3

март

9. Лоскутная    техника.
-игольница
-учебные занятия.

4

1

3
3

Март-апрель

10. Соломка, Изделия из соломки.
-картинка цветы
-учебные занятия

3





3

3

апрель

11.  Плетение.
-теория.
-макраме.
-браслеты.
-фигурки.
-учебные занятия,
-экскурсии.
8
1
1
7

2
2
3

Апрель-март

12.  Куклы.
-теория.
-кукла на руку.
- учебные занятия.
-экскурсии.
7

1
6

6

май

13.Промежуточная аттестация
-подготовка работ к выставке.
 - оформление выставок.
-учебные занятия,
5

5

2

3








Итоговые выставки
май

                                                                      ИТОГО:    72 часа
ПОСЛЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
- дети ознакомились с техникой макраме, бисеронизанием, обработкой кожи, лоскутной пластикой, ткачеством, шитьем, отдельными элементами выши






ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ
(3 год обучения)    ?Пандора?
темы занятий
виды занятий
кол-во
часов
по теории
по практике
Формы контроля
Сроки реализации

 1.Вводные занятия.
-Инструктаж по Т.Б.
-Материалы и инструменты. приспособления
- учебные занятия
- беседы,
- экскурсии;
2

1
1
1


1
Устный опрос.

сентябрь

2. Техники выполнения ручных и машинных швов.
-теория.
-выполнение ручных швов.
-выполнение машинных швов.
- учебные занятия
- экскурсии
13
2

2
12



5
7
Устный опрос.
Конкурс в области теории и практики.
Сентябрь-октябрь

3. Плетение
из волокнистых материалов
-теория.
-косое, 
-прямое, 
-круглое, 
-макраме.
- учебные занятия;

5


1


1
4



1
1
1
1
мини -выставки.
Устный опрос.
Конкурс в области теории и практики.
октябрь-ноябрь

4. Аппликационные работы.
-теория.
-геометрические и математические на жесткой основе,
-тематические украшения из волокнистых материалов на жесткой и мягкой основе.
- учебные занятия;

6
1

1
5


2


3

январь

5. Куклы. Изготовление кукол из различного материала
-теория.
-из глины,
-из соломки, 
-папке- маше,
-из бросматериала, 
-из ниток.
- учебные занятия;
- беседы,
- экскурсии;
20
1



1
19



2
2
6
5
4

февраль

6. Комбинированные работы по рукоделию 
- теория.
-изготовление декоративных изделий, -сувениров, 
-предметов домашнего обихода.
- учебные занятия;
- беседы,
- экскурсии;
15
1

1
14


4

5
5

март

7. Работа с соломкой
 -декоративное панно
-учебные занятия;
6
-
6

Апрель 

8. Промежуточная аттестация
-подготовка работ к выставке.
 -оформление выставок.
-учебные занятия;

5

5

3

2
Итоговые выставки

май

                                                                                                              ИТОГО: 72 часов
ПОСЛЕ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

- дети глубже овладевают техникой макраме, обработки кожи, ткачеством
- знакомятся с флористикой, основами дизайна, технологией изготовления кукол из различного материала.











ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ
(4 год обучения )    ?Юный дизайнер?
темы занятий
виды занятий
кол-во
часов
по теории
по практике
Формы контроля
Сроки реализации

1.Вводные занятия.
-Инструктаж по Т.Б.
-Материалы и инструменты. приспособления
- беседы, 
- учебные занятия
3

1
1
2
2
Устный опрос.

сентябрь

2. Техники выполнения ручных и машинных швов.
-теория.
-выполнение ручных швов.
-выполнение машинных швов.
- учебные занятия
5
1


1
4



2

2
Устный опрос.
Конкурс в области теории и практики.
Сентябрь-октябрь

3. Декоративная аппликация
- из ткани, 
- из ниток.
- из волокнистых материалов.
- учебные занятия;
мини выставки
5


-
5

2
1
2
мини -выставки.
Устный опрос.
Конкурс в области теории и практики






мини -выставки.
Устный опрос.
Конкурс в области теории и практики
октябрь-ноябрь

4. Работа с бросматериалом
-теория.
- панно, 
-куклы из ткани. 
-домашние животные из чулка и ваты.
- учебные занятия;
мини выставки
- экскурсии
10
1

1
9


2
2
5

декабрь

5. Роспись по ткани
-теория.
-практика.
- учебные занятия;

5
1
1
4

4

январь

6.Полуобьемные изделия.
-игрушки   
-сувениры 
( мишки, собачки, матрешки, львенок)
- учебные занятия;
,
5
-
5

5
5

февраль

 7.Комбинированные работы по рукоделию
-теория. 
-изготовление декоративных изделий, -сувениров,
-кукол из чулка.
-учебные занятия;
- экскурсии

9
1

1
8


2

2
4

февраль

8. Макраме
-теория.
-кашпо.
-кармашек для расчески.
-ваза.
-учебные занятия;

5
1
1
4

1
1
2

март

9. Шитье и вышивание 
-подушка для иголок, 
-прихватки, 
-грелки для чайника, 
-обложки для фотоальбома.
-учебные занятия;

5
-
5
1
1
1
2

март

10. Лепка из соленого теста
-теория.
-панно с декоративной 
отделкой
-фигурки животных.
-учебные занятия;
- экскурсии
10
1

1
9


2
7

апрель

11.Куклы 
-теория.
-из проволочки, 
-из глины, 
-вертепный театр, из бересты и ниток, 
-учебные занятия; 
беседы.
- экскурсии
7
1
1
6

2
2
2


май

12. Промежуточная аттестация
-подготовка работ к выставке.
 - оформление выставок.
-учебные занятия;

3
-
3

1
2
Итоговые выставки

май

ИТОГО: 72 часов
ПОСЛЕ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
- дети создают авторские коллекции; - организовывают персональные выставк

Календарно- тематический план работы творческой мастерской ?Сувенир?
(1-год обучения)
?Юные умельцы?
Темы и содержание занятий
Виды занятий
Количество часов
Дата проведения


Вводные занятия. 
-Инструктаж по ТБ. 
-Материалы и инструменты.
-учебные занятия.




8










Оригами.
- Кораблики
- Самолетики
- Каркуша 
-учебные занятия
6


Граф. грам.
-теория
- работа с инструментами, чертежами
-учебные занятия.
10


Коллаж.
-осенний пейзаж.
-животные.
-учебные занятия. 
-экскурсии.
10


Папье-маше.
-теория
- Копилка.
 - тарелка с фруктами.
-учебные занятия
-экскурсии.

16






6.Работа с брос.        материалами.
-теория.
-игрушки.
-открытки.
-объёмные панно.
-куклы.
-учебные занятия, соревнования. конкурсы.
-экскурсии.
28






7.Лепка из пластилина и соленого теста.
-теория.
-лепка фигурок.
-кулоны, подвески.
-панно.
-учебные занятия, конкурсы.
-экскурсии.

26






8.Констр.
объемных
изделий.
-теория.
-открытки,
-коробочки сюрпризы,
-робот.
-учебные занятия, конкурсы.



12










9.  Движущиеся
Фигурки.
-теория.
-животные.
-человечки.
-учебные занятия.
10




10.Флористика.
-теория.
-панно.
-составление икебаны.
-учебные занятия,
-экскурсии.
10


11.Промежуточная аттестация
-подготовка работ к выставке
 -  оформление выставок
-учебные занятия,
8


                                                                      ИТОГО:    144 часа


КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

- дети овладели навыками работы с бумагой, картоном, бросматериалом, пластилином, соленым тестом;
- научились составлять схемы, чертежи, работать по ним;
- знакомы с материалами и инструментами для различных видов работ, обрели умения и навыки работы с ними.




Календарно- тематический план работы творческой мастерской ?Сувенир?
(2-год обучения нач. звено)
?Сударушки?
Темы занятий
Виды занятий
Количество часов
Дата проведения


1.Вводные занятия.
 -Инструктаж по Т.Б.
-Материалы и инструменты.
-учебные занятия.



6





2.Графическая грамота
-теория
- работа с инструментами, чертежами
-учебные занятия

4



3. Флористика.
-теория.
-панно.
-составление икебаны.
-учебные занятия.
-экскурсии. 
18


4.Коллаж.
-пейзаж по временам года.
-животные.
-море.
-учебные занятия
-экскурсии.
10


5.Папье-маше.
-копилка.
-панно.
-кот.
-учебные занятия, 
10


6.Работа с брос. материалами.
-теория.
-игрушки.
-открытки.
-объёмные панно.
-сувениры
-учебные занятия,
-экскурсии.
20



7.Лепка из пластилина и соленого теста.
-теория.
-лепка фигурок.
-кулоны, подвески.
-панно.
-учебные занятия, конкурсы

10




8.Конструирование
объемных, изделий           -открытки,
-машинки,  
- домики.
-учебные занятия, конкурсы.


12






9. Лоскутная    техника.
-игольница
-учебные занятия.

8



10. Соломка, Изделия из соломки.
-картинка цветы
-учебные занятия

6




11.  Плетение.
-теория.
-макраме.
-браслеты.
-фигурки.
-учебные занятия,
-экскурсии.
16


12.  Куклы.
-теория.
-кукла на руку.
- учебные занятия.
-экскурсии.
14


13.Промежуточная аттестация
-подготовка работ к выставке.
 - оформление выставок.
-учебные занятия,
10







                                                                      ИТОГО:    144 часа

ПОСЛЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
- дети ознакомились с техникой макраме, бисеронизанием, обработкой кожи, лоскутной пластикой, ткачеством, шитьем, отдельными элементами вышивки:






























Календарно- тематический план работы творческой мастерской ?Сувенир?
(3 год обучения)
?Пандора?
темы занятий
виды занятий
кол-во
часов
Дата проведения

 1.Вводные занятия.
-Инструктаж по Т.Б.
-Материалы и инструменты. приспособления
- учебные занятия
- беседы,
- экскурсии;
4



2. Техники выполнения ручных и машинных швов.
-теория.
-выполнение ручных швов.
-выполнение машинных швов.
- учебные занятия
- экскурсии
26


3. Плетение
из волокнистых материалов
-теория.
-косое, 
-прямое, 
-круглое, 
-макраме.
- учебные занятия;

10




4. Аппликационные работы.
-теория.
-геометрические и математические на жесткой основе,
-тематические украшения из волокнистых материалов на жесткой и мягкой основе.
- учебные занятия;

12


5. Куклы. Изготовление кукол из различного материала
-теория.
-из глины,
-из соломки, 
-папке- маше,
-из бросматериала, 
-из ниток.
- учебные занятия;
- беседы,
- экскурсии;
40


6. Комбинированные работы по рукоделию 
- теория.
-изготовление декоративных изделий, -сувениров, 
-предметов домашнего обихода.
- учебные занятия;
- беседы,
- экскурсии;
30


7. Работа с соломкой
 -декоративное панно
-учебные занятия;
12


8. Промежуточная аттестация
-подготовка работ к выставке.
 -оформление выставок.
-учебные занятия;

10


                                                                                                              ИТОГО: 144 часов
ПОСЛЕ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

- дети глубже овладевают техникой макраме, обработки кожи, ткачеством
- знакомятся с флористикой, основами дизайна, технологией изготовления кукол из различного материала.































Календарно- тематический план работы творческой мастерской ?Сувенир?
(4 год обучения)
?Юный дизайнер?
темы занятий
виды занятий
кол-во
часов
Дата проведения

1.Вводные занятия.
-Инструктаж по Т.Б.
-Материалы и инструменты. приспособления
- беседы, 
- учебные занятия
6



2. Техники выполнения ручных и машинных швов.
-теория.
-выполнение ручных швов.
-выполнение машинных швов.
- учебные занятия
10


3. Декоративная аппликация
- из ткани, 
- из ниток.
- из волокнистых материалов.
- учебные занятия;
мини выставки
10




4. Работа с бросматериалом
-теория.
- панно, 
-куклы из ткани. 
-домашние животные из чулка и ваты.
- учебные занятия;
мини выставки
- экскурсии
20


5. Роспись по ткани
-теория.
-практика.
- учебные занятия;

10


6.Полуобьемные изделия.
-игрушки   
-сувениры 
( мишки, собачки, матрешки, львенок)
- учебные занятия;
,
10


 7.Комбинированные работы по рукоделию
-теория. 
-изготовление декоративных изделий, -сувениров,
-кукол из чулка.
-учебные занятия;
- экскурсии

18


8. Макраме
-теория.
-кашпо.
-кармашек для расчески.
-ваза.
-учебные занятия;

10


9. Шитье и вышивание 
-подушка для иголок, 
-прихватки, 
-грелки для чайника, 
-обложки для фотоальбома.
-учебные занятия;

10


10. Лепка из соленого теста
-теория.
-панно с декоративной 
отделкой
-фигурки животных.
-учебные занятия;
- экскурсии
20


11.Куклы 
-теория.
-из проволочки, 
-из глины, 
-вертепный театр, из бересты и ниток, 
-учебные занятия; 
беседы.
- экскурсии
14


12. Промежуточная аттестация
-подготовка работ к выставке.
 - оформление выставок.
-учебные занятия;

6


ИТОГО: 144 часов

ПОСЛЕ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
- дети создают авторские коллекции; - организовывают персональные выставки:



:














Календарно- тематический план работы творческой мастерской ?Сувенир?
(3 год обучения) ?Пандора?
темы занятий
виды занятий
кол-во
часов
Дата проведения

 1.Вводные занятия.
-Инструктаж по Т.Б.
-Материалы и инструменты. приспособления
- учебные занятия
- беседы,
- экскурсии;
2



2. Техники выполнения ручных и машинных швов.
-теория.
-выполнение ручных швов.
-выполнение машинных швов.
- учебные занятия
- экскурсии
13


3. Плетение
из волокнистых материалов
-теория.
-косое, 
-прямое, 
-круглое, 
-макраме.
- учебные занятия;

5




4. Аппликационные работы.
-теория.
-геометрические и математические на жесткой основе,
-тематические украшения из волокнистых материалов на жесткой и мягкой основе.
- учебные занятия;

6


5. Куклы. Изготовление кукол из различного материала
-теория.
-из глины,
-из соломки, 
-папке- маше,
-из бросматериала, 
-из ниток.
- учебные занятия;
- беседы,
- экскурсии;
20


6. Комбинированные работы по рукоделию 
- теория.
-изготовление декоративных изделий, -сувениров, 
-предметов домашнего обихода.
- учебные занятия;
- беседы,
- экскурсии;
15


7. Работа с соломкой
 -декоративное панно
-учебные занятия;
6


8. Промежуточная аттестация
-подготовка работ к выставке.
 -оформление выставок.
-учебные занятия;

5


                                                                                                              ИТОГО: 72 часов
ПОСЛЕ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
- дети глубже овладевают техникой макраме, обработки кожи, ткачеством
- знакомятся с флористикой, основами дизайна, технологией изготовления кукол из различного материала.