* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Hyperlink {color: #0563C1; text-decoration: underline ;}

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа №12 имени героя Советского Союза И.Н.Машкарина г.Орла

Технологическая карта урока биологии 10 класс.

Тема урока: Биологические системы и их свойства.

Разработала: Сорина Оксана Александровна.

Технологическая карта урока биологии 10 класс.

Тема урока: Биологические системы и их свойства.

Уровень изучения: базовый уровень.

Тип урока: комбинированный урок.

Планируемые результаты:

Личностные:

- способность определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и объяснять её;

- умение учитывать в своих действиях необходимость конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

— готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных, познавательных и исследовательских задач, уважительное отношение к мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического содержания.

Метапредметные:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне:

- использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);

- применять схемно-модельные средства для представления существенных связей и отношений в изучаемых биологических объектах, а также противоречий разного рода, выявленных в различных информационных источниках;

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях.

Предметные:

- живые системы (биосистемы) как предмет изучения биологии, отличие живых систем от неорганической природы,
свойства биосистем и их разнообразие.

- уровни организации биосистем: молекулярный, органоидно-клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный.

Этапы урока.

Название этапа урока

Содержание этапа

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат

1.

Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: мотивировать обучающихся к учебной деятельности.

Приветствует обучающихся и проверяет готовность их к уроку.

Приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку.

Формирование УУД: волевая саморегуляция.

2.

Актуализация знаний.

Давайте вспомним:

1. Чашка, линейка, лампа, телефон ,что это? (это физические тела)

2. Из каких веществ они могут состоять?

( фарфор, пластмасса, стекло и т.д.)

2. На столах изображения различных систем органов и отдельных органов – предлагается разделить эти изображения на две группы.

Повторяется понятие «система органов»

Коллективно с помощью учителя формулируется тема урока: «Биологические системы и их свойства»

Учитель проводит беседу по заданиям и помогает обучающимся сформулировать тему урока

1.Обучающиеся формулируют определения «вещество» и «физическое тело»

2.Обучающиеся объясняют, как были разделены данные изображения.

Обосновывают свой выбор.

Производят самоконтроль своих знаний.

Фронтальная

индивидуальная

Формирование УУД: (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, обобщение.

3.

Постановка цели:

Ты узнаешь, уровни организации живой природы, что такое биологическая система, как организованы биологические системы и каковы их свойства. В чем отличия живых систем от неживых систем. Как взаимосвязаны компоненты живой системы.

Учитель озвучивает содержание урока.

На основе темы обучающиеся формулируют цель урока.

Фронтальная беседа

Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему

4.

Освоение нового материала.

1.Просмотр видеофрагмента и заполнение таблицы в тетради

Уровень организации

Биологическая система

Элементы образующие систему

Работа с видеофрагментом https://youtu.be/ueBDxqlp8DI ( видео « Уровни организации живой материи»)

2.Работа с кластерами: обучающиеся делятся на три группы :

1 группа кластер «Эмерджентность»

Задание: Дают определение новым понятиям и приводят примеры.

2 группа кластер «Энтропия»

Задание: Дают определение новым понятиям и приводят примеры.

3 группа кластер: « Генетическая информация» готовят ответ на вопрос: значение ДНК для организма.

Представители выносят работу группы и рассказывают о выполненном задании.

Учитель помогает формулировать вывод: всем живым системам присущи общие черты и сами системы непрерывно взаимодействуют.

Учитель помогает учащимся формировать ответы на вопросы, организует обмен мнениями.

Учащиеся просматривают видеофрагмент и заполняют таблицу.

Учащиеся делятся на группы и выбирают старшего (отвечающего на вопрос задания).

Индивидуальная

Групповая работа

Формирование УУД:

(Р) проговаривание последовательности действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные

5.

Проверка первичного усвоения.

Учащимся предлагается выполнить задание на соотношение.

1. печень

А)молекулярный уровень

2. стадо олений

Б) клеточный уровень

3. океан

В) органный

4. инфузория

Г) организменный

5.биосфера

Д)популяционно-видовой

6. белок

Е)биогеоценотический

7.клетка крови

Ж) биосферный

8. лес

З) тканевой

9. мышечная ткань

10.нос

Учитель организует индивидуальную работу и контролирует работу по взаимопроверке.

Выполняют работу и обмениваются работами.

Индивидуальная работа, работа в паре ( взаимопроверка)

Формирование УУД: (Р) оценка, контроль.

6.

Применение знаний.

1.Просмотр презентации и выполнение практической работы «Механизм саморегуляции.» стр.200 учебника.

2. Учащимся предлагается выполнить задание на развитие функциональной грамотности.

Зарастаемость азовских лиманов и степных рек Краснодарского края высшей водной растительностью принимает угрожающие масштабы. Покрытие водного зеркала многих водоемов растительностью достигает 80-90 %, а в некоторых случаях и 100 %. Общая сырая фитомасса погруженной высшей водной растительности в азовских лиманах в настоящее время оценивается в более чем 2.0 млн т, тогда как в период 1979-1985 гг. она составляла около 1.19 млн т. Таким образом, за последние десятилетия биомасса водной растительности в целом по азовским лиманам увеличилась в 1.7 раза. Этот факт связан с изменением водного режима лиманов, возрастанием содержания в воде биогенных элементов и уменьшением объемов мелиоративных работ. Помимо аборигенных видов высшей водной растительности в азовских лиманах и реках постепенно увеличиваются площади водного зеркала, покрытые видоминтродуцентом – лотосом орехоносным Nelumbo nucifera. Естественной областью его распространения являются водоёмы Индии, Филиппинских островов и островов Малайского архипелага, острова Цейлон, юга Японии, полуострова Индостан, а также Китая, Ирана и Азербайджана, в России – водоёмы Дальнего Востока, дельта р. Волги и прибрежные участки Каспийского моря. На Кубани лотос орехоносный появился менее ста лет назад – в 1938 г. в результате целенаправленного вселения. Если в других районах страны он распространён локально и встречается в настолько небольших количествах, что включён в Красную книгу России, то в водоемах Краснодарского края область его распространения из года в год устойчиво увеличивается. Уменьшение уровня воды в азовских лиманах, наблюдающееся в последнее время, только способствует возрастанию площадей, занимаемых лотосом. По предварительным наблюдениям сотрудников Краснодарского отделения ФГБНУ «АзНИИРХ», заросли этого растения существенно снижают площади нагула различных видов водных биологических ресурсов в азовских лиманах, в межлиманных соединениях и низовьях впадающих в лиманы рек. На примере этого растения видно, насколько сложным бывает баланс отношений природы и общества. Заросли цветущего лотоса образуют красивые плантации, радующие глаз человека, в местах его произрастания организованы заказники. Но отсутствие контроля его распространения в водоемах может нанести серьёзный вред рыбному хозяйству.

Задания: 1. Какой уровень биологической системы описан? 2. Какой элемент образует данную биологическую систему? 3. Какую пользу для населения можно извлечь из-за распространения лотоса на Кубани? 4. Какой вред наносит лотос природе Краснодарского края?

 

1.Объяснение работы с показом презентации.

2.Помогает учащимся сформулировать ответы на вопросы.

1.Выполняют работу и делают вывод к работе.

2.Учащиеся читают данный текст и формулируют ответы на поставленные вопросы. Совместно обсуждая ответы товарищей.

1.Индивидуальная работа.

2. Фронтальная беседа с классом, обсуждение ответов на вопросы.

Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

7

Систематизация знаний

1.Установите последовательность расположения уровней организации живого.

А. Популяционно-видовой
Б. Биогеоценотический
В. Организменный
Г. Молекулярно-генетический
Д. Клеточный
Е. Биосферный

2.Выберите три верных ответа.

Для всех живых организмов характерна способность к

1) питанию белками, жирами, углеводами
2) раздражимости и движению
3) фотосинтезу
4) наследственности
5) росту и развитию
6) вегетативному размножению

Учитель предлагает обучающимся совместно выполнить задание.

Обучающиеся выполняют задание в тетради индивидуально, а затем обсуждают всем классом.

Фронтальная беседа с классом

Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

8

Рефлексия.

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:

Зеленый - шевелил мозгами,

Желтый - слышал краем уха,

Синий - хлопал ушами,

Красный - считал ворон

Подумайте какое выражение в большей степени отражает ваше отношение к уроку. Почему?

Учитель предлагает обучающимся выразить свое отношение к уроку.

Обучающиеся выбирают соответствующее выражение и прикрепляют квадратик соответствующего цвета на доску.

Индивидуальная работа

Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

9

Домашнее задание

П. 4, проработать дополнительный материал с. 37-39 1 вариант – выписать примеры взаимосвязей строения и функций в биологических системах; 2 - выписать примеры саморегуляции в биологических системах. Дополнительно можно предоставить свои примеры саморегуляции.

https://youtu.be/5wRzkjYMGeI - просмотреть видеофрагмент и сформулировать вопросы для одноклассников.

Используемая литература:

1. Учебник Биология 10 класс (базовый уровень) под ред. В.В.Пасечника Москва «Просвещение»2022г.

2. http://www.e-osnova.ru/ - Журнал «Биология. Все для учителя!»

3. http://school-collection.edu.ru/ - Коллекция цифровых образовательных ресурсов.

4. http://bio.1september.ru/ - « Я иду на урок биологии. 1 сентября».