ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Шилина Оксана Александровна
Аннотация. Данная статья посвящена изучению процесса формирования орфографической зоркости с общим недоразвитием речи. Автором рассмотрена систематическая работа по формированию грамотного письма обучающихся младших классов.
Ключевые слова: орфографическая зоркость, младшие школьники, нарушение речи.
Орфографическая грамотность является важной частью в жизни каждого человека, поэтому большое значение в начальной школе отводится достижению целей и задач в освоении русского языка. Уровень образованности влияет на жизнь человека в целом. Иными словами, только грамотный человек, владеющий орфографическими навыками и умениями, может ясно выражать свои мысли.
Цель данной статьи – изучить актуальную тему формирования орфографической зоркости младших школьников с общими нарушениями речи. Умения и навыки орфографической грамотности должны формироваться уже в начальной школе. Но русский язык является достаточно сложным предметом для понимания младшим школьникам. Наиболее часто нарушения письма отслеживаются у детей с общим недоразвитием речи. В качестве наиболее важных предпосылок освоения орфографией, основным принципом которой считается морфологический принцип, рассматривают сформированность лексики, грамматической стороны речи.
Орфографические навыки и умения необходимо развивать, начиная с младшего школьного возраста. Важно начинать работу по развитию орфографической зоркости до изучения правил, так как ученик не сможет решить поставленную перед ним задачу, касающуюся проверки написания слова. Уже в период обучения грамоте необходимо начинать работу над звуковым составом слова и развитием фонематического слуха, что поможет в дальнейшем сопоставлять звуки и буквы.
Существует три этапа в формировании орфографического навыка: знание правила; применение выученного правила на письме; различные приёмы на закрепление изучаемого правила.
От уровня развития орфографической зоркости зависит формирование орфографической грамотности. Н. Н. Алгазина отмечает большое значение орфографического разбора при изучении правил правописания. «Для этого необходимо разъяснить не только существо орфографических правил, но и то, как пользоваться ими практически, т.е. определить, когда нужно применить правило; установить, какое правило нужно применять; в какой последовательности надо разбирать слово, чтобы применить соответствующее правило к данному конкретному случаю» [1, с. 158]. Приступая к изучению орфографии, обучающиеся должны понимать, что недостаточно выучить правила и запомнить исключения, нужно уметь замечать орфограммы на письме. Умение видеть орфограммы на письме достигается путём длительных тренировок на формирование орфографической зоркости.
Формирование орфографической зоркости с помощью систематических упражнений, обеспечивающих формирование фонематического слуха, зрительное восприятие и движение руки - основная задача учителя начальных классов. Орфографическая зоркость вырабатывается из урока в урок, поэтому важно выбирать такие методы и приемы, которые способствуют выработке наиболее устойчивых орфографических навыков. Методы и приемы обучения подбираются учителем к каждому конкретному уроку, в зависимости от типа изучаемой орфограммы. Применение различных форм работы по развитию орфографической зоркости с одной стороны повысит мотивацию учащихся к обучению правописанию, что повысит активность, а с другой стороны, будет являться накопительным навыком в формировании орфографической зоркости. Занимаясь изучением проблемы, мы выяснили, что одна из форм работы, способствующая развитию орфографической зоркости – написание различных видов диктантов. Эффективность диктантов заключается в том, что ученик учится соотносить произносимый звук и букву.
Таким образом, орфографическая зоркость развивается под воздействием всех видов чувственных восприятий: слухового, зрительного, речевого и моторного. Регулярность такой работы формирует прочную основу грамотного письма.
Список использованных источников
1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков: пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. – М. : Просвещение, 2000. – С. 158-161. – Текст: непосредственный.
2. Алексеева, Н. В. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе / Н.В. Алексеева. Современная наука, 2017. - №2. - С. 35-37 – Текст: непосредственный.
3. Бежанова, Н. Л. Проверка уровня сформированности орфографической зоркости учащихся вторых классов / Н. Л. Бежанова, В. А. Климцова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 176-179. — URL: https://moluch.ru/archive/226/52918/ (дата обращения: 24.02.2021).
4. Праведникова, И. И. Развитие орфографической зоркости / И. И. Праведникова. – М. : Феникс, 2020. – 64 с. – Текст: непосредственный.
5. Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе / Н. С. Рождественский – М. : Просвещение, 1960. –295 с. – Текст: непосредственный.
6. Федорова, Е. Г. Формирование орфографической зоркости у младших школьников / Е.Г. Федорова. // Школьная педагогика.-2017. — № 1 (8). – С. 90-92. – Текст: непосредственный