Чеснокова Елена Григорьевна
Организация исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые особенности и принципы организации исследовательской деятельности в дополнительном образовании.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, дополнительное образование, обучающиеся.
Сегодня мы понимаем, что дополнительное образование имеет огромное значение для общества. Потребителями образовательных услуг в этой области выступают не только обучающиеся и их родители, но и педагоги, общество и государство. В современном образовательном контексте все больше признается значение развития исследовательских навыков обучающихся, и дополнительное образование становится идеальной площадкой для организации такой деятельности. Дополнительное образование имеет огромный потенциал для привлечения детей к занятиям наукой [3, с. 109].
Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности, поэтому тема организации исследовательской работы с учащимися была и будет актуальной [7, с. 6].
Исследовательская деятельность обучающихся – форма организации образовательной деятельности, которая связана с решением обучающимися творческих исследовательских задач и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования [1, с. 49].
Понятия «научно-исследовательская деятельность» и «учебно-исследовательская деятельность» необходимо разграничить. Учебно-исследовательская деятельность – это самостоятельная поисковая форма учебной работы, основанная на взаимодействии субъектов образовательного процесса, предполагающая активное освоение и использование обучающимися теоретических и эмпирических методов научного познания, ориентированная на формирование у них исследовательских компетенций [2, с. 53]. Цель научно-исследовательской работы – вовлечение наиболее одарённых обучающихся в самостоятельную исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы [6, с. 5].
Развитие у обучающихся умений улучшать свои знания и навыки, получать новую информацию о последних исследованиях, разработках и открытиях в соответствующей профессиональной области формирует основу для реализации непрерывности и последовательности в обучении [5, с. 5].
Процесс исследовательской деятельности в дополнительном образовании также требует учёта индивидуальных особенностей каждого обучающегося [4, с. 1]. Одной из важнейших особенностей дополнительного образования является возможность индивидуализации образовательного процесса. Исследовательская деятельность, ориентированная на индивидуальные интересы и потребности обучающихся, способствует их глубокому вовлечению и максимальному раскрытию творческого потенциала.
В дополнительном образовании используются интерактивные методы обучения, которые способствуют более активному взаимодействию обучающихся с содержанием исследовательских работ. Дискуссии, групповые проекты и обмен опытом создают благоприятную атмосферу для обмена знаниями, идеями и развития критического мышления.
Дополнительное образование предоставляет уникальную возможность взаимодействовать с опытными экспертами и профессионалами в различных областях. Эта особенность организации исследовательской деятельности обогащает образовательный опыт детей, предоставляя доступ к реальным кейсам и проблемам.
Важным аспектом успешной организации исследовательской деятельности является поддержка социальных мотивов. Популяризация значимости исследовательской работы, акцентирование внимания на успехах юных исследователей, а также использование авторитетных мнений специалистов могут стать ключевыми факторами мотивации обучающихся.
Организация исследовательской деятельности в дополнительном образовании требует системного подхода. От раскрытия мотивации к реализации исследовательской деятельности до актуализации положительных впечатлений от процесса, создание условий для формирования новых интересов и потребностей – каждый этап должен быть внимательно продуман.
В образовательном учреждении дополнительного образования «Станция юных натуралистов» разрабатываются особые формы работы, которые развивают и стимулируют интерес к исследовательской деятельности у обучающихся: специальные образовательные программы, нацеленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей; популяризация научных знаний; целенаправленное вовлечение обучающихся в непосредственную деятельность по изучению, исследованию и охране окружающей природной среды; организация и проведение экспериментальных, лабораторных и практических работ, полевых экологических практикумов по исследованию и охране природы родного края. Изучая состояние объектов природной среды, обучающиеся на практике могут применить полученные теоретические знания, увидеть и проследить причинно-следственные связи в системе «человек–общество–природа», научиться прогнозировать последствия воздействия на природу, намечая пути и способы решения биологических и экологических проблем, принимать активное участие в их решении [3, с. 109].
Большое внимание уделено теоретическим и практическим занятиям, которые формируют научное мировоззрение о природе, месте человека в биосоциальной и природной среде, практические навыки и научный аппарат познания природы. Встречи, консультации со специалистами и учёными способствуют обогащению новыми знаниями в исследуемых областях науки и профессиональному самоопределению обучающихся. Станция юных натуралистов - организатор и участник муниципальной конференции «В глубины знаний», где ребята могут представить результаты исследований.
Использование исследовательской деятельности в образовательном процессе осуществляем с 2013 года и выявили повышение качества обучения, у обучающихся появились мотивы к самообразованию, растёт самооценка, формируется чувство собственного достоинства. Ребята, выбирающие непосредственное участие в исследовательской деятельности, осознают её значимость для собственного личностного развития. Так при проведении анкетирования в творческом объединении, ребята в листе самооценки обучающегося «Что я ожидал(а) и что получил(а) от научно-исследовательской деятельности?», ответили следующим образом:
- «В процессе исследования я понял(а), как важно много знать, как много надо читать» – 82%;
- «В процессе исследовательской деятельности я общался (общалась) с интересными людьми, приобрёл(а) много друзей, участвовал(а) в научной конференции» – 88%;
- «Полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни и повлияют на выбор профессии» – 70%;
- «Я получил(а) практические навыки исследовательской работы» – 93%;
- «Я научился (научилась) анализировать полученные результаты» – 69%;
- «Работа над исследованием помогла моей самореализации и самооценке» – 72%. Результаты представлены на рисунке 2.
Рис. 1. Самооценка обучающихся «Что я ожидал и что получил от исследовательской деятельности»
Анкетирование наглядно показало интерес к исследовательской деятельности, стремление к получению новых знаний, положительные впечатления от процесса проведения исследования.
В результате мероприятий и личных достижений детей, некоторые обучающиеся творческого объединения внесены в государственный информационный ресурс о лицах, проявивших выдающиеся способности (ГИР).
Дополнительное образование предоставляет уникальную платформу для развития исследовательских навыков обучающихся. Индивидуализированный подход, интерактивные методы, сотрудничество с экспертами и поддержка социальных мотивов создают благоприятные условия для развития творческого мышления и активного вовлечения обучающихся в мир науки и исследований. Такой опыт не только расширяет знания, но и готовит к успешному освоению сложных задач современного общества.
Литература:
1 .Гузеев, В.В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В.В.Гузеев, И.Б.Курчаткина // Школьные технологии. – 2010. №5. С.49 – 52.
2. Котельникова, Я.А. Некоторые особенности организации и оформления исследовательской работы учащихся: методическое пособие для педагогов, организующих исследовательскую деятельность школьников / Я.А.Котельникова // Исследовательская работа школьников. – 2019. – №1. С. 49–61.
3. Лапшина М.В., Маскаева Т.А., Лабутина М.В. Роль экспериментальной исследовательской деятельности в дополнительном биологическом образовании детей // Гуманитарные науки и образование. 2019. Т. 10, № 1. С. 107-111.
4. Романова О.В. Индивидуализация образовательного процесса в условиях современной общеобразовательной школы. Траектория науки // Международный электронный научный журнал. 2016; Т. 2, № 12: С. 16 – 22.
5. Трубачева А. Е. Подготовка талантливой молодежи к исследовательской деятельности в условиях непрерывного образования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 1 (9). С. 103–114.
6. Уткина, Т. В. Проектная и исследовательская деятельность: сравнительный анализ / Т. В. Уткина, И. С. Бегашева. – Челябинск: ЧИППКРО, 2018. – 60 с. ISBN 978-5-503-00346-8.
7. Шулакова Т. Организация исследовательской деятельности в школе. Практическое руководство для учителей и родителей / Т. Шулакова. - М.: Издательство: Издательские решения, 2018.-180.