Воспитательная цель обучения иностранным языкам в XXI веке
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Конец столетия во все времена отмечается поиском и определением новых образовательных целей. Перестройка в жизни общества ставит его перед необходимостью воспитания людей, более отвечающих изменившимся условиям. Речь идет, прежде всего, о лингвистическом образовании подрастающего поколения, о формировании его иноязычной культуры.
В период, когда Россия стоит перед необходимостью в кратчайшие сроки ликвидировать отставание в качестве выпускаемой продукции, освоить лучшие мировые технологические достижения, сделать выпускаемые товары конкурентоспособными на мировом рынке, нужно интенсифицировать процесс подготовки высококвалифицированных специалистов, владеющих иностранным языком. Тем самым иностранный язык в современных условиях является объективно необходимой общественной ценностью. Именно этим объясняется то, почему на перепутье столетий мы наблюдаем такое мощное стремление к овладению иностранным языком.
В настоящее время невладение гражданами РФ иностранными языками превратилось в общегосударственную проблему [19, c. 18]. Это вызывает необходимость в выработке и внедрении стратегических решений, касающихся всей системы языкового образования в России. Основой образовательной программы XXI века становится инновационное обучение иностранным языкам, позволяющее студентам и школьникам получить достаточные знания для перехода к профессиональному обучению на иностранном языке.
Объект: обучение иностранным языкам.
Предмет: воспитательная цель обучения иностранным языкам.
Цель: доказательство того, что воспитательный аспект есть один из важнейших компонентов в обучении иностранному языку, что он неотделим от самого процесса обучения иноязычному общению, а составляет с ним единое целое.
Задачи:
Изучить взаимосвязь воспитания и обучения
в истории.
Проанализировать аспекты с
овременно
го
образовани
я
и воспитани
я.
Определить р
оль иностранного языка в воспитании личности
.
Изучить принципы о
бучени
я
иностранному языку в
XXI
веке
.
Определить Место иностранного языка среди других дисциплин
.
Методологические основы: современные (за последние 5 лет) научные труды, исследования и их отражение в учебной литературе в аспекте исследуемой проблематики.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы и научных публикаций: составления библиографии, аннотирование, цитирование; аналогия; сравнение; прогнозирование; индукция и дедукция; анализ и синтез исследуемых материалов.
Теоретическая значимость работы. Теоретические обобщения и выводы о сущности и основных тенденциях воспитательных целей в обучении иностранным языкам вносят существенный вклад в теорию и практику образования в аспекте ее гуманизации.
Дан концептуальный анализ теоретико-педагогического и методического наследия выдающихся философов и педагогов прошлого, что обогащает трактовку отечественного историко-педагогического процесса от периода существования Древней Греции до наших дней.
Практическая значимость работы состоит в том, что представлен комплекс положений и выводов, который может быть использован при организации учебного процесса в средних учебных заведениях; в переосмыслении и обогащении современных методик иноязычного образования; в процессе профессиональной подготовки будущего учителя, при разработке программ и пособий спецкурсов, лекций для студентов педагогических специальностей вузов и педагогических училищ.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
Исторический аспект воспитания и образования
В Древней Греции педагогика зарождалась как особая отрасль философии, занимавшаяся проблемами воспитания. В Древней Греции существовало две основные системы воспитания: спартанская и афинская. Спартанская система особое внимание уделяла военной подготовке и физическому воспитанию. Основной целью афинской системы было подготовить господствующую верхушку рабовладельческого государства: сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Демокрит (460-370 гг. до н.э.) акцентировал внимание на необходимости семейного воспитания; важности в ходе обучения и воспитания упражнений; высоком значении приучения ребенка к труду.
Сократ (470-399 гг. до н.э.) побуждал, мотивировал учеников самих искать и находить истину, подводил ученика к признанию истинных положений вещей.
Платон (427-347 гг. до н.э.) утверждал, что нельзя воспитывать душу и тело порознь, необходимо воспитывать у детей привычки: не опаздывать, хорошо учиться и трудиться.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) основной целью воспитания считал нравственное развитие личности, воспитание таких качеств, как чувство собственного достоинства, чести, а также храбрость и мужество, умение повелевать рабами.
Система образования и воспитания личности в Древнем Риме имела следующую цель – необходимость подготовки храброго воина, готового и способного пожертвовать собой на благо своего рода и своего государства. В грамматических школах, где обучались дети богатых и знатных семей, преподавались латинская грамматика, римская литература и греческий язык, а также риторика, необходимая тем римлянам, которые стремились занять выборные руководящие должности в Римской республике [9, c. 259]. Создавались также и воспитательные центры – «Коллегии юношества», которые были предназначены только для детей римской знати. Сердцевину образования в эпоху Средневековья составляли семь дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
По Марку Туллию Цицерону (106-43 гг. до н.э.) идеалом воспитания должен быть оратор, прекрасно владеющий своей речью, образование должно быть непрерывным, нужна систематическая работа над собой и самообразование.
Луций Аней Сенека (4 г. до н.э. - 65 г. н.э.) считал, что именно философия поможет ученику постичь природу и самого себя, будет являться средством нравственного самосовершенствования человека.
Марк Фабий Квинтилиан (42-118 гг. н.э.) был сторонником общественного, а не домашнего воспитания, считал, что все дети являются сообразительными от природы и необходимо только правильное воспитание, согласно их индивидуальным особенностям.
В Средние века педагогика была вначале скована идеологией церкви, отвергавшей античную систему образования, однако постепенно развивается светское образование, появилась высшая школа, где запоминание являлось главным принципом, а основными методами обучения были лекции, диспуты и практические упражнения [12, c. 94].
Необходимо подчеркнуть, что важное значение в развитие педагогики на Руси внесла схоластика, считавшая основополагающей проблемой соотношение светского образования и религии. И именно она сыграла свою особенную роль в преемственности культуры античности в культуру средневековья и далее в культуру Нового времени.
Пьер Абеляр (1079-1142) считал, что именно глубокие фундаментальные знания – это результат кропотливой самостоятельной работы по усвоению научной информации, формированию картины мира и расширению собственного кругозора.
Винсент де Бове (1190-1264) основой системы воспитания считал нравственность. Методами и приемами работы с детьми были игры, шутки, творчество.
Постепенно школьное образование средневековья начало освобождаться от церкви, что явилось основанием создания городских школ.
В средневековой Руси педагогическая мысль также была направлена на проблемы воспитания. Причем необходимо отметить, что особое внимание уделялось патриотическому воспитанию.
В эпоху Возрождения культура приобрела антифеодальный, светский, антиклерикальный характер, опирающийся на гуманистическое мировоззрение, обращенное к наследию античности. Идеалом воспитания было гармоничное развитие личности, раскрепощение ее творческих сил.
Франсуа Рабле обличал пороки средневекового воспитания, сторонник гуманистического воспитания, главная цель которого духовное и физическое развитие личности воспитанника.
Согласно М. Монтеню (1533-1592), ребенок превращается в личность не только благодаря полученным знаниям, а также развивая способность критических суждений; необходимо приучить учащихся исследовать окружающий мир, чтобы они «все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету» [7, c. 660].
Томас Мор (1478-1535) и его последователями считали, что воспитание молодого поколения должно проходить в процессе трудовой деятельности и, что всестороннее развитие должны получать дети всех слоев общества.
Среди педагогов начала нового времени особое место занимает чех Ян Амос Коменский (1592-1670). Он рассмотрел не только вопросы обучения, но и воспитания (умственного, физического, эстетического), школоведения, педагогической психологии, семейного воспитания.
Педагогическая мысль эпохи Просвещения развиты плеядой английских мыслителей: Дж. Мильтоном (1608-1674), У. Петти (16231687), Дж. Локком (1632-1704). По теории Локка, у человека нет врожденных представлений и идей, он появляется на свет, будучи «чистой доской», готовый воспринимать окружающий мир посредством своих чувств и через внутренний опыт.
К.А. Гельвеции (1705-1771) был сторонником индивидуализации обучения («людям, обладающим различиями в интеллекте, необходимо и различное образование») [14, c. 141]. С критикой учения о врожденном характере результатов воспитания выступал и Вольтер (1694-1778).
К ярким представителям французского Просвещения относится и Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), мечтавший устранить социальную несправедливость, отводя обучению и воспитанию роль мощного рычага общественных перемен.
В России в эпоху Просвещения (вторая половина XVIII в.) правительство способствовало развитию наук и искусств. Император Петр I (1672-1725) провел ряд реформ, призванных улучшить образование и жизнь в стране.
Иоганн Фридрих Герберт (1776-1841) – считал основой воспитывающего обучения развитие всестороннего интереса учащегося.
Немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) сформулировал два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания: принцип природа-сообразности и принцип культуросообразности, так как полагал, что необходимо следовать природе человека, учитывать персональные свойства ребенка.
В.Г. Белинский (1811-1847) – основной задачей нравственного воспитания является развитие у учащихся любви к труду, чувства собственного достоинства, гуманизма, а главное – патриотизма, любви к своему языку, своему народу, своей Родине.
К.Д. Ушинский (1824-1870) целью воспитания считал формирование активной творческой личности, в основе которого лежит труд как умственный, так и физический.
Л.С. Выготский (1896-1934) делал акцент на самовоспитание и саморазвитие, считал, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности [6, c. 198].
А.С. Макаренко (1888-1939) утверждал, что ребенка нужно воспитывать в коллективе, воспитывать у него чувство долга и понятие чести.
В.А. Сухомлинский (1918-1970) считал, что ребенок – это высшая ценность, а личность ребенка – это ориентир, на который направлены все процессы образования и воспитания.
Е.Н. Соловова указывает на то, что знаниецентричная модель проявляется в таких экзаменах, где от испытуемых требуется лишь способность запомнить огромное количество дат, фактов, событий, формул и т.д. При этом умение рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить нужную информацию в справочной литературе, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения оказывается невостребованным, и, следовательно, воспринимается как ненужное [4, c. 91].
Современное образование и воспитание
В связи с разработкой и внедрением образовательных стандартов «третьего поколения» происходит переориентация системы образования в целом. Современная парадигма образования смещает акценты в сторону гуманизации развития личности, ее нравственной ответственности перед социумом, при сохранении традиционных функций образования (передачи знаний) и меняет взгляд на понятие «качество иноязычного образования, которое определяется не только неким объемом знаний, но и личностными характеристиками обучающегося (способностью к социальному, межкультурному взаимодействию, саморазвитию, толерантностью, творческому мышлению)» [5, c. 71].
Социальный заказ, который должна выполнить система отечественного образования – это человеческий потенциал. Перед ней впервые за последнее время ставится задача воспитания успешного гражданина, носителя общенациональных ценностей. Отличительная черта профессионального образования на сегодня – это ориентация на развитие личности обучаемого, способной легко и быстро адаптироваться в современном, быстро меняющемся мире.
Согласно В.С. Леднева, содержание образования отражается в процессе присвоения опыта личности: «Содержание образования – это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность» [17, с. 10].
Воспитание, построенное на абстрактных или иностранных началах, будет действовать на развитие характера гораздо слабее, чем система, созданная самим народом [7, c. 663]. У каждого народа своя особенная национальная система воспитания; а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным [21, c. 44].
При этом нельзя забывать, что нынешнее поколение учащихся – это так называемое «сетевое поколение». Термин «digital native», появившийся в зарубежной психолого-педагогической теории обозначает учащегося, который с детства превосходно пользуется различного рода гаджетами.
Прав М.В. Кларин, что «современные учащиеся (на всех уровнях обучения) обладают цифровой компьютерной компетентностью, привыкли воспринимать визуализированную информацию, которая не обязательно представлена линейным/последовательным способом, предпочитают мультимедийную информационную среду» [20, c. 205].
Особенность нового поколения учащихся – привычка к потоку сенсорных стимулов, сенсорному разнообразию, незамедлительной обратной связи и подкреплению. Они хотят быть не слушателями или зрителями, а «пользователями» [23, c. 1606]. Но при все при этом необходимо помнить высказывание В.И. Арнольда, что «компьютерная революция позволяет заменить образованных рабов невежественными» [2, c. 172].
В настоящее время, когда произошла переориентация ценностей, когда изменился «климат» социума (превалирование жизненного прагматизма, ориентация на карьерный рост и финансовый успех, а главное бездуховность), когда с экранов телевизоров рекламируют красивую жизнь через ценности гедонического плана (выражение потребностей в телесном и душевном комфорте), а не успехи трудовой деятельности ученых, рабочих и жителей села, когда образование в высших учебных заведениях стало платным, преподавателю нелегко найти для студентов идеал, выступающий в качестве эталона. Таковым порой он должен стать сам.
Являясь хранителем и носителем общечеловеческих (ценность мира для людей, ценность человеческой жизни и прав человека) и общенациональных (сохранение единства нации, целостность государства, недопустимость гражданской войны, необходимость компромисса в случае конфликта) ценностей [22, c. 472], преподаватель должен воздействовать на сознание студента, а также ориентировать его деятельность и поступки. Здесь очень уместны будут слова В.А. Сухомлинского указывающего на то, что очень важно воспитать настоящего человека, важнейшими чертами которого являются: богатство духовного мира, духовных интересов, духовных запросов и потребностей; умение пользоваться и дорожить духовными ценностями, видеть, находить их, очеловечивать в собственном личном мире; настоящий человек – это человек гармонической и многогранной духовной жизни [1, c. 47]. А воспитать настоящего человека, может только настоящий педагог, постоянно саморазвивающийся и шагающий в ногу со временем [15, c. 85].
Преподаватель – это не только учитель и воспитатель, но и методист, и ученый. Педагог должен учиться всю жизнь, повышая свое педагогическое мастерство. Формула «образование через всю жизнь» должна отразиться в разработке преподавателем своей траектории самообразования, т.е. своеобразного маршрута в осуществлении профессиональных видов деятельности» [14, с. 140].
На сегодня весьма актуальна проблема воспитания патриота и гражданина своего Отечества, а также человека, готового к активной жизнедеятельности не только в родной этнической среде, но и в поликультурной [20, c. 205]. А для реализации данной цели необходимо: готовить «грамотных специалистов, специалистов творческих, мобильных и умеющих приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям современной жизни, специалистов, прекрасно не только знающих, но и владеющих иностранным языком, как инструментом межкультурной коммуникации» [13, с. 268], «формировать и развивать поликультурную личность студента, готовой и способной к участию в диалоге культур и успешной реализации деловой межкультурной коммуникации в профессиональной деятельности» [11, c. 78], а также вникнуть в проблемы молодежи, знающей свои права: общество и преподаватель должны владеть информацией, как и чем она живет, помочь решить насущные проблемы, помочь социализироваться, найти работу, не прибегая к насильственным методам.
Как актуально высказывание А.С. Макаренко: «Педагоги – самые уважаемые работники у нас в Союзе. Задача педагогов самая почетная – создавать людские кадры для всех отраслей нашей жизни» [3, c. 264].
В заключении раздела хотелось бы напомнить, что «знание иностранных языков – это «carte blanche» в новый мир, мир науки и прогресса, это своего рода валюта, которая будет цениться в любом государстве и в любое время. Знание иностранного языка – это форма личного капитала будущего специалиста. Общеизвестно, что только человек с прочными знаниями, прекрасной эрудицией, человек, владеющий иностранным языком, может быть социально защищенным, и выдержать любую конкуренцию, не побоимся сказать, на мировом рынке труда» [10, с. 328].
Высказывание В.И. Арнольда (1937-2010), советского и российского математика, лауреата Ленинской премии, человека болеющего душой за уровень воспитания, культуры и грамотности подрастающего поколения и человечества вообще, заставляет нас задуматься о будущем национального образования: «Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране – сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни – вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишенным интеллекта стадом)» [8, c. 34].
Выводы по Главе 1
Как видим, воспитывающая роль процесса обучения признана еще с древности. В философско-педагогических трудах античных мыслителей (Сократа, Платона) есть утверждения о том, что знание истинных, в том числе общественных ценностей наряду со знанием космических или физических теорий составляет основу воспитания.
Меняется время, меняются программы, стандарты, парадигмы. Натуральной парадигме доиндустриального общества, которая считается самой первой и характеризуется подражанием в качестве механизма передачи общественного опыта человека, на смену пришла парадигма гражданского воспитания античного общества, в котором особое внимание уделялось физическому воспитанию и военной подготовке.
В средние века на ниве образования господствует уже христианское воспитание, основой которого являлась христианская мораль. Период от Древней Греции до Средневековья считался временем освоения и отбора педагогических принципов, методов и приемов обучения, а также накопления опыта и сбора информации.
Основы новой образовательной парадигмы, парадигмы классической, были заложены уже в XVII в. великим чешским педагогом Я.А. Коменским, большинство сформулированных принципов, методов и форм организации педагогического процесса, которые являются классическими и по сей день и составляют базу современной педагогики.
Для конца XIX в. характерна антропологическая парадигма. Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д. Ушинский, основоположник научной педагогики в России, впервые объединивший в педагогике достижения различных наук и осуществивший педагогический синтез научных знаний о человеке. В его понимании – это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и реализации учебного процесса.
Необходимо отметить, что несмотря на то, что идеи развития личности, а также свободы выбора ею содержания обучения, были уже общеприняты и распространены два века назад, в нашей стране образование рассматривалось как процесс передачи готовых знаний, а обучающийся являлся объектом педагогического воздействия.
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В XXI ВЕКЕ
2.1 Роль иностранного языка в воспитании личности
Цель высшего образования – личностное становление и саморазвитие будущего специалиста, а главной задачей обучения становится воспитание человека с новым типом мышления, высоким уровнем развития профессиональной компетентности, способного к образованию в течение всей жизни, саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Государственная политика в проблеме воспитания также ориентирует педагогов на воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности, гражданина и патриота России, способной к высококачественной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения.
«Иностранный язык» имеет большой воспитательный и развивающий потенциал. Изучая иностранный язык, обучающиеся имеют возможность ознакомиться с образцами мировой и родной культуры. Процесс обучения иностранному языку вводит студентов в диалог культур, так как осуществляется в широком социокультурном контексте.
Вопрос о воспитательных возможностях иностранного языка как средства общения неоднократно ставился в отечественной и зарубежной методической литературе. Многие ученые отмечают, что воспитательный аспект является одним из главных аспектов обучения иностранному языку, так как воспитание личности предполагает формирование уважения к языку и культуре носителей языка; воспитание коммуникативно-речевого такта; развитие психики личности в целом (мышления, памяти, чувств, воображения); приобщение к самостоятельному выполнению заданий, работе с зарубежными источниками информации; развитие эстетических взглядов; развитие способностей; воспитание активности в решении коммуникативных и познавательно-поисковых задач; формирование мировоззрения; развитие потребностей в дальнейшем самообразовании; формирование таких черт характера, как: настойчивость, трудолюбие, целеустремленность, активность, любознательность, настойчивость); усвоение общепринятых норм поведения (вежливости, выдержанности, дисциплины и такта) [18, c. 59]. Кроме того, иностранный язык не только открывает студентам доступ к духовному богатству народа, повышает уровень их нравственного воспитания, но и формирует любовь к Родине. И поэтому иностранный язык, как учебный предмет, располагает большими возможностями для воспитания патриотизма, интернационализма, формирования нравственных качеств человека.
В ходе изучения иностранного языка формируется нравственный профиль студента, так как затрагиваются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. Именно на уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, так как обсуждаемый предмет, кроме области конкретных лингвистических и экстралингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения человека в той или иной жизненной ситуации.
В настоящее время неопровержимым фактом педагогической действительности стал тезис о взаимообусловленности процессов изучения иностранного языка и постижения окружающей реальности, что доказывает необходимость взаимосвязанного обучения языку и культуре [11, c. 73].
В процессе изучения иностранного языка студенты знакомятся с культурой носителей языка, оценивают культуру и нормы поведения носителей родного языка, что способствует развитию и укреплению культурного самосознания. И.А. Зимняя отмечает, что «иностранный язык в процессе овладения предполагает большой удельный вес формирования речевых навыков (умений) и, в то же время, не меньший, чем для точных наук, объем языковых знаний в виде правил, закономерностей, программ, решений разнообразных коммуникативных задач» [16, c. 210].
Дисциплина «Иностранный язык» имеет огромное воспитательное значение, так как в процессе овладения иностранным языком студенты не только овладевают лексическим и грамматическим строем изучаемого языка, но и получают разностороннее развитие, что дает возможность их личной и профессиональной реализации, формированию активной личности, которой присущи идейная убежденность, чувство патриотизма, культура межнационального общения, самостоятельность, трудолюбие и толерантное отношение к окружающим.
Выделяются следующие воспитательные цели иностранного языка:
формирование уважения к языку и культуре носителей языка;
воспитание коммуникативно-рече
вого такта, коммуникабельности;
воспитание активности в решении коммуникативных и познавательно-поисковых задач;
приобщение к самостоятельному выполнению заданий, работе со справочной литературой, зарубежными источниками информации [4
,
c
. 95
];
воспитание межнациональной толерантности и толерантного отношения к иной системе ценностей [5, с. 65];
воспитание эстетической
,
экологической культуры и творческой активности;
совершенствование воспитательного процесса, усиливая его практическую и
здоровьесберегательную
направленность для формирования социально активной и творческой личности студента [5, с. 6
6
].
Обучение иностранному языку в
XXI
веке
«Следующий век будет именно таким, каким будут воспитаны для него будущие граждане», – Я.А. Коменский.
Данные строки были написаны еще в XVII веке великим педагогом-гуманистом, а их смысл является вечной истиной. Каким будет начавшийся XXI век, зависит от того, кто, чему и как учит и учится сейчас.
Роль учителя велика, потому как педагог, занимаясь воспитанием и образованием детей, работает на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно самому быть человеком, видящим себя, свою профессию и результат своего труда сквозь время.
Перед учителем XXI века находится ученик XXI века, и такому ученику скучно получать готовые формулы знаний и проверенные жизненные постулаты. Это значит, что он ждет другого педагога – не человека, дающего готовые истины, а искателя, странника, всегда находящегося в пути. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. Если учитель хочет быть нужным, ему не следует бояться изменить свой подход к делу даже после многолетней работы.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Современные педагогические технологии такие, как: обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, интернет-ресурсов – помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики, отработку произношения, обучение диалогической и монологической речи, обучение письму, отработку грамматических явлений.
Возможности использования интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.
Место иностранного языка среди других дисциплин
Среди всех дисциплин, изучаемых студентами и школьниками, иностранный язык занимает особое место, поскольку он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но и путем сравнения показывает национальные особенности культуры, а также знакомит с общечеловеческими ценностями. Другими словами, иностранный язык воспитывает молодежь в контексте «диалога культур», так как в современных реалиях появилась возможность международных контактов, общение с носителями языка и представителями других культур стало более простым и удобным (путешествия, Интернет, скайп, what’s up). Поэтому всё чаще высшие учебные заведения участвуют в процессе межкультурной коммуникации путем обмена студентов, международных конференций и т.д. Кроме того, на занятиях иностранному языку студентов обучают личностному общению, являющееся оригинальным «каналом», через который воспитательное воздействие проникает в сознание обучаемого.
Большинство изучающих иностранный язык хотят научиться корректно вести себя в разных ситуациях общения и при этом грамотно строить свои высказывания. Поэтому такая личность всегда имеет представление о языковых правилах, способах их применения и является своеобразным носителем определённой культуры, так как изучает язык не только с целью усвоения системы языка, т.е. словообразования, грамматики и синтаксических конструкций.
В процессе овладения иностранным языком студенты и школьники усваивают такой материал, который показывает функционирование языка в естественной среде, а также речевое и неречевое поведение носителей языка в различных коммуникативных ситуациях, которые связаны с традициями, суевериями, социальной структурой общества. Прежде всего, это происходит благодаря аутентичным материалам (литературе, аудиозаписям, видеофильмам), которые являются оригинальными с точки зрения языкового оформления и содержат лингвострановедческую информацию.
Например, чтение текстов на иностранном языке дает эффективные воспитательные возможности, если «иностранный язык используется как средство для приобщения учащихся к духовной культуре других народов, если он выступает как способ познания действительности, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе обучения» [2, c. 117]. Также культура общения участника коммуникации переходит на более высокий уровень, который требует от него уважения и к культуре партнёра по общению; принятию различий в стиле жизни, одежде, образе мышления; преодоления стереотипов в отношении другого народа и его культуры.
Важным источником для воспитательных ценностей молодежи являются особенности современного английского речевого этикета, например, выражения благодарности, которые усваиваются и употребляются носителями языка уже в раннем детстве практически машинально. Это вносит в коммуникативный процесс ощущение взаимного уважения, теплоты, доброжелательности и, следовательно, имеет «личностно развивающий» эффект. В то время как неумение своевременно адекватно выразить благодарность нарушает общение, отрицательно влияет на взаимоотношение собеседников и порой приводит к барьерам и конфликтам в общении.
Выводы по Главе 2
В силу специфики предмета, иностранный язык имеет большой воспитательный и развивающий потенциал. Он располагает большими возможностями для воспитания патриотизма, интернационализма, формирования нравственных качеств человека. Иностранный язык должен стать существенным формирующим личность фактором, который необходим для разностороннего развития индивида и полноценной реализации его возможностей в самостоятельной жизни.
Ученики XXI века не хотят получать готовые формулы знаний и проверенные жизненные постулаты, интерес у них вызывает самостоятельный поиск ответов, творческий подход к занятиям, нестандартные и современные методы обучения, а инновационные педагогические технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей.
Таким образом, воспитательный потенциал заложен в системе обучения. Коммуникативное иноязычное обучение развивает и воспитывает такие личностные качества: трудолюбие, настойчивость, инициативность, волю, мышление, внимание, память, – что способствует приобретению социального опыта общения не только с одногруппниками и преподавателем, но и с обществом в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги вышеизложенному, отметим, что еще с древних времен и до сегодняшних дней великие ученые, педагоги и философы задавались вопросом связи образования и воспитания. В данной работе был рассмотрен вопрос о воспитательных целях обучения именно иностранному языку.
Современные учителя имеют в распоряжении огромный багаж знаний, накопленный российским и зарубежными деятелями образования – работы Выготского, Ушинского, Макаренко, Пиаже, Коменского, Марии Монтессори и многих других великих людей; также XXI век величают веком высоких технологий – все это означает, что новые ориентиры образования предполагают создание инновационной воспитывающей среды, способствующей максимальному раскрытию внутренних потенциалов всех субъектов образовательного процесса, предъявляющей особые требования к современному ученику. Новая парадигма иноязычного образования требует разработки новых инновационных технологий воспитывающего обучения, новых механизмов саморазвития и самовоспитания.
Современный мир очень быстро меняется, что означает, что перемены в образовании, реформы неизбежны. Перед преподавателями, перед всей системой образования, и иноязычного образования в частности, встает проблема воспитания нового поколения, поколения социально активных членов социума. Однако, многое остается неизменным, например, основные воспитательные задачи в российских школах и воспитательная цель обучения иностранным языкам.
Необходимость в развитии обучаемых посредством иностранного языка продиктована жизнью. Глобальной целью обучения иностранному языку студентов и школьников является развитие коммуникативной компетенции, т.е. практическое владение иностранным языком, умение пользоваться им как инструментом межкультурной коммуникации. Для этого необходимо обеспечить формирование умений иноязычного общения в профессиональной сфере, а также формирование уважения и толерантности по отношению к культуре народа страны изучаемого языка, готовности к сотрудничеству и общению.
Не смотря на то, что в настоящее время акцент сделан на подготовке будущего специалиста, специалиста мобильного и предприимчивого, специалиста, умеющего ориентироваться и приспосабливаться в быстро меняющемся современном мире с его новейшими информационными технологиями, приоритет должен быть сделан на воспитание духовно нравственной личности, личности, преданной своей Родине, личности, способной созидательно трудиться и служить своему Отечеству.
Великая миссия воспитания культурного толерантного патриота, способного и желающего делиться своей собственной культурой на международном уровне. А учебная дисциплина «Иностранный язык» как раз и располагает большими возможностями для воспитания патриотизма, интернационализма, формирования нравственных качеств человека.
Таким образом, воспитательные задачи на уроках иностранных языков – это воспитание личности учащегося на основе общечеловеческих ценностей, идейной убежденности, формирование у школьников и студентов чувства гражданской ответственности и правового самосознания, инициативы, уважения к другим, толерантности к культурам, способность к успешной самореализации, воспитание высококультурной личности, воспитание речевой культуры.
Полноценное использование воспитательного, образовательного и развивающего потенциала дисциплины «Иностранный язык» создает прочную основу для формирования творческого интеллигентного человека, практически владеющего иностранным языком. Результатом этого является личность, способная принимать активное участие в социально-экономическом и культурном развитии общества, а также полноценно включаться в интегративные процессы, происходящие в современном мире.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бобунова
,
А.С. Нравственно-эстетическая деятельность как необходимое условие мотивированного формального и
информального
иноязычного образования // Мотивация как источник активности и направленности личности на изучение иностранного языка: монография / под науч. ред. Г.В. Сороковых, Т.И. Жарковой. – М.: УЦ «Перспектива», 2018. – 184 с. – С. 39-49.
Викулова
,
Л.Г.
Коммуникация. Теория и практика
/
Л.Г.
Викулова,
М.Р.
Желтухина,
С.А.
Герасимова,
И.В.
Макарова
//
Учебник. – М.: Восточная книга, 2020.
–
336
с.
Высшее образование: проблемы и трансформации: коллективная монография / отв. ред. А.Ю.
Нагорнова
. – Ульяновск: Зебра, 2019. – 489 с.
Герасимова, А.М. Воспитательные возможности дисциплины «иностранный язык» / А. М. Герасимова // Воспитание личности в процессе обучения иностранному языку и культуре в XXI веке: теория и практика. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2021. – С. 89-104.
Герасимова
,
А.М. Современные средства оценивания качества иноязычной коммуникативной компетенции теория // Современные средства оценивания качества иноязычной компетенции: теория и практика: монография / под науч. ред. Г.В. Сороковых, Т.И. Жарковой. – М.: УЦ «Перспектива», 2018. – 280 с. – С. 60-74.
Жаркова
,
Т.И. Диалог культур в
лингвоэтнической
аудитории неязыкового вуза
/
Т.И. Жарков
а
// III Национальная научная конференция с международным участием «Диалог культур Тихоокеанской России и сопредельных стран: межэтнические, межгрупповые, межличностные коммуникации», посвященную 300-летию РАН. 31 октября - 1 ноября 2019 г. – Владивосток: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук, 2020. –
С. 197
-
203.
Жаркова
,
Т.И.
Диалог культур в
полиэтнической
аудитории неязыкового вуза
/
Т.И.
Жарков
а
//
Хармония
в
различията
. Сборник с
доклади
от
Научната
конференция «
Хармония
в
различията
».
– София: Академично
издателство
«За
буквите
– О
писменехь
», 2020. – С. 658
-
666.
Жаркова
,
Т.И.
Обучение аудированию студентов неязыковых вузов для успешной реализации межкультурной коммуникации
/
Т.И.
Жаркова, А.Ф. Латыш
//
Иностр
. яз. в шк. – 2020. – № 1. – С. 29-35.
Жаркова
,
Т.И. О траектории саморазвития преподавателя иностранного языка экономического вуза
/
Т.И. Жарков
а
// Вестник Таджикского Национального университета. – 2019. – № 9. – С. 258-263.
Жаркова
,
Т.И. Патриотическое воспитание через иноязычное образование
/
Т.И. Жарков
а
// Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: Материалы IV Международной научной конференции. – М.: МХПИ, 2020. –
С. 328-334.
Жаркова
,
Т.И. Развитие вторичной языковой личности студента экономического вуза через технологию мыслительной карты
/
Т.И. Жарков
а
// Цифровые технологии: их роль в экономике и управлении: сборник
с
татей и тезисов докладов XXII международной научно-практической конференции.
–
Челябинский филиал
Финуниверситета
.
–
Москва: Изд-во «Перо», 2018. –
С. 72-79.
Жаркова
,
Т.И. Роль и значение ценностных ориентаций в обучении немецкому языку в неязыковом вузе
/
Т.И. Жарков
а
// «Модернизация культуры: судьба ценностей в современном мире», Материалы VI
Междунар
.
науч.-практ
.
конф
. в 2 ч. / М-во культуры РФ, СГИК; под ред. С.В. Соловьевой, В.И.
Ионесова
, Л.М. Артамоновой. – Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2018. – Ч. II. – 356 с. – С. 92-96.
Жаркова
,
Т.И. Ценностные ориентации и их роль в обучении иностранному языку
/
Т.И. Жарков
а
// Аксиология иноязычного образования
в контексте подготовки педагога будущего: материалы Международного научно-практического форума, посвященного 65-летию кафедры методики преподавания иностранных языков / отв. ред. А.К.
Крупченко
, А.В.
Малев
. – Москва: МПГУ, 2020. –
С. 264-280.
Мельник
,
Ю.В. Зарубежные техники адаптации образовательного маршрута для нетипичных обучающихся в условиях 269 инклюзивного образования
/
Ю.В. Мельник
// Научно-педагогическое обозрение. – 2020. – №5 (33). – С. 138-145.
Мотивация как источник активности и направленности личности на изучение иностранного языка (методологические и технологические аспекты). Монография / Под науч. ред. Г.В. Сороковых, Т.И. Жарковой. – М.: УЦ «Перспектива», 2018. – 184 с.
Развитие личности студента неязыкового вуза через использование новейших педагогических технологий (на примере технологии «Дебаты») // Высшее образование: проблемы и трансформации: коллективная монография / отв. ред. А.Ю.
Нагорнова
. – Ульяновск: Зебра, 2019. – 489 с. – С. 208-222.
Сороковых
,
Г.В.
Воспитание личности в процессе обучения иностранному языку и культуре в XXI веке: теория и практика / Г.В. Сороковых, Т.И.
Жаркова
, А.С.
Бобунова
и др. – М
.
: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2021. – 284
с.
Сороковых
,
Г.В.
Готовность учителя разрабатывать индивидуальные маршруты обучения и воспитания школьников
/
Г.В.
Сороковых,
Н.Г.
Прибылова
,
С.Г.
Старицына
//
Учебное пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2020. – 152 с.
Сороковых
,
Г.В.
Нравственно-эстетическое обучение и воспитание средствами СДО MOODLE на уроках английского языка
/
Г.В.
Сороковых, А.С.
Бобунова
//
Иностр
. яз. в шк. – 2018. – № 9. – С. 18-24.
Старицына
,
С.Г. Иностранный язык в контексте обучения школьников с особыми образовательными потребностями / С.Г. Старицына //
Научный старт, 2019: сб. ст. магистрантов и аспирантов. – М.: Языки Народов Мира, 2019. – С. 204-208.
Учитель, личность, реформатор. Монография /
Г.В.
Сороковых,
Т.И.
Жаркова
,
Е.М.
Вишневская
и др.
// Под науч. ред. Г.В. Сороковых, Т.И. Жарковой.
–
М.: УЦ
«
Перспектива
»
, 2020.
–
280 с.
Krupchenko
,
A
.
Axiology
о
f Foreign Language Education
/
A
.
Krupchenko
, T
.
Zharkova, K
.
Inozemtseva
// X International Conference
«
Word, Utterance, Text: Cognitive, Pragmatic and Cultural Aspects
»
. European Proceedings of Social and
Behavioural
Sciences
EpSBS
. Published by European Publisher.
–
2020.
–
Article no: 55.
–
Pages 467-474.
Zharkova
,
T. The Role
о
f Native Culture
f
or The Implementation
o
f Intercultural Communication
/
T
.
Zharkova
// X International Conference
«
Word, Utterance, Text: Cognitive, Pragmatic and Cultural Aspects
»
. European Proceedings of Social and
Behavioural
Sciences
EpSBS
. Published by European Publisher.
–
2020
. –
Article no: 186.
–
Pages 1604-1611.