ОПЫТ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА-ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЯ
А.М. Голик, преподаватель профессионального цикла землеустроительного отделения
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края Пашковский сельскохозяйственный колледж «ГБПОУ КК ПСХК»
г.Краснодар
Современный стандарт профессионального образования ориентирован на формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов, востребованных на рынке труда. В настоящее время на производстве необходимы образованные специалисты, которые смогут самостоятельно принимать решения, способные к сотрудничеству и развитию.
Основным результатом подготовки специалиста должна быть не только сумма знаний выпускника, но и владение такими навыками как: осуществление поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения производственных задач, личностного и профессионального развития, умения действовать в реальных условиях.
Для достижения этих целей используются современные образовательные технологии, которые позволяют повышать качество образования, эффективно использовать учебное время и ориентировать обучающихся на их будущую профессиональную деятельность.
Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности обучающихся и педагога по организации, планированию, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата.[2]
Для повышения качества учебного процесса каждый педагог использует определенные образовательные технологии, с учетом специфики преподаваемого направления. В своей образовательной деятельности чаще всего применяю технологию проблемного обучения и технологию сотрудничества.
В современных образовательных технологиях объединены педагогические методики с информационными и коммуникационными технологиями. Иными словами, подразумевается использование в процессе обучения разнообразных инструментов, такие как: применение компьютерной техники, мультимедийных материалов, сети Интернет, мобильных устройств, специализированного программного обеспечения, цифровых учебных платформ, интерактивных моделей и других решений.
Важным условием, при формировании профессиональных компетенций востребованного специалиста в области землеустройства и кадастра, является приобретение знаний в области земельного законодательства, навыков использования геодезического оборудования и свободное владение различными специализированными программными средствами.
Технология проблемного обучения состоит из нескольких уровней: проблемная задача, проблемный вопрос, проблемная ситуация и проблемный урок. Структура проблемной задачи характеризуется тремя компонентами: данные (условия), требование и искомое (неизвестное).[3]
Методика правового обучения включает в себя специфические закономерности изучения законодательства, позволяющие оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной профессиональной компетенции, приобретать опыт профессиональной деятельности.
Работа с источниками правовой информации – важнейший метод обучения. Методы работы: решение правовых задач путем работы с различными юридическими источниками в области земельных отношений (Земельный, Гражданский, Лесной, Водный, Градостроительный и Уголовный кодексы РФ).
При использовании данной методики преподавателем дается задание по решению правовых задач, в процессе решения которых обучающиеся работают с источниками правовой информации и ведут активные дебаты по вариантам правовой оценки ситуации. Чаще всего используется на практических занятиях, с главной целью - научить студентов переносить знания в другие условия и применять их на практике, развивать аналитическое мышление, формировать способность поиска выхода из конфликтных или нестандартных правовых ситуаций в области земельно-имущественных отношений.
Эффективность проблемного обучения состоит в том, что при решении заданий такого типа формируется критическое и творческое мышление, возникает закономерная взаимосвязь между практическими и теоретическими проблемами.[2] Для практических занятий такого типа характерна высокая эмоциональная активность обучающихся. При этом самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера вызывает личное переживание студентов, формирует неравнодушное отношение к изучаемому материалу.
В процессе обучения мною так же используется частично-поисковой метод: создается проблемная ситуация, которая разрешается студентами с помощью преподавателя. То есть педагог может подсказать первый или затруднительный шаг в решении проблемы, но в основном обучающиеся продумывают ответ самостоятельно.
Для некоторых практических занятий результативнее использовать поисковый метод, в котором обучающиеся самостоятельно, без существенной помощи преподавателя, усваивают и закрепляют полученные правовые знания. Задача педагога - направить деятельность студентов на решение проблемы, стимулировать их познавательную активность. Преподаватель выступает в роли наставника – наблюдает и корректирует действия студентов на начальном этапе. Таким образом реализуется субъект-субъектный подход в обучении.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет расширить рамки образовательного процесса и повысить его практическую и профессиональную направленность, поддержать познавательную активность студентов к изучаемому материалу.
Без знания специализированного программного обеспечения (ПО) и умения использования профессиональных информационных систем, специалист-землеустроитель не будет конкурентоспособен на рынке труда.
В федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 21.02.19 Землеустройство [1], предусмотрено освоение выпускником профессиональных компетенций:
ПК 1.6. Применять аппаратно-программные средства для расчетов и составления топографических, межевых планов;
ПК 2.3. Составлять технический план объектов капитального строительства с применением аппаратно-программных средств;
ПК 2.4. Вносить данные в реестры информационных систем различного назначения;
ПК 3.3. Использовать информационную систему, предназначенную для ведения ЕГРН.
В процессе обучения для целей овладения профессиональными компетенциями ПК 2.4 и ПК 3.3, мною используются: приложение для мобильных устройств «Кадастр», Публичная кадастровая карта (сайт Росреестр).
С помощью данных ресурсов студенты получают сведения о реальных объектах недвижимости (земельные участки, здания, сооружения), а затем активно используют их при формировании кадастровых и геодезических документов, реализовывая свои теоретические знания на практике.
Для овладения навыками формирования топографических, межевых и технических планов (ПК 1.6 и ПК 2.3) в обучении применяется специализированное ПО, программы: Nano Cad и ТИМ Кредо Топография.
Технология сотрудничества предполагает обучение студентов в малых группах. Основной идеей этой технологии является организация совместного обучения людей, объединенных единой целью и задачами, при этом несущих индивидуальную ответственность за конечный результат работы.
Студенты, для закрепления теоретического материала и формирования практических навыков владения геодезическим оборудованием, объединяются в малые группы по 3-4 человека. В процессе выполнения поставленных задач ведется коллективная работа, по результатам которой каждый член группы производит индивидуальные расчеты. Таким образом, в результате использования технологии сотрудничества, формируются необходимые профессиональные и общие компетенции студента. Такие как: умение работать в команде, брать ответственность за свою деятельность. Развиваются навыки вербального общения и умения представлять результаты своей работы.
Использование активных и интерактивных образовательных технологий позволяет организовать эффективное обучение студентов, при котором преподаватель обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной деятельности и практических занятий. Что приводит к углублению теоретических знаний, способствует закреплению профессиональных навыков работы с геодезическим оборудованием, специальным программным обеспечением и т.д.
Таким образом, исходя из опыта, можно сказать, что вышеописанные подходы к образовательному процессу позволяют объединить теоретические знания, умения и практические навыки для получения высококвалифицированного специалиста-землеустроителя. Анализ трудоустройства показывает, что наши выпускники, на протяжении многих лет востребованы на рынке труда в области земельно-имущественных отношений, землеустройства и кадастра.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 21.02.19 Землеустройство (утвержден Приказом
Минпросвещения
России от 18.05.2022 №339)
Еркина С.Л. Современные образовательные технологии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://агасу.рф/files/documents/44-redaktor/kursy
/Erkina_lektsia_sovr_tehn.pdf
Соколков, Е. А. Проблемно-модульное
обучение :
учебное пособие / Е. А. Соколков. —
Москва :
Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2024. — 392 с. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2086853