МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска»
Ашихмина Надежда Петровна
учитель-логопед
Оптико-пространственные нарушения у детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата.
Пути коррекции
Аннотация
Процесс восприятия пространства - это очень сложная система. У детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, формирование пространственных представлений имеет свои особенности, т. к. главным нарушенным звеном при ДЦП является двигательная активность. Таким образом, формирование и развитие пространственных представлений очень важно как для успешной социальной адаптации ребенка, так и для овладения учебной деятельностью.
Проблема ориентировки в пространстве и формирования правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области психологи и педагогики, поскольку ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека. Процесс восприятия пространства - это очень сложная система, т. к. у человека нет специального пространственного анализатора.
Этой проблемой занимались клинические психологи Семаго, а так же известный нейропсихо лог Семенович А. В., которая выделяет 4 уровня в структуре пространственных представлений:
- пространственные представления о собственном теле
-пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (так называемые, метрические представления). Формирование представлений данного уровня происходит в определенной последовательности. Сначала формируется представление вертикали, затем горизонтали, затем о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие «сзади».
- вербализация пространственных представлений. Сначала в речи ребенка появляются такие слова, как верх, низ, близко, далеко и только потом предлоги.
- лингвистические представления, когда у ребёнка формируется понимание пространственно-временных и причинно-следственных отношений.
У детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, формирование пространственных представлений имеет свои особенности, т. к. главным нарушенным звеном при ДЦП является двигательная активность. При несформированности оптико-пространственного восприятия задерживается формирование обобщённых образов реального мира, представления ребёнка об окружающем становятся ограниченными,
отмечаются затруднения формирования причинно-следственных связей, задерживается развитие словаря, возникают трудности в грамматическом оформлении речи.
Таким образом, формирование и развитие пространственных представлений очень важно как для успешной социальной адаптации ребенка, так и для овладения учебной деятельностью (счет, чтение, письмо).
Коррекция оптико-пространственных нарушений строится по следующим направлениям:
- развитие зрительного восприятия и узнавания
- уточнение и расширение объёма зрительной памяти
- развитие зрительного анализа и синтеза
- формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений
- дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.
В ходе практических занятий на начальном этапе уточняются представления о величине, форме, цвете. На этом этапе сравниваются пары предметов по видимым и реальным размерам, очертания силуэтного и цветного изображений, узнавание предметов по их контурам, воспроизведение недорисованных предметов, выделение предметных контурных изображений, наложенных друг на друга. Далее следует работа с геометрическими фигурами (узнать геометрическую фигуру, дорисовать, назвать), найти заданную фигуру среди 2 – х изображений (одно изображение тождественно представленному, второе представляет собой его зеркальное отражение).
Наиболее сложной является серия заданий, направленная на формирование речевых средств, отражающих оптико-пространственные представления. Детям предлагается определить местоположение несколькими способами (справа, слева, над, под, между, в верхнем правом углу, в нижнем левом и т. д.), ориентировка в пространстве.
И наконец, работа с буквами. Узнавание перечёркнутых букв, выделение букв, наложенных друг на друга, конструирование или дописывание недостающих элементов буквы.
Литература
Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте
. – М: Академия, 2002. – 232 с.
Семаго Н. Я. Методика
формирования пространственных пр
едставлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 112 с.
Логопедия. /Под ред. профессора Л. В. Волковой/. – М.: «Просвещение», 1989. – 527 с.
Лалаева
Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1998. – 223 с.
Мазанова Е.
В. Коррекция оптической дисграфии /Конспекты занятий для логопедов/. М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 86 с.
Садовникова
И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997. – 255 с.