Соколова С.Г., учитель-логопед

МБОУ Центр «Росток», МБДОУ № 17, г.Ульяновск;

Соколова В.Д., учитель-логопед

ГКУ "Специализированный дом ребёнка", г.Ульяновск

«Определяем уровень развития ребенка в домашних условиях»

(шпаргалка для родителей)

Ранний возраст — особый период. В это время формируются все органы и системы. Многие ученые считают, что половину пути умственного развития ребенок проходит в первые три месяца жизни.

Многолетний опыт логопедической работы, консультативной деятельности в сфере диагностики и коррекции психо-речевых нарушений у дошкольников привел к анализу в целом психического развития детей в домашних условиях и в ДОО. Наш анализ показал, что в семье наблюдается большой процент детей с более глубокой задержкой, особенно готовящихся к поступлению в детский сад. Прежде всего недостаточно развитыми оказались такие функции, как активная речь, наглядно-действенное и логическое мышление, память. Это отражается на дальнейшем развитии дошкольников, их готовности к обучению в школе. Поэтому так важно своевременное определение уровня психического развития ребенка раннего возраста, который могут определить сами родители!

К сожалению, о проблемах школьной дезадаптации начинают думать с большим опозданием, тогда как делать это необходимо раньше — в период раннего детства!

Поскольку дети до трех лет преимущественно воспитываются в семье и не охвачены системой общественного воспитания, где педагогическая и психологическая диагностика служит составляющей педагогического процесса, родители также должны знать динамику психического развития ребенка и методы, определяющие его уровень развития. Задача взрослых — развивать ребенка при его активном участии. Для этого необходим ранний и своевременный контроль за уровнем его развития. Такой контроль очень прост, если у любого родителя под рукой будут находиться те нормы развития, за которыми легко наблюдать и отмечать динамику.

Далее мы предлагаем вам некую «Родительскую диагностику», в которой от 0 до 3х лет жизни и развития вашего малыша, вы можете отмечать определенные навыки и проявления в соответствии с нормами развития (отмечаем в правой графе)! Предлагаемая таблица поможет любому родителю и специалисту увидеть своевременно любую задержку в развитии, а, следовательно, вовремя обратиться за помощью.

До трехлетнего возраста ребенка задержка любого показателя на 1 и 2 эпикризных срока называется темповой или доброкачественной, а более 2-х эпикризных сроков - патологической и требует консультации специалиста (невролога, детского психиатра). Исходя из эпикризных сроков развития мы видим, что чем раньше будет обнаружено отставание в психо-речевом развитии, тем эффективнее будет коррекционная работа.

Например, уже в 3 летнем возрасте отставание в развитии может соответствовать одному эпикризному сроку (а может быть и 2,3 срока), то есть 6 месяцев (год и полтора соответственно), значит по развитию ребёнок соответствует возрасту 2 году 6 месяцев.

Так что же такое - Эпикризный срок?

Эпикризный срок — это временная единица, за которую происходит обучение новым навыкам у детей.

Он составляет:

в первый год — 1 месяц;

на втором году — 3 месяца;

с двух до трёх лет — полгода;

с четырёх лет — 1 год.

От 0 до 3 месяцев (норма развития)

От 0 до 1 года эпикризные сроки устанавливаются каждый месяц, т.е. что-то всегда появляется при норме развития….

0.0.10 – 10 дней жизни; 0.3 – 3 месяца жизни; 1.3 – 1год, 3 месяца жизни и т.д. и т.п.

возраст

Формируемые умения (возрастная норма)

соответствие

0.0.10

0.0.20

0.1

Зрительное восприятие

Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчато от центра)

Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, лицо взрослого

Плавно прослеживает горизонтальное движение предмета от переферии

0.2

0.2

Длительно сосредотачивает взгляд на предмете или лице взрослого

Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым

0.3

0.3

0.3

0.3

Движения руки, направляемые к объекту, выполняет под зрительным контролем

Рассматривает собственные руки

Тянется к игрушке

Зрительно сосредотачивается в вертикальном положении

0.0.7

0.0.20

0.1

Слуховое восприятие

Вздрагивает при сильном звуке

Успокаивается при слабом звуке

Длительно прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки

0.2

0.2

Поворачивает голову в сторону голоса взрослого, длительного источника звука

Сосредотачивается (замирает) при появлении нового звука на фоне других

0.3

После звуковой стимуляции издавать гласные звуки

0.1

Эмоции и социальное поведение

Улыбается, проявляет «ротовое внимание» на разговор взрослого

0.2

0.2

Быстро отвечает улыбкой на разговор взрослого с ним

Длительно сосредотачивается на другом ребенке

0.3

0.3

0.3

Проявляет комплекс оживления на общение с ним

Смеется в голос

Ищет глазами взрослого, ребенка, издающего звуки

0.1

Общие движения

Лежа на животе поднимает голову, недолго удерживает

0.2

0.2

Лежа на животе удерживает голову, руки в локтях согнуты под грудью, двигает ногами

Недолго удерживает голову в вертикальном положении

0.3

0.3

0.3

Лежит несколько минут на животе опираясь на предплечья, высоко подняв голову

При поддержке подмышки упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе

Удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого

0.1

Действия с предметами

Совершает одиночные движения пальцами

0.2

0.2

Открывает кулачок

Удерживает вложенную игрушку

0.3

0.3

Тянется к игрушке, хватает ее кистью руки

Случайно наталкивается руками на игрушки, висящие низко над грудью

0.1

Понимание речи

Сосредотачивается на голос взрослого

0.3

Фиксирует взгляд на голосе взрослого с проявлением эмоциональных реакций

0.1

Активная речь

В ответ на разговор взрослого дает голосовые реакции

0.2

0.2

Спонтанно произносит отдельные звуки, отраженно гулит, начинает гукать

Повторно произносит отдельные звуки

0.3

0.3

0.3

Проявляет интонационную выразительность голосовых реакций

Проявляет начальное гуление

Охотнее гулит в присутствии взрослого

0.3

Навыки

Кладет руку на бутылочку

4, 5, 6 месяцев

возраст

Формируемые умения (возрастная норма)

соответствие

0.4

0.4

0.4

0.4

Зрительное восприятие

Узнает близкого человека

Останавливает взгляд на движущемся объекте, рассматривает

Подносит игрушку к глазам, рассматривает

Прослеживает невидимую траекторию объекта

0.5

0.5

Отличает близких от чужих людей по внешнему виду

Зрительно изучает различные предметы, расположенные в разных местах

0.6

0.6

Рассматривает крупные картинки

Улыбается своему отражению в зеркале

0.4

Слуховое восприятие

Поворачивает голову в сторону невидимого звука

0.5

0.5

Узнает голос близкого человека

Различает строгую и ласковую интонацию

0.6

0.6

По-разному реагирует на свое и чужое имя

Поворачивает голову на звук, который раздается ниже звука

0.4

0.4

0.4

Эмоции и социальное поведение

Проявляет комплекс оживления часто и быстро

Реагирует громким смехом на речевое общение

Рассматривает другого ребенка, радуется, тянется к нему

0.5

0.5

0.5

Прекращает плач, когда появляется новый яркий стимул

Улыбается при виде взрослого, который молчит

Берет игрушки из рук взрослого или другого ребенка

0.6

0.6

0.6

0.6

Провоцирует на общение со взрослым

Реагирует на строгую и ласковую интонацию

Тянет руки, чтобы его взяли на руки

Дифференцирует отношение к своим и чужим

0.4

0.4

0.4

Общие движения

Опирается на ноги

Поднимает голову в положении на спине

Поворачивается на бок

0.5

0.5

0.5

Лежит долго на животе, поднимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук

Переворачивается со спины на живот

Ровно устойчиво стоит при поддержке подмышки

0.6

0.6

0.6

Переворачивается с живота на спину

Передвигается переставляя руки или немного подползая

Сидит при пассивно приданной позе

0.4

0.4

Действия с предметами

Захватывает игрушку двумя пальцами, подносит ко рту, бросает

Рассматривает, ощупывает, захватывает игрушки, висящие над грудью

0.5

0.5

0.5

Берет игрушки из рук взрослого, удерживает ее

Захватывает мелкие предметы

Перекладывает игрушку из руки в руку

0.6

0.6

Легко берет игрушки из разных положений и подолгу занимается с ними

Берет вторую игрушку, трясет первой игрушкой

0.4

0.4

Понимание речи

Больше реагирует на голос, чем на простой звук

Реагирует на ласковые и строгие интонации

0.5

Проявляет ответную голосовую активную речь в ответ на обращение

0.6

Реагирует на имя

0.4

0.4

0.4

0.4

Активная речь

Активно гулит

Смеется в голос

Расширяет репертуар случайно произносимых звуко

Использует звуки при общении со взрослыми

0.5

0.5

Спонтанно гулит цепочками звуков А У М П

Произносит отдельные звуки Б М П

0.6

0.6

0.6

Требует внимания криком

Издает звуки при манипуляции с объектом

Проявляет разнообразные лепетные слоги КА МА ДА ПА БА

0.4

0.5

Навыки

Придерживает бутылочку

Ест из ложечки

0.6

-----------

7, 8, 9 месяцев

возраст

Формируемые умения (возрастная норма)

соответствие

0.7

Зрительное восприятие

Активно захватывает игрушку из любых положений

0.8

0.8

Находит наполовину спрятанный предмет, легко снимает наброшенный на голову платок

Дифференцированно воспринимает близких и знакомых

0.9

Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку

0.7

Слуховое восприятие

Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие звуки

0.9

Выполняет плясовые движения под плясовую мелодию

0.7

Эмоции и социальное поведение

Требует внимания близкого человека

0.8

0.8

0.8

Наблюдает за действиями другого ребенка, взрослого, смеется или лепечет

Подражает действию взрослого с предметами

Реагирует протестом на воздействия чужого человека

0.9

0.9

0.9

Ползет на встречу взрослому, другому ребенку

Подражает действиям и движениям другого ребенка

Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях

0.7

Общие движения

Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях)

0.8

0.8

0.8

0.8

Стоит на четвереньках

Умеет сам садиться из любых положений, сидит уверенно

Придерживается за барьер, сам встает и опускается

Переступает держась за барьер

0.9

0.9

Переходит от одной опоры к другой, слегка придерживаясь за не руками

Передвигается на четвереньках

0.7

0.7

0.7

Действия с предметами

Захватывает предъявленную игрушку со стороны свободной руки

Берет вторую игрушку со стороны занятой руки

Пытается достать игрушку из-за барьера, помещенную в одной из половин поля зрения, использует ближайшую к барьеру руку

0.8

0.8

0.8

0.8

0.8

Использует для захвата большой палец

Стучит игрушкой об игрушку

Целенаправленно манипулирует с пирамидкой (снимает, сбрасывает)

Занимается с игрушками долго и разнообразно

Подражает действиям взрослого с игрушкой (толкает, стучит, вынимает)

0.9

Действует с игрушкой, исходя из ее свойств

0.7

0.7

0.7

Понимание речи

На вопрос «Где?» находит глазами предмет, находящийся на постоянном месте

Понимает речевые команды с жестовым подкреплением

Выделяет по слову части лица у куклы, взрослого

0.8

0.8

0.8

На вопрос «Где?» находит 2-3 предмета на постоянных местах

По слову взрослого выполняет различные действия

Понимает речевые команды без жестового подкрепления

0.9

0.9

0.9

На вопрос «Где?» отыскивает несколько разных предметов в разных местах, независимо от их постоянного расположения

Знает свое имя, поворачивается, когда зовут по имени

Уверенно показывает части лица у куклы, взрослого

0.7

Активная речь

Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги, двойные слоговые сочетания «ба-ба»

0.8

Громко, четко, повторно произносит различные слоги

0.9

Подражает взрослому, учит новые слоги

0.7

Навыки

Пьет из чашки

0.8

Держит корку хлеба, мусолит, жует

0.9

Держит чашку, которую дал ему взрослый

10, 11, 12 месяцев

возраст

Формируемые умения (возрастная норма)

соответствие

0.10

0.10

Зрительное восприятие

Узнает себя и близких у зеркала

Вынимает из кармана, из коробки интересные вещи, если видит, как их туда положили

0.11

-------------------

0.12

0.12

0.12

0.12

Различает предметы по форме, находит предметы по слову

Узнает на фотографии себя и близких

Проявляет интерес к картинкам в книге

Наблюдает как взрослый пишет или рисует

0.10

Слуховое восприятие

-----------------------------

0.11

Находит источник звука за спиной

0.12

Пытается воспроизводить серии речевых звуков с очередными интонациями и ритмом

0.10

0.10

Эмоции и социальное поведение

Действует рядом со взрослым, с другим ребенком или одной игрушкой

Тянет взрослого за одежду, требуя внимания

0.11

0.11

0.11

Избирательно относится ко взрослым и детям

Машет рукой на прощание

Радуется приходу детей

0.12

0.12

0.12

0.12

0.12

Протягивает другому ребенку или взрослому игрушки, отдает, сопровождая смехом и лепетом

Бросает игрушки, чтобы подняли

Машет головой, выражая протест

Владеет указательным жестом для выражения просьбы, вопроса

Обнимает близких по их просьбе

0.10

0.10

0.10

Общие движения

Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, сходит с нее

Ходит по полу за обе руки

Стоит у опоры, самостоятельно встает

0.11

0.11

0.12

Самостоятельно стоит

Делает первые самостоятельные шаги

Самостоятельно ходит

0.10

0.10

0.10

0.10

0.10

Действия с предметами

Выполняет предметные действия по просьбе взрослого (открывает, закрывает)

Может брать мелкие предметы (пуговицы)

Достает мелкие предметы из коробки

Снимает кольца со стержня

Действия с предметами принимают устойчивый характер

0.11

0.11

0.11

Ставит кубик на кубик

Скатывает шарик по желобу

Надевает кольца на стержень

0.12

0.12

0.12

0.12

0.12

0.12

Достает предметы из-за барьера дальней рукой

Пытается листать книгу

Часто бросает предметы на пол

Перестает тянуть предметы в рот

Переносит действия на другие предметы

Складывать игрушки в корзинку

0.10

0.10

0.10

Понимание речи

По просьбе «Дай» находит и отдает знакомые предметы

Играет по словесной инструкции

Узнает предметы на картинках

0.11

0.11

Выполняет по словесной инструкции различные действия, не подсказывая предметами

Проявляет первые обобщения в понимающей речи (люблю куклу)

0.12

0.12

0.12

0.12

Понимает без показа название предмета, действия, имена

Выполняет отдельные поручения

Понимает слово «НЕЛЬЗЯ»

По слову выполняет ранее разученные действия с игрушкой

0.10

Активная речь

Называет новые слоги, повторяя за взрослым

0.11

Начинает говорить первые слова - обозначения

0.12

0.12

0.12

Говорит 5- 10 облегченных слов

Легко подражает названным слогам

Повторяет двусложные слова

0.12

Навыки

Самостоятельно берет, несет и ставит чашку на стол

1,3 – 1,6 месяцев

Не рассматриваем зрительное, слуховое восприятие и эмоции, т.к. при норме это не важно

От 1 года до 2 лет эпикризные сроки устанавливаются каждые 3 месяца, т.е. что-то всегда появляется при норме развития….в 1,3, в 1,6, в 1,9, в 2 года

возраст

Формируемые умения (возрастная норма)

соответствие

1.3

1.3

Сенсорное развитие

Ориентируется в 2х контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей 3 см

Собирает 2-составную матрешку

1,6

1,6

1,6

Ориентируется в 3х контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, пирамидка)

На доске Сегена вкладывает круг и квадрат

Собирает 2-составную матрешку

1.3

Игра

Воспроизводит в игре различные действия (кормит куклу, собирает пирамидку, строит башню из кубиков

1,6

Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия

1.3

1.3

Общие движения

Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается)

Шагает вверх по лестнице приставным шагом с поддержкой и без

1,6

1,6

Перешагивает через препятствия (брусочки) приставными шагами

Бегает семенящим шагом, неритмично

1.3

1.3

1.3

1.3

Пассивная речь

Понимает названия некоторых предметов, действий

Ориентируется в группе

Показывает несколько частей тела

Выполняет простые поручения

1,6

1,6

1,6

1,6

Находит по слову два одинаковых предмета, разных по цвету и величине

Показывает все части тела

Понимает предложно-падежные конструкции с предлогами В, НА

Различает неречевые звуки

1.3

Активная речь

Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости

1,6

1,6

Повторяет за взрослым 1-2 сложные слова или два слога 3-сложных слов

Произносит слова-действия

1.3

Навыки

Самостоятельно ест густую пищу ложкой

1,6

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой

1,9 – 2 года

возраст

Формируемые умения (возрастная норма)

соответствие

1,9

1,9

1,9

Сенсорное развитие

Ориентируется в 3х контрастных величинах с разницей 3 см

Собирает 3-составную матрешку

Собирает пирамиду с учетом величины 3х колец

2,0

2,0

2,0

Ориентируется в 3-4х основных цветах однородных предметов

Собирает 3-составную матрешку

Собирает пирамидку с учетом величины 4-5 колец

1,9

Игра

Воспроизводит несложные постройки-перекрытия типа «ворот, дома»

2,0

Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры)

1,9

Общие движения

Прыгает в длину с места

2,0

Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила

1,9

1,9

1,9

1,9

1,9

1,9

Пассивная речь

Понимает несложный рассказ по сюжетным картинкам, отвечает на вопросы по содержанию

Понимает единственное, множественное число существительных

Понимает возвратные глаголы

Понимает суффиксальные отношения (уменьшительно-ласкательные существительные)

Различает речевые звуки

Различает высоту голоса

2,0

2,0

2,0

Понимает короткий рассказ из опыта

Понимает предложно-падежные конструкции У, С

Понимает единственное, множественное число глаголов

1,9

Активная речь

Обозначает свои действия словами и 2х-словными предложениями

2,0

2,0

2,0

2,0

При общении со взрослым пользуется 3х-словными предложениями

Употребляет прилагательные и местоимения

Употребляет - винительный падеж существительных

- предложный падеж существительных

- множественное число существительных (-ы, -и)

- 3-х сложные слова без стечения обстоятельств

Произносит слова со сложной слоговой структурой (зайка, киска)

1,9

Навыки

Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает колготки, шапку, ботинки)

2,0

Частично надевает одежду (ботинки, шапку, носки)

2,6 – 3 года

С 2х до 3х лет эпикризный срок один в 2,6 мес

возраст

Формируемые умения (возрастная норма)

соответствие

2,6

2,6

2,6

2,6

2,6

2,6

Сенсорное развитие

Подбирает по образцу основные геометрические формы (шар, куб, кирпич, пирамида, крыша, конус, цилиндр)

Собирает пирамидку из 6-8 колец с учетом величины

Собирает 4-5 составную матрешку

На доске Сегена вкладывает круг, квадрат, треугольник

Ориентируется в 4-х контрастных цветах разнородных предметов

Конструирует из 2-3х счетных палочек

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

Называет 4 основных цвета

Собирает пирамидку из 8-10 колец с учетом величины

Собирает 5-6 составную матрешку

Составляет разрезную картинку из 2-3х частей

Соотносит плоские геометрические формы

Знает и называет: 1,2, много, больше, меньше;

Ориентируется: вчера, сегодня, завтра;

Ориентируется: высоко, низко, далеко, близко, рядом

2,6

2,6

2,6

Игра

Усложняет сюжетные игры с логической последовательностью действий

Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их

Начинает овладевать карандашом

3,0

3,0

3,0

Проявляет элементы «ролевой игры»

Выполняет более сложные сюжетные постройки

Овладевает элементарными рисунками карандашом, лепит простые фигуры из пластилина

2,6

2,6

Общие движения

Перешагивает препятствия высотой 20-28 см

Стоит на одной ноге с поддержкой около 8 секунд

3,0

3,0

3,0

Перешагивает препятствия не приставным шагом высотой 25-30 см

Шагает по лестнице вниз чередующим шагом

Спрыгивает с высоты 30 см

2,6

2,6

2,6

2,6

Пассивная речь

Понимает предложно-падежные конструкции ЗА, ПО, ДО, НАД

Понимает единственное, множественное число прилагательных

Понимает настоящее и прошлое время глаголов

Понимает префиксальные отношения

3,0

3,0

3,0

Понимает предложно-падежные конструкции ЧЕРЕЗ, ОКОЛО, ПЕРЕД

Понимает существительные с увеличительными суффиксами

Понимает префиксальные отношения

2,6

2,6

2,6

2,6

2,6

2,6

2,6

Активная речь

Говорит многословными предложениями (более 3-х слов)

Употребляет существительное в родительном, дательном, творительном падежах

Употребляет единственное и множественное число существительных

Употребляет единственное, множественное число глаголов

Употребляет возвратные глаголы

Задает вопросы «Где? Куда?»

Употребляет 2-х, 3-х сложные слова (лимон, собака)

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

Употребляет сложные придаточные предложения

Задает вопросы «Почему? Когда?»

Употребляет части речи: сущ., глаг., прилаг., наречия, местоим., числит., предлоги, союзы

Употребляет единственное и множественное число прилагательных

Употребляет слова со стечением согласных «вилка, мишка»

Использует частицы НЕ, НИ

Вступает в контакт со взрослыми и детьми, активно общается с ними

2,6

2,6

2,6

Навыки

Самостоятельно одевается, кроме застегивания и шнуровки

Аккуратно ест

Знает как пользоваться туалетом, открывать и закрывать кран

3,0

3,0

3,0

Полностью одевается сам с небольшой помощью взрослого

По мере необходимости пользуется салфеткой и носовым платком

причесывается

Помощь, оказанная родителями детям раннего возраста, важна, так как постоянное взаимодействие близкого взрослого является основным условием стимуляции развития ребенка.

Список литературы

1. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. П23 Диагностика развития детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. — М.: ТЦ Сфера, 2022. — 80 с.

2. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. Клинические рекомендации под редакцией академика РАН Н.Н. Володина и академика РАО В.М. Шкловского, Подготовлены: Российской ассоциацией специалистов перинатальной медицины, Одобрены: Союзом педиатров России, Авторский коллектив: Асмолова Г.А.; Заваденко А.Н.; Заваденко Н.Н.; Козлова Е.В.; Медведев М.И.; Рогаткин С.О.; 2015. - 57с.