Обучение детей перессказу с использованием опорных схем.
Массовое явление , связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь.Всю необходимую для себя информацию дети черпают в Интернете. Они мало общаются , речевой опыт ограничен. Разговорная речь бедна , малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.
Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.
Может ли педагог повлиять на развитие речи детей? Может , и практика это доказывает . « Умение связно говорить развивается при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения». Базируясь на произведениях художественной литературы создана система по обучению детей перессказу. В основу были положены произведения художественной литературы. При знакомстве с которой дети приобщаются к художественной речи, учаться владеть родным языком.
Особое место в работе мы отводим перессказу.
Почему мы выбираем перессказ? Это вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Обучение перессказу способствует обогощению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Большое внимание мы уделяем выбору произведений для перессказа . В своей работе мы опирались на произведения К. Ушинского, В. Бианки, Г. Скребицкого , Е. Чарушина и д р
При этом , кроме художественной ценности, важно учитывать объём произведения , четко выраженные начало, середину и конец сюжета, понятное и интересное для детей содержание.
Для более качественного перессказа необходимо использовать опорную наглядность ( картинки, схемы). Предлагаю смоделировать перессказ на примере рассказа « Ёж» Е. Чарушина.
Орг. Момент.
Начинаем с загадки про ежа.
Подготовка к восприятию текста
- Рассматриваем ежа, задаем вопросы детям( рисунок или игрушка)
- Зачем у ежа на спинке иголки? ( защищается от врагов)
-Как он спасается от врагов? ( сворачивается шариком, выставляет иголки)
- Что ест ежик? ( мышей, жуков, молоко …)
- Если дотронешся до иголок ежа, то больно уколешься. А чем еще можно уколоться (колючкой, шипом розы, кактусом…)
3) Чтение рассказа
- Послушайте рассказ , который написал Е. Чарушин .Он называется « Ёж»
-По ходу чтения выставляем картинки:
1 Ходили ребята по лесу ( рис два мальчика и еж)
Нашли под кустом ежа
Он со страху шариком свернулся
2 Закатили ежа в шапку и домой принесли. (мальчики, дом,еж)
3 Дали ему молока ( еж шариком и блюдце )
4 Развернулся еж и начал есть молоко ( еж и молоко)
5 А потом ежик удрал к себе обратно в лес. ( еж и лес)
4)Беседа по содержанию (развитие диалогической речи, дети отвечают полным предложением)
- Где ходили ребята? (ребята ходили по лесу)
- Кого они нашли? ( они нашли ежа)
- Где сидел ежик? ( ежик сидел под кустом)
- Что сделад ежик? ( он со страху шариком свернулся)
-Куда дети принесли ежа? ( дети принесли ежа домой)
-Почему они не укололись? ( они закатили ежа в шапку)
-Что они ему дали? ( ребята дали ему молока)
-Что было дальше? ( ежик развернулся, начал есть молоко, потом он удрал к себе в лес)
5)После этого можно предложить детям физ мин « Прогулка» ( на координацию речи с движениями)
6)Затем предлагаем выполнить дидактическое упражнение «Закончи предложение»
-Как надо говорить правильно?
-«Ежик напился (чего?)….(молока)»
-«Значит дети позаботились (о ком?)…(о еже)
( Педагог повторяет за детьми ответы выделяя голосом окончания слов)
7)Далее повторно читаем рассказ
-Я прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите (дети договаривают начатые фразы)
-Ходили ребята по …( лесу)
-Нашли под кустом….(ежа)
-Он со страху свернулся…(шариком)
-Закатили ребята ежа в…( шапку)
-И принесли ежа …(домой)
-Дали ему…(молоко)
-Развернулся еж и начал есть…(молоко)
-А потом ежик удрал к себе обратно…(в лес)
8)Составление плана-схемы содержания рассказа
-Дети посмотрите на необычные картинки .Это схемы.
Давайте их разложим по порядку.
-С чего все началось?
-Что было дольше?
Вместе с детьми выстраиваем графическую мнемодорожку – план рассказа.
9)Если уровень развития детей позволяет , то можно убрать сюжетные картинки и перессказывать по схемам.
Перессказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. ( развитие связной речи, формирование навыка работы по алгоритму)
-Расскажите историю про ежа. Схемы вам в этом помогут (принимают участие все дети по цепочке. В конце один ребенок повторяет рассказ целиком)
10) Подведем итог занятия
-Чем занимались? Что запомнили?
-Чему вы сегодня научились?
Данный прием работы является эффективным для развития речи и интересным для воспитанников .