Подготовила Крисан Светлана Александровна,
воспитатель
Тема: Опыт работы «Инновационные технологии развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
В настоящее время проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста весьма актуальна. Связная речь представляет собой развернутое, законченное и грамматически оформленное смысловое и эмоциональное высказывание, которое состоит из ряда логически связанных предложений. Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, овладение грамматическим строем. От уровня развития речи зависит умение общаться с людьми.
В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом инновационных технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Инновационные технологии, которые применяются мной в педагогической деятельности:
- технология сторителлинга,
- кейс-технология,
Сторителлинг пришел в нашу страну из Европы, в переводе с английского означает «рассказывание историй». Одним из способов применения технологии сторителлинга в ДОУ является - использование пособия «Кубики историй», настольная игра-пособие, развивающая фантазию и речь. Кубики на каждой из шести граней имеют предметную картинку, с которой нужно связать свою историю.
Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, договариваемся, о ком будет история, т. е. выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история). Первый ребёнок достаёт из волшебной шкатулки кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий ребёнок достаёт и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа.
А какое огромное количество сочетаний из картинок получается! Одинаковых сюжетных линий не бывает, каждый раз история получается новая, удивительная. Неповторимая!
Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала составлять истории можно по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий - воспитатель, и т.д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.
Кейс-технология в образовании предполагает осмысление детьми реальной жизненной ситуации, описание которой и отражает конкретную практическую проблему, и актуализирует соответствующий комплекс знаний, необходимых для усвоения в ходе разрешения проблемы.
К каждому кейсу предъявляются требования:
• использование цветных иллюстраций, крупных по масштабу для представления на групповых занятиях (не менее А4)
• рисунок должен отражать проблему, актуальную для дошкольников
• демонстрировать воспитанникам как положительные, так и отрицательные варианты решения;
• содержать необходимое и достаточное количество информации.
Есть такие виды кейс – технологии:
* Кейс-иллюстрации;
* Фото-кейс;
* Проигрывание ролей (ролевое проектирование);
* Анализ конкретных ситуаций.
Например:
Кейс «Разговор по телефону»
Задачи:
-закреплять знание правил и норм речевого этикета;
-продолжать формирование культуры общения;
-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.
Аня звонит Маше по телефону.
– Маш, привет.
– Это не Маша. Это ее мама.
– А мне Маша нужна.
– Сейчас я ее позову.
– Маш, это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.
– Хорошо.
– Ну ладно, пока!
Вопросы и задание:
Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?
Умеет ли Аня разговаривать по телефону?
О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила?
Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.
Таким образом, можно сказать, что применение инновационных технологий способствует развитию всех форм устной речи ребёнка и повышению качества образования.