ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА, КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ИХ ОСВОЕНИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ

О.С.Щербакова

МБОУ «ВСОШ N2 им. Н.Соболева ЗМР РТ»

e-mail: o.shherbakova@bk.ru

Аннотация: В статье рассмотрены педагогические подходы с применением методик, по воспитанию и развитию у учащихся младшего звена общеобразовательной школы вокально-хоровых навыков способствующих умственному развитию и укреплению верхних дыхательных путей.

Abstract: The article considers pedagogical approaches with the use of methods for the education and development of vocal and choral skills in junior secondary school students that contribute to mental development and strengthening of the upper respiratory tract.

Ключевые слова: Вокально-хоровые навыки, общеобразовательная школа, учащиеся.

Keywords: Vocal and choral skills, secondary school, students.

В системе общеобразовательной школы предмет Музыка является одним из звеньев духовно-нравственного и эстетического просвещения обучающихся. В контексте реализации требований новых ФГОС ООО большое внимание уделяется воспитательному аспекту, поэтому такие предметы как музыка, изобразительное исскуство, история, литература могут и должны влиять на формирование нравственных, эстетических и моральных качеств подрастающего поколения. В Концепции духовно-нравственного развития отраженно, что новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе, должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Многовековой опыт музыкальной педагогики показывает, что музыкально-хоровое обучение, в силу своих характерных черт: это массовости, учета различных возрастных категорий, использование разнообразных обучающих программ и другое, активизирует развитие индивидуального эстетического вкуса. Также оно выстраивает определенную линию для формирования у младших школьников их индивидуальных особенностей, которые необходимы им для эмоционально-образного восприятия жизни.

Хоровое пение помогает младшему школьнику видеть и ощущать красоту окружающего его мира через призму звука. Воспитывает и развивает в нем такие способности как память, музыкальный слух, умственное мышление. В головной мозг, при пении, попадает достаточное количество кислорода, улучшается работа сердечной мышцы. Во время пения младший школьник учится держать музыкальный строй, развивая при этом гармонический слух, а в плане воспитания приобщается к командной работе, где все вместе они создают музыкальный «шедевр». Поэтому, можно сказать, что вокально-хоровая работа является значительной, и важной относительно других видов музыкально-художественного творчества. Замечено, что пение на уроке музыки, один из самых любимых и деятельных этапов урока у младших школьников. В этот период решается большая воспитательная задача, так как на предложенном музыкальном материале можно решать и нравственные, и эстетические задачи. Очень важно чтобы музыкальный материал был художественно ценным, разнообразным, воспитывающим. Музыкальный репертуар должен соответствовать возрасту детей и их вокальным возможностям.

Одной из приоритетных задач педагога в этот момент научить младших школьников обращаться со своим голосом-инструментом правильно и не навредить ему. Педагог должен помнить о физиологическом строении голосового аппарата ребенка этого возраста, петь без напряжений и форсирования звука. Не забывать о небольшом диапазоне младших школьников при подборе песенного репертуара. Большой вклад в развитие методики обучения пению и его влиянию на развитие ребенка внесли такие педагоги, как Е.А.Аймазов, С.И.Бекина, А.Д.Войнова, Т.В.Волчанская, Д.Т.Зинич, Г.П.Стулова, Н.А.Метлов, Л.И.Михайлова, В.Н.Шацкая, Б.Л.Яворский и др. В области психофизиологического развития детей в течении вокального обучения, процессом охраны и формирования детского голоса занимались Г.С.Абрамова, В.В.Давыдов, Н.С.Лейтес, Д.Л.Локшина и др. Опираясь на научный опыт выше названных авторов, можно сформулировать определение «вокально-хоровым навыкам», как «частично автоматизированный способ выполнения действия, являющегося компонентом певческого акта в рамках взаимодействия ансамбля, в процессе правильного соотношения силы и высоты хорового звучания, выработки унисона, тембра, чистого певческого интонирования». Привитие младшим школьникам вокально-хоровых навыков на уроках музыки становится целым образовательным процессом, которые систематически повторяются на каждом уроке.

Основываясь на практическом опыте таких педагогов, как Е.В.Николаевой и Э.Б. Абдуллина, мы на своих уроках, ориентируемся на правильную постановку дыхания, звукообразования, и т.п., а также на воспитание навыков самоконтроля, контроля следовать указаниям дирижёра. Отработка этих навыков показывает профессионализм педагога и не вредит развитию голосового аппарата школьника. У учителя музыки всегда в арсенале находятся вокально-хоровые упражнения, которые являются гимнастикой и подготовительным этапом к разучиванию песни на уроке. Для начала проводится психоэмоциональная разгрузка (веселые упражнения, снимающие мышечное напряжение) и в дальнейшем не забываем про артикуляцию и дыхательную гимнастику, как вариант используем методику А.Н.Стрельниковой. Затем в игровой форме подключаются голосовые, певческие задания при разучивании песни или исполнение фрагментов известной песни. На каждом занятии целесообразно добавлять по одному или по два новых упражнения. Кульминационным завершением является исполнение песни в составе всего класса (хора) на концерте или на завершающем уроки.

Прежде, чем начинать работу с учащимися по воспитанию вокально-хоровых навыков, нам необходимо привести некий срез их уровня по определенным критериям с использованием методик измерения навыков Ф.И.Юрченко и Л.Ф.Спирина.

Критерии оценки вокально-хоровых навыков

Певческая установка

чистота интонациизвукообразование

певческое дыхание внимание к указаниям дирижёра

артикуляция

ансамбль

Каждый критерий имеет показатель по пятибалльной шкале. Обобщенные результаты отмечаются в итоговом листе. В свою очередь цифровой показатель обобщен в категории:

низкийвысокийсредний

Исходя из вышеизложенного, отмечаю, что при подготовке и проведении уроков, используя полученные результаты, разрабатываются такие задания и упражнения, которые позволяют развивать и совершенствовать вокально-хоровые навыки учащихся.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что вовлекая прежде всего учащихся младшего звена «правильному» пению, мы закладываем и воспитываем в них чувство бережного отношения к устоявшимся традициям в музыке, которые позволят ценить музыку созданную поколениями.

В заключение хочется сказать, что приобщая младших школьников к правильному пению, мы продолжаем традиции музыкального воспитания, созданные передовыми педагогами прошлого и настоящего, воспитываем грамотных слушателей и исполнителей, которые постепенно приобщаются понимать музыку, учатся ценить красоту, созданную человеком и природой.

Список литературы

1.Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М. : Академия, 2004. - 336 с.

2.Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». Великий Новгород, 2000. – 245 с.

3.Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. М.: Академия, 2003. – 192 с.

4.[Электронный ресурс]. – URL: «Структурные компоненты вокально-хоровых навыков.

5.[Электронный ресурс].–URL: https://studwood.ru/1711833/pedagogika/razvitie (дата обращения 21.02.2023)

6. «Вокально-хоровое воспитание. Понятие вокально-хоровых

навыков.»

7. [Электронный ресурс]. – URL: lektsia.com›9x738c.html (дата обращения 21.02.2023)

Щербакова Ольга Сергеевна, учитель музыки МБОУ «Васильевская средняя школа N2 им. Н.Соболева Зеленодольского муниципального района РТ», п.Васильево, Зеленодольского района, Республики Татарстан