* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Hyperlink {color: #0563C1; text-decoration: underline ;} .Unresolved Mention {color: #605E5C;}

Куркина Ольга Викторовна, волонтер, грантополучатель

г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Опыт работы по развитию Школьных служб примирения (медиации) в общеобразовательных организациях города Нефтеюганска

Департамент образования администрации города Нефтеюганска активно совершенствует систему работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся общеобразовательных организаций. Внедрение восстановительных технологий в деятельность общеобразовательных организациях подведомственных департаменту образования администрации города Нефтеюганска реализуется с 2014 года. В то время были созданы 16 Школьных служб примирения(медиации) (далее – ШСП), которые стали проводить школьную медиацию, привлекать школьников-волонтеров, входящих в состав Школьных служб примирения, к участию в мероприятиях по профилактике школьных конфликтов. Во всех Службах утверждено Положение, издан приказ о создании Службы, определены кураторы. Для более качественного внедрения восстановительных технологий осуществлялось взаимодействие с председателем Ассоциации кураторов Служб примирения г. Москвы А.Ю. Коноваловым, с целью методического сопровождения и развития сети Служб примирения на территории муниципального образования город Нефтеюганск.

Реализация восстановительных технологий в профилактической работе позволила улучшить положение детей в городе. Данные представленные комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Нефтеюганска, свидетельствуют о стабильном снижении количества семей, состоящих на учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в период внедрения ШСП (2012г. – 458; 2013г. – 177; 2014г. - 163). Уменьшилось количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (2012г. – 295; 2013г. – 130; 2014г. -100) и социально опасном положении (2012г. – 326; 2013г. – 137; 2014г. -138).

Однако опыт реализации деятельности в течение почти 10 лет свидетельствует о том, что актуальной проблемой в работе Школьных служб примирения(медиации), остается естественная смена кадрового состава ШСП, что предполагает систематическую организацию обучения педагогов школ. Вызывает тревогу то, что среди учащиеся распространяется такое современное деструктивное поведение как буллинговое, в отношении сверстников.

В связи с этим была создана активная группа добровольцев (педагогов-психологов) для участия в различных грантовых конкурсах, с целью получения финансовой поддержки и организации обучающих мероприятий для кураторов Школьных служб примирения(медиации).

В ходе участия в конкурсе на предоставление грантов Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на развитие гражданского общества физическим лицам в 2022 году, был получен Грант (https://грантгубернатора.рф/funding/view/07042022-04-580ff1eb-191d-4901-acdb-8ceea73719f8).

Финансирование Гранта направлено на проведение обучающих семинаров-тренингов и курсов повышения квалификации для педагогов-психологов, общественников и родителей.

Для организации и проведения мероприятий заключено Соглашение о сотрудничестве и партнерстве в области развития деятельности Школьных служб примирения (медиации) с муниципальным автономным учреждением «Центр молодежных инициатив», на базе которого проводились мероприятия.

Реализация Гранта началась с проведения организационного собрания кураторов Школьных служб примирения. Где обсуждались проблемные стороны деятельности Школьных служб примирения и планировались тренинги для подростков, с целью обучения навыкам дружески решать конфликты, договариваться в коллективе сверстников, уважать и поддерживать друг друга; классные часы, по воспитанию ответственности за дружеское и толерантное общение в классном коллективе; родительские собрания, направленные на повышение родительской компетентности в области профилактики и разрешения подростковых конфликтов; акции с целью информирования учащихся о Школьных службах примирения; профилактические беседы с обучающимися, направленные на разъяснение ответственности за конфликтное, буллинговое, агрессивное, поведение в школе (https://vk.com/volonter_mediator_ugansk?w=wall-106643951_854).

Далее был организован семинар-тренинг на тему «Организация и содержание деятельности Школьной службы примирения(медиации) в образовательной организации» для сотрудников образовательных учреждений, курирующих вопросы деятельности школьных служб медиации (примирения), общественников и родителей. Цель семинара-тренинга: совершенствование компетенций в профилактике и урегулировании конфликтов между участниками образовательных отношений на основе медиации и восстановительных технологий. Тренером выступал Коновалов А.Ю., член Экспертного совета по развитию служб примирения и медиации при Министерстве просвещения Российской Федерации, профессиональный медиатор и тренер по медиации в системе образования г. Москвы. Категория слушателей: сотрудники образовательных учреждений, курирующие вопросы деятельности школьных служб медиации (примирения), общественники и активные родители, участвующие в деятельности школьных служб медиации (примирения). Содержание семинара-тренинга включало следующие блоки:

- правовая основа деятельности службы школьной медиации (примирения) в образовательных организациях; процесс медиации как процедуры в профилактике школьных конфликтов и буллинга; методы решения проблем и ведение переговоров; техника и приемы проведения школьной медиации – 3 тренинговых дня;

- технологии «Круг сообщества», «Школьная конференция» в профилактике школьных конфликтов и буллинга – 3 тренинговых дня (https://vk.com/volonter_mediator_ugansk?w=wall-106643951_871).

В дополнение к семинару-тренингу были организованы курсы повышения квалификации для кураторов ШСП через образовательную платформу «Луч знаний» (https://luchznaniy.ru/) в которых приняли участие 32 педагога общеобразовательных организаций города Нефтеюганска.

Но проблему буллинга необходимо было раскрыть более детально и в рамках грантовых средств был организован тренинг с Е.Д. Женодаровой, методистом по созданию и развитию школьных служб примирения государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы». На котором обучались проводить "Педагогический совет" и "Совет профилактики" в формате восстановительной технологии "Круг сообщества" была изучена инновационная форма работы для Школьных служб примирения Нефтеюганска (https://vk.com/volonter_mediator_ugansk?w=wall-106643951_920).

И в завершении грантовых мероприятий было организовано обучение волонтеров (старших школьников) Школьных служб примирения (https://vk.com/volonter_mediator_ugansk?w=wall-106643951_928). Программа обучения включала ряд тренинговых встреч на темы «Школьная служба примирения. Основные понятия», «Психология лидерства. Личностные качества волонтера», «Подросток и закон. Подросток и конфликт», «Управление конфликтами», «Искусство и техника общения», «Коммуникативные техники и модели поведения в конфликте», «Круг сообщества» и «Наши школьные мероприятия».

Данный разноуровневый комплекс мероприятий позволил усовершенствовать деятельность Школьных служб примирения (медиации) общеобразовательных организаций города Нефтеюганска.