* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Определение слога, теории слога, понятие слоговой структуры слова в лингвистике и психолингвистике

Современные исследования в области лингвистики говорят о том, что слогосложение - это сложная и актуальная проблема общей фонетики. Исследователи затрудняются дать единое определение сущности слога и определить его роль в языке. Согласно определению из лингвистического словаря, слог определяется как фонетико-фонологическая единица, которая занимает промежуточное значение между звуком и речевым тактом.[5] По мнению А.А. Леонтьева [6], слогом является минимальный сегмент потока речи, который можно произнести в изолированной позиции.

А.Л. Трахтеров [10] указывает на особенности, характерные для слога и делающие его отличным от фонемы. Фонемой называется лингвистически неделимая единица, которая обладает общей функцией образования звуковой оболочки слов и отличающаяся крайне пестрыми неравноценными физико-акустическими свойствами. Слогами называются разнообразные по составу фонетические образования, обладающие общностью физико-акустических свойств. К материальным средствам выделения слога относятся все физические свойства звука: сила, высота, долгота, тембр.

В русском языке слова могут иметь разное количество слогов от одного до семи, ударение также может падать в разные места. Наличие ударения в том или ином месте слова позволяет разделить слоги на ударные, безударные, предударные и заударные. Кроме этого, слоги в словах имеют разную структуру и в зависимости от этого делятся на закрытые – заканчиваются согласным звуком, открытые – заканчиваются гласным звуком; если оценивать слоги по начальным звукам, то они бывают прикрытые, начинающиеся с согласного и неприкрытыми, когда начинаются с гласного звука. Русскому языку, как и многим языкам мира свойственна наиболее универсальная модель открытого слога (СГ). В детской речи именно эти слоги появляются первыми и они же сохраняются дольше всех при речевых расстройствах.

Слитность слогов в слове зависит от их структуры. Звуки в слоговой структуре (СГ) максимально слиты и взаимосвязаны, поэтому они отличаются большей произносительной общностью звуков, а структура (ГС) отличается большей независимостью и самостоятельностью. [1].

В фонетике существуют различные теории слога. Одна из самых давних - теория, в которой указывается, что количество слогов в слове определяется количеством гласных звуков. Кроме этой теории существуют и другие: экспираторная, сонорная и теория мускульного напряжения.

Экспираторная теория трактует слог, как звукосочетание, произносящееся одним выдыхательным толчком, которое начинается или оканчивается согласным звуком, но которое можно услышать благодаря гласному. Воздушная струя при речи выходит не плавно, а толчками, поэтому согласно этой теории каждому толчку соответствует слог. Момент самого слабого выдыхания будет являться границей слога. По мнению Р. Стентсона слогом можно считать экспираторный толчок. Н.И. Жинкин [4] доказал, что у данной теории есть существенные недостатки – при разговоре большая частота дыхания будет нарушать плавность и слитность речи, поэтому принцип «дыхательного толчка» нельзя принимать в качестве артикуляторной основы слога.

Согласно теории мускульного напряжения в речи выделяется последовательное усиление и ослабление звукового ряда. В импульсе мускульного напряжения определяются три фазы: усиление напряжения, максимум и ослабление. Увеличение звучности и повышение основного тона голоса достигается путём равномерного распределения импульса напряжения на все органы. Н.И. Лепская [7] высказывала предположение о том, что возможно граница между слогами на самом деле является границей между звуками и устанавливается по наличию или отсутствию голоса и носовых вибраций. Таким образом, артикуляторный принцип, положенный в основу слогообразования и слогоделения, является недостаточно обоснованным.

В работах датского лингвиста О. Есперсена получила развитие теория сонорности. Он считал, что в слоге должны присутствовать элементы разной степени сонорности - участия или неучастия голоса.

Акустическая теория говорит о том, что слогом называется сочетание более звучного (сонорного) элемента с менее звучным, таким образом, в слоге элементы отличаются по степени звучности и один из них не обязательно должен быть гласным. Однако для каждого звука степень звучности может быть различной, постоянной величиной она не является. В этой теории есть понятия абсолютной и относительной сонорности. В связи с этим деление на слоги зависит не от абсолютной, а от относительной сонорности соседних звуков в слоге и, поэтому количество слогов определялось количеством вершин сонорности. Таким образом, было опровергнуто старое представление о том, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Л.А. Трахтеров, А.Н, Гвоздев, Р.И. Аванесов и многие другие лингвисты приняли теорию сонорности и она получила широкое распространение. Однако Н.И. Жинкин [4] в результате экспериментальных исследований опроверг положение О. Есперсена о том, что слог – это обязательное сочетание разносонорных звуков и доказал, что слоги могут быть образованы односонорными звуками.

Представленные теории доказывают, что в настоящее время отсутствует единый подход к пониманию сущности слогообразования и принципов слогоделения. Слогом называется структурная последовательность звукотипов с вершиной, образуемой гласным звукотипом. Ритмические структуры компонуются из последовательности слогов, которые объединены одним словесным ударением.

Важным фактором, влияющим на звуки слова, является ритмическая и слоговая структура слова. Термины «слоговая структура слова» и «структура слова» определяются разными авторами по- разному. Т. Г. Егоров [3] определяет термин «структура слова» как соотношение частей звуковой цепи. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков выделяют понятие «фонетическое слово», которое определяется как отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением. А. Н. Гвоздев [2], Н. И. Жинкин [4], Н. X. Швачкин [11], Д. Б. Эльконин [12] употребляют термин «слоговая структура слова» с точки зрения числа слогов, входящих в это слово, и их силы в зависимости от ударения. Некоторые авторы С. П. Резодубов, Л. И. Румянцева и др. используют термин «слоговой состав слова» и включают в него такой признак, как характеристика отдельно взятых слогов (открытый-закрытый, прямой-обратный, со стечением согласных - без стечения согласных) (цит. по Т.А. Титовой [9, стр 16-17]). Д.Б. Эльконин [12] употребляет термин «ритмическая структура слова» в значении, близком к термину «слоговой состав слова». Отмечается определённая зависимость между слоговой структурой слова и его ритмической структурой, которая определяется количеством слогов и положением ударного слога в слове. Т.Г. Егоров [3] считает, что существует связь между усвоением слоговой структуры слова и фонетическими компонентами речи.

Таким образом, употребление разных терминов в близком значении свидетельствует о сложности и неоднозначности понимания самих процессов слогообразования и слогоделения, а проблема слога в лингвистике является сложной и неоднозначной.

Список литературы:

Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка. – СПб

.:

СПбГУ, 1998 – 156 с. ISBN 5-7695-1658-5

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб

.:

Детство-Пресс, 2007. – 472 с

.

ISBN 978-5-89814-379-4

Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. – СПб

.:

КАРО, 2006.- 304 с. ISBN 5-89815-774-3

Жинкин

Н.

И. К вопросу о развитии речи у детей: Советская педагогика/ Н.И.

Жинкин

– 1954. - №6 – 79-94 с.

Касаткин Л.Л, Клобуков Е.В.,

Лекант

П.А. Краткий справочник

о

современному

русскому языку (2-е издание, исправленное и дополненное) / под редакцией П.А.

Леканта

. – М.: Высшая школа, 1995. - 380 с

.

ISBN 978-5-462-01006-4

Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождения речевого высказывания. – М.: Академия, 1991. – 305 с

.

ISBN 5-89357-052-9

Лепская

Н.И. Некоторые вопросы изучения слога: Исследования по речевой информации / под редакцией В.А.

Вешенцева

. – М.: Московский университет, 1968. – Выпуск 2. – 121-133 с.

Титова Т.А. К проблеме нарушений слоговой структуры слова у детей с алалией и дизартрией: Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. – Л., 1985. – 31-36 с.

Титова Т.А. Коррекция нарушений

звукослоговой

структуры слова у детей с речевой патологией: учебно-методическое пособие. – СПб

.:

ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. – 144 с. ISBN 978-5-8290-1028-7

Трахтеров

А.Л. Основные вопросы теории слога и его определения. –

В кн.: Вопросы языкознания. – М.: Наука, 1956. – с. 15-32

Швачкин

Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника: Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста/ под

ред.А.Н

. Леонтьева, А.В. Запорожца - М.: Л.: изд. АПН РСФСР, 1948. – 48-79 с.

Эльконин

Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2011. - 384 с.

ISBN 978-5-7695-8389-6