Статья на тему: «Обучение чтению дошкольников с речевыми нарушениями с использованием ИКТ»

 

Подготовила учитель-логопед МДОУ «Детский сад №160» города Саратова Манцурова Е.А.

Многие великие люди научились читать в два-три года. Никто с уверенностью не может ответить научились ли они читать, потому что родились великими, или стали великими, потому что их раньше начали учить? Н. Зайцев

Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Человек стал человеком исключительно потому, что он смог читать и писать. Современным родителям понятно, насколько в наше время необходимо ребенку умение читать. Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своём темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом. У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Но, несомненно, есть и возрастные нормы, как и когда ребёнок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, говорить, читать, писать. Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиваться, до каких пор это ещё будет нормой. Актуальность представляемого пособия заключается в том, что все дети проходят стадию первоначального обучения чтению и письму. Большинство детей не могут научиться сразу правильно читать и писать. Трудности могут быть вызваны разными причинами. Но самой весомой причиной является то, что всё большее число дошкольников имеют речевые нарушения той или иной степени выраженности и недостаточную сформированность фонематического восприятия. Письменная речь, в отличие от устной, формируется в условиях целенаправленного обучения. Чтение представляет собой узнавание и воспроизведение звуков речи, обозначенных буквой. Поэтому, прежде чем познакомить ребёнка с конкретной буквой, важно выяснить: * выделяет ли ребенок заданный звук из потока речи; * может ли самостоятельно подобрать слова с заданным звуком; * справляется ли с анализом звукового состава простейших слов. Если дошкольник испытывает трудности, необходимо помочь ему овладеть этими умениями, ведь всё вышеперечисленное – важное условие для успешного овладения навыком чтения: для того чтобы при чтении сливать звуки в слоги и слова, ребёнок должен проанализировать, какие «соседи» буквы, а исходя из этого – как нужно прочитать: мягко или твёрдо. Данное пособие было разработано мною на основе «Практического пособия по обучению чтению дошкольников с речевыми нарушениями» Е.В. Курышевой и пособию Н.Ю. Костылёвой «Занимательные упражнения с буквами и звуками». Основными задачами преподавателя данного курса является не только обучение детей чтению, но и предупреждение нарушений чтения и письма. На то, что обучение чтению и письму детей с речевыми нарушениями не может протекать так же, как в массовой школе, указывали ряд исследователей: Р.Е.Левина, Л.Ф.Спирова, Г.А.Каше и др. Данное пособие направлено на реализацию обучения грамоте по особой системе: на первых этапах изучаются буквы, чьи звуки в речи детей обычно не нарушены или нарушены в редких случаях; затем рассматриваются буквы, звуки которых бывают нарушенными у дошкольников, но к моменту изучения должны быть исправлены (свистящие, шипящие, сонорные). Пособие представляет собой систему слайдов-карточек для обучения детей послоговому чтению через экран телевизора и таких же индивидуальных (разрезных) карточек для чтения в альбоме. Пособие разработано для старшей и подготовительной логопедических групп. Задание на карточках подобраны с учётом трудностей детей, имеющих речевые нарушения. Материал даётся по нарастающей сложности: 1) сначала изучаются гласные буквы: А, У, И, О, Э, Ы * сочетания из 2 (АУ), 3 (ААУ, АУИ), 4 (АУАА) букв 2) простые согласные буквы: М, П, Т, Н, Б и др. * заданная буква в обратном слоге; * заданная буква в прямом слоге; * заданная буква в словах с одним слогом, двумя слогами, тремя слогами и т.д. * заданная буква в предложениях, текстах. Таким образом, изучаемая буква читается детьми в разных позициях в слогах, словах, закрепляется в предложениях, что приводит к лучшему запоминанию и усвоению заданной буквы. Обязательным условием для работы с материалом карточки является словарная работа (обсуждение значения незнакомых слов), так как задача логопеда, работающего с детьми, отстающими в речевом развитии, - обогащение пассивного и активного словаря детей на любом занятии. В пособие также включены задания, направленные на формирование и закрепление чётких представлений о правилах написания собственных имён существительных, оформления предложения. Материал на карточках выводится на экран телевизора и используется логопедом для чтения. Карточки на экране можно использовать для индивидуального, хорового чтения, чтения «по цепочке». Некоторые карточки составлены так, что их можно читать вертикальными и горизонтальными столбцами, что не вызывает автоматического чтения и является хорошей проверкой запоминания букв ребёнком. Разрезные карточки вставляются в индивидуальные тонкие фотоальбомы. Если ребёнок не усвоил или пропустил какую-то из тем, карточка остаётся в альбоме и у логопеда и родителей будет возможность проработать это задание с ребёнком. Успешно выполнив все задания предлагаемого пособия, дошкольники с речевыми нарушениями получат хорошую подготовку и будут чувствовать себя уверенно на уроках по обучению грамоте в начальной школе. Материал данного пособия может быть использован учителями-логопедами на занятиях по обучению чтению детей с речевыми нарушениями, педагогами, ведущими дополнительные услуги в ДОУ по обучению чтению дошкольников, а также родителями.