Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов «Средняя общеобразовательная школа №4»
Методическая разработка
Организации экскурсии для школьников
Соловьёва Наталья Петровна
учитель истории и обществознания,
руководитель школьного музея
г. Михайловск. Шпаковский муниципальный округ
Ставропольский край
Организации экскурсии для школьников
Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, проводимая в не рамках школы, или с использованием материалов школьного музея.
Экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные.
Школьная экскурсия это – форма учебно – воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами. Школьные экскурсии имеют два вида:
- урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому учитель заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьной музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию.
Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.
- внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.
Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам:краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д.
Экскурсии урочные и внеурочные имеют общую черту, их содержание, так или иначе связано с учебной программой соответствующего класса школы. Проводят и организовывают эти экскурсии педагоги образовательных учреждений в соответствии с планом работы по своему предмету. Следует отметить, что в отличии от обычных экскурсий для детей, проведение школьных экскурсий предусматривает, что оценку за знания, полученные на экскурсии, педагог может выставить в журнал.
Внешкольная экскурсия. Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.
Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.
Особенностью внешкольной экскурсии мы можем считать то, что для детей предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток.
Все экскурсии проводимые для обучающихся должны содержать в себе элемент разрядки – игры, вопрос – ответ и т.д.
Отличительной особенностью экскурсии для детей является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, а для экскурсий организованных для детей больше должно быть познавательных и воспитательных моментов.
Педагог должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.
Как же правильно подготовить экскурсию по своему предмету, для того чтобы, максимально использовать материалы школьного музея, специфики предприятия, окружающей среды, экономического развития территории и т.д.
Этапы подготовки школьной экскурсии.
Успех проведения экскурсии во многом зависит от подготовки преподавателя и учеников. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием предстоящего занятия, предлагаются вопросы, которые нужно будет решить в ходе предстоящей экскурсии, между её участниками можно распределить задания для наблюдений и по сбору материала. Если экскурсия выходит за рамки школьного музея, следует ознакомить детей с предстоящим экскурсионным маршрутом, для лучшей ориентации на местности.
В план подготовки экскурсии входит:
1. Определение темы экскурсии.
Тщательно продумать и обосновать тему экскурсии. Тема экскурсии, это то, что является её основой, на чем строится показ и рассказ. Тема экскурсии так же выступает критерием построения всей структуры экскурсии. Темами могут быть: архитектура населенного пункта; творчество местных литераторов; история жизни знаменитых земляков; история улицы; экология местности; экономическое развитие и т.д. Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану учебных занятий, которая поможет в большей степени усвоить предмет.
2. После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы.
Целями экскурсии могут выступать:
● воспитание патриотизма; ● интернациональное воспитание; ● трудовое воспитание; ● эстетическое воспитание; ● экологические воспитание; ● показ достижения населенного пункта в экономике страны; ● показ исторической роли населенного пункта; ● знакомство с особенностями природы края; ● расширение кругозора.
3. Затем, после определения цели экскурсии, определяется экскурсионный объект, который будет рассматриваться в ходе экскурсии и нести в себе основную смысловую нагрузку. Объект должен обладать яркими, выразительными, интересными для экскурсантов характеристиками.
Экскурсионный объект – это предмет или историческое (природное, механическое) явление, несущее информационную функцию.
Объект в экскурсии – это не только внешняя сторона, но и конкретное помещение, где происходили исторические события, действовали реальные лица.
Объект показа это в первую очередь знак, символ невербальной коммуникации, которая проходит между различными культурами и социальными слоями общества.
Объектами экскурсии могут быть:
● памятные места; ● здания и сооружения; ● природные объекты; ● производственные и промышленные объекты; ● экспозиции государственных музеев, картинных галерей, постоянные и временные выставки; ● памятники археологии – городища, временные стоянки, места поселения, курганы с захоронениями и т.д.
Классификация объектов экскурсии:
● по содержанию – одноплановые (произведение живописи, река, дом) и многоплановые (площадь, улица, архитектурный ансамбль); ● по функциональности: основные (служат для раскрытия темы) и дополнительные; ● по степени сохранности: полностью сохранившиеся; дошедшие до наших дней со значительными изменениями; частично сохранившиеся; утраченные.
Экскурсия составленная педагогом не должна быть перегружена объектами показа, один академический час экскурсии должен содержать в себе не более 10 главных объектов показа.
После определения темы, задачи и объектов экскурсии нужно составить текст. Для правильного написания экскурсионного текста следует придерживаться определенного плана, который включает в себя: введение, основную часть, заключение.
Введение должно занимать 3-5 минут.
В ходе экскурсии следует показать объект или объекты, которые были запланированы для показа, воссоздать зрительную картину исторического события, которое происходило вблизи этих объектов или действия исторических лиц, связанных с выбранными объектами. Можно прибегнуть к приему исследования, он заключается в выполнении учениками простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом. После изложения основной части экскурсии, переходим к заключению. В заключении делается обобщение новых сведений, которые узнали ученики, педагог формирует главные положения, собирает задания (если они были даны).
Экскурсия должна быть оформлена в следующем виде:
Название экскурсии:
Тема:
Цель:
Задачи:
Образовательные:
Воспитательные:
Оборудование:
Содержание экскурсии:
Содержание практических заданий:
Итоги экскурсии.
Показ в экскурсии должен преобладать над рассказом. (показ рассказ) Показ экскурсионных объектов не является простой демонстрацией, это наглядный анализ зрительной информации, получаемый экскурсантами. Особенностью показа является возможность обнаружить те качества объекта, которые незаметны при первом взгляде на предмет. Начинать описание объекта нужно с внешних особенностей, а затем постепенно переходить к анализу его внутреннего содержания.
Использование экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные так и психологические особенности учащихся. Подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала.
Советы подготовки экскурсии школьникам Б.Е. Райков – российский методист
1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий. 2. Изучи место куда ведешь экскурсию. 3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы. 4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать. 5. Избегай длинных объяснений. 6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать. 7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут. 8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно. 9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать. 10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.
Исходя из всего выше сказанного следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.
Спасибо! Успехов!