Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа №12 имени героя Советского Союза И.Н.Машкарина г.Орла
Технологическая карта урока биологии 10 класс.
Тема урока: Биологические системы и их свойства.
Разработала: Сорина Оксана Александровна.
Технологическая карта урока биологии 10 класс.
Тема урока: Биологические системы и их свойства.
Уровень изучения: базовый уровень.
Тип урока: комбинированный урок.
Планируемые результаты:
Личностные:
- способность определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и объяснять её;
- умение учитывать в своих действиях необходимость конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
— готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных, познавательных и исследовательских задач, уважительное отношение к мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического содержания.
Метапредметные:
- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне:
- использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);
- применять схемно-модельные средства для представления существенных связей и отношений в изучаемых биологических объектах, а также противоречий разного рода, выявленных в различных информационных источниках;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях.
Предметные:
- живые системы (биосистемы) как предмет изучения биологии, отличие живых систем от неорганической природы,
свойства биосистем и их разнообразие.
- уровни организации биосистем: молекулярный, органоидно-клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный.
Этапы урока.
Работа с видеофрагментом https://youtu.be/ueBDxqlp8DI ( видео « Уровни организации живой материи»)
2.Работа с кластерами: обучающиеся делятся на три группы :
1 группа кластер «Эмерджентность»
Задание: Дают определение новым понятиям и приводят примеры.
2 группа кластер «Энтропия»
Задание: Дают определение новым понятиям и приводят примеры.
3 группа кластер: « Генетическая информация» готовят ответ на вопрос: значение ДНК для организма.
Представители выносят работу группы и рассказывают о выполненном задании.
Учитель помогает формулировать вывод: всем живым системам присущи общие черты и сами системы непрерывно взаимодействуют.
Учитель помогает учащимся формировать ответы на вопросы, организует обмен мнениями.
Учащиеся просматривают видеофрагмент и заполняют таблицу.
Учащиеся делятся на группы и выбирают старшего (отвечающего на вопрос задания).
Индивидуальная
Групповая работа
Формирование УУД:
(Р) проговаривание последовательности действий на уроке; формирование познавательной инициативы.
(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные
5.
Проверка первичного усвоения.
Учащимся предлагается выполнить задание на соотношение.
Учитель организует индивидуальную работу и контролирует работу по взаимопроверке.
Выполняют работу и обмениваются работами.
Индивидуальная работа, работа в паре ( взаимопроверка)
Формирование УУД: (Р) оценка, контроль.
6.
Применение знаний.
1.Просмотр презентации и выполнение практической работы «Механизм саморегуляции.» стр.200 учебника.
2. Учащимся предлагается выполнить задание на развитие функциональной грамотности.
Зарастаемость азовских лиманов и степных рек Краснодарского края высшей водной растительностью принимает угрожающие масштабы. Покрытие водного зеркала многих водоемов растительностью достигает 80-90 %, а в некоторых случаях и 100 %. Общая сырая фитомасса погруженной высшей водной растительности в азовских лиманах в настоящее время оценивается в более чем 2.0 млн т, тогда как в период 1979-1985 гг. она составляла около 1.19 млн т. Таким образом, за последние десятилетия биомасса водной растительности в целом по азовским лиманам увеличилась в 1.7 раза. Этот факт связан с изменением водного режима лиманов, возрастанием содержания в воде биогенных элементов и уменьшением объемов мелиоративных работ. Помимо аборигенных видов высшей водной растительности в азовских лиманах и реках постепенно увеличиваются площади водного зеркала, покрытые видоминтродуцентом – лотосом орехоносным Nelumbo nucifera. Естественной областью его распространения являются водоёмы Индии, Филиппинских островов и островов Малайского архипелага, острова Цейлон, юга Японии, полуострова Индостан, а также Китая, Ирана и Азербайджана, в России – водоёмы Дальнего Востока, дельта р. Волги и прибрежные участки Каспийского моря. На Кубани лотос орехоносный появился менее ста лет назад – в 1938 г. в результате целенаправленного вселения. Если в других районах страны он распространён локально и встречается в настолько небольших количествах, что включён в Красную книгу России, то в водоемах Краснодарского края область его распространения из года в год устойчиво увеличивается. Уменьшение уровня воды в азовских лиманах, наблюдающееся в последнее время, только способствует возрастанию площадей, занимаемых лотосом. По предварительным наблюдениям сотрудников Краснодарского отделения ФГБНУ «АзНИИРХ», заросли этого растения существенно снижают площади нагула различных видов водных биологических ресурсов в азовских лиманах, в межлиманных соединениях и низовьях впадающих в лиманы рек. На примере этого растения видно, насколько сложным бывает баланс отношений природы и общества. Заросли цветущего лотоса образуют красивые плантации, радующие глаз человека, в местах его произрастания организованы заказники. Но отсутствие контроля его распространения в водоемах может нанести серьёзный вред рыбному хозяйству.
Задания: 1. Какой уровень биологической системы описан? 2. Какой элемент образует данную биологическую систему? 3. Какую пользу для населения можно извлечь из-за распространения лотоса на Кубани? 4. Какой вред наносит лотос природе Краснодарского края?
1.Объяснение работы с показом презентации.
2.Помогает учащимся сформулировать ответы на вопросы.
1.Выполняют работу и делают вывод к работе.
2.Учащиеся читают данный текст и формулируют ответы на поставленные вопросы. Совместно обсуждая ответы товарищей.
1.Индивидуальная работа.
2. Фронтальная беседа с классом, обсуждение ответов на вопросы.
Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.
(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
7
Систематизация знаний
1.Установите последовательность расположения уровней организации живого.
А. Популяционно-видовой
Б. Биогеоценотический
В. Организменный
Г. Молекулярно-генетический
Д. Клеточный
Е. Биосферный
2.Выберите три верных ответа.
Для всех живых организмов характерна способность к
1) питанию белками, жирами, углеводами
2) раздражимости и движению
3) фотосинтезу
4) наследственности
5) росту и развитию
6) вегетативному размножению
Учитель предлагает обучающимся совместно выполнить задание.
Обучающиеся выполняют задание в тетради индивидуально, а затем обсуждают всем классом.
Фронтальная беседа с классом
Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.
(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
8
Рефлексия.
Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:
Зеленый - шевелил мозгами,
Желтый - слышал краем уха,
Синий - хлопал ушами,
Красный - считал ворон
Подумайте какое выражение в большей степени отражает ваше отношение к уроку. Почему?
Учитель предлагает обучающимся выразить свое отношение к уроку.
Обучающиеся выбирают соответствующее выражение и прикрепляют квадратик соответствующего цвета на доску.
Индивидуальная работа
Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.
9
Домашнее задание
П. 4, проработать дополнительный материал с. 37-39 1 вариант – выписать примеры взаимосвязей строения и функций в биологических системах; 2 - выписать примеры саморегуляции в биологических системах. Дополнительно можно предоставить свои примеры саморегуляции.
https://youtu.be/5wRzkjYMGeI - просмотреть видеофрагмент и сформулировать вопросы для одноклассников.
Используемая литература:
1. Учебник Биология 10 класс (базовый уровень) под ред. В.В.Пасечника Москва «Просвещение»2022г.
2. http://www.e-osnova.ru/ - Журнал «Биология. Все для учителя!»
3. http://school-collection.edu.ru/ - Коллекция цифровых образовательных ресурсов.
4. http://bio.1september.ru/ - « Я иду на урок биологии. 1 сентября».