Опыты, рекомендованные для подготовки обучающихся 4-х классов к ВПР по предмету «Окружающий мир».

Полуэктова Алла Алексеевна

Пояснительная записка.

Данное пособие разработано с целью подготовки обучающихся 4-х классов к выполнению работы в форме ВПР по предмету «Окружающий мир».

В Аналитической справке по результатам ВПР 4 классов за уровень НОО

2022-2023 года г. Норильск по предмету «Окружающий мир» указаны дефициты знаний обучающихся, выявленных при анализе результатов выполнения задания № 6. 6.1.: Различать в описании опыта его цель.

6.2.: Делать выводы.

6.3.: Описать ход опыта.

В пособии предложены варианты практических работ для обучающихся 4-х классов. В каждой практической работе указана тема, цель, ход работы и сделаны выводы. При подготовке к ВПР по предмету «Окружающий мир» можно их использовать в качестве эталонов для проверки работ обучающихся.

Данные работы рекомендую выполнять в группах. Если в группе ребята сильные, стоит предложить им самим заполнить необходимые данные по шаблону в соответствии с темой работы:

Тема:

Цель:

Ход работы:

 

Провести наблюдение, записывая изменения в дневник наблюдений.

Дата/Изменения

1 стакан с водой

2 стакан без воды

Температура, освещённость

Влажность

одинаковые

разная

одинаковые

разная

одинаковые

разная

одинаковые

разная

Вывод: 1)

2)

Если ребята в группе слабее, можно выдать им полностью оформленную работу и предложить: в ходе опыта проверить всё ли верно записано.

Так же опыты можно провести как домашний эксперимент.

Учителю необходимо провести инструктаж обучающихся по технике безопасности перед выполнением опытов.

В разработке использованы материалы заданий ВПР прошлых лет.

Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований
к уровню подготовки обучающихся:

Код

Проверяемые элементы содержания

Человек и природа

1.1

Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая
природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).

1.12

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе,
значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот
воды в природе.

1.14

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни
человека

1.15

Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод,
семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы.
Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений

1.3

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ:
соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие
практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Правила безопасной жизни

3.6

Правила безопасного поведения в природе.

Код

Проверяемые требования к результатам обучения

1

Метапредметные

1.1

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

1.2

использование знаково-символических средств представления информации
для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебных и практических задач

1.3

использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с
помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета

2

Предметные

2.3

осознание целостности окружающего мира

2.4

освоение основ экологической грамотности, элементарных правил
нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

2.5

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение,
запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением
информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве)

2.6

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

6.Типы заданий и сценарии их выполнения.

Задание 6 связано с элементарными способами изучения природы – его основой является описание реального эксперимента.

6.1. Первая часть задания
проверяет умение обучающихся работать с текстом: вычленять из текста информацию, представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы.

6.2. Во второй части задания требуется сделать вывод на основе проведенного (описанного) опыта.

6.3. Третья часть задания проверяет умение проводить аналогии, строить рассуждения.

Вторая и третья части задания предполагают развернутый ответ обучающегося.

Опыты, рекомендуемые для обучающихся 4-х классов.

1.Тема: «Изучение условий прорастания семян».

Цель: выяснить, как влажность влияет на процесс прорастания семян гороха.

Ход работы:

Выбрать

семена

растения

, которые можно

использовать для опыта.

От

считать равное количество семян,

положить их в два стакана.

В первый стакан налить немного воды, а

в

 

другом

оставить семена сухими.

Поставить стаканы в классе.

Провести наблюдение, записывая изменения в дневник наблюдений.

Дата/Изменения

1 стакан с водой

2 стакан без воды

Температура, освещённость

Влажность

1 апреля

нет

нет

одинаковые

разная

2 апреля

семена набухли

нет

одинаковые

разная

5 апреля

появились ростки у 5 семян

нет

одинаковые

разная

7 апреля

появились ростки ещё у 4 семян

нет

одинаковые

разная

Вывод: 1) для прорастания семян необходима вода.

2) Чтобы узнать, как влажность влияет на прорастание семян, надо подсчитать и сравнить, сколько семян проросло за одинаковый промежуток времени.

3) Надо следить, чтобы температура и освещённость были одинаковые.

6.1.Задание ВПР

Сравни условия прорастания семян гороха в двух стаканах в описанном опыте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.

 

Количество семян в двух стаканах: одинаковое / различное

Влажность в двух стаканах: одинаковая / различная

Температура семян в двух стаканах: одинаковая / различная

 

Количество семян в двух стаканах:

Влажность в двух стаканах:

Температура семян в двух стаканах:

 

 

 

6.2.Задание ВПР

Варя проводила наблюдения за прорастанием семян гороха. Чтобы выяснить, влияет ли влажность на их прорастание, она взяла два стакана, положила в каждый по десять одинаковых семян гороха. Во второй стакан она предварительно поместила мокрую тряпочку. Оба стакана Варя оставила в классе на столе.

 

Какие подсчёты и сравнения нужно провести Варе, чтобы определить, как влажность влияет на прорастание семян?

6.3.задание ВПР

Варя проводила наблюдения за прорастанием семян гороха. Чтобы выяснить, влияет ли влажность на их прорастание, она взяла два стакана, положила в каждый по десять одинаковых семян гороха. Во второй стакан она предварительно поместила мокрую тряпочку. Оба стакана Варя оставила в классе на столе.

Если бы Варя захотела выяснить, влияет ли наличие почвы на прорастание семян, с помощью какого эксперимента она смогла бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

2.Тема: «Изучение условий прорастания семян».

Цель: выяснить, как почва влияет на процесс прорастания семян гороха.

Ход работы:

Выбрать семена растения, которые можно использовать для опыта.

Отсчитать равное количество семян, положить их в два стакана.

В первый стакан насыпать немного почвы, а в другой нет. Налить немного воды в оба стакана

.

Поставить оба стакана в классе.

Провести наблюдение, записывая изменения в дневник наблюдений.

Дата/Изменения

1 стакан с почвой

2 стакан без почвы

Температура, освещённость,

влажность

Наличие почвы

1 апреля

нет

нет

одинаковые

разное

2 апреля

семена набухли

семена набухли

одинаковые

разное

5 апреля

появились ростки

появились ростки

одинаковые

разное

Вывод: 1) для прорастания семян почва не нужна.

2) Чтобы узнать, как наличие почвы влияет на прорастание семян, надо подсчитать и сравнить, сколько семян проросло за одинаковый промежуток времени.

3) Надо следить, чтобы температура, освещённость и влажность были одинаковые.

6.1. Задание ВПР

Сравни условия прорастания семян гороха в двух разных стаканах в описанном эксперименте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.

 

Температура семян в двух стаканах: одинаковая / различная

Содержимое стаканов: одинаковое / различное

Количество воды: одинаковое / различное

Температура

Содержимое

Количество воды

 

 

 

6.2. Задание ВПР

Катя проводила наблюдения за прорастанием семян гороха. Чтобы выяснить, влияет ли почва на их прорастание, она взяла два стакана, положила в каждый из них десять одинаковых семян гороха. При этом в один стакан она насыпала немного почвы. Затем в каждый из стаканов она налила одинаковое небольшое количество воды. Стаканы Катя оставила в классе и стала наблюдать. Вскоре семена в стаканах проросли.

 

По результатам эксперимента сделай вывод о том, влияет ли наличие почвы в стакане на прорастание семян.

6.3. Задание ВПР

Катя проводила наблюдения за прорастанием семян гороха. Чтобы выяснить, влияет ли почва на их прорастание, она взяла два стакана, положила в каждый из них десять одинаковых семян гороха. При этом в один стакан она насыпала немного почвы. Затем в каждый из стаканов она налила одинаковое небольшое количество воды. Стаканы Катя оставила в классе и стала наблюдать. Вскоре семена в стаканах проросли.

Если бы Катя захотела выяснить, влияет ли наличие влаги на прорастание семян, с помощью какого эксперимента она смогла бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

3.Тема: «Изучение влияния температуры на появление плесени на продуктах».

Цель: узнать, как температура влияет на развитие плесени.

Ход работы:

Выбрать

ягоды

, которые можно использовать для опыта.

От

считать равное количество ягод

,

положить их на два блюдца

.

Одно блюдце с ягодами поставить в тёмный шкаф, другое в холодильник.

Провести наблюдение, записывая изменения в дневник наблюдений.

Дата/Изменения

1 блюдце с ягодами

2 блюдце с ягодами

Освещённость,

влажность

Температура

1 апреля

нет

нет

одинаковые

разная

2 апреля

нет

нет

одинаковые

разная

6 апреля

появились плесень

нет

одинаковые

разная

8 апреля

больше плесени

появились плесень

одинаковые

разная

Вывод: 1) для прорастания семян почва не нужна.

2) Чтобы узнать, как наличие почвы влияет на прорастание семян, надо подсчитать и сравнить, сколько семян проросло за одинаковый промежуток времени.

3) Надо следить, чтобы температура, освещённость и влажность были одинаковые.

6.1. Задание ВПР

Сравни условия, в которых находились ягоды крыжовника в двух разных блюдцах в описанном опыте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.

 

Количество ягод в двух блюдцах: одинаковое / различное

Температура окружающего воздуха: одинаковая / различная

Освещённость ягод крыжовника в двух блюдцах: одинаковая / различная

 

Количество ягод в двух блюдцах:

Температура окружающего воздуха:

Освещённость ягод крыжовника в двух блюдцах:

 

 

6.2. Задание ВПР

Алексей проводил наблюдения за появлением плесени на ягодах крыжовника, которые он собрал на своей даче. Чтобы выяснить влияние температуры на развитие плесени, он взял два одинаковых блюдца и положил на каждое по два десятка свежих ягод. Одно блюдце он поместил в тёмный шкаф, а другое убрал в холодильник и стал наблюдать. Через несколько дней Алексей обнаружил, что сначала плесень появилась на ягодах в тёмном шкафу, а спустя ещё некоторое время  — на ягодах в холодильнике.

По результатам эксперимента сделай вывод о том, как температура влияет на скорость

появления плесени.

6.3. Задание ВПР

Алексей проводил наблюдения за появлением плесени на ягодах крыжовника, которые он собрал на своей даче. Чтобы выяснить влияние температуры на развитие плесени, он взял два одинаковых блюдца и положил на каждое по два десятка свежих ягод. Одно блюдце он поместил в тёмный шкаф, а другое убрал в холодильник и стал наблюдать. Через несколько дней Алексей обнаружил, что сначала плесень появилась на ягодах в тёмном шкафу, а спустя ещё некоторое время  — на ягодах в холодильнике.

Если бы Алексей захотел выяснить, влияет ли влажность на развитие плесени, с помощью какого эксперимента он мог бы это сделать?

Опиши этот опыт.

4.Тема: «Изучение влияния температуры на скорость засушивания яблок».

Цель: узнать, как температура влияет на скорость засушивания яблок.

Ход работы:

Выбрать

по 2

яблок

а

для опыта

.

Нарезать яблоки одинаковыми дольками и поровну по весу разложить на подносы и поставить рядом в комнате.

Регулярно переворачивать кусочки яблок.

Од

ин

 

поднос ежедневно ставить на подоконник на солнце на 3 часа.

Регулярно

взвешивать подносы с яблоками.

 

 

Провести наблюдение, записывая изменения в дневник наблюдений.

Дата/Изменения

масса 1 подноса с яблоками

масса 2 подноса с яблоками

Влажность,

толщина кусочков

Температура

1 апреля

500г

500г

одинаковая

разная

2 апреля

490г

495г

одинаковая

разная

6 апреля

430г

445г

одинаковая

разная

8 апреля

400г

430г

одинаковая

разная

Вывод: 1) масса первого подноса уменьшилась быстрее.

2) Яблоки быстрее засушились при более высокой температуре на 1 подносе.

3) Потому что вода быстрее испаряется из яблок при более высокой температуре на подоконнике.

6.1. Задание ВПР

Сравни условия засушивания яблок на разных подносах в описанном опыте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.

 

Исходный вес яблок на первом и втором подносах: одинаковый / различный

Толщина кусочков яблок на первом и втором подносах: одинаковая / различная

Условия по температуре для первого и второго подносов: одинаковые / различные

 

Исходный вес яблок на первом и втором подносах:

Толщина кусочков яблок на первом и втором подносах:

Условия по температуре для первого и второго подносов:

 

 

 

6.2. Задание ВПР

При засушивании фруктов влага из них испаряется и фрукты теряют вес. Мария решила провести опыт с засушиванием яблок. Она взяла несколько яблок, нарезала их кусочками одинаковой толщины и разделила получившиеся кусочки на две одинаковые по весу части. Каждую часть Мария разложила на отдельном подносе и поставила подносы рядом друг с другом на стол в углу комнаты. Она регулярно переворачивала кусочки яблок на обоих подносах. Первый поднос Мария ежедневно переносила на подоконник, освещённый солнцем, на несколько часов, а второй всё время оставался на столе.

 

Какие измерения и сравнения в ходе этого опыта нужно проводить Марии, чтобы определить, как влияет температура окружающего воздуха на скорость засушивания яблок?

6.3. Задание ВПР

При засушивании фруктов влага из них испаряется и фрукты теряют вес. Мария решила провести опыт с засушиванием яблок. Она взяла несколько яблок, нарезала их кусочками одинаковой толщины и разделила получившиеся кусочки на две одинаковые по весу части. Каждую часть Мария разложила на отдельном подносе и поставила подносы рядом друг с другом на стол в углу комнаты. Она регулярно переворачивала кусочки яблок на обоих подносах. Первый поднос Мария ежедневно переносила на подоконник, освещённый солнцем, на несколько часов, а второй всё время оставался на столе.

Если бы Мария захотела выяснить, влияет ли толщина кусочков на скорость засушивания яблок, с помощью какого опыта она могла бы это сделать? Опиши этот опыт.

5.Тема: «Изучение условий выращивания газона».

Цель: узнать, какие условия надо соблюдать, чтобы вырастить траву на газоне.

Ход работы:

Выбрать два участка для посадки газона, так, чтобы

они различались по освещённости: 1 участок хорошо освещён, 2 участок в тени деревьев.

Подготовить почву:

сня

ть слой почвы, насыпать

небольшой слой песка, чтобы вода не задерживалась н

а поверхности, и сверху насыпать

специальный садовый грунт.

П

осеяла на каждом из участков семена травы одного сорта

.

Провести наблюдение, записывая изменения в дневник наблюдений.

Дата/Изменения

Трава на 1 участке: количество всходов, высота газона

Трава на 2 участке:

количество всходов, высота газона

Подготовка почвы.

Сорт травы

Освещённость

1 мая

посеяла

посеяла

одинаковая

разная

5 мая

первые всходы

всходов меньше

одинаковая

разная

10 мая

трава по 5 см

трава по 3 см

одинаковая

разная

15 мая

густая трава по 8 см

менее густая трава по 6 см

одинаковая

разная

Вывод: 1) Трава на 1 участке растёт быстрее, а на 2 отстаёт.

2) Высота газона на освещённом участке больше.

3) Потому что свет нужен для фотосинтеза и роста растений.

4) Влажность и температура на участках разная: на освещённом участке меньше влажность, а температура выше.

6.1. Задание ВПР

Сравни условия произрастания травы на двух участках в описанном опыте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.

Освещённость двух участков: одинаковая / различная

Подготовка почвы для посадки травы на двух участках: одинаковая / различная

Сорт травы на двух участках: одинаковый / различный

 

Освещённость двух участков:

Подготовка почвы для посадки травы на двух участках:

Сорт травы на двух участках:

 

 

 

6.2. Задание ВПР

Карина решила провести опыт с выращиванием газона. Она выделила для посадки два расположенных рядом одинаковых участка земли. Один из участков весь день освещался солнцем, а другой был заслонён от солнца кустами и деревьями. На каждом из участков Карина сняла слой почвы, насыпала небольшой слой песка, чтобы вода не задерживалась на поверхности, и сверху насыпала специальный садовый грунт. После этого Карина равномерно посеяла на каждом из участков семена травы одного сорта. Во время опыта уход за участками был одинаковым.

Какие наблюдения нужно проводить Карине, чтобы выяснить, как влияет освещённость участка на рост травы?

6.3. Задание ВПР

Карина решила провести опыт с выращиванием газона. Она выделила для посадки два расположенных рядом одинаковых участка земли. Один из участков весь день освещался солнцем, а другой был заслонён от солнца кустами и деревьями. На каждом из участков Карина сняла слой почвы, насыпала небольшой слой песка, чтобы вода не задерживалась на поверхности, и сверху насыпала специальный садовый грунт. После этого Карина равномерно посеяла на каждом из участков семена травы одного сорта. Во время опыта уход за участками был одинаковым.

Если бы Карина хотела выяснить, зависит ли рост травы от того, насколько часто её стригут, с помощью какого опыта она могла бы это сделать? Опиши этот опыт.

6.Тема: «Изучение свойств различных материалов по пропусканию воды».

Цель: узнать, какой материал лучше пропускает воду.

Ход работы:

Приготовить два

мерных

стакана

, две воронки, два фильтра, секундомер.

В 1 стакан пометить столовую ложку речного песка, во 2 стакан столько же измельчённой глины.

В каждую воронку налить равный объём

воды

.

Провести наблюдение за просачиванием воды через песок и глину. Засечь время полного просачивания воды.

Измерить объём воды в стаканах по делениям на стакане

Записать наблюдения в таблицу:

Дата/Изменения

1 стакан с песком: объём воды

2 стакан с глиной:

объём воды

Структура материала: размер частиц

Время прохождения воды

1 мин.

2 мл

0,5 мл

разный

разное

2 мин.

4 мл

1 мл

разный

разное

3 мин.

6 мл

1,5 мл.

разный

разное

Вывод: 1) Объём песка и глины был одинаковый.

2) Объём воды одинаковый.

3) Песок лучше пропускает воду.

2) Частицы песка крупнее, поэтому вода просачивается быстрее через песок.

6.1. Задание ВПР

Марина решила выяснить, как природные материалы пропускают воду. Для этого она взяла два одинаковых стеклянных стакана, две воронки и две бумажные салфетки. Из бумажных салфеток Марина изготовила фильтры, положила их в воронки и вставила воронки в стаканы. Затем в одну воронку с фильтром она насыпала столовую ложку речного песка, а в другую воронку  — столовую ложку истолчённой глины. В каждую воронку она налила по пять столовых ложек воды и стала наблюдать за прохождением воды через слои песка и глины.

Сравни условия прохождения воды через слои песка и глины в описанном опыте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.

 

Природные материалы: одинаковые / различные

Количество речного песка и глины: одинаковое / различное

Количество воды: одинаковое / различное

Природные материалы:

Количество речного песка и глины:

Количество воды:

 

 

 

6.2. Задание ВПР

Марина решила выяснить, как природные материалы пропускают воду. Для этого она взяла два одинаковых стеклянных стакана, две воронки и две бумажные салфетки. Из бумажных салфеток Марина изготовила фильтры, положила их в воронки и вставила воронки в стаканы. Затем в одну воронку с фильтром она насыпала столовую ложку речного песка, а в другую воронку  — столовую ложку истолчённой глины. В каждую воронку она налила по пять столовых ложек воды и стала наблюдать за прохождением воды через слои песка и глины.

Какие измерения и сравнения надо проводить Марине, чтобы определить, какой материал  — речной песок или глина  — быстрее пропускает воду?

6.3. Задание ВПР

Марина решила выяснить, как природные материалы пропускают воду. Для этого она взяла два одинаковых стеклянных стакана, две воронки и две бумажные салфетки. Из бумажных салфеток Марина изготовила фильтры, положила их в воронки и вставила воронки в стаканы. Затем в одну воронку с фильтром она насыпала столовую ложку речного песка, а в другую воронку  — столовую ложку истолчённой глины. В каждую воронку она налила по пять столовых ложек воды и стала наблюдать за прохождением воды через слои песка и глины.

Если бы Марина захотела выяснить, как зависит скорость прохождения воды от толщины слоя речного песка, с помощью какого опыта она могла бы это сделать? Опиши этот опыт.

7.Тема: «Изучение условий таяния льда».

Цель: узнать, какие условия влияют на скорость таяния льда.

Ход работы:

Заморозить воду в одинаковой формочке.

В два

одинаковых

стакана положить

кусочки ль

д

а

одинаковой формы.

В 1 стакан налить немного воды комнатной температуры. Во второй стакан налить такую же воду до краёв стакана.

Провести наблюдение, засечь время полного таяния льда.

Заполнить таблицу:

Время/Изменения

1 стакан со льдом и небольшим объёмом воды

1 стакан со льдом и большим объёмом воды

Температура воды в начале опыта;

размер кусочков льда

Количество воды в стаканах;

время таяния льда

5 минут

1 четверть куска

Треть кусочка

одинаковые

разное

10 минут

Треть кусочка

Половина кусочка

одинаковые

разное

20 минут

Половина кусочка

Полностью растаял

одинаковые

разное

Вывод: 1) Объём воды комнатной температуры в стаканах разный.

2) Кусочек льда во 2 стакане растаял быстрее, так как в нём было больше тёплой воды.

 6.1. Задание ВПР

Сравни условия таяния льда в разных стаканах в описанном опыте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.

Михаил решил провести опыт с таянием льда. Он достал из морозильника два одинаковых кусочка льда, приготовленных с помощью специальной формы, и положил каждый из них в отдельный стеклянный стакан. В один из стаканов Михаил налил небольшое количество воды комнатной температуры, а другой наполнил до краёв такой же водой. Через некоторое время растаял кусочек льда в стакане, полном воды. Позже растаял лёд в стакане с меньшим количеством воды.

Размеры кусочков льда: одинаковое / различное

Количество воды в стаканах: одинаковая / различная

Исходная температура воды в стаканах: одинаковое / различное

 

Размеры кусочков льда:

Количество воды в стаканах:

Исходная температура воды в стаканах:

 

 

 

6.2.Задание ВПР

На основе описанного опыта сделай вывод о том, как повлияло количество налитой воды на скорость таяния льда.

Михаил решил провести опыт с таянием льда. Он достал из морозильника два одинаковых кусочка льда, приготовленных с помощью специальной формы, и положил каждый из них в отдельный стеклянный стакан. В один из стаканов Михаил налил небольшое количество воды комнатной температуры, а другой наполнил до краёв такой же водой. Через некоторое время растаял кусочек льда в стакане, полном воды. Позже растаял лёд в стакане с меньшим количеством воды.

6.3. Задание ВПР

Если бы Михаил хотел выяснить, зависит ли скорость таяния льда от наличия в его составе соли, с помощью какого опыта он мог бы это сделать?

Опиши этот опыт.

Михаил решил провести опыт с таянием льда. Он достал из морозильника два одинаковых кусочка льда, приготовленных с помощью специальной формы, и положил каждый из них в отдельный стеклянный стакан. В один из стаканов Михаил налил небольшое количество воды комнатной температуры, а другой наполнил до краёв такой же водой. Через некоторое время растаял кусочек льда в стакане, полном воды. Позже растаял лёд в стакане с меньшим количеством воды.

8.Тема: «Изучение взаимодействия различных веществ».

Цель: узнать, какие вещества взаимодействуют друг с другом.

Ход работы:

Приготовить раствор лимонной кислоты.

В две одинаковые прозрачные бутылки налить одинаковое количество раствора лимонной кислоты.

С помощью воронки насыпать в один воздушный шарик столовую ложку соли, а в другой шарик  — столько же пищевой соды.

Надеть шарики на горлышки каждой из бутылок с раствором и поднять их так, чтобы соль и сода высыпались из шариков в бутылки.

Наблюдения записать в таблицу:

Время/Изменения

1 стакан с раствором лимонной кислоты

2 стакан с раствором лимонной кислоты

Количество раствора лимонной кислоты.

Температура.

Количество соли и соды.

Вещества, добавляемые в бутылки.

Наличие газа в шарике

2 минуты

Нет изменений

Выделение газа – появление пузырьков. Шарик немного надулся

одинаковые

разное

5 минут

Нет изменений

Выделение газа – появление пузырьков. Шарик больше надулся

одинаковые

разное

Вывод: 1) Сода взаимодействует с лимонной кислотой, при этом выделяется газ.

2) Выделяющийся газ наполняет шарик.

3) Соль с лимонной кислотой не взаимодействует.

4) Шарик на второй бутылке пустой.

6.1.Задание ВПР

Сравни условия в описанном опыте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.

Исходный состав раствора в бутылках: одинаковый / различный

Вещества, добавленные в бутылки с раствором: одинаковые / различные

Количество веществ, добавленных в бутылки с раствором: одинаковое / различное

 

Исходный состав раствора:

Добавленные в раствор вещества:

Количество веществ:

 

 

 

Вадим проводил опыты по изучению взаимодействия различных веществ. Для одного из опытов он подготовил две одинаковые прозрачные бутылки и два воздушных шарика, развёл в стакане с водой немного лимонной кислоты и вылил по полстакана полученного раствора в каждую бутылку. Затем Вадим с помощью воронки насыпал в один воздушный шарик столовую ложку соли, а в другой шарик  — столько же пищевой соды. После этого он плотно надел шарики на горлышки каждой из бутылок с раствором и поднял их так, чтобы соль и сода высыпались из шариков в бутылки. В бутылке, на которую Вадим надел шарик с пищевой содой, появились пузыри, и шарик на бутылке начал надуваться, а в бутылке, в которую высыпалась соль, никакой заметной реакции не произошло.

6.2.Задание ВПР

По результатам опыта сделай вывод, почему в бутылке с содой появились пузыри, и шарик на бутылке стал надуваться?

Вадим проводил опыты по изучению взаимодействия различных веществ. Для одного из опытов он подготовил две одинаковые прозрачные бутылки и два воздушных шарика, развёл в стакане с водой немного лимонной кислоты и вылил по полстакана полученного раствора в каждую бутылку. Затем Вадим с помощью воронки насыпал в один воздушный шарик столовую ложку соли, а в другой шарик  — столько же пищевой соды. После этого он плотно надел шарики на горлышки каждой из бутылок с раствором и поднял их так, чтобы соль и сода высыпались из шариков в бутылки. В бутылке, на которую Вадим надел шарик с пищевой содой, появились пузыри, и шарик на бутылке начал надуваться, а в бутылке, в которую высыпалась соль, никакой заметной реакции не произошло.

6.3.Задание ВПР

Если бы Вадим захотел выяснить, влияет ли количество соды на взаимодействие её с лимонной кислотой, с помощью какого опыта он смог бы это сделать? Опиши этот опыт.

Вадим проводил опыты по изучению взаимодействия различных веществ. Для одного из опытов он подготовил две одинаковые прозрачные бутылки и два воздушных шарика, развёл в стакане с водой немного лимонной кислоты и вылил по полстакана полученного раствора в каждую бутылку. Затем Вадим с помощью воронки насыпал в один воздушный шарик столовую ложку соли, а в другой шарик  — столько же пищевой соды. После этого он плотно надел шарики на горлышки каждой из бутылок с раствором и поднял их так, чтобы соль и сода высыпались из шариков в бутылки. В бутылке, на которую Вадим надел шарик с пищевой содой, появились пузыри, и шарик на бутылке начал надуваться, а в бутылке, в которую высыпалась соль, никакой заметной реакции не произошло.

9. Тема: «Изучение движения шариков по наклонной плоскости».

Цель:

Ход работы:

Две доски длиной по 50 см и установить под разным углом к поверхности.

На каждой доске отметить точку «Старт» на одинаковом расстоянии от верхней части доски.

Одинаковые стальные шарики пустить по доске с точек «Старт».

Наблюдения записать в таблицу:

Изменения

1 шарик

2 шарик

Длина доски.

Масса и размер шарика.

Угол наклона досок

Время

Скатился за меньшее время

Скатился за больший промежуток времени

одинаковые

разный

Расстояние

Прокатился дальше

Прокатился меньшее расстояние

одинаковые

разный

Скорость

Двигался быстрее

Скатывался медленнее

одинаковые

разный

Вывод: 1) Первый шарик скатился за меньший промежуток времени, так как угол наклона доски был больше.

2) Первый шарик прокатился на большее расстояние из-за большего угла наклона поверхности.

3) Первый шарик катился с большей скоростью, так как наклон доски был больше.

6.1.Задание ВПР

Сравни условия движения шариков по наклонным поверхностям в описанном опыте.

 

Длина наклонных поверхностей: одинаковая / различная

Угол наклона поверхностей: одинаковый / различный

Размер шариков: одинаковый / различный

 

Длина поверхностей:

Угол наклона:

Размер шариков:

 

 

 

Павел решил провести наблюдения за движением стальных шариков по наклонной поверхности. Он взял две доски длиной по 50 см и установил их на площадке под разным углом к земле. Затем Павел взял два одинаковых стальных шарика, отметил на каждой доске точку «Старт» на одинаковом расстоянии от верхней части доски и стал одновременно пускать шарики по каждой из досок с этой точки.

6.2.Задание ВПР

Какие измерения и сравнения надо проводить Павлу, чтобы определить, как влияет угол наклона поверхности на расстояние, которое преодолевают шарики?

Павел решил провести наблюдения за движением стальных шариков по наклонной поверхности. Он взял две доски длиной по 50 см и установил их на площадке под разным углом к земле. Затем Павел взял два одинаковых стальных шарика, отметил на каждой доске точку «Старт» на одинаковом расстоянии от верхней части доски и стал одновременно пускать шарики по каждой из досок с этой точки.

6.3.Задание ВПР

Если бы Павел захотел выяснить, влияет ли вес шарика на расстояние, которое он преодолеет, с помощью какого опыта он мог бы это сделать? Опиши этот опыт.

Павел решил провести наблюдения за движением стальных шариков по наклонной поверхности. Он взял две доски длиной по 50 см и установил их на площадке под разным углом к земле. Затем Павел взял два одинаковых стальных шарика, отметил на каждой доске точку «Старт» на одинаковом расстоянии от верхней части доски и стал одновременно пускать шарики по каждой из досок с этой точки.

10.Тема: « Изучение способов разделения смесей веществ с помощью фильтрования».

Цель: узнать, какие вещества можно отфильтровать из воды с помощью фильтра.

Ход работы:

Приготовить два

одинаковых

фильтра.

Опустить фильтры в воронки и поставить воронки

в стаканы равного объёма.

В две колбы налить одинаковый объём воды комнатной температуры.

В первую добавить чайную ложку соли, во вторую чайную ложку речного песка и тщательно перемешать содержимой каждой колбы.

Профильтровать содержимое обеих колб.

Наблюдения записать в таблицу:

Изменения

1 стакан с воронкой

2 стакан с воронкой

Температура воды.

Объём воды.

Материал фильтра

Растворённые вещества

Вода в стакане

прозрачная

прозрачная

одинаковые

различные

Фильтр

чистый

с песком

одинаковые

различные

Вывод: 1) В первом стакане оказался раствор соли, так как растворённая соль проходит сквозь поры фильтра. Поэтому фильтр чистый.

2) Частицы песка крупнее и они сквозь поры фильтра не проходят, поэтому песок остался на фильтре.

3) Растворимые вещества в воде отфильтровать невозможно, так как частицы растворённого вещества очень мелкие.

4) Нерастворимые вещества в воде можно отделить с помощью фильтра.

 

 6.1. Задание ВПР

Сравни условия фильтрации веществ в описанном опыте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.

 

Исследуемые вещества: одинаковые / различные

Толщина фильтров: одинаковая / различная

Температура воды в колбах: одинаковая / различная

 

Исследуемые вещества:

Толщина фильтров:

Температура воды в колбах:

 

 

 

Алина решила на опытах выяснить, какие вещества можно отфильтровать из воды с помощью обычной фильтровальной бумаги. Для одного из таких опытов она изготовила два фильтра из бумаги одинаковой толщины, положила их в воронки и вставила воронки в стаканы. Затем она взяла две колбы, налила в них одинаковое количество холодной воды. В одну колбу она насыпала чайную ложку соли, а в другую  — чайную ложку речного песка, тщательно взболтала и вылила содержимое в воронки с фильтрами. В стаканах, в которые были вставлены воронки с фильтрами, вода оказалась прозрачной. При этом фильтр, через который Алина вылила воду с солью, был чистым, а на другом фильтре остался песок.

6.2.Задание ВПР

По результатам опыта сделай вывод о том, какое из исследуемых в опыте веществ можно отфильтровать с помощью обычной фильтровальной бумаги, а какое не фильтруется.

Алина решила на опытах выяснить, какие вещества можно отфильтровать из воды с помощью обычной фильтровальной бумаги. Для одного из таких опытов она изготовила два фильтра из бумаги одинаковой толщины, положила их в воронки и вставила воронки в стаканы. Затем она взяла две колбы, налила в них одинаковое количество холодной воды. В одну колбу она насыпала чайную ложку соли, а в другую  — чайную ложку речного песка, тщательно взболтала и вылила содержимое в воронки с фильтрами. В стаканах, в которые были вставлены воронки с фильтрами, вода оказалась прозрачной. При этом фильтр, через который Алина вылила воду с солью, был чистым, а на другом фильтре остался песок.

6.3.Задание ВПР

Если бы Алина захотела выяснить, влияет ли температура воды на фильтрацию веществ, с помощью какого опыта она могла бы это сделать? Опиши этот опыт.

Алина решила на опытах выяснить, какие вещества можно отфильтровать из воды с помощью обычной фильтровальной бумаги. Для одного из таких опытов она изготовила два фильтра из бумаги одинаковой толщины, положила их в воронки и вставила воронки в стаканы. Затем она взяла две колбы, налила в них одинаковое количество холодной воды. В одну колбу она насыпала чайную ложку соли, а в другую  — чайную ложку речного песка, тщательно взболтала и вылила содержимое в воронки с фильтрами. В стаканах, в которые были вставлены воронки с фильтрами, вода оказалась прозрачной. При этом фильтр, через который Алина вылила воду с солью, был чистым, а на другом фильтре остался песок.

Источники информации

Аналитическая

справка

по

результатам

ВПР

4 классов

за

уровень

НОО

2022-2023

года г. Норильск

по предмету «Окружающий мир».

Описание контрольных измерительных материалов

для проведения в 2023 году проверочной работы

по предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

,

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

2023г.

https://nat4-vpr.sdamgia.ru/