Описание проекта «Олимпиадное движение. Эффективная подготовка учащихся школ Нурлатского муниципального района к муниципальному и республиканскому туру олимпиады по физике».
Олимпиады — одна из общепризнанных форм работы с одаренными школьниками. Они организуются во всех районах и городах страны. В настоящее время проводятся школьные, городские (районные), областные и, наконец, республиканские олимпиады по физике. Достижение успеха школьника в предметной олимпиаде невозможно в условиях, препятствующих его полноценному развитию. Таким образом, основной функцией учителя становится проектирование и создание такой образовательной среды, которая способствовала бы саморазвитию личности обучающегося и формированию у него творческой компетентности.
Развить творческую компетентность учащегося, его одаренность, учитель может лишь тогда, когда сформирована определенная олимпиадная образовательная среда. Она включает в себя компоненты взаимодействия преподавателя и обучающегося, способствует максимальному раскрытию творческого потенциала ученика и существенно расширяет рамки проявления его интеллектуальной активности. А так же обеспечивает пространство свободного творческого поиска, уникального разрешения творческих проблем.
В связи с этой работой в нашем Нурлатском районе районным отделом образования организованы УТС (учебно-тренировочные сборы) по подготовке к предметным олимпиадам как муниципального так и республиканского уровня. Эти занятия начали проводиться с августа 2016 года в одной из школ города Нурлат учителями физики по определенному графику, куда в назначенное время съезжаются одаренные дети 7-11 классов школ района. Работая на этих занятиях по разработанной мной программе мы, учителя физики района, добились высоких результатов в подготовке учащихся к республиканской олимпиаде по физике. (Программа УТС размещена в приложении №1).
Олимпиадное движение помогает ребенку самоопределиться, развить свой талант и реализовать себя в будущем. Цель олимпиадного движения – «развить желание самостоятельно, без учителя приобретать новые знания».Значимость этого движения уже доказана, и его необходимо развивать и дальше.
Я считаю, что научно-исследовательская деятельность является одной из основных направлений при подготовке к физической олимпиаде. Будущие участники олимпиады должны овладеть методом научного познания мира или так называемым исследовательским стилем мышления, то есть способом обработки любой информации и формирования выводов.
Научно-исследовательская работа дает каждому шанс на самореализацию и
играет ключевую роль в развитии творческого потенциала учащихся, способствуя расширению кругозора, пониманию роли физики как науки в решении проблем современного общества. Эта сторона образовательного процесса является наиболее личностно ориентированной, направленной на саморазвитие, самореализацию личности учащегося и способствует развитию у учащихся важнейшего инструмента познания действительности, позволяющего осваивать не готовые знания, а методы получения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества.
Чтобы развить это направление, я разработала программу творческого кружка, которую предлагаю внедрять с апреля по декабрь 2017году (в перспективе в последующих годах) в процесс подготовки учащихся муниципального района к физической олимпиаде. (Программа кружка размещена в приложении №2). Таким образом, после занятия по решению теоретических олимпиадных задач предлагаю перейти к творческому кружковому занятию. Такой метод работы я уже применяю к учащимся своей школы, что уже дало не малые положительные результаты: второй год подряд (2015-2016) стали победителями и призерами муниципального тура всероссийской олимпиады по физики учащиеся Ягудин Радмир(8 класс), Мифтахутдинова Камила (9класс).
Есть достижения и в творческой сфере: третье место в Республиканской олимпиаде юных изобретателей «Кулибины XXI века», первое место во втором Республиканском конкурсе научно-технических проектов «Энергоэффективность и энергосбережение» в номинации «Энергоэффективный образ жизни», третье место в региональной научно- практической конференции «Школьники- науке XXI века».
Подготовка учащихся к тому, чтобы жить, трудиться и быть гражданином в XXI веке - задача непростая. Глобализация, новые технологии, миграции, рыночные изменения, соперничество между странами, политические неурядицы и экологические проблемы - всё это настоятельно требует развития знаний, умений и навыков, которые понадобятся учащимся в XXI веке.
Таким образом, я считаю, комплексная подготовка (теоретические занятия +практическая деятельность) к олимпиадам способствует приобретению учащимися необходимых навыков: критическое мышление и способность к решению проблем; сотрудничество и лидерство; сообразительность и способность к адаптации; инициативность и предприимчивость; эффективная устная и письменная коммуникация; умение получать и анализировать информацию; любознательность и воображение.
В долгосрочной перспективе я хочу создать программу занятий УТС для подготовки учащихся к комплексным олимпиадам по физике и астрономии, а также к политехническим олимпиадам. Поддержать меня могут: прежде всего, моя семья, коллеги . Конечно, мои друзья, и, думаю, администрация школы, где я работаю. « Умеет учить тот, кто учит интересно».
Приложение №1
Программа подготовки учащихся к муниципальному и республиканскому туру олимпиады по физике.
Данная программа была составлена на основании программы
Всероссийской олимпиады школьников по физике.
Обучение каждого школьника на занятиях УТС рассчитано на подготовку к муниципальному и республиканскому турам олимпиады.
Поэтому программа рассчитана на учеников 7-11-х классов, которые в течение учебного года каждую неделю посещают данные занятия. Имеется две группы учащихся: 1 группа – 7-8 класс 1 раз в неделю, 2 группа -9-11 класс 2 раза в неделю. Предусмотрены занятия трех типов:
теория
;
консультации;
зачеты (и пересдачи зачетов)
Задачи к теоретическому материалу школьник должен сделать самостоятельно в полном объеме. В случае, если какие-то задачи не получаются за разумное время - надо по ним задавать вопросы на консультации. Зачет проходит следующим образом: школьник получает вариант из 1-3 заданий строго из списка: это теоретические вопросы и задачи. Оценка за зачет выставляется из максимума в 10 баллов за каждую верно решенную задачу. Оценка считается положительной, если к каждой задаче есть разумное объяснение, если нет, то возможна пересдача. Основной вид деятельности - это решение задач и сдача зачета.
Примерная программа для 7 класса.
сентябрь
1ч-теория
1ч-решение задач
1ч-консультация
1ч-зачет
Измерение физических величин. Единицы физических величин. Цена деления.
Погрешность измерения.
октябрь
1ч-теория
1ч-решение задач
1ч-консультация
1ч-зачет
Механическое движение. Путь. Перемещение. Равномерное движение. Скорость. Средняя скорость. Работа с графиками. Сложение скоростей для тел движущихся параллельно.
ноябрь
1ч-теория
1ч-решение задач
1ч-консультация
1ч-зачет
Инерция. Взаимодействие тел. Масса. Плотность.
декабрь
1ч-теория
1ч-решение задач
1ч-консультация
1ч-зачет
Силы в природе (тяжести, упругости, трения).
январь
1ч-теория
1ч-решение задач
1ч-консультация
1ч-зачет
Сложение сил. Равнодействующая сила.
февраль
1ч-теория
1ч-решение задач
1ч-консультация
1ч-зачет
Механическая работа, мощность, энергия.
Простые механизмы, блок, рычаг. Момент силы.
март
1ч-теория
1ч-решение задач
1ч-консультация
1ч-зачет
Правило моментов (для сил направленных вдоль параллельных прямых).
Золотое правило механики. КПД.
апрель
1ч-теория
1ч-решение задач
1ч-консультация
1ч-зачет
Давление.
май
1ч-теория
1ч-решение задач
1ч-консультация
1ч-зачет
Основы гидростатики. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Гидравлический
пресс. Сообщающиеся сосуды. Закон Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание.
Примерная программа для 8 класса.
сентябрь
1ч-теория
1ч-решение задач
1ч-консультация
1ч-зачет
Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Теплопроводность.
Конвекция. Излучение.
октябрь
1ч-теория
1ч-решение задач
1ч-консультация
1ч-зачет
Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания.
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение. Кипение.
Удельная теплота парообразования.
ноябрь
1ч-теория
1ч-решение задач
1ч-консультация
1ч-зачет
Общее уравнение теплового баланса. КПД нагревателей.
декабрь
1ч-теория
1ч-решение задач
1ч-консультация
1ч-зачет
Влажность воздуха. Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.
Паровая турбина. КПД теплового двигателя.
январь
1ч-теория
1ч-решение задач
1ч-консультация
1ч-зачет
Электризация. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел.
Проводники и диэлектрики. Электрическое поле. Делимость электрического
заряда. Электрон. Строение атомов.
февраль
1ч-теория
1ч-решение задач
1ч-консультация
1ч-зачет
Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части.
Действие электрического тока. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление
март
1ч-теория
1ч-решение задач
1ч-консультация
1ч-зачет
Последовательное и параллельное соединение проводников. Расчет простых цепей постоянного тока. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля –Ленца.
апрель
1ч-теория
1ч-решение задач
1ч-консультация
1ч-зачет
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии магнитного поля. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током.
май
1ч-теория
1ч-решение задач
1ч-консультация
1ч-зачет
Источники света. Распространение света. Тень и полутень. Камера –обскура. Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало.
Преломление света. Линзы. Построения в линзах. Оптическая сила линзы. Изображение, даваемое линзой. Фотоаппарат. Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки.
Примерная программа для 9 класса.
сентябрь
2ч-теория
3ч-решение задач
1ч-консультация
2ч-зачет
Введение в механику. Классическая механика Ньютона и границы ее применимости.
Материальная точка. Траектория. Координаты.
Система отсчета. Различные способы описания движения. Путь и перемещение. Векторные и скалярные величины. Проекции перемещения.
Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Графики зависимости скорости,
координаты, пути от времени при равномерном прямолинейном движении. Средняя скорость при неравномерном прямолинейном движении. Мгновенная скорость.
октябрь
2ч-теория
3ч-решение задач
1ч-консультация
2ч-зачет
Ускорение. Зависимость скорости от времени при движении с постоянным ускорением.
Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Зависимость координат от времени при прямолинейном движении с постоянным ускорением. Графики зависимости модуля и проекции скорости и ускорения от времени при
движении с постоянным ускорением. Графики зависимости координат, проекций перемещения и пройденного пути от времени при движении с постоянным ускорением. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Относительность движения. Опи-
сание движения в различных системах отсчета.
Преобразования Галилея и их следствия.
ноябрь
2ч-теория
3ч-решение задач
1ч-консультация
2ч-зачет
Равномерное движение точки по окружности. Период и частота. Угловая скорость.
Центростремительное ускорение. Взаимодействие между телами. Сила -мера взаимодействия. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Масса -мера инертности тел.
декабрь
2ч-теория
3ч-решение задач
1ч-консультация
2ч-зачет
Центр масс. Векторное сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
январь
2ч-теория
3ч-решение задач
1ч-консультация
2ч-зачет
Типы сил. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Применение закона
всемирного тяготения для расчета круговых орбит. Сила тяжести. Зависимость ускорения свободного падения от высоты. Центр тяжести. Определение положения центра тяжести тела. Силы трения. Природа и виды сил трения. Закон сухого трения. Движение под действием силы трения скольжения. Движение под действием нескольких сил. Движение системы тел.
февраль
2ч-теория
3ч-решение задач
1ч-консультация
2ч-зачет
Электромагнитные силы. Силы упругости. Вес тела. Изменение веса тела при движении с
ускорением. Невесомость и перегрузки. Деформации тела. Причины деформаций. Виды деформаций. Диаграмма растяжения. Закон Гука. Зависимость коэффициента упругости от рода вещества и размеров образца. Механические свойства твердых тел.
Неинерциальные системы отсчета. Силы инерции при движении с постоянным
ускорением.Динамика движения материальной точки по окружности. Центростремительная
сила. Примеры центростремительных сил.
Вращающиеся системы отсчета.
Центробежная сила инерции.
март
2ч-теория
3ч-решение задач
1ч-консультация
2ч-зачет
Импульса тела. Обобщенная формулировка второго закона Ньютона. Импульс
системы тел. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Реактивная сила.
Механическая работа. Средняя и мгновенная мощность. Кинетическая энергия и ее
изменение. Потенциальная энергия тела в поле силы тяжести. Потенциальная энергия гравитационного взаимодействия. Первая и вторая космические скорости.
Потенциальная энергия упругодеформированного тела. Консервативные силы. Связь между работой консервативных сил и изменением потенциальной энергии.
Сила трения -пример неконсервативной силы. Работа сил трения. Закон сохранения энергии в механике. Изменение энергии системы под действием внешних сил. "Золотое правило" механики. КПД механизмов. Упругое и неупругое столкновение тел. Расчет скоростей тел после абсолютного упругого соударения. Совместное применение законов сохранения энергии и импульса.
апрель
2ч-теория
3ч-решение задач
1ч-консультация
2ч-зачет
Равновесие. Условия равновесия. Момент силы. Точка приложения силы. Перенос точки приложения в случае распределенной силы. Примеры определения точек приложения сил.
Виды равновесия: устойчивое, неустойчивое, безразличное. Минимальность потенциальной энергии при устойчивом равновесии. Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля.
Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды. Гидростатический парадокс. Закон Архимеда. Ламинарное и турбулентное течение жидкости. Линии тока. Уравнение
неразрывности. Давление в движущихся жидкостях и газах. Уравнение Бернулли.
Следствия из уравнения Бернулли. Силы сопротивления при движении твердых тел в жидкостях и газах. Зависимость сил вязкого трения и лобового сопротивления от скорости, формы и размеров движущегося тела.
май
2ч-теория
3ч-решение задач
1ч-консультация
2ч-зачет
Колебания. Примеры колебательных систем. Классификация колебаний. Период, частота, амплитуда колебаний. Формулы периода колебаний математического и пружинного маятников. Превращения энергии при колебательном движении. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. Автоколебательные системы. Распространение колебаний. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения. Отражение и
преломление волн. Звуковые волны. Громкость и высота звука. Эхолокация. Ультразвук и его применения.
Примерная программа для 10 класса.
сентябрь
2ч-теория
3ч-решение задач
1ч-консультация
2ч-зачет
Основы молекулярно-кинетической теории.
Основные положения МКТ и их опытное
обоснование. Броуновское движение.Диффузия. Силы межмолекулярного взаимодействия.
Масса, размеры и количество молекул. Атомная единица массы. Относительная масса. Оценка размеров молекул. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Молярная масса.
Опыты по измерению скоростей теплового движения молекул. Понятие о распределении молекул по скоростям. Среднее значение величины. История развития понятия температуры. Способы измерения температуры.
Температурные шкалы. Абсолютная температура. Температура как мера средней
кинетической энергии теплового движения молекул.
Молекулярно-кинетическая теория идеального газа.
Модель идеального газа. Давление идеального газа на стенки сосуда. Вывод основного уравнения МКТ идеального газа. Уравнение состояния идеального газа. Зависимость плотности газов от давления и температуры. Подъемная сила в газообразной среде. Понятие о равновесных процессах. Изопроцессы. Законы Бойля-Мариотта, Гей-Люссака и Шарля. Примеры изопроцессов. Графики изопроцессов. Закон Авогадро. Газовые смеси. Закон Дальтона.
октябрь
2ч-теория
3ч-решение задач
1ч-консультация
2ч-зачет
Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение.
Механические свойства твердых тел. Виды
деформаций. Относительное удлинение. Механическое напряжение. Модуль Юнга. Сжимаемость вещества. Тепловое линейное расширение. Тепловое объемное расширение. Учет и использование теплового расширения.
Строение твердых тел. Взаимные превращения твердых тел и жидкостей.
Кристаллические тела. Кристаллическая решетка. Свойства кристаллов. Типы
кристаллических решеток. Плотность упаковки. Атомный и ионный радиусы. Виды химических связей между элементами кристаллической решетки. Моно- и поликристаллы. Модификации кристаллических структур. Изоморфизм. Аморфные тела. Жидкие кристаллы.
ноябрь
2ч-теория
3ч-решение задач
1ч-консультация
2ч-зачет
Взаимные превращения жидкостей и газов.
Испарение. Динамическое равновесие в системе "жидкость-пар". Насыщенный и ненасыщенный пар. Точка росы. Относительная влажность и ее измерение. Кипение жидкостей. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от
давления. Критическая температура. Критическое состояние. Изотерма "жидкость-
пар". Диаграмма состояний вещества. Тройная точка. Аномальные свойства воды.
Законы термодинамики.
Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Работа и количество теплоты. Первое начало термодинамики. Внутренняя энергия идеального газа. Работа при расширении и сжатии. Теплоемкость газа при постоянном объеме и постоянном давлении. Адиабатный
процесс. Применение первого начала термодинамики к процессам изменения
состояния идеального газа. Энергетические превращения при испарении и конденсации, плавлении и кристаллизации. Теплота парообразования. Теплота плавления.
Циклические процессы. КПД цикла. Использование циклических процессов в
технике. Тепловые двигатели. Физические принципы работы тепловых машин.
Тепловой насос. Холодильная машина. Идеальная тепловая машина. КПД
идеального теплового двигателя. Второе начало термодинамики.
декабрь
2ч-теория
3ч-решение задач
1ч-консультация
2ч-зачет
Поверхностное натяжение в жидкостях.
Поверхностное натяжение. Молекулярная картина поверхностного слоя. Поверхностная энергия. Сила поверхностного натяжения. Давление под искривленной поверхностью. Смачивание и несмачивание. Краевой угол.
Капиллярные явления.
Электростатика.
Электрический заряд. Электризация тел. Закон Кулона. Примеры решения задач. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции
полей. Линии напряженности электрического поля. Поток вектора напряженности.
Теорема Гаусса. Применение теоремы Гаусса для расчета полей. Поле заряженной
плоскости, сферы и шара. Потенциальность электростатического поля. Потенциальная энергия заряда в электрическом поле. Энергия взаимодействия точечных зарядов. Потенциал
электрического поля и разность потенциалов. Работа по перемещению заряда в электрическом поле. Связь между напряженностью поля и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности.
январь
2ч-теория
3ч-решение задач
1ч-консультация
2ч-зачет
Электростатика.
Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле.
Поляризация диэлектриков. Диэлектрическая проницаемость. Электрическая емкость. Конденсаторы. Емкость конденсатора. Энергия
заряженных конденсаторов и проводников. Соединение конденсаторов.
февраль
2ч-теория
3ч-решение задач
1ч-консультация
2ч-зачет
Постоянный электрический ток.
Электрический ток. Сила тока. Условия возникновения и поддержания электрического тока. Источники тока. Электродвижущая сила. Химические источники тока. Гальванические элементы. Аккумуляторы.Закон Ома для участка цепи. Напряжение. Электрическое сопротивление. Последовательное и параллельное соединение проводников в электрической цепи. Закон Ома для полной цепи. Соединение источников тока.
Работа и мощность тока. Передача электроэнергии на расстояние. Мощность,
потребляемая от источника тока. КПД источника тока. Зависимость КПД и
потребляемой мощности от нагрузки.
Расчет сложных электрических цепей. Правила Кирхгофа.
март
2ч-теория
3ч-решение задач
1ч-консультация
2ч-зачет
Электрический ток в различных средах.
Электрический ток в металлах. Зависимость
электрического сопротивления металлических проводников от температуры. Механизм проводимости металлов. Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряды. Различные типы самостоятельного разряда и их технические применения.
Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Электролитическая
диссоциация. Электролиз. Закон электролиза. Технические применения электролиза.
Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Двухэлектродная лампа -диод. Ламповый триод. Электронно-
лучевая трубка. Электрический ток в полупроводниках. Механизм проводимости. Примесная проводимость. Донорные и акцепторные примеси. p-n переход. Полупроводниковые элементы: диоды, транзисторы, терморезисторы, фоторезисторы, фотодиоды, светодиоды. Сверхпроводимость.
Сравнительная характеристика проводимости различных сред.
апрель
2ч-теория
3ч-решение задач
1ч-консультация
2ч-зачет
Магнитное поле токов.
Магнитное взаимодействие. Магнитное поле токов. Силовые линии магнитного поля. Вектор магнитной индукции. Закон Био-Савара-Лапласа. Магнитное поле кругового витка, прямого длинного проводника. Закон Ампера. Единица измерения силы тока. Вращающий момент, действующий на рамку с током в магнитном поле. Электроизмерительные приборы. Сила Лоренца. Движение заряда в магнитном поле. Циклический ускоритель. Масс-спектрограф.
Электромагнитная индукция.
Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Магнитный поток. Закон
электромагнитной индукции.
Вихревое поле. Индукционные токи в массивных проводниках. Связь между
переменным электрическим и переменным магнитными полями. Электромагнитное
поле.
май
2ч-теория
3ч-решение задач
1ч-консультация
2ч-зачет
Электромагнитная индукция.
ЭДС индукции в движущихся проводниках. Принцип действия машин постоянного тока.
Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.
Магнитные свойства вещества.
Три класса магнитных веществ. Магнитная проницаемость. Объяснение диа- и
парамагнетизма. Ферромагнетики: свойства,
природа, применение.
Примерная программа для 11 класса.
сентябрь
4ч-теория
10ч-решение задач
Обзор тем 10 класса.
октябрь
2ч-теория
3ч-решение задач
1ч-консультация
2ч-зачет
Механические колебания.
Классификация колебаний. Примеры колебательных систем. Характеристики
колебаний: амплитуда, период, частота.
Уравнение движения груза, подвешенного на пружине. Гармонические колебания. Скорость и ускорение при гармонических колебаниях. Уравнение движения математического маятника. Превращения энергии при гармонических колебаниях. Фаза колебаний. Определение амплитуды и начальной фазы из начальных условий. Нахождение периода колебаний через параметры колебательных систем. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.
Примеры автоколебательных систем.
Сложение гармонических колебаний. Метод векторных диаграмм.
ноябрь
2ч-теория
3ч-решение задач
1ч-консультация
2ч-зачет
Электрические колебания.
Процессы, происходящие в электромагнитном колебательном контуре. Формула Томсона. Превращения энергии при свободных электромагнитных колебаниях. Переменный электрический ток. Активное сопротивление в цепи переменного тока. Действующие значения силы тока и напряжения. Индуктивность и емкость в цепи переменного тока. Закон Ома для участка цепи переменного тока.
Последовательное соединение элементов в цепи переменного тока. Расчет цепей при помощи векторных диаграмм. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электромагнитном колебательном контуре. Генератор на автоколебаниях.
Производство, передача, распределение и использование электроэнергии.
Преимущества переменного тока. Принцип действия генератора переменного
тока. Производство и использование электроэнергии. Потери электроэнергии при
передачи на расстояние. Устройство, принцип действия и режимы работы трансформатора.
Трехфазный ток. Соединение обмоток генератора трехфазного тока. Соединение
потребителей энергии. Вращающееся магнитное поле. Асинхронный электродвигатель.
декабрь
2ч-теория
3ч-решение задач
1ч-консультация
2ч-зачет
Механические волны. Звук.
Волновые явления. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость
распространения волны. Бегущие и стоячие волны. Уравнение волны. Волны в среде.
Звуковые волны. Характеристики звука: громкость, высота, тембр. Акустический
резонанс. Излучение звука. Инфразвук и ультразвук. Отражение и преломление волн. Интерференция волн. Дифракция волн.
Электромагнитные волны.
Электромагнитное поле. Электромагнитная волна. Излучение электромагнитных волн. Опыты Герца. Классическая теория излучения. Энергия электромагнитной волны. Изобретение радио. Принципы радиосвязи. Распространение радиоволн. Модуляция и детектирование колебаний. Виды модуляции. Устройство и принцип действия простейшего радиоприемника. Радиолокация. Телевидение. Современные средства связи.
Геометрическая оптика.
Предмет геометрической оптики. Световые лучи. Закон прямолинейного распространения света. Принцип Ферма и законы геометрической оптики. Зеркальное и рассеянное отражение. Плоское зеркало. Изображение в плоском зеркале. Примеры решения задач. Сферическое зеркало. Построение и характеристики изображений в сферическом зеркале. Преломление света. Показатель преломления. Рефракция. Полное отражение. Преломление света в плоскопараллельной пластинке и треугольной призме.
январь
2ч-теория
3ч-решение задач
1ч-консультация
2ч-зачет
Геометрическая оптика.
Преломление на сферической поверхности. Линза. Собирающие и рассеивающие линзы. Тонкая линза. Ход лучей в тонкой линзе. Фокус линзы. Фокальная плоскость. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Главная оптическая ось линзы. Построение изображений в тонкой линзе. Характеристики изображений. Формула тонкой линзы. Фотометрия. Поток излучения. Световой поток. Точечные и протяженные источники. Сила света. Освещенность. Яркость. Закон освещенности. Освещенность изображения, создаваемого линзой. Недостатки линз. Системы линз. Ход лучей через систему линз. Изображения, создаваемые системой линз.
Фотоаппарат. Проекционный аппарат. Глаз. Строение и свойства глаза. Аккомодация. Дефекты зрения. Очки. Оптические приборы, вооружающие глаз. Лупа. Микроскоп. Зрительные трубы: труба Кеплера и труба Галилея. Телескопы: рефракторы и рефлекторы.
Световые волны.
Скорость света. Астрономические и лабораторные методы измерения скорости
света. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Условия максимумов и минимумов интерференционной картины. Осуществление интерференции. Опыт Юнга.
Бипризма Френеля. Кольца Ньютона. Интерференция в тонких пленках.
Просветление оптики. Дифракция света. Дифракция Френеля. Зонная пластинка. Дифракция на круглом отверстии и на круглом экране. Дифракция Фраунгофера. Дифракционная решетка. Формула дифракционной решетки.
Разрешающая способность оптических приборов. Поперечность световых волн. Поляризация света.
февраль
2ч-теория
3ч-решение задач
1ч-консультация
2ч-зачет
Излучение и спектры.
Виды излучений. Источники света. Спектры. Спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ. Шкала электромагнитных излучений.
Основы теории относительности.
Экспериментальные основания специальной теории относительности. Опыт Майкельсона.
Постулаты специальной теории относительности. Относительность
одновременности. Преобразования Лоренца. Относительность масштабов и временных интервалов. Релятивистский закон сложения скоростей. Релятивистская динамика. Зависимость массы от скорости. Релятивистский
импульс. Связь массы с энергией. Формула Эйнштейна. Энергия покоя. Связь между
релятивистким импульсом и энергией.
март
2ч-теория
3ч-решение задач
1ч-консультация
2ч-зачет
Световые кванты. Действия света.
Зарождение квантовой теории. Тепловое излучение. Фотоэффект. Гипотеза
Планка. Теория фотоэффекта. Уравнение
Эйнштейна. Фотоны. Энергия и импульс фотонов. Эффект Комптона. Действия света. Давление света. Химическое действие света. Корпускулярные и волновые свойства света.
Физика атома.
Строение атома. Модель Томсона. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Объяснение спектральных
закономерностей. Опыты Франка и Герца. Трудности теории Бора. Квантовая механика.
Корпускулярно-волновой дуализм. Волны де Бройля. Дифракция электронов. Соотношение неопеделенностей. Многоэлектронные атомы. Периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Объяснение периодического закона на основе квантовой механики.
Лазеры: принцип действия, устройство, виды и применение. Свойства лазерного
излучения.
апрель
2ч-теория
3ч-решение задач
1ч-консультация
2ч-зачет
Физика атомного ядра.
Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц: счетчик Гейгера,
сцинтиляционный счетчик, камера Вильсон
а, пузырьковая камера.Открытие естественной радиоактивности. Альфа-, бета-и гамма-лучи.
Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада.
Определение возраста Земли. Изотопы. Получение радиоактивных изотопов и их
применение. Биологическое действие радиоактивных излучений.Правило смещения. Искусственные превращения атомных ядер. Открытие нейтронов.Строение атомного ядра. Размеры ядер. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Удельная энергия связи. Энергетический выход ядерных реакций.
Деление ядер урана. Цепные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Ядерная энергетика.
май
2ч-теория
Элементарные частицы.
История развития физики элементарных частиц. Нейтрино. Экспериментальное
открытие нейтрино. Частицы и античастицы. Аннигиляция. Единая теория слабых и электромагнитных взаимодействий. Бозоны.
Классификация элементарных частиц.
Теория кварков. Законы микромира. Единая физическая картина
мира.
Рекомендуемая литература.
Варламов С. Д.,
Зинковский
В. И., Семенов М. В.,
Старокуров
Ю. В., Шведов О. Ю., Якута А. А. Задачи Московских городских олимпиад по физике. 1986 - 2005. / Под ред. М. В.
Семенова
,А
. А. Якуты. М.: Изд-во МЦНМО, 2006. 616
с
.
Задачи Московской региональной олимпиады школьников по физике 2006 года. / Под ред. М. В. Семенова, А. А. Якуты. М.: Изд-во
МЦНМО, 2007. 56 с.
Всероссийские олимпиады по физике. 1992–2004
/ П
од ред.С. М.
Козела
, В. П.
Слободянина
. 2-е изд., доп. М.: Вербум-М,2005. 534 с.
Лукашик
В. И., Е.В.Иванова Сборник школьных олимпиадных задач по физике 7-11 класс. Пособие для учащихся и учителей. М.: Просвещение, 2007. 225
с
.
М. В. Семёнов, Ю. В.
Старокуров
, А. А. Якута
Методические рекомендации по подготовке учащихся к участию в олимпиадах высокого уровня по физике. М.: Физический факультет МГУ,2007. 60 с.
http://olymp.msu.ru/
http://mosphys.olimpiada.ru/maxwell
http://mos.olimpiada.ru/
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 г.Нурлат» Республики Татарстан
«Согласовано»
ЗДВР _____________ Столярова Т.П.
« » ____________ 2016 г.
«Утверждено»
Директор школы
______________ Граф А.А.
Приказ №____ от « » _________ 2016 г.
«_______» ___________________ 2016 г.
Рабочая программа
кружка «Академия изобретателей»
для 7-11 классов
педагога дополнительного образования
Кунаковой Т.В., 1 кв. категория.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
Протокол № 1 от 22 августа 2016 г.
2016- 2017 г.
Рабочая программа для кружка
«Академия изобретателей»
в 3 этапа обучения (для детей 7-11 кл.)
Актуальность программы:
Настоящая программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического, творческого мышления на занятиях кружка. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Программа личностно- ориентирована и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Основной целью является создание условий развития личности, способной к техническому творчеству. Задачи программы разнообразны: обучающие-обучение приёмам работы с инструментами, обучение умению планирования своей работы, обучение приемам и технологии изготовления несложных конструкций; развивающие – развитие у детей технического мышления, развитие образного мышления, создание условий к саморазвитию учащихся; воспитательные-воспитание уважения к труду и людям труда, формирование чувства коллективизма, воспитание чувства самоконтроля, воспитание у учащихся чувства гражданственности.
Данная программа делится на 3 этапа:
1й этап (7 кл) –Этап рассчитан на 1 год (108 ч.). Занятия каждой группы проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа.
2й этап (8-9 кл) –Этап рассчитан на 1 год (108 ч.) занятия каждой группы проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа.
3й этап (10-11 кл) –Этап на 1 год (108 ч.). Занятия каждой группы проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа.
Планируемые результаты:
1й этап- учащиеся приобретут умения и знания по обработке бумаги и картона, отделки изделий на репродуктивном уровне, а так же научатся проводить элементарные опыты, объясняющие природные явления.
2й этап- сформируются у учащихся знания и умения применительно к законам физики и проверки их на опытах.
3й этап- сформируются умения и навыки работы с компьютерными технологиями, смогут разобраться в не стандартных опытах по физике на CD-дисках А.М.Фишмана. Смогут самостоятельно проводить опыты с использованием приборов собственного изобретения.
В течении всего периода обучения в «Академии изобретателей» каждый учащийся выполняет не менее 3 проектов (по одному в год). Под проектом понимается творческая завершенная работа, соответствующая возрастным и индивидуальным возможностям учащихся. Важно, чтобы при выполнении творческих проектов, начиная с первого этапа школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в выдвижении идеи разработки конструкции и технологии изготовления прибора, их осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.
Содержание учебного курса
(1й этап – «Всезнайки»)
№ Название темы
Теория
Практика
Всего
Физика – это сказка!
1. Знакомство с электричеством.
12
12
24
2.Сила магнитного поля.
7,5
7,5
15
3.Здравствуйте, молекулы!
7,5
7,5
15
4.Интересная механика.
27
27
54
Итого:
54
54
108
(2й этап – «Умелые ручки»)
№ Название темы
Теория
Практика
Всего
Доверяй, но проверяй.
1.Равновесие.
6
6
12
2.Аэродинамика.
10
10
20
3.Инерция.
10
10
20
4.Движение.
28
28
54
Итого:
54
54
108
(3й этап – «Последователи Фишмана»)
№ Название темы
Теория
Практика
Всего
«Нам необыкновенно повезло, что мы живём в век, когда ещё можно делать открытия»
1.Сложности в механике.
14
14
28
2.Против движения.
14
14
28
3.Молекулярный коктейль.
8
8
16
4.Да будет свет!
16
16
32
5.Опять механика!
8
8
16
6.Творческая работа учащихся.
12
12
24
Итого:
72
72
144
Календарно-тематическое планирование рабочей программы учебных занятий кружка «Академия изобретателей»
1й этап «Всезнайки»
№
Название темы
Количество уроков
Дата
Виды учебной деятельности
Оснащение занятия
Теория
Практика
Всего
По плану
По факту
Знакомство с электричеством
1
Свечение
1,5
1,5
3
Изучение нового материала
Воздушный шарик, люминесцентная лампа.
2
Проводник
1,5
1,5
3
Изучение нового материала
Воздушный шарик, люминесцентная лампа.
3
Нагрев
1,5
1,5
3
Комбинированное занятие
Батарейка, фольга.
4
Гальванометр
1,5
1,5
3
- I -
Компас.
5
Картофелина-индикатор
1,5
1,5
3
- I -
Картофель, батарейка.
6
Статическое электричество
1,5
1,5
3
- I -
Гребёнка.
7
Взаимное отталкивание
3
3
6
- I -
Фольга, шило, банка.
Сила магнитного поля
8
Сила магнитного поля
1,5
1,5
3
- I -
Стаканчик, бумага, магнит.
9
Силовые линии
1,5
1,5
3
- I -
Железные опилки.
10
Встряхивание
1,5
1,5
3
- I -
Компас, магнит.
11
Электромагнит
1,5
1,5
3
- I -
6V батарейка, гвоздь.
12
Звезда из опилок
1,5
1,5
3
- I -
Картон, батарейка.
Здравствуйте, молекулы!
14
Барьер
1,5
1,5
3
- I -
- I -
15
Всплывающая бутылка
1,5
1,5
3
- I -
Мензурка, соль.
16
Всплывающие пузырьки
1,5
1,5
3
- I -
Шарик.
17
Лодка
1,5
1,5
3
- I -
Линейка, ведро.
18
Пластилиновые шарики
1,5
1,5
3
- I -
Шарики.
Интересная механика
19
Вверх по склону
3
3
6
- I -
Воронки.
20
Парашюты
3
3
6
- I -
Ножницы, линейка.
21
Одинаковая скорость
3
3
6
- I -
Листок бумаги, книга.
22
Качели
3
3
6
- I -
Часы.
23
Маятник
3
3
6
- I -
Часы.
24
Гонки
3
3
6
- I -
Карточный столик.
25
За краем стола
3
3
6
- I -
Линейка, молоток.
26
Соломенные весы
3
3
6
- I -
Булавка, линейка.
27
Взвешивание бумажного вещества
3
3
6
- I -
Ножницы, картон.
Всего:
54
54
108
2й этап «Умелые ручки»
№
Название темы
Количество уроков
Дата
Виды учебной деятельности
Оснащение занятия
Теория
Практика
Всего
По плану
По факту
1
Центр тяжести
1,5
1,5
3
- I -
Дырокол, кнопка.
2
Тяжелый воздух
1,5
1,5
3
- I -
Карандаш, ножницы.
3
Уравновешивание
1,5
1,5
3
- I -
2 ст.вилки, зубочистка.
4
Взлёт
1,5
1,5
3
- I -
Листы бумаги, нитка.
5
Схлопывание
1,5
1,5
3
- I -
2 книги, линейка.
6
Кручёный мяч
1,5
1,5
3
- I -
Мяч, линейка.
7
Пульверизатор
1,5
1,5
3
- I -
Фольга, шило, банка.
8
Висячий шарик
1,5
1,5
3
- I -
Воронка, шарик.
9
Наклонная плоскость
1,5
1,5
3
- I -
Карандаш, ножницы.
10
Винтовой домкрат
1,5
1,5
3
- I -
Большой винт.
11
Клип
1,5
1,5
3
- I -
Карандаш, кусок картона.
12
Наклонная плоскость
1,5
1,5
3
- I -
2 книги, кольцо из резиновой ленты.
13
Насос
1,5
1,5
3
- I -
Картон, зубочистка, пипетка.
14
Рычаги
1,5
1,5
3
- I -
4 книги, 2 карандаша.
15
Лучшее место
1,5
1,5
3
- I -
Линейка, карандаш.
16
Ворот
1,5
1,5
3
- I -
Нитки, карандаши, катушка.
17
Перетягивание каната
1,5
1,5
3
- I -
Две метлы, прочная верёвка.
18
Авария
1,5
1,5
3
- I -
2 линейки, пластилин, 2 линейки.
19
Тяжелее
3
3
6
- I -
Ножницы, резиновое кольцо.
20
Бух!
3
3
6
- I -
5 книг, стул.
21
Толчок
3
3
6
- I -
Тележка, мяч.
22
Щелчок
3
3
6
- I -
Картон, стакан, прищепка.
23
Ракета
3
3
6
- I -
Лента, шпагат.
24
Стук-стук
3
3
6
- I -
Книга, резиновый шарик.
25
Сдвигание бруска
3
3
6
- I -
Стол, ведёрко, глина.
26
Вертолёт
3
3
6
- I -
Линейка, скрепка.
27
Вправо или влево
3
3
6
- I -
Бумажный вертолёт.
Всего:
54
54
108
3й этап «Последователи Фишмана»
№
Название темы
Количество уроков
Дата
Виды учебной деятельности
Оснащение занятия
Теория
Практика
Всего
По плану
По факту
1
Резкий удар
1,5
1,5
3
- I -
Стакан, плита, молот.
2
Полёт монеты и бумажки
1,5
1,5
3
- I -
Монета, по размеру бумаги.
3
Суперотскок
1,5
1,5
3
- I -
Два одинаковых шарика.
4
Маятник Жуковского
1,5
1,5
3
- I -
Диски, палочка их соединяющая.
5
Песок в бутылке
1,5
1,5
3
- I -
Наклонная плоскость, бутылка.
6
Пипетка в бутылке
1,5
1,5
3
- I -
Пипетка, бутылка, вода.
7
Что перетянет?
1,5
1,5
3
- I -
Стол, массивная цепь.
8
Карусель
1,5
1,5
3
- I -
Диск, спичечные коробки.
9
С горы или в гору?
1,5
1,5
3
- I -
Двойной конус.
10
Умная катушка
1,5
1,5
3
- I -
Катушка, лента.
11
Завидное равновесие
1,5
1,5
3
- I -
Палочка с наконечником.
12
Эффект домино
1,5
1,5
3
- I -
28 домино.
13
Против законов физики
1,5
1,5
3
- I -
Брусок, стеклянная плоскость.
14
Движение конуса
1,5
1,5
3
- I -
Две доски, конус, цилиндр.
15
Движение монет
3
3
6
- I -
Монеты, линейка.
16
Картизианский водолаз
3
3
6
- I -
Колба, вода, пипетка.
17
Определение плотности вещества
3
3
6
- I -
Сосуд с водой, линейка.
18
Фонтан
3
3
6
- I -
Шприц.
19
Странная тень
3
3
6
- I -
Карандаши, ванна.
20
Дифракция
3
3
6
- I -
Прожектор, расчёстка.
21
Видимый обман
3
3
6
- I -
Пластина из стекла, решетка.
22
Творческая защита проектов
12
12
24
- I -
Творческая защита проектов.
Всего:
54
54
108
Материально техническая база:
-библиотечный фонд книга печати (федеральные стандарты)
-печатные пособия Дженис Ванклив «Физика в занимательных опытах, заданиях и моделях», «Физика юным»
-цифровые образовательные ресурсы (в компьютере)
-экранные, музыкальные пособия (аудио записи, слайды)
-учебно-практическое оборудованья (подручные средства)