Организация исследовательской деятельности школьников через создание Научного  общества учащихся


?Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто?
                  А. Сент-Дьердьи

Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одаренность,

         кроме тех, которые проявляются

в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

                                                А.Н. Колмогоров

В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе способности к развитию ?компетентности, к обновлению компетенций?. 
Системно-деятельностный подход выбран в качестве ведущего не случайно – условия жизни в XXI веке значительно изменились, объем информации, с которой сталкивается современный человек, огромен. Следовательно, запомнить всю информацию невозможно, поэтому традиционная формула ?послушай – повтори – выполни – получи отметку? не обеспечивает успешную социализацию в обществе. Ребенка XXI века необходимо научить воспринимать (в том числе и критически), анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели в ситуации ?разрыва? (знаю – не знаю, могу действовать – не могу действовать, ищу новый способ действия), контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем. 
Цели образования на сегодняшний день, как вы знаете,  перестают выступать в виде ?знаний, умений и навыков?, которыми должен владеть выпускник школы 21 века, а предстают в виде характеристики сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей. ?Человек знающий? заменяется на ?человек, подготовленный к жизнедеятельности?.
      Какое место при этом подходе к образованию будет занимать исследовательская деятельность как на занятии, так и вне его? 
Среди школьных предметов математика занимает особое место. Ее не случайно называют гимнастикой ума. Математика учит думать, учит правильно, логически последовательно рассуждать. А это значит не только решать задачи и доказывать теоремы, но и в более широком смысле, правильно ставить задачи, выдвигать гипотезы, просчитывая их близкие и отдаленные последствия.
Математика – один из самых сложных, но, в тоже время, самый увлекательный предмет в школе. На каждом уроке ждет небольшое, но открытие. 
Школа должна научить человека учиться и привить ему это качество на всю жизнь;
Школа должна раскрыть в каждом ребенке его индивидуальность и помочь ей развиться, доведя его способности до совершенства;
Школа должна не подавлять, а вдохновлять, не душить, не унижать и не оскорблять маленького человечка, а вдохнуть в ребенка уверенность в том, что он может проявить себя как личность, как в школе, так и в жизни;
Школа должна помочь человеку не растерять, а улучшить свое здоровье, научит его вести здоровый и правильный образ жизни.
Ребенок  должен верить в свои силы, способности и надеяться на успех.  Считаю, что применение развивающих и информационных технологий  в сотрудничестве с ребенком позволяет решать задачи личностно – ориентированного подхода  на этапе усвоения знаний, формирования интеллектуальных умений, необходимых для дальнейшей самостоятельной исследовательской и творческой работы в проектах. Ученик должен постоянно спрашивать себя: почему, как и зачем; и это должно быть главной пружиной, которая двигает им. Он никогда не должен отчаиваться, а должен всегда идти вперёд. Добиться же этого можно, если включать учащихся в познавательный поиск, развивать его наблюдательность, мышление, то есть умение подмечать важное и существенное, сравнивать и анализировать, обобщать и делать выводы. Каждый ученик должен овладеть исследовательскими навыками, необходимыми для  практической деятельности.
    В основе проблемно – исследовательского опыта работы  лежат педагогические идеи выдающихся педагогов Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци, В.А. Сухомлинского и других, общая идея которых заключается в том, что для успешного обучения необходимо развитие творчества ученика.
То что люди делятся на ?физиков? и ?лириков?, - давно известно. Одному по плечу любая олимпиадная задача. Другой  не усваивает формулы и не решит сложной задачи, зато запросто расскажет вам о Бородинском сражении или сочинит стихи. Необходимо учесть особенности каждого ученика и в соответствии с этим подбирать характер его работы  при исследовании.
Поскольку, математика наиболее точная из наук, поэтому учебные предмет "Математика" обладает исключительным воспитательным потенциалом: воспитывает интеллектуальную корректность, критичность мышления, способность рассуждать, приучает к продолжительной умственной деятельности. Для многих математика является необходимым элементом предпрофильной подготовки поэтому очень важно согласование математики с другими учебными предметами. Вместе с тем, предполагается знакомство с историей математики и овладение следующими общематематическими понятиями и методами: - Определения и начальные понятия. Доказательства: аксиомы и теоремы. Гипотезы и опровержения. Контрпример. Типичные ошибки в рассуждениях. 
- Прямая и обратная теорема. Существование и единственность объекта. Необходимое и достаточное условие верности утверждения. Доказательство от противного. Метод математической индукции.
- Математическая модель. Математика и задачи физики, химии, биологии, географии, социологии, экономики, лингвистики и пр. 

       Работая по теме "Исследовательская деятельность на уроках математики" обратила внимание  на избирательную внимательность учащихся. Дети легко откликаются на необычные уроки и внеклассные дела, они  склонны к спорам и возражениям. Учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствия, самому решать проблему, участвовать в дискуссиях, отстаивать и доказывать свою правоту. 
Исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры . Исследовательская деятельность школьников способствует формированию у учащихся готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, развивает способности управлять своей познавательной деятельностью, овладевать методологией познания, стратегиями и способами познания и учения. Формирует умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятия решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Исследовательская работа подготавливает учащихся к самостоятельности, вырабатывает активную жизненную позицию. Данная работа предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися.
Исследовательская деятельность обучающихся – это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы).Основные функции, которые исследование имеет в образовательном процессе:– путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков, освоения государственных образовательных программ образования и достижения соответствующих образовательных стандартов;– инструмент становления и развития психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок учащихся.
В этом аспекте исследовательская деятельность выступает как образовательная технология построения общего образования, ориентированная на задачи развития, способ обновления содержания общего образования через развитие деятельностных способностей;– способ профориентации и начальной профессиональной подготовки. Этот контекст задает задачу построения непрерывного образования школа-вуз, отбора талантливых и мотивированных детей с последующей профилизацией их образования и ориентацией на работу в высокоинтеллектуальных отраслях;– средство обретения молодым поколением культурных ценностей, вхождение в мир культуры через культуру и традиции научного сообщества. Это, прежде всего, способность строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию. Здесь мы имеем дело с образовательными задачами самого широкого плана – эффективной социализацией, историко-патриотическим и сословным воспитанием – в конечном счете, воспроизводством культуры социума от поколения к поколению.  Но в данном случае не достаточно исследования, если это просто факт поиска в условиях неопределенной ситуации, нужна мотивация исследовательского поведения.
Задача учителя будет заключаться в том, чтобы научить:
 • видеть проблему
 • уметь выдвигать гипотезу
 • уметь наблюдать
 • уметь проводить эксперимент
 • уметь объяснять увиденное, делать выводы.
 Ориентировать ученика на решение злободневных проблем, нужно давая им нестандартные домашние задания, как по предмету, так и в рамках внеучебной деятельности.
 Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л.Толстой).
 Заставить мысль школьника работать – вот основная задача педагога. Мне видятся следующие направления работы:
I направление – индивидуальная работа, которая предусматривает деятельность в 2-х аспектах: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений, изготовление наглядных пособий);
 б) работа с учащимися по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками стандарта) возможна при высокой внутренней мотивации ребенка к учебной деятельности;
II направление – групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей;
III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение предметных недель, предметных олимпиад.
Именно анализ второго и третьего направлений навел на мысль о необходимости создания в школе Научного общества.
Работа в научном обществе даёт ученикам возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
развивает у школьников творческие способности и вырабатывает? у них исследовательские навыки;
формирует аналитическое? и критическое мышление? в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
даёт возможность проверить? свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
воспитывает? целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
Кроме того, ученики получают? дополнительную научную? информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.
Главным событием и одновременно результатом работы НОУ является традиционная  для школы научно – практическая конференция. Проводится ежегодно в  последний день третьей четверти,  учащиеся становятся участниками научной конференции: докладчиками или активными слушателями. Лучшие работы участвуют в краевых ?Рождественских чтениях? проводимые центром работы с одаренными детьми ?Эврика? и в студенческих конференциях КАМГУ имени Витуса Беринга.
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся  - это составная часть обучения и воспитания. ?Очень важно выявить одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, предоставить ученикам возможность самореализоваться? в различных областях, в том числе в научно- исследовательской деятельности.
Членами НОУ являются учащиеся 8-11 классов, изъявившие желание участвовать в  научно- исследовательской деятельности.
?Одним из ключевых направлений деятельности образовательного учреждения повышенного уровня обучения становится стимулирование творчества учащихся. Исследовательская работа  представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой. Опыт организации ученических исследований в школьном научном обществе представляет интерес для развития познавательной мотивации школьников.
Общая характеристика научного общества
Целесообразность научной работы в средней школе еще иногда вызывает сомнения у некоторых учителей. В качестве основных аргументов против научных исследований школьников выступают доводы о чрезмерной перегрузке учащихся и о сомнительности новизны и научной значимости результатов таких работ. Логика противников исследовательской работы школьников представляется несостоятельной, поскольку основана на неверных посылках. Полезная, интересная и правильно организованная деятельность учащихся не создает перегрузки.
Что же касается тезиса о сомнительности новизны и научной значимости результатов ученических работ, то не следует подходить к этим работам с мерками академической науки. Учебная исследовательская работа, как правило, преследует цель не достижения нового научного результата, а обучения алгоритму проведения такого исследования. Иными словами, первостепенной задачей является обучение учащихся постановке цели и поиску оптимальных путей достижения поставленной цели.
В процессе школьного исследование действительно иногда можно получить научные данные, соответствующие требованиям актуальности, новизны и?практической значимости исследования, предъявляемым к?научным работам разного уровня. 
Организация работы НОУ строится по следующим?принципам:
• интегральности, т.е. объединения и взаимовлияния учебной и исследовательской деятельности учащихся, когда опыт и навыки, полученные в НОУ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
• непрерывности - процесса длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
• межпредметного многопрофильного обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навык исследовательского труда.
• свободы выбора учащимися дополнительной образовательной программы и видов деятельности в ее границах;
• индивидуализации образовательной траектории учащихся;
• создания условий для самореализации личности;
• социально-педагогической поддержки детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;
Общие?образовательно-воспитательные задачи?в процессе организации научно-исследовательской деятельности учащихся решаются  на трех уровнях:
• информационном:  заключающемся в получении учащимися новых знаний;
• эмоциональном: через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
• нравственно–психологическом: через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества
?Цели:
1) выявление и поддержка учеников, склонных к занятиям исследовательской деятельностью;
2) развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся;
3) поддержка научно-исследовательской работы в школе.
Задачи НОУ:
Общие?образовательно-воспитательные задачи?в процессе организации научно-исследовательской деятельности учащихся решаются нами на трех уровнях:
информационном, заключающемся в получении учащимися новых знаний;
эмоциональном - через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
нравственно-психологическом - через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества
Права и обязанности участников НОУ
Права:
 выбрать тему в соответствии со своими интересами;
 использовать для выполнения исследования материально-техническую и информационно-справочную базу образовательного учреждения;
 получать регулярную методическую и организационную помощь от руководителя и научных консультантов ученической исследовательской работы;
 свободно использовать собственные результаты исследовательской деятельности в соответствии с авторским правом;
возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях
Обязанности исполнителей ученической исследовательской работы:
выполнение исследования в соответствии с требованиями, утвержденными в образовательном учреждении;
соблюдение графика работ в соответствии с рабочей программой исследования;
 соблюдение полной сохранности и бережного использования материальных ресурсов и справочно-информационных материалов образовательного учреждения.?
Место научного общества в учебном плане:
Данный курс имеет общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Всего на проведение занятий отводится 34 часа в год (1ч в неделю).
 В школе сложилась определенная система работы с одаренными детьми: это и работа факультативов и спецкурсов, участие учащихся в разнообразных конференциях, олимпиадах. Следует отметить, что необходимость создания НОУ учеников продиктована всем ходом развития школы. На сегодняшний день накоплен серьёзный опыт организации исследовательской деятельности учащихся. НОУ было создано с целью организации учебно-исследовательской деятельности одаренных учащихся в профильных классах, формирования у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения. В концепции стандартов образования нового поколения отмечено, что прочное усвоение знаний учащимися возможно при условии готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции "уметь учиться".

Результаты исследовательского обучения могут быть оценены по двум направлениям. Первое, или формальное – соответствие исследовательской работы учащегося нормам проведения исследования и структуре модели исследовательской деятельности. Второе направление показывает, какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения. Такими характеристиками могут быть: способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции и др.
Качество формального результата исследовательской работы учащегося – определяется соотношением представляемого и реально усвоенного предметного материала; умением выстроить и представить структуру исследования в соответствии со сложившимися в научной среде нормами; формальной способности к рефлексии – предъявить основания значимости выполненной работы для себя лично и вписать ее в предметный и содержательный контекст проводимой работы; обозначить основания, смысл и технологию организации коммуникации с разными позициями при проведении работы: руководителем, сверстниками, родителями и др.
Степень развитости субъектных качеств учащихся в исследовательской деятельности – это способность целенаправленно искать и отбирать необходимую информацию, способность самостоятельно осуществлять полный цикл деятельности в соответствии с нормами исследования; способность рефлексировать цели, смысл осуществляемой деятельности в соответствии с собственными ценностными основаниями; способность объективировать недостающие для достижения цели ресурсы, имеющиеся в распоряжении ресурсы, перспективные для продуктивной кооперации и на основе этих знаний вступать в продуктивные содержательные коммуникации. Все перечисленные способности можно определить как общие способности, необходимые для становления субъектной позиции личности – способности быть субъектом собственной деятельности и жизнедеятельности. Развитие этого качества превращает исследовательскую деятельность в ведущую для подросткового возраста, поскольку задает способ реализации эффективных социальных, субкультурных, профессиональных проб для подростков, что является главным содержанием развития субъективной реальности в этом возрасте. Таким образом, исследовательская деятельность приобретает статус развитой формы учебной деятельности, позволяющей учащемуся становиться субъектом собственной учебной деятельности.
Заключение
Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго  поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает  формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. 
    Современному?обществу необходимы специалисты, умеющие оперировать?знаниями,?использовать их на практике,?трансформировать соответственно ситуации,?постоянно учиться, обновлять?знания и практические навыки,?творчески их использовать, добиваться новых результатов практической деятельности.?Один из способов решения этой проблемы? –? организация исследовательской деятельности?с детьми.?
 Успех в профессиональном плане в современном мире во многом определяется способностью человека определять ближайшие и дальние перспективы, уметь ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, верно оценивать достигаемые результаты. Необходим творческий потенциал, самостоятельность в принятии решений, мобильность и инициативность. Задачи по формированию этих качеств возлагаются и на образование. Предполагается, что именно в школе будут закладываться основы развития мыслящей, самостоятельной, креативной личности. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.