Опыт внедрения инновационных педагогических технологий
в практике тренеров – преподавателей
МБУ ДО ФСН «Озёры».
Составила:
инструктор-методист МБУ ДО ФСН «Озёры»
Паршина Ю.А.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Есть множество определений понятия «педагогическая технология».
Педагогическая технология - это такое построение деятельности тренера-преподавателя, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Знание современных педагогических технологий по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации и умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности тренера-преподавателя сегодня. Любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата? Наше учреждение в отличие от массовой школы может разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения нужно рассчитывать на уровень физического развития и корректировать в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. Мы открываем двери для всех детей, желающих заниматься физической культурой и спортом, здесь созданы оптимальные условия для развития: они могут реализовать свои способности и освоить дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы по своему желанию. Деятельность нашего учреждения дополнительного образования детей строится на таких принципах, как:
дифференциация, индивидуализация, вариативность образования;
развитие творческих способностей детей, выражающееся в том, что в организуемой образовательной деятельности доминируют творческие начала и творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе;
учет реальных возможностей и условий обеспечения образовательных программ материальными, технологическими, кадровыми и финансовыми ресурсами;
учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
ориентация на потребности общества и личности обучающегося.
Объектом любой образовательной технологии в дополнительном образовании является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса в целом.
Основным условием эффективной системы подготовки юных спортсменов является:
- планомерная тренировка,
- выбор средств и методов построения тренировочного процесса, допустимой тренировочной нагрузкой;
- уровнем подготовленности обучающихся.
Что бы совместная деятельность тренеров с детьми была эффективной, я хочу представить ряд технологий.
Хочу представить две часто применяемые технологии для достижения целей и решения поставленных задач используем следующие педагогические образовательные технологии:
Здоровьесберегающая
технология;
Игровая технология;
Здоровьесберегающая технология: в современных условиях, безусловно, возрастает роль занятий спортом, тренировочные занятия являются средством укрепления здоровья и профилактикой различных заболеваний у детей. Задачи здоровьесберегающей технологии - обеспечить высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. В здоровьесберегающую технологию входит:
1. Использование данных мониторинга состояния здоровья обучающихся, проводимого медицинскими работниками нашего учреждения, и собственных наблюдений в тренировочном процессе, его коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2. Учет особенностей возрастного развития юных спортсменов и разработка тренировочных стратегии, соответствующей особенностям, работоспособности, активности и т.д. обучающихся данной возрастной группы.
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности обучающихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
В своей деятельности тренировочный процесс планируется на основе методов и приемов, направленных на воспитание культуры здоровья и интереса к занятиям спортом. При составлении плана конспекта тренировочного занятия учитывается воспитательная деятельность и
формирование навыков здорового образа жизни.
Игровая технология: Наибольший интерес представляют игровые технологии.
Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия тренера-преподавателя и обучающихся через реализацию определенного сюжета. При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Игровые технологии применяем для:
- обучения двигательным действиям;
- развития различных физических качеств;
- формирования понятий о нормах общественного поведения, воспитания культурных навыков поведения;
- увеличения положительных эмоций от занятий физической культурой и спортом.
Игровые технологии повышают интерес к занятиям физической культуры и спорта. Игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы более обширной технологии;
в качестве тренировочного занятия или его части;
как технологии воспитательной работы.
Результативность применения представленных выше технологий зависит от личных качеств тренеров - преподавателей, их компетентности, уровня их образования, преданности профессии, а самое главное их любви к детям. И только во взаимодействии всех участников образовательного процесса кроется успех в достижении поставленных перед педагогом целей. В результате применяемых педагогических технологий тренеры – преподаватели добиваются высоких результатов в своей работе.