ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПОСРЕДСТВОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
А. Шопенгауэр
В последнее время в педагогической литературе и не только все чаще встречается выражение "образовательное пространство". Известным оно стало наряду с такими понятиями, как "экономическое пространство", "информационное пространство", "культурное пространство" и другими.
Под образовательным пространством мы понимаем пространство, в котором осуществляются образовательные услуги. Это пространство делится на школу и окружающую школу, среду. Что такое «школа» мы все понимаем, но вот что такое «среда»? Что же подразумевают, когда говорят о среде? Такую среду составляют "... человеческое и предметное окружение школы, многочисленные и разнообразные источники различных воздействий на ее учебно-воспитательный коллектив, это социальное пространство, на котором происходят внешкольная деятельность, отношения и общение учащихся".
Эти два компонента образовательного пространства должны помочь вырастить младшего школьника, соответствующего «портрету» выпускника начальной школы, прописанного в ФГОС НОО, где одной из составляющих является «выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».
Для сохранения и укрепления здоровья учеников в школе внедряются здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критериям ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
В своей работе каждый педагог использует разные виды здоровьесберегающих технологий. Рассмотрим кратко некоторые из них.
Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий (соблюдение теплового режима, поддержание в помещениях школы чистоты, соблюдение нормативов освещенности в классах, соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися, организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания обучающихся школы, осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний обучающихся).
Здоровьесберегающие условия на уроках (санитарно-гигиенические условия (в дополнение к вышеизложенным) и условия, учитывающие физиологию человека: формирование правильной осанки, правильное размещение обучающихся при посадке, учитывающее состояние здоровья, смену места и т.д., физкультминутки, использование мебели, соответствующей росту обучающихся; морально-психологические: деловая, деятельная атмосфера; уверенность в успехе; доброжелательность; раскованность).
Социально-психологический климат в классе (перспективность, оптимистичность; жизнерадостность; уверенность в успехе, результативности, как в личной, так и в коллективной деятельности, дух сотрудничества; построение оптимальных целесообразных отношений учитель – ученик; стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интереса к изучаемому материалу; эмоциональные разрядки на уроке: шутка, улыбка и т.д.).
Уроки физической культуры и их совершенствование в следующих направлениях (увеличение объема физической нагрузки на уроке за счет повышения плотности, моторности, динамичности уроков; нацеленность на конкретные результаты физического развития каждого отдельного школьника, скоростных, силовых качеств, выносливости; активное включение и использование идеи состязательности свойственной детям школьного возраста; мотивация обучающихся на повышение своей физической культуры, увеличение доли времени на улучшение осанки).
Внеклассная спортивно-массовая работа (проведение спортивных праздников, соревнований, веселых стартов, спортивных встреч родителей и учащихся; танцевальные вечера).
Здоровьесбережение и здоровьеобогащение учителей (творческая активность; поддержание благоприятного морально-психологического климата; организацию здорового досуга; занятия физической культуры и спортом; апробирование приемов и средств оздоровления организма).
Пропаганда здорового образа жизни (формирование физиологии здоровья; обучение способам оздоровления организма; раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средой.
Медико-профилактические технологии (проведение медосмотров; профилактика инфекционных заболеваний; организация медицинского ликбеза через классные часы, встречи с медицинскими работниками; обучение участников образовательного процесса оказанию первой медицинской помощи)
Просвещение родителей (проведение родительских собраний, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, оказание помощи в создании благоприятной экологической и психологической среды в семье; включение родителей в воспитательный процесс; привлечение внимания обучающихся и их родителей к проблемам здоровья.
А теперь рассмотрим виды здоровьесберегающих мер, которые должны использовать участники среды.
Участники среды
Виды здоровьесберегающих мер
Характеристики
СМИ
Телевидение
Просмотр познавательных передач
Длительность применения ТСО, место, содержание передач, сайтов и печатных изданий.
Интернет
Просмотр страниц познавательных сайтов
Печатные издания
Чтение статей, книг о ЗОЖ
Родители
Общение с ребенком
Беседы о ЗОЖ, ПДД, противопожарной безопасности, составление режима дня, профилактика простудных заболеваний, участие в конкурсах, связанных с сохранением здоровья, участие с ребенком в исследовательской деятельности о ЗОЖ
Личный пример
Ведение ЗОЖ, правильное питание, участие в спортивных соревнованиях.
Совместное посещение мероприятий
Посещение театра, кинотеатра, выставок, экскурсий, встречи с интересными людьми (медицинские работники, пожарные, спортсмены и т.д.), совместные походы.
Сверстники
Общение
Обучение общаться, беседы о ЗОЖ.
Личный пример
Ведение ЗОЖ
Взрослые (не родители и не учителя)
Общение
«Грамотный» разговор или чистая речь, беседы о ЗОЖ
Личный пример
Ведение ЗОЖ
Образовательное пространство, как ни какое другое, должно строиться с учетом сохранения здоровья главных участников процесса обучения и воспитания, т.е. молодого поколения. Все составляющие образовательного пространства взаимосвязаны. Выпадение одного из компонентов влечет за собой пробелы в здоровье ребенка, будь то физическое или душевное или социальное благополучие.
Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодейс
твие. М.: Знание, 1981. С. 5-6.
Федеральный государственный образовательный стандар
т начального общего образования. М.,
2009
/
URL
:
http://standart.
edu.ru
/
catalog.aspx
.