Доклад
«Оценка качества образовательного процесса и результатов работы -Портрет выпускника, как главная составляющая качества образования в современном ДОУ»
«Качество дошкольного образования – это качество жизни ребёнка».
Слободчиков В.И.
Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно».
Р.Киплинг
Современное образование находится на новом этапе развития - идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе. В современных условиях развития общества и модернизации образования в нашей стране особую актуальность приобретает совершенствование воспитательно-образовательной работы в различных звеньях образовательной системы.
Дошкольное образование является фундаментом образовательной системы, который определяет дальнейший путь развития ребенка. Сегодня перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит задача построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Кроме того, это один из главных образовательных ресурсов системы образования. Дошкольное образование стоит у истоков развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья.
Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и остросюжетный характер, так как сегодня существует много взглядов, суждений, споров, дискуссий о том, как обучать и воспитывать дошкольников.
Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 2, п.29)
Анализируя такие федеральные документы как Закон «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и др. качество дошкольного образования может быть определено как соответствие дошкольного образования, системы происходящих в ней процессов и достигнутых результатов ожиданиям и требованиям государства, общества групп детей, и различных потребителей: родителей, педагогов ДОУ, учителей начальной школы. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование признано первым уровнем системы общего образования и его качество в большей степени обеспечивает качество последующих уровней. Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека
ФГОС ДО ставит перед педагогами важную задачу - перестроение всего образовательного процесса в ДОУ. При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности - требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Основная общеобразовательная программа поможет ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении в школе.
Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения.
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 года №1155)
Модель выпускника имеет большое значение:
- во-первых, она выполняет интегрирующую роль по отношению к другим составляющим образам дошкольного учреждения,
- во-вторых, является основой для разработки целевых ориентиров образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического коллектива,
- в-третьих, модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов, медицинских работников ДОУ и родителей о желаемых результатах.
ФГОС ДО – это первый в истории Российского образования
документ, который на федеральном уровне определяет важные
принципы, по которым необходимо организовывать образовательную
работу в дошкольных организациях с учётом специфики обучения детей
дошкольного возраста. В основе построения «модели выпускника» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования лежат принципы системно-деятельностного и компетентностного подхода. Данные принципы предполагают в процессе реализации основной общеобразовательной программы формировать у воспитанников ключевые компетенции (личностные, коммуникативные, интеллектуальные, социальные, общекультурные, здоровьесберегающие), т.е. способность использовать усвоенные знания по образовательным областям в реальных жизненных ситуациях. При этом педагогами, в ходе образовательной деятельности, создаются условия для того, чтобы ребенок осваивал содержание реализуемой в ДОУ программы в процессе собственной активной деятельности с учетом ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской).
ФГОС ДО определяет портрет старшего дошкольника, готового к
обучению в школе следующим образом:
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребёнка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребёнок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребёнка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребёнок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребёнок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребёнок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Впервые на уровне нормативного документа во ФГОС ДО в
качестве одного из приоритетов целевых ориентиров дошкольного
образования выделены предпосылки учебной деятельности.
Это – универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие
социальную успешность дошкольников при переходе к школьному
обучению, а, значит, и преемственность дошкольного образования и
начальной школы.
Принципы формирования предпосылок УУД:
о
пора на ведущий вид деятельности дошкольников – игру.
в
ключение детей в активные виды деятельности: конструирование,
рисование, моделирование, экспериментирование, исследование, и
т.п.
м
аксимальное использование метода поощрения: за активность,
познавательную инициативу, интерес; стимулировать любые
усилия, направленные на решение задачи, любой ответ.
т
ренировка мыслительных операций – классификацию, анализ,
синтез, сравнение, обобщение, аналогию,
сериацию
и т.п.
р
азвитие коммуникативных способностей детей старшего
дошкольного возраста, вербальной и невербальной речи.
р
азвитие творческих способностей дошкольников и навыков
самоконтроля.
а
кцентирование внимания на деятельности дошкольника и
эффективности этой деятельности, а не на достижениях
Если внимательно проанализировать ФГОС дошкольного образования, то можно выделить основные критерии, по которым определяется готовность ребенка к школе:
интеллектуальный
– умение сравнивать и обобщать, классифицировать и анализировать информацию, воспринимать речь и логически мыслить;
физический
– уровень развития всех систем организма, способный выдержать ежедневные учебные нагрузки без вреда для здоровья;
мотивационный
– ребенок хочет стать школьником не потому, что в школе он найдет новых друзей, с которыми можно будет поиграть (игровой мотив), и не
потому
что, став первоклассником, он повысит свой социальный статус (социальный мотив), а потому что на уроках он сможет узнать что-то новое и интересное;
социальный
– способность ребенка сотрудничать с другими людьми и проявлять внимание на протяжении 30-40 минут.
Пути достижения данного портрета выпускника.
создание развивающей предметно
-
пространственной среды: насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;
использование новых современных инновационных образовательных технологий;
оснащение педагогической деятельности методической базой и профессиональными педагогическими кадрами.
Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные в вышеуказанных нормативных документах позволяют выработать единые подходы преемственности детского сада и школы, обеспечить непрерывность образовательного процесса. Это, в свою очередь, позволит школам, как преемникам дошкольной ступени образования строить свою работу на достижениях ребёнка-дошкольника и осуществлять свою образовательную деятельность, используя и развивая его.
Список использованной литературы:
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384 в редакции приказа
Минпросвещения
России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264)
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения
России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847)
Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом
Минпросвещения
России от 24 ноября 2023 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г., регистрационный № 72149).
Бордовский
Г.А. Управление качеством образовательного процесса
-
Екатеринбург: Изд-во РГПУ, 2001
, 78 с.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2009.
Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание, 1991, №7, стр. 81-84.
Коломинский
Я.Л., Панько А.А. Психологическая готовность к школе. // Популярная психология для родителей. М.,1989
Крахмалев
, А.П. Качество образования как актуальная проблема управления / А.П.
Крахмалев
. - Омск, 2001, 110 с.
Кузнецова А., Алиева А.,
Заушницкая
А. Подготовка детей к обучению в школе// Дошкольное воспитание, 2005., 8, стр. 50-54.
Кудрявцев В. Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир.// Дошкольное воспитание, -2001, - №8, стр.61-72.
Нижегородцева
Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. М., 2001.