Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
?Средняя общеобразовательная школа №1?
с. Грачёвка Грачёвского муниципального округа Ставропольского края






Организация исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе в сельской школе



Из опыта работы
                                  учителя русского языка и литературы
   МКОУ СОШ №1 с. Грачёвка
  Грачёвского района Ставропольского  
 края
 Литвиненко Натальи Михайловны



                                         2024 год       Актуальность. Будущее нашей страны во многом зависит от интеллектуального потенциала сегодняшних учеников. Дать обществу творческую личность, высокоразвитую интеллектуально, владеющую знанием русского языка, культурную во всех значениях этого слова,  призваны вводимые в школах программы работ с одаренными детьми. Научно- исследовательская деятельность составляет часть этой программы. 
Цель данной работы – поделиться опытом организации исследовательской деятельности учащихся в сельской школе. 
Практическая направленность: работа может оказать помощь преподавателям в  организации исследовательской работы с детьми разных возрастов.
 Объект исследования: учащиеся, занимающиеся поисковой деятельностью. 
Гипотеза исследования: научно- исследовательская деятельность учащихся, при умелой ее организации, помогает создать предпосылки для вхождения детей в открытое информационно- образовательное пространство; разносторонне развивает их.
 Методы исследования. В данной работе мы использовали теоретический метод, аналитический.  
 
Нестандартные, нетрадиционные формы деятельности учащихся, которую психологи называют продуктивной, творческой,- понятие очень широкое. Основополагающая задача ее - развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Одна из форм нестандартной деятельности учащихся - ученическая исследова- тельская работа по русскому языку и литературе. Опыт показал, что наиболее эффективно это осуществляется при помощи организованных форм исследовательской работы детей.
Формирование исследовательской позиции учащихся - задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать длительное время, всегда помня, что в стенах школы ?не мыслям надобно учить, а учить мыслить?.
   Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремлений к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом   готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувства удивления и желание принять участие в этой нестандартной работе. Задача же учителя - в системе использовать здесь   все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени.
    Важным для будущих исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, факты. У школьников развивается вербальное мышление, совершенствуются навыки аудирования, рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками, дети учатся писать разные типы рефератов (классификационные, познавательные, исследовательские), учатся пользоваться разными видами чтения.
   Остановимся подробнее на одном из путей, который, по нашему мнению, в большей степени работает на развитие творческого потенциала ученика, способствует культуроведческому обогащению его мировоззрения. Речь идет о научно- исследовательской деятельности учащихся, через которую, при умелой ее организации, можно решать практически все задачи, поставленные перед современной школой: воспитание духовно богатой, образованной личности, уважающей традиции и культуру своего народа; создание предпосылок для вхождения в открытое информационно- образовательное пространство; разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, умений и навыков самообразования, способствующих успешной социализации и самореализации личности.
   Первое знакомство с приемами творческой исследовательской работы, исследовательскими умениями и навыками происходит непосредственно на уроках русского языка и литературы. Прежде всего, это обобщающие уроки из серии ?Язык как система?, уроки по формированию литературоведческих знаний, умений и навыков: уроки- поиски, уроки-исследования. Индивидуально выполняются небольшие творческие работы, рефераты. Это позволяет сформировать необходимые для исследования качества, готовит учащихся к исследовательской работе. 
Следующим этапом является исследовательская деятельность учащихся в структуре школьного научного общества. Перед руководителем стоит непростая задача: мотивировать учащихся на выполнение исследований не только в области изучаемого русского языка или литературы и связанных с ними явлений, но и выходить на интеграцию с этнокультурным окружением участника исследования. Такой подход базируется на современной национальной доктрине языкового образования, логично вытекает из принципов, способствующих гуманитарному развитию личности.
  В качестве примера рассмотрим организацию исследовательской деятельности моих учеников. Первый этап работы подготовительный: выбор области исследования, определение проблемы и темы. Ребята, подготовленные к научно-исследовательской работе и желающие в соответствии со своими наклонностями, целями, интересами заниматься ею, выбирают в начале учебного года тему исследования и разрабатывают ее под руководством учителя.  При определении содержания и направления творческого поиска учитываются личностные особенности учащегося, приоритетные формы самостоятельной работы. Ученики с лингвистическими ыкового образования, с другой - логично вытека способностями, предпочитающие кропотливую работу с текстом, с удовольствием занимаются сбором языкового материала, проводят лингвостилистический анализ самостоятельно прочитанных, не изучаемых на уроках произведений. Результат подобных исследований - не только приобретение новых знаний, но и сбор материала, получение выводов, имеющих определенное практическое значение, например, для использования в качестве дополнительного материала на уроках или внеклассных занятиях. В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе и русскому языку можно разделить на следующие виды. 1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов и т.п. Например: ?Проблема времени и пространства в романе М.Булгакова ?Мастер и Маргарита?. 
2.Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер: теоретико- литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например: сопоставление двух произведений разных авторов (?Вечные образы? в произведениях В.Гюго ?Собор Парижской Богоматери? и Г.Леру ?Призрак Оперы?). 
 3.Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, живописи, философии, лингвистики, приучающие ребят видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу   явлений искусства и жизни. Например: ?Образ Демона в творчестве М.Лермонтова и М. Врубеля?. 
4.Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей края, города, села. Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно- психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме публицистического очерка (например, ?Забытые имена. И. Д.Сургучев. Жизнь и творчество?.)
   Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.
    Приобретенный за годы опыт руководства исследовательской деятельностью учащихся позволил выработать ее алгоритм. Прежде всего, после определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу учащихся непосредственно с текстом. Для этого провести сначала несколько занятий, на которых актуализировать знания учеников о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений и т. п., а затем организовать индивидуальные консультации по каждой теме. Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, можно предложить старшекласснику поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, вместе с учителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких- сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать обзор (анализ) прочитанного, руководителю нужно научить этому ребят. Здесь поможет использование таких видов заданий: рецензирование критических статей, составление параллельных конспектов, тезисных планов, аннотаций, творческие работы, предполагающие сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения.
  Следующий этап - повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учетом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, избежать зависимости от готовых выводов. Учащиеся таким образом не только учатся быть самостоятельными, но и усваивают нормы научной этики, получают возможность корректно оценить степень новизны своего исследования, приобрести опыт уважительного отношения к работам ученых.
     Большую трудность школьники обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. На этом этапе учитель оказывает помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления, свободное владение необходимыми понятиями и готовность ответить на заданные вопросы-все это несомненные достоинства, которые нужно учитывать, оценивая исследовательскую работу детей. Очевидно, что характер решения исследовательских задач зависит не только от качества знаний, умений и навыков, имеющихся у ученика по литературе и русскому языку, но и от уровня его общего развития. Чем глубже и шире жизненный и читательский опыт, тем больше сторон открывается ему в художественном тексте. Чем  лучше развито эмоциональное восприятие, языковое чутье, творческое мышление, тем интереснее интерпретации прочитанного. Поэтому, сотрудничая с учеником в процессе выполнения исследовательской работы, необходимо уделять самое пристальное внимание развитию этих качеств, памятуя о том, что здесь равно важны и уверенное владение знаниями, и богатство личности исследователя.
   Таким образом, руководство самостоятельной исследовательской деятельностью учеников - сложная, педагогически продуманная система творческого общения, в процессе которого обсуждается прочитанное, формулируется тема работы, цели и основные проблемы, требующие рассмотрения, пути анализа текста. Учитель помогает составить план, консультирует, организует предварительное обсуждение доклада в группе. Планирование -это и выделение этапов выполнения исследования, и составление плана предстоящей работы (планирование в узком смысле), и, наконец, структурирование самого реферата. План для каждого конкретного ученика составляется индивидуально: даются задания, намечаются примерные сроки исполнения и предполагаемый результат.
   Выполнение проходит в два этапа: написание самой работы, оформление реферата. Прежде всего, оформление рукописи должно отвечать стандартным требованиям: иметь введение, основную часть и заключение, а в основной части- главы, параграфы и абзацы; включать оглавление и список научной литературы и источников. 
  Особое внимание должно уделяться культуре цитирования и оформления сносок.  Исследовательская работа - длительный и нелегкий труд, подготовка его осуществляется двумя путями: 1) обучение детей технике построения мысли, стилистике речи, правилам оформления работы и 2) изыскания учащихся, прошедших основные этапы научного исследования: постановка проблемы, изучение теории по теме, овладение методикой исследования, сбор материала, анализ и выводы по решению данной проблемы.
 Доклад, представленный учащимися на школьной научной конференции, -это конечный результат огромной кропотливой работы учеников под руководством учителя.   
   Все, сказанное выше, можем подтвердить примерами из своего опыта. Впервые исследовательской деятельностью занялись в 2001-2002 учебном году, будучи девятиклассниками. Конечной целью их работы должна была стать защита реферата на экзамене. Вначале, правда, только две ученицы решили попробовать свои силы в таком тогда еще необычном для нашей школы деле. Они выбрали темы в соответствии со своими склонностями и интересами. Так, Мадина Б., которая была увлечена поэзией М.Ю. Лермонтова, выбрала тему, требующую большой самостоятельности и творчества, - ?Сопоставительный анализ стихотворения М.Лермонтова ?На севере диком стоит одиноко? и картины И. Шишкина ?На севере диком?. В своей работе она очень подробно проанализировала каждое из этих произведений: рассказала об истории их создания, сравнила мир чувств и переживаний авторов обоих произведений; рассмотрела художественно- изобразительные средства поэзии(эпитеты, олицетворения, сравнения, аллегорию) и живописи (цвет, колорит, композицию), сделала выводы: ?Эти шедевры искусства, приобретшие мировое значение, взаимно обогащая друг друга, выражают мечту о возвышенном и прекрасном, но разными средствами?.
  Вторая ученица, Лена М., заинтересовалась темой ?Устаревшие слова как живые свидетели истории? (На примере романа А. С. Пушкина ?Евгений Онегин?). Она также проделала большую работу: на карточки выписала примеры архаизмов и историзмов из романа ?Евгений Онегин?, в самом же исследовании дала понятие об архаизмах и историзмах, все это проиллюстрировала собранными примерами и сделала соответствующие выводы. Обе девочки успешно справились с поставленными задачами, и экзаменационная комиссия высоко оценила проделанную ими работу. 
На следующий год уже несколько моих выпускниц занялись исследованиями по литературе. Темы их работ были самыми разнообразными.  Например: ?Анализ самостоятельно прочитанного произведения В.Набокова ?Приглашение на казнь?;  ?Проблема времени  и пространства  в романе М. Булгакова ?Мастер и  Маргарита?; ?Нравственные проблемы в произведениях В. Распутина  ?Живи и помни?, ?Последний  срок?; ?Тема ?земля, деревня, человек? в лирике русских поэтов (на примере творчества Н. Рубцова, Н. Тряпкина, И. Кашпурова), ? Л.Н. Толстой и  Кавказ?. Все эти работы были также успешно защищены на экзаменах. 
Мои ученики являются членами школьного научного общества ?Эрудит?, созданного в последние годы, где также занимаются исследовательской деятельностью. Темы, выбранные ими, самые различные:1. Обрядовая культура нашего села и района. 2. А.С. Пушкин и религия.3. Библейские образы в творчестве Л.Андреева (на примере рассказа ?Иуда Искариот?).3. Христианские мотивы в лирике С. Есенина.4. ?Вечные образы? в произведениях В.Гюго ?Собор Парижской Богоматери? и Г.Леру ?Призрак Оперы?. 5.Экология русской речи. В преддверии юбилея М. Ю. Лермонтова ребята работали в рамках проекта ?М. Ю. Лермонтов, жизнь и творчество? над темами: 
?М.Ю.Лермонтов и Кавказ?, ?Любовная лирика Лермонтова и ее адресаты?, ?Анализ стихотворения М. Лермонтова ?Валерик?, ?Образ Демона в творчестве М.Лермонтова и М. Врубеля?. Со своими работами учащиеся успешно выступали на школьных, районных и краевых конференциях. А осенью 2009 г. ученица 10 класса Т.Зубарева была награждена медалью на VI всероссийском конкурсе ?Меня оценят в ХХI веке? за работу ?Нравственные проблемы в рассказе А.И.Солженицына ?Молодняк?. 
  В 2024- 2025 учебном году уже другое поколение учеников также продолжает заниматься исследованиями, причем к этой работе мы привлекаем также и желающих пятиклассников. которые выбирают темы, соответствующие их возрасту и интересам. 
ЗаключениеПодводя итог всему, сказанному выше, можно сделать следующие выводы.
1.Исследовательская деятельность перспективна как новая эффективная форма научного творчества учащихся. Она может быть использована любым учителем - предметником в школе или классе.
2.Исследовательская деятельность позволяет формировать некоторые личностные качества. В первую очередь это относится к таким волевым качествам, как умение брать ответственность за выбор и решение идти до конца, преодолевая трудности. Развитие творческого мышления, исследовательских навыков, самостоятельности также имеет огромное значение в формировании личности учащегося.
 3.Сформированные у старшеклассников умения и навыки ведения учебно-исследовательской и научно- исследовательской работы очень пригодятся им в дальнейшем, даже если никто из них и не посвятит себя филологии, а вот студентами станут многие. Полученные в школе умения и навыки исследования помогут им безболезненно адаптироваться в вузе и позволят эффективно и плодотворно выполнять курсовые и дипломные проекты. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что привлечение учащихся к научной работе, исследованиям, осуществление руководства их поиском является одним из эффективных путей гуманитарного развития творческой личности.













Литература
1.Быстрова Л. П. Формирование самообразовательных усилий.-             
   Русский язык в школе, 1992,№ 1.
2.Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности 
учащихся на уроках литературы.- М., Просвещение, 1988
3.Леонтович А.В.Исследовательская деятельность как способ 
формирования  мировоззрения.- ?Народное образование?,1999,№ 10
4.Леонтович А.В. Подборка статей о практике организации 
исследовательской деятельности учащихся. - Завуч, 2001,с. 93-119
5.Прищепа Е. М. Ученическая исследовательская работа по литературе 
в гуманитарной профильной школе.- Литература в школе,2004,12
6.Хан О.Н.Технология встречных усилий как условие гуманизации 
образовательного процесса.- Екатеринбург, 2000 









HYPER13PAGE  HYPER15


1