методическая работа форма занятия: совместная организованная и самостоятельная деятельность детей группа: общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет возраст воспитанников: 4-5 лет Тема занятия: ?Путешествие в сказочный лес?. Цель для педагога: Сформировать понимание детей заботливого отношения ко всему живому Цель для воспитанников: Первоначальное освоение социокультурной категории ?Родные просторы?. Задачи для педагога: 1.Расширять представления детей о добре и зле, хороших и плохих качествах. 2.Формировать у детей доброе, заботливое отношение к природе. 3. Развивать эмоциональной сферы детей. 4.Формировать художественно-творческие способности. Задачи для воспитанников: 1. Знать понятия ?хорошо?, ?плохо?. 2. Знать и соблюдать правила общения: спокойно выслушивать друг друга, уметь договариваться. 3. Уметь находить по иллюстрации известную сказку, иметь представления о злых и добрых персонажах. 4. Уметь эмоционально реагировать на проявление хороших и плохих поступков. 5. Владеть коммуникативными навыками в совместной деятельности. Термины, понятия Зеленый друг, Царство природы, Дары леса, Забота, Доброта Планируемые результаты: Формируемые компетентности: Знать: название, персонажей и содержание русской народной сказки ?Снегурушка и лиса?, понятия ?хорошо?, ?плохо?, ?добрый?, ?злой?. Уметь: различать хорошие и плохие поступки, эмоционально оценивать их; слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению, проявлять заботливое отношение к обитателям и природе русского леса. Владеть: коммуникативными навыками работы в микрогруппах. Организация пространства Межпредметные связи Форма организации, методы, приемы работы Ресурсы Познавательное развитие (определение последовательности, создание альбома сказочных персонажей) Художественно-эстетическое развитие (работа с художественным произведением – сказкой, театрализованная деятельность) Речевое развитие (обогащение словаря определениями и понятиями, использование пословиц) Социально-коммуникативное развитие (совместная деятельность в парах, взаимодействие со сверстниками в группе и паре, оценка поступков, рефлексия) Формы организации: подгрупповая, индивидуальная, работа в парах, микрогруппах. Методы и приемы: словесный, наглядный, творческая деятельность, дидактическая игра, физкультминутка, игра-драматизация. Оборудование: - Интерактивная доска, ноутбук - Книга №2 ?В добрый путь? для развития речи детей 4-5 лет, под редакцией И.А. Кузьмина - Различные виды театра (пальчиковый, би-ба-бо, настольный театр), костюмы и декорации к сказке ?Снегурушка и Лиса? - Аудизапись Наглядно-демонстрационный материал -Игрушка Лиса - Таблица со сказочными персонажами лисы - Картина сказочного леса - Сундучок - Картинки с изображением персонажей русских народных сказок. Цель этапа: Деятельность педагога Деятельность воспитанников Стр. книги ( этап. Целеполагание Создание мотивационного компонента, формулировка цели. Воспитатель приветствует детей: -Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю - Я вас всех приветствую. Проблемная ситуация ?Лисичка заблудилась?. На интерактивной доске картинка сказочного леса. Звучит звукозапись плача. Воспитатель: -Ребята, кто это у нас плачет? Воспитатель: -Ребята, а как вы думаете, почему Лиса плачет? Лиса здоровается с детьми и рассказывает о том, что она заблудилась в лесу и не может вспомнить из какой она сказки. Воспитатель: -Ребята, поможем Лисичке узнать из какой она сказки? Дети выполняют движения в соответствии с текстом. (пальцами правой руки по очереди ?здороваются? с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками). Дети оборачиваются на звук и находят игрушку Лису. Предположения детей. Дети обращаются к Лисичке, спрашивают, почему она плачет. Ответы детей: Да! Поможем! И Лисичка вернется домой, в свою сказку. Совместно с воспитателем ставят цель: - Давайте узнаем, из какой сказки лисичка и поможем ей вернуться домой? (( этап. Актуализация опорных знаний и умений Актуализация имеющихся знаний по теме, создание условий перехода к основному этапу. Воспитатель: - Ребята, где живет Лиса? - В каких сказках встречается? - Какая Лисичка по характеру? На интерактивной доске - таблица с изображениями лисы в русских народных сказках: ?Колобок?, ?Петушок-Золотой гребешок?, ?Снегурушка и Лиса?) Воспитатель: -Чтобы лиса могла вернуться в свою сказку нам надо её вспомнить. Проводит игру ?Угадай, из какой я сказки? с использованием таблицы Вопросы по сказке: -Кто и как проявил заботу о Снегурушке? -Какими словами предлагали помощь Снегурушке лесные жители? -Почему бабушка и дедушка так приветливо встретили лису? - Какие качества проявила Лисичка в этой сказке? -Выберите пословицы, которые подходят по смыслу к сказке ?Снегурушка и Лиса?. Дорога помощь вовремя. Друзья познаются в беде. Физкультминутка ?Рыжая лисичка?.? Хоровод, хоровод Пляшет маленький народ Танцевать, скакать и прыгать? Мы готовы круглый год Под кустом, под кустом Кто-то с рыженьким хвостом? Это рыжая лисичка Под кусточком лисий дом. Отвечают, что лиса живет в лесу. Совместно с воспитателем выясняют, в каких сказках встречается персонаж лисы, какая лиса в этих сказках (хитрая, ловкая, обманщица), как она обманула колобка, волка? Выясняют, что лиса из сказки ?Снегурушка и Лиса?. Отвечают на вопросы воспитателя. Выясняют, что лисичка проявила ?хорошие? качества – доброту, отзывчивость, взаимопомощь. Выбирают пословицы совместно с педагогом. Дети хлопают в ладоши, выполняют: Приседания Прыжки на месте Приседания Наклоны туловища вправо-влево Прыжки на месте С.17 ((( этап. Основной этап Выполнение основных целей занятия, создание мотивации к продуктивной и творческой самостоятельной деятельности. - Лиса благодарит вас, ребята. Вы ей помогли найти свою сказку. Организует работу в паре ?Сказочный лес?. Воспитатель показывает иллюстрации к сказке и объясняет задание. Организует взаимопроверку в парах, обсуждение результатов. - Лисичке очень понравилось у нас в гостях. Она приглашает вас побывать в ее сказке. Воспитатель предлагает детям выбрать зоны с различными видами театра по интересам. Организует постановку сказки в различных видах театрализации. Дети рассматривают иллюстрации эпизодов сказки, расположенные в произвольном порядке, и отмечают их знаками в соответствии с последовательностью событий, договариваясь с партнером о совместном решении: - Снегурушка собирает ягоды - Лиса везет Снегурушку домой - Встреча Снегурушки с волком - Встреча Снегурушки с медведем Пары проверяют выполненное задание друг у друга, поясняют, почему так или иначе выполнили задание, совместно приходят к правильному решению. Под руководством воспитателя инсценируют сказку ?Снегурушка и Лиса? с различными атрибутами. С. 26 (V этап. Итоги занятия. Рефлексия Закрепление полученных знаний, получение обратной связи, ориентация на перспективу деятельности. Воспитатель: За вашу доброту и помощь держите подарок от Лисоньки – сундучок с ?лесными? сказочными героями. Вместе с вашими мамами и папами мы создадим альбом с ними, и будем иногда вспоминать русские народные сказки. - Ребята, вам понравилось помогать Лисичке? - Какие поступки мы называем ?хорошими?, а какие – ?плохие?? - Что для вас было наиболее интересно? - А что – полезно? Работа детей совместно с родителями: Создание альбома ?Я люблю этот сказочный мир? Ответы детей Оформление страниц альбома ?Сказочный лес?. Список использованных источников: И.А.Кузьмин.? В добрый путь. Книга 2 для развития дошкольного возраста (4-5 лет) .М.: Издательский дом ?Истоки?, 2016. И.А.Кузьмин.? Истоковедение. Том 5.Издание 5-е, дополненное.-М.: Издательский дом ?Истоки?, 2
Путешествие в сказочный лес