Обучение детей перессказу с использованием опорных схем.

Массовое явление , связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь.Всю необходимую для себя информацию дети черпают в Интернете. Они мало общаются , речевой опыт ограничен. Разговорная речь бедна , малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.

Может ли педагог повлиять на развитие речи детей? Может , и практика это доказывает . « Умение связно говорить развивается при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения». Базируясь на произведениях художественной литературы создана система по обучению детей перессказу. В основу были положены произведения художественной литературы. При знакомстве с которой дети приобщаются к художественной речи, учаться владеть родным языком.

Особое место в работе мы отводим перессказу.

Почему мы выбираем перессказ? Это вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Обучение перессказу способствует обогощению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Большое внимание мы уделяем выбору произведений для перессказа . В своей работе мы опирались на произведения К. Ушинского, В. Бианки, Г. Скребицкого , Е. Чарушина и д р

При этом , кроме художественной ценности, важно учитывать объём произведения , четко выраженные начало, середину и конец сюжета, понятное и интересное для детей содержание.

Для более качественного перессказа необходимо использовать опорную наглядность ( картинки, схемы). Предлагаю смоделировать перессказ на примере рассказа « Ёж» Е. Чарушина.

Орг. Момент.

Начинаем с загадки про ежа.

Подготовка к восприятию текста

- Рассматриваем ежа, задаем вопросы детям( рисунок или игрушка)

- Зачем у ежа на спинке иголки? ( защищается от врагов)

-Как он спасается от врагов? ( сворачивается шариком, выставляет иголки)

- Что ест ежик? ( мышей, жуков, молоко …)

- Если дотронешся до иголок ежа, то больно уколешься. А чем еще можно уколоться (колючкой, шипом розы, кактусом…)

3) Чтение рассказа

- Послушайте рассказ , который написал Е. Чарушин .Он называется « Ёж»

-По ходу чтения выставляем картинки:

1 Ходили ребята по лесу ( рис два мальчика и еж)

Нашли под кустом ежа

Он со страху шариком свернулся

2 Закатили ежа в шапку и домой принесли. (мальчики, дом,еж)

3 Дали ему молока ( еж шариком и блюдце )

4 Развернулся еж и начал есть молоко ( еж и молоко)

5 А потом ежик удрал к себе обратно в лес. ( еж и лес)

4)Беседа по содержанию (развитие диалогической речи, дети отвечают полным предложением)

- Где ходили ребята? (ребята ходили по лесу)

- Кого они нашли? ( они нашли ежа)

- Где сидел ежик? ( ежик сидел под кустом)

- Что сделад ежик? ( он со страху шариком свернулся)

-Куда дети принесли ежа? ( дети принесли ежа домой)

-Почему они не укололись? ( они закатили ежа в шапку)

-Что они ему дали? ( ребята дали ему молока)

-Что было дальше? ( ежик развернулся, начал есть молоко, потом он удрал к себе в лес)

5)После этого можно предложить детям физ мин « Прогулка» ( на координацию речи с движениями)

6)Затем предлагаем выполнить дидактическое упражнение «Закончи предложение»

-Как надо говорить правильно?

-«Ежик напился (чего?)….(молока)»

-«Значит дети позаботились (о ком?)…(о еже)

( Педагог повторяет за детьми ответы выделяя голосом окончания слов)

7)Далее повторно читаем рассказ

-Я прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите (дети договаривают начатые фразы)

-Ходили ребята по …( лесу)

-Нашли под кустом….(ежа)

-Он со страху свернулся…(шариком)

-Закатили ребята ежа в…( шапку)

-И принесли ежа …(домой)

-Дали ему…(молоко)

-Развернулся еж и начал есть…(молоко)

-А потом ежик удрал к себе обратно…(в лес)

8)Составление плана-схемы содержания рассказа

-Дети посмотрите на необычные картинки .Это схемы.

Давайте их разложим по порядку.

-С чего все началось?

-Что было дольше?

Вместе с детьми выстраиваем графическую мнемодорожку – план рассказа.

9)Если уровень развития детей позволяет , то можно убрать сюжетные картинки и перессказывать по схемам.

Перессказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. ( развитие связной речи, формирование навыка работы по алгоритму)

-Расскажите историю про ежа. Схемы вам в этом помогут (принимают участие все дети по цепочке. В конце один ребенок повторяет рассказ целиком)

10) Подведем итог занятия

-Чем занимались? Что запомнили?

-Чему вы сегодня научились?

Данный прием работы является эффективным для развития речи и интересным для воспитанников .