Организация групповой работы на уроках английского языка

Хайдурова О.В.,

преподаватель Калужского колледжа

экономики и технологий

На протяжении многих лет работаю над проведением групповых занятий на уроках иностранного языка. Накопила богатый опыт по различным вопросам и темам, который имеется в кабинете. Проводя такие уроки, вижу, как процесс обучения влияет на воспитанность, культуру общения обучающихся, дает возможность почувствовать каждому свою значимость в коллективной работе.

В процессе своей работы стараюсь добиваться того, чтобы уроки были уроками сотрудничества не только между преподавателем и обучающимися, но и между самими обучающимися. Стараюсь развивать деятельностные формы обучения.

Знакомясь с технологией В. В. Гузеева, основанной на коллективных формах обучения, в частности групповой работе, стараюсь внедрять её на уроках иностранного языка.

Мои наблюдения основаны на результатах моей более чем тридцатилетней практики, где были свои минусы, плюсы, поиски, находки, удачи и разочарования. Это результат творческих поисков и практической деятельности, результат выработки своих методов преподавания. Методы преподавания – это способы обеспечения восприятия и результативности. Как указывал К. Д. Ушинский, восприятие обеспечивается не тем, что говорил преподаватель, а тем, какие задания выполняют обучающиеся. И поэтому важнейшее требование в этой системе – мотивация.

Мотивация – это создание и поддержание у обучающихся интереса к предмету. Чтобы учение было сознательным и успешным, обучающийся должен видеть, зачем нужен предлагаемый ему материал. Всякая новая мысль должна появляться перед ним как ответ на возникший вопрос, как выход из той или иной проблемной ситуации. Или же она должна быть подана обучающемуся во внешне заинтересовывающей форме, подавляющей недоумение “а зачем это нужно?”. Необходимый тип мотивации определяется как возрастом обучающегося, так и содержанием самого материала. Но считаю, что личность преподавателя, его эмоциональность, заинтересованность, эрудированность, научность изложения материала, грамотность и культура речи, поведение на уроке в состоянии многое сделать для обеспечения мотивации обучения.

Главными признаками групповой работы обучающихся на уроке являются:
* обучающиеся на данном уроке делятся на группы для решения конкретных учебных задач;

* каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или преподавателя;
* задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
Величина групп в пределах 2-6 человек. Состав группы непостоянный, он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять студенты, способные успешно заниматься самостоятельной работой.
Руководители групп и сам их состав подбираются по принципу объединения обучающихся разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами обучающихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
Виды работ при использовании групповой формы организации познавательной деятельности:
- парная работа, которая чаще всего используется при отработке диалогов и взаимной проверке знаний. Её особенностью является необходимость по возможности учитывать психологическую совместимость пары. Это работа должна продолжаться не более 10-15 минут.
- бригадная форма используется при закреплении учебного материала, на этапе формирования умений и навыков и может длиться до 30 минут.


Элементы групповой деятельности

Групповая деятельность обучающихся на уроке складывается из следующих элементов:
1 Предварительная подготовка к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж преподавателя.
2 Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
3 Работа по выполнению учебного задания.
4 Наблюдение преподавателя и корректировка работы группы и отдельных обучающихся.
5 Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
6 Сообщение обучающихся по вызову преподавателя о полученных результатах, общая дискуссия под руководством преподавателя, дополнение и исправление, дополнительная информация преподавателя и формулировка окончательных выводов.
7 Индивидуальная оценка работы групп.


Достоинства групповой организации учебной работы на уроке очевидны. Результаты совместной работы обучающихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности
Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются трудности комплектования групп и организации работы в них; обучающиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях.
Таким образом, только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке — фронтальной и индивидуальной — групповая форма организации работы даёт положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется преподавателем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке.

^