1.Пояснительная записка

1.1 Тема поддержки, сплочения, ответственности сейчас очень актуальна. Неслучайно в последнее время был проведен целый ряд правительственных акций, направленных на поддержку защитников – участников специальной военной операции («Письмо солдату», «Тепло для героя», «Посылка солдату», «Медикаменты на фронт»). Участие в этих акциях всероссийских детских общественных движений волонтерской и военно-патриотической направленности позволяет привлечь внимание школьников и способствует их заинтересованности в этой деятельности.

Наиболее личностно ориентированная из всех перечисленных акций – акция «Письмо солдату». Понятно, что чем глубже проникнет в души детей значимость содержания письма, чем осознаннее они отнесутся к процессу его написания, тем большую моральную поддержку получат наши защитники на чужой земле.

Когда ребенок пишет письмо незнакомому бойцу, он становится добрее, у него формируется чувство ответственности, гордости и в то же время чувство сострадания. К тому же школьники, готовясь написать письма солдатам, узнают многое о сути и смысле военной операции, в которой участвуют бойцы.

Они также начинают понимать, в какой стране они живут, что такое Россия, против кого и за что она борется. Это как раз и есть то, что называется нравственным и патриотическим воспитанием.

Работая над содержанием письма, важно донести до детей, что солдаты рады весточке с родной стороны от любого ее жителя. Ведь каждое письмо, которое пишут дети разного возраста, несет свою информацию. На детских рисунках младших школьников изображены понятные и близкие всем россиянам символы, военная техника с буквой Z на борту, российский триколор, голуби мира, улыбающиеся дети, радуга. Школьники постарше, кроме рисунков, включают в содержание письма свои текстовые послания, зачастую написанные корявым почерком и с ошибками, но очень искренние. Старшеклассники уже могут отразить в письмах более значимые слова поддержки, пожелания, обещания.

Вопрос формирования навыка написания письма на фронт очень актуален в настоящее время. Подтверждением этому служат высказывания президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина и призывы лидеров детских и молодежных организаций «Орлята России», «Движение первых», «Волонтеры Победы». В процессе подготовки к написанию письма обязательно нужно показывать школьникам выдержки из выступлений лидеров данных организаций. Это будет еще одним шагом в утверждении в детском сознании значимости участия в акции каждого, в поддержке наших защитников.

1.2 Актуальность и обоснование выбора темы.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Сейчас, в то время, когда нашей Родине угрожает опасность, когда наша помощь нужна более слабым и беззащитным, эти задачи как никогда актуальны. Ввиду последних событий особенно важно показать школьникам, что такое сплоченность и поддержка друг друга. Необходимо утвердить в юных душах веру в то, что каждый может внести свой вклад в победу. Каждый, независимо от возраста, своего статуса и своих возможностей, может оказать поддержку тем, кто выбрал путь защитника, тем, благодаря кому сейчас мы имеем возможность не бояться за свое будущее.

1.3 Участниками мероприятия стали обучающиеся 3-4 класса (9–11 лет) образовательной организации.

1.4 Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).

1.5 Цель воспитательного мероприятия:

Через участие в акции «Письмо солдату» формировать ценностные ориентации обучающихся: неприятие к любому виду насилия, ответственность, вера в добро и справедливость.

Задачи:

1) Познакомить обучающихся с примерами участия детских и молодежных организаций в акции «Письмо солдату». Через трансляцию личных комментариев бойцов СВО, получивших письма от школьников, дать представление об их реакции на получение писем.

2) Развитие интереса к эпистолярному жанру, способностей письменно выражать свои чувства и эмоции.

3) Формирование через написание письма взаимоотношений участников деятельности, детей и защитников. Воспитание чувства ответственности, сострадания, сплоченности.

Планируемые результаты.

В ходе участия в мероприятии расширятся знания обучающихся о специальной военной операции, о ее целях и задачах. Школьники смогут проанализировать информацию об участии в акции как общественных организаций и объединений, так и отдельных граждан. Ученики сделают вывод о возможностях поддержки защитников Родины, находясь за тысячи километров от них. Участники внеклассного мероприятия повысят уровень эпистолярного жанра, смогут применить полученные в ходе занятия знания и умения в дальнейших мероприятиях по теме. В течение учебного года учащиеся напишут письма, приуроченные к Дням воинской славы России (День героев Отечества, День защитника Отечества, День Победы и др.). На примере деятельности детских объединений ребята будут смотивированы на написание писем и в обычные дни. Обучающиеся в ходе внеклассного мероприятия смогут осознать возможность оказания поддержки не только бойцам, находящимся на линии фронта, но и семьям мобилизованных, тем, кто в это время переживает и ждет своих мужчин дома.

1.6 Форма проведения воспитательного мероприятия – акция. Акция – это форма организации досуга населения, ставящая целью формирование гражданственности, патриотизма, социальной активности. Массовые патриотические акции приурочены к значимым национальным праздникам и общефедеральным политическим событиям. Таким событием на данный момент и является специальная военная операция.

Упор на участие именно в акции связан с возрастными особенностями обучающихся начальной школы. Участие младших школьников в акции «Письмо солдату» играет важную положительную роль в становлении их личности. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям. Видя пример участия в акции большого количества людей, младшие школьники начинают понимать значимость происходящего.

Непосредственность в поведении, детское видение происходящего дает большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей. В процессе участия в акции дети отвечают на главный вопрос: смогу ли я внести свой вклад в победу?

1.7 Участие в акции «Письмо солдату» доказывает современным детям убеждение в том, что каждый человек в любом возрасте может помочь своей Родине. За время участия в акции происходит более глубокое погружение учащихся в тематику задания, и в то же время дети самостоятельно подбирают материал, понимают, что за определенный промежуток времени они должны будут получить конкретный результат, в нашем случае это письмо, которое получит защитник Родины. Также организация мероприятия в форме акции позволяет логически выстроить подачу материала, сам процесс написания письма и анализ результатов.

Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов.

Методы проведения:

-информационная кампания: проводится для оповещения школьного коллектива о предстоящей акции, для привлечения внимания к ней как к нетрадиционной форме получения опыта и презентации результатов. Используются педагогические приемы «Ожидание», «Яркое пятно», «Неожиданное начало», «Не только слушай, но и делай»;

-убеждение (словесное разъяснение). Используется прием «Аргументация», «Личное мнение», метод примера; стимулирование (оценка, взаимооценка, похвала). Используется прием создания эмоционально-нравственных ситуаций, «метод пяти пальцев», прием «Оцени поступок», оказание помощи учащимся – прием «Светофор»;

-общественное мнение. Используются приемы «Делай, как я», «Вместе мы сможем больше»;

-исследование: изучение фактов и событий по источникам официальных интернет-ресурсов, использование возможности современных цифровых информационных ресурсов;

-интервью: вопросы участникам СВО;

-метод «Синквейн» анализ и синтез информации в пяти строках;

-метод обратной связи – использование кубика Блума (Приложение 1).

К подготовке и проведению воспитательного мероприятия привлекались участники специальной военной операции, руководитель военно-патриотического клуба «Молодогвардеец». С их участием проводились «уроки мужества». В целях повышения мотивации при подготовке к мероприятию были привлечены родители (законные представители) и члены семей обучающихся.

1.8 Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (материально-технические, информационные).

Немаловажное значение в реализации воспитательного мероприятия имеет предварительная работа по подбору необходимой информации. При поиске фото, видеосюжетов и презентации важно использовать ресурсы официальных всероссийских детских общественных движений волонтерской и военно-патриотической направленности («Орлята России», «Движение первых», «Волонтеры Победы»). Также необходимо использовать информационные ресурсы образовательной и культурной среды региона (Министерство образования и Министерство культуры Красноярского края), где размещены официальные методические рекомендации. Использование при подготовке мероприятия перечисленных выше официальных информационных ресурсов позволит представить детям наиболее актуальную информацию, соответствующую возрастным и психологическим особенностям обучающихся, учитывающую их интересы.

Для успешной реализации внеклассного мероприятия необходимы следующие методические и материально-технические ресурсы: экран для трансляции презентации и видео, компьютер, колонки. Для осуществления обратной связи необходимо наличие методического пособия кубик Блума по теме «Письмо солдату» (Приложение 1).

Очень важно освещать этапы участия в акции в социальных сетях, в группе класса и на школьном сайте. Для этого нужно иметь связь с модераторами групп и нацеливать их на продвижение и трансляцию результатов акции в социальных сетях.

1.9 Внеклассное мероприятие «Письмо солдату» имеет большое значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя по знакомству детей с современной историей России. Данная методическая разработка направлена на формирование чувства гордости за своих соотечественников, готовых встать на защиту Родины, прийти на помощь слабым и беззащитным, помогает воспитывать в учащихся чувство патриотизма, ответственности и сострадания. Структура и содержание мероприятия соответствуют возрасту обучающихся. В мероприятии задействованы все обучающиеся класса. Результативность участия в мероприятии подтверждается количественными и качественными показателями. Многократная трансляция опыта участников мероприятия в написании писем (более 100 написанных учениками писем) показывает результативность участия в акции (Приложение 2). Также результативность подтверждается возможностью дальнейшего использования полученных в ходе занятия знаний и компетенций.

«Письмо солдату» не может быть разовым. И если первоначально школьники испытывали затруднения в составлении содержания писем, то впоследствии, получив разъяснения по написанию письма, ученики уже имеют четкое представление о его структуре, понимают значимость участия в данном мероприятии. Благодаря этому письма несут в себе уже более глубокое смысловое содержание, личное отношение и переживания школьников.

Данная методическая разработка может быть использована для проведения «уроков мужества», классных часов, посвященных Дням воинской славы. Материал может использоваться в межпредметных связях: на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства, информатики. Воспитательное мероприятие предоставляет возможности для проявления и развития творческих способностей обучающихся.

Основная часть

2.1 Описание подготовки воспитательного мероприятия

При подготовке воспитательного мероприятия важно уделить большое внимание информационной кампании. Она проводится для оповещения школьного коллектива о предстоящей акции, для привлечения внимания к ней как к одной из форм оказания моральной поддержки защитникам Родины.

Привлечение школьников к участию в акции «Письмо солдату» начинается с оформления тематического раздела в школьной рекреации таким образом, чтобы обучающиеся обратили внимание на эту акцию. Яркий фон, тематические надписи, силуэты защитников, образцы конвертов – все это является первым шагом в формировании целеполагания у школьников, планирования их деятельности, умения ее презентовать и оценивать (Приложение 3).

Через оформление тематического уголка формируются представления о содержании акции, о ее целях и задачах. Для заинтересованности школьников в участии в акции необходимо создать вокруг них насыщенную наглядно-образную среду. Здесь дети приобретают первоначальные представления о предстоящей деятельности. Грамотно оформленный тематический уголок создает у школьников положительную мотивацию к участию в акции.

Это позволит представить детям наиболее актуальную информацию, соответствующую возрастным и психологическим особенностям обучающихся, учитывающую их интересы. Вторым немаловажным этапом подготовки мероприятия является подбор видеосюжетов, через просмотр которых у ребят сформируется представление о значимости участия в акции. Важно подбирать информацию только из официальных источников. Это позволит представить детям наиболее актуальную информацию, соответствующую возрастным и психологическим особенностям обучающихся, учитывающую их интересы.

Также берем информацию из официальных детских и молодежных групп в «ВК»:

-«Орлята России»;

-«Движение первых»;

-«Волонтеры Победы».

Можно, конечно, напрямую переходить по ссылке официальных сайтов молодежных организаций. Но во избежание заминок, связанных с отсутствием интернета или наличием рекламы перед трансляцией видеосюжета, лучше заранее скачать методические рекомендации и приложенные к ним видеофайлы.

Заранее необходимо подготовить шаблоны конвертов-треугольников

Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)

I этап. Организационный (используется прием визуализации «Ситуация яркого пятна»)

Ребята, сегодня, когда вы вошли в школу, на что вы обратили внимание?

В центральном коридоре оформлен тематический уголок, который приглашает коллектив школы, а также ее гостей стать участниками акции «Письмо солдату» (используется прием «Домысливание»)

В нашем классе доска также оформлена символами и надписями поддержки защитников Родины. Как вы думаете, почему мы используем сегодня на занятии эти символы?

(Ответы детей)

1 этап. Проблемная ситуация

(используется прием «Подводящий диалог»)

Сегодня я начну наше мероприятие вот с таких слов:

«Можешь помочь человеку – помоги, не можешь помочь – помолись, не умеешь молиться – подумай о человеке хорошо! И это уже будет помощь, потому что светлые мысли это тоже оружие!»

Святитель Николай Сербский

Как вы думаете, почему я использую именно это высказывание? (Ответы детей)

Действительно, сейчас наши мужчины защищают тех, кто нуждается в помощи. На чужой земле, вдали от дома им очень нелегко. Можем ли мы как- то помочь нашим солдатам? Ведь мы всего лишь дети, четвероклассники.

Мы находимся за тысячи километров от линии фронта. (Ответы детей)

Все верно! Если мы опять обратимся к нашему высказыванию, то сделаем вывод о том, что каждый может внести свой вклад в победу, каждый может поддержать бойцов.

этап. Основная часть

–То, что все граждане нашей страны объединились в поддержке защитников, подтверждают общероссийские акции.

(используется прием «Введение ценностного образца») Видео «Движение первых»

Значимость поддержки наших солдат подтверждается и словами нашего президента Владимира Владимировича Путина.

Видео «Владимир Путин о письмах»

Все по мере своих сил и возможностей сплотились в этой борьбе. Пожилые женщины вяжут носки, бизнесмены закупают и отправляют на фронт оборудование, волонтеры делают свечи и помогают семьям мобилизованных, и даже малыши, которые еще не умеют писать, отправляют на фронт свои рисунки.

Любой помощи и любой весточке с родной земли рады солдаты (используется прием «Социальная перцепция» умение прочувствовать настроение другого человека, понять его причины) Видео «Солдаты читают письма»

В нашей школе постоянно проходят патриотические акции. Также традиционными у нас являются «Уроки мужества». Видео «Герои среди нас».

Среди наших земляков есть мужчины, которые ушли на фронт и по контракту, и в рамках частичной мобилизации, есть и добровольцы. И теперь мы имеем возможность адресовать письмо конкретному получателю. Уже два года мы пишем письма нашему земляку и получаем от него видеописьма.

Прослушивание аудиосообщения от одного из участника СВО.

«Здравствуйте, ребята! Очень важно получать весточку с родной земли. Мы очень бережно относимся ко всем письмам, которые нам приходят на фронт. Я складываю их в отдельную коробку и перечитываю, когда выдается свободная минутка. Не обращаем внимание на ошибки. Когда читаешь письмо, хочется взять из него энергию родного края, его жителей. Очень милые письма приходят от ребят: с рисунками, подписями. Дети пишут пожелания, слова благодарности. Это, конечно, очень помогает, придает силы и веру в то, что все будет хорошо. Пишите письма защитникам! Пусть ваши слова будут еще одной поддержкой на чужой земле». (Приложение 4)

Ребята, конечно, солдаты не всегда отвечают на письма, не потому что не хотят, а потому, что постоянно находятся в зоне опасности, часто имеют время ответить только своим родным и близким. Но есть примеры случаев, когда солдаты пишут в ответ, и даже бывает, что получатель письма встречается со своим адресатом.

(используется прием создания «Точка удивления») Видео «Подарок от героя»

После всех обсуждений и просмотренных видеосюжетов как вы думаете, нужно ли писать письма в поддержку наших защитников?

Итак, ребята, мы готовы к написанию письма. Как вы поняли, солдаты рады любым весточкам с родной земли. Каждое письмо несет в себе свою информацию. Малыши, которые еще плохо пишут, отправляют рисунки. Матери, взрослые женщины пишут в письмах слова молитвы. Старшие ребята пишут слова поддержки и дают обещания помогать родным мобилизованных.

Мы с вами учимся в начальной школе. Как вы думаете, о чем мы можем написать солдату, чтобы не только поддержать его, но и отвлечь от военных событий, перенести его в мирное время?

(Ответы детей)

Для того чтобы содержание наших писем было достойным, мы познакомимся с общепринятой структурой написания письма. Как вы думаете, какие пункты нужно обязательно отразить в своем послании?

(Ответы детей)

(используется прием «Микрофон по кругу»)

Перед вами лежат памятки по написанию письма. Посмотрите, что мы должны включить в него.

Обращение. Приветствие. (Дорогой солдат, наш защитник)

О себе.

(Пишет Вам… Хочу рассказать Вам… своей школе, об увлечениях)

Благодарность

(Спасибо Вам за отвагу, смелость… Мы гордимся нашими защитниками…)

Пожелания

(Искренне желаю Вам: удачи, смелости, стойкости, чтобы Вашей поддержкой были верные боевые товарищи и хорошие командиры)

Прощание

(До свидания. Берегите себя.)

Подпись. Дата

Кроме текстового содержания, вы можете добавить в письмо рисунки, фотографии.

этап. Поведение итогов

На этапе обобщения информации используется прием обратной связи «Кубик Блума» (Приложение 1). На гранях кубика содержатся вопросы по теме, которые помогут обобщить представление детей о пройденном материале.

Этот прием очень актуален в начальной школе, так как содержит в себе элемент игры. Это позволит сменить вид деятельности, включить в обсуждение весь коллектив класса, и в то же время предполагает личное участие каждого. Работа с кубиком Блума затрагивает и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

На каждой грани написан вопрос. Всего их 6. Почему нужно писать письма защитникам Родины?

Назови, какими качествами должен обладать защитник Родины. Объясни, почему многие объединились для участия в акции.

Предложи, что можно написать в письме защитнику. Поделись, есть ли среди твоих знакомых участники СВО. Придумай девиз защитнику Родины.

Кубик можно бросать сколько угодно раз. Чем больше вопросов будет задано, тем лучше будет усвоен материал. Использование этого приема позволяет создать ситуацию успеха на уроке, так как каждый может проявить себя в ответе на вопрос, помочь другому, если возникнут трудности.

Можно также использовать на этапе подведения итогов метод «Синквейн», когда происходит анализ и синтез полученной информации в пяти строках.

Существительное (письмо)

Синоним (весточка)

Два прилагательных (долгожданное, душевное)

Три глагола (его ждут, оно радует, его читают)

Предложение (Письма поддерживают наших защитников на чужой земле.)

этап. Домашнее задание.

Написание самого письма выносится за рамки мероприятия и выдается как творческое домашнее задание. Это позволит закрепить и углубить полученные знания, не ограничивая детей во времени.

Сегодня дома вы в спокойной обстановке, не торопясь, напишете письма нашим защитникам. В помощь вам будут памятки по составлению письма.

Мысленно представьте защитников, которым вы будете писать письма. И пусть содержание ваших посланий согреет их души, поднимет настроение и боевой дух.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Данная методическая разработка может быть использована классными руководителями как интересный нетрадиционный формат мероприятия, который позволяет глубже проникнуть в изучаемую проблему, способствует воспитанию культуры общения обучающихся, их патриотическому воспитанию.

Данная методическая разработка может быть использована для проведения «Уроков мужества», классных часов, посвященных Дням воинской славы.

Приложение 1

Рис.1

Приложение 2

Рис. 2

Приложение 3

Рис. 3

Рис. 4

Приложение 4

Рис. 4

Рис. 5