МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска»

Ашихмина Надежда Петровна

учитель-логопед

Оптико-пространственные нарушения у детей с нарушением

опорно-двигательного аппарата.

Пути коррекции

Аннотация

Процесс восприятия пространства - это очень сложная система. У детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, формирование пространственных представлений имеет свои особенности, т. к. главным нарушенным звеном при ДЦП является двигательная активность. Таким образом, формирование и развитие пространственных представлений очень важно как для успешной социальной адаптации ребенка, так и для овладения учебной деятельностью.

Проблема ориентировки в пространстве и формирования правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области психологи и педагогики, поскольку ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека. Процесс восприятия пространства - это очень сложная система, т. к. у человека нет специального пространственного анализатора.

Этой проблемой занимались клинические психологи Семаго, а так же известный нейропсихо лог Семенович А. В., которая выделяет 4 уровня в структуре пространственных представлений:

- пространственные представления о собственном теле

-пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (так называемые, метрические представления). Формирование представлений данного уровня происходит в определенной последовательности. Сначала формируется представление вертикали, затем горизонтали, затем о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие «сзади».

- вербализация пространственных представлений. Сначала в речи ребенка появляются такие слова, как верх, низ, близко, далеко и только потом предлоги.

- лингвистические представления, когда у ребёнка формируется понимание пространственно-временных и причинно-следственных отношений.

У детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, формирование пространственных представлений имеет свои особенности, т. к. главным нарушенным звеном при ДЦП является двигательная активность. При несформированности оптико-пространственного восприятия задерживается формирование обобщённых образов реального мира, представления ребёнка об окружающем становятся ограниченными,

отмечаются затруднения формирования причинно-следственных связей, задерживается развитие словаря, возникают трудности в грамматическом оформлении речи.

Таким образом, формирование и развитие пространственных представлений очень важно как для успешной социальной адаптации ребенка, так и для овладения учебной деятельностью (счет, чтение, письмо).

Коррекция оптико-пространственных нарушений строится по следующим направлениям:

- развитие зрительного восприятия и узнавания

- уточнение и расширение объёма зрительной памяти

- развитие зрительного анализа и синтеза

- формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений

- дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

В ходе практических занятий на начальном этапе уточняются представления о величине, форме, цвете. На этом этапе сравниваются пары предметов по видимым и реальным размерам, очертания силуэтного и цветного изображений, узнавание предметов по их контурам, воспроизведение недорисованных предметов, выделение предметных контурных изображений, наложенных друг на друга. Далее следует работа с геометрическими фигурами (узнать геометрическую фигуру, дорисовать, назвать), найти заданную фигуру среди 2 – х изображений (одно изображение тождественно представленному, второе представляет собой его зеркальное отражение).

Наиболее сложной является серия заданий, направленная на формирование речевых средств, отражающих оптико-пространственные представления. Детям предлагается определить местоположение несколькими способами (справа, слева, над, под, между, в верхнем правом углу, в нижнем левом и т. д.), ориентировка в пространстве.

И наконец, работа с буквами. Узнавание перечёркнутых букв, выделение букв, наложенных друг на друга, конструирование или дописывание недостающих элементов буквы.

Литература

Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте

. – М: Академия, 2002. – 232 с.

Семаго Н. Я. Методика

формирования пространственных пр

едставлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 112 с.

Логопедия. /Под ред. профессора Л. В. Волковой/. – М.: «Просвещение», 1989. – 527 с.

Лалаева

Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1998. – 223 с.

Мазанова Е.

В. Коррекция оптической дисграфии /Конспекты занятий для логопедов/. М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 86 с.

Садовникова

И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997. – 255 с.