* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .No Spacing {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Доклад « Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся при подготовке к предметным олимпиадам»

учителя истории Вернадовского филиала МБОУ « Пичаевская СОШ» Ухиной Ольги Петровны.

С каждым годом в эпоху стремительно развивающихся инновационных технологий все большее внимание уделяется поиску одаренных обучающихся, развитию их талантов и способностей с целью повышения престижности образования, подготовки высококвалифицированных кадров в перспективе. К группе одаренных относятся дети, которые имеют более высокие интеллектуальные и творческие способности по сравнению с большинством остальных; доминирующую активную постоянную познавательную потребность; имеющие хорошую память.

Одним из способов проверки способностей и возможности обучающихся является участие в олимпиадах.

Слайд 2

 Что такое олимпиада? Олимпиадное движение, конкурсы  это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности.С точки зрения педагогов олимпиада, конкурс – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету. С точки зрения одаренных детей – это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.)

Слайд 3

Возможные цели при подготовке учащихся к олимпиадам.

Цели работы:

Развитие познавательной активности учащихся

Формирование интереса к изучению предмета (предметов)

Выявления уровня подготовки учащихся по предметам

Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления

Формирование творческой активности обучающихся

Развитие способности к нахождению аналогий

Учить работать группой

Способствовать развитию мышления и коммуникативных способностей учащихся.

Следует выделить ряд универсальных пунктов, на которые необходимо обращать внимание при подготовке участников олимпиад:

Слайд 4

1. Обратить особое внимание на знание важных фактов, терминов, определений по предмету.

2. Организовать для обучающихся практические занятия с целью углубления знаний сверх программы по предмету, отработки системы навыков и умений.

3. Формировать умение школьников работать с различными источниками информации с целью выбора необходимого, важного без больших затрат времени.

4. Тренировать обучающихся умению быстро ориентироваться в олимпиадных заданиях и с этой целью предлагать в рамках самостоятельных работ на уроках систему выбора заданий.

5. Обучать школьников грамотно распределять время при выполнении всего объема заданий.

6. Обучать умению дочитывать задание до конца и понимать его суть.

7 Обратить внимание на культуру оформления работы, почерк, аккуратность.

При подготовке учащегося к олимпиаде следует придерживаться таких советов:

Слай 5

1.Обеспечить максимальную самостоятельность выполнения разнообразных заданий учащимся, используя дополнительную литературу. То, что добыто собственными усилиями, способствует прочным знаниям и открытию новых способностей, вселяет веру в свои силы и возможности.

2. Активизация знаний. Разбор олимпиадных заданий прошлых лет, выполнение разнообразных упражнений на развитие логического мышления, сообразительности, нестандартного, творческого подхода к выполнению заданий является эффективной формой подготовки и успешного участия обучающихся в предметных олимпиадах.

3. Опережающий уровень сложности – подготовка по заданиям повышенного уровня сложности.

4. Индивидуальный подход.

5. Психологический принцип.

Сделать акцент на том, что главное – не победа, а участие, чтобы не допустить психологической травмы. Это важно также для того, чтобы в результате поражения учащийся не потерял интерес, а наоборот, задался целью совершенствоваться дальше и достичь желаемой победы.

Слайд 6

Система подготовки участников олимпиад:

базовая школьная подготовка по предмету;

подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективные курсы); консультации во внеурочное время.

самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в интернете, онлайн- тренажеры по предметным темам и др. ).

Слайд 7. Индивидуальный план подготовки учащихся
к олимпиаде по истории, обществознанию.

Цель индивидуальной работы:

1.      Систематизация и закрепление изученного материала по истории и обществознанию для качественной подготовки к олимпиадам.

2.   Успешное участие в олимпиадном движении.

3.   Самореализация учащегося через интеллектуально-творческие задания различной сложности.

4.  Участие школьника в семинарах, конференциях, конкурсах и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня.

5.      Развитие самостоятельности обучающегося, его самооценки.

 

п/п

Форма работы

План работы

1.

Индивидуальная работа с учащимися, которые показывают высокие результаты при обучении русскому языку и литературе.

Выполнение заданий олимпиадного уровня прошлых лет всех этапов (от школьного до заключительного Республиканского).

2.

Самостоятельная работа учащихся дома.

Выполнение посильных заданий самостоятельно с последующей проверкой и коррекционной работой во внеурочное время.

3.

Участие в разнообразных Интернет-олимпиадах, конкурсах, проектах, предлагаемых посредством ресурсов Интернет.

Выполнение дома онлайн заданий Интернет-олимпиад с последующей консультацией с учителем; самостоятельная работа с рассылаемыми заданиями олимпиад.

4.

Проектная деятельность учащихся.

Включение в проекты, разрабатываемые учащимися, теоретических и практических моментов, необходимых для углублённого изучения русского языка и литературы.

В заключении, хочется отметить, что Олимпиада не должна восприниматься как разовое мероприятие. Для её эффективности и результативности подготовка должна быть комплексной, систематической, начиная с начала учебного года и до завершения всех ее этапов. Предметные олимпиады являются важным фактором поиска и обнаружения способной, талантливой молодежи, способствуют развитию духовного потенциала будущей элиты нашей страны.