Доклад « Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся при подготовке к предметным олимпиадам»
учителя истории Вернадовского филиала МБОУ « Пичаевская СОШ» Ухиной Ольги Петровны.
С каждым годом в эпоху стремительно развивающихся инновационных технологий все большее внимание уделяется поиску одаренных обучающихся, развитию их талантов и способностей с целью повышения престижности образования, подготовки высококвалифицированных кадров в перспективе. К группе одаренных относятся дети, которые имеют более высокие интеллектуальные и творческие способности по сравнению с большинством остальных; доминирующую активную постоянную познавательную потребность; имеющие хорошую память.
Одним из способов проверки способностей и возможности обучающихся является участие в олимпиадах.
Слайд 2
Что такое олимпиада? Олимпиадное движение, конкурсы – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности.С точки зрения педагогов олимпиада, конкурс – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету. С точки зрения одаренных детей – это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.)
Слайд 3
Возможные цели при подготовке учащихся к олимпиадам.
Цели работы:
Развитие познавательной активности учащихся
Формирование интереса к изучению предмета (предметов)
Выявления уровня подготовки учащихся по предметам
Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления
Формирование творческой активности обучающихся
Развитие способности к нахождению аналогий
Учить работать группой
Способствовать развитию мышления и коммуникативных способностей учащихся.
Следует выделить ряд универсальных пунктов, на которые необходимо обращать внимание при подготовке участников олимпиад:
Слайд 4
1. Обратить особое внимание на знание важных фактов, терминов, определений по предмету.
2. Организовать для обучающихся практические занятия с целью углубления знаний сверх программы по предмету, отработки системы навыков и умений.
3. Формировать умение школьников работать с различными источниками информации с целью выбора необходимого, важного без больших затрат времени.
4. Тренировать обучающихся умению быстро ориентироваться в олимпиадных заданиях и с этой целью предлагать в рамках самостоятельных работ на уроках систему выбора заданий.
5. Обучать школьников грамотно распределять время при выполнении всего объема заданий.
6. Обучать умению дочитывать задание до конца и понимать его суть.
7 Обратить внимание на культуру оформления работы, почерк, аккуратность.
При подготовке учащегося к олимпиаде следует придерживаться таких советов:
Слай 5
1.Обеспечить максимальную самостоятельность выполнения разнообразных заданий учащимся, используя дополнительную литературу. То, что добыто собственными усилиями, способствует прочным знаниям и открытию новых способностей, вселяет веру в свои силы и возможности.
2. Активизация знаний. Разбор олимпиадных заданий прошлых лет, выполнение разнообразных упражнений на развитие логического мышления, сообразительности, нестандартного, творческого подхода к выполнению заданий является эффективной формой подготовки и успешного участия обучающихся в предметных олимпиадах.
3. Опережающий уровень сложности – подготовка по заданиям повышенного уровня сложности.
4. Индивидуальный подход.
5. Психологический принцип.
Сделать акцент на том, что главное – не победа, а участие, чтобы не допустить психологической травмы. Это важно также для того, чтобы в результате поражения учащийся не потерял интерес, а наоборот, задался целью совершенствоваться дальше и достичь желаемой победы.
Слайд 6
Система подготовки участников олимпиад:
базовая школьная подготовка по предмету;
подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективные курсы); консультации во внеурочное время.
самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в интернете, онлайн- тренажеры по предметным темам и др. ).
Слайд 7. Индивидуальный план подготовки учащихся
к олимпиаде по истории, обществознанию.
Цель индивидуальной работы:
1. Систематизация и закрепление изученного материала по истории и обществознанию для качественной подготовки к олимпиадам.
2. Успешное участие в олимпиадном движении.
3. Самореализация учащегося через интеллектуально-творческие задания различной сложности.
4. Участие школьника в семинарах, конференциях, конкурсах и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня.
5. Развитие самостоятельности обучающегося, его самооценки.
В заключении, хочется отметить, что Олимпиада не должна восприниматься как разовое мероприятие. Для её эффективности и результативности подготовка должна быть комплексной, систематической, начиная с начала учебного года и до завершения всех ее этапов. Предметные олимпиады являются важным фактором поиска и обнаружения способной, талантливой молодежи, способствуют развитию духовного потенциала будущей элиты нашей страны.