«Нужно продолжать общую работу по улучшению финансовой грамотности наших людей, формировать в целом позитивное отношение и к финансовым институтам, и к тем процедурам, которые существуют».
В.В.Путин
Президент Российской Федерации
«…надо создавать по-настоящему массовый класс инвесторов. Люди, даже со скромными накоплениями, должны получить возможность приумножать их, вкладывая в различные отрасли национальной экономики».
Д.А.Медведев
Премьер-министр Российской федерации,
Председатель Всероссийской политической
Партии «Единая Россия»
«Организация исследовательской и проектной деятельности студентов в преподавании экономических и правовых дисциплин»
Сегодня никого не нужно убеждать, что успешная карьера начинается с хорошего образования. Не секрет, что рынок труда сегодня чрезвычайно подвижен. Поэтому востребованными становятся люди, которые способны мобильно менять профессию, быть готовыми к самообразованию, саморазвитию. Одним из путей достижения обществом этих важных социально-образовательных и культурно-нравственных целей является модернизация содержания и технологий образования, в том числе применение инновационных методов обучения.
Безусловно, качество образования в первую очередь зависит от квалификации преподавательского состава. Внедрение инноваций в учебный процесс, методическую работу, информатизация обучения наряду со знанием классических основ позволяет выпускникам успешно адаптироваться к требованиям, которые предъявляет сегодняшняя жизнь.
Преподавание экономических дисциплин носит инновационный и интегрированный характер, последовательно логически объединяя лекционный материал, практические занятия, самостоятельную работу студентов и внеклассную работу. Для этого разработано и применяется в учебном процессе имеющееся в наличии методическое обеспечение: рабочие программы, учебно-методические комплексы, как в текстовом, так и в электронном варианте.
Современное общество стремительно меняется. Главным результатом и одновременно условием его развития становится не материальный продукт, а информация. Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности. Важнейшей педагогической проблемой и практико-ориентированной задачей становится сегодня внесение в образовательный процесс средств и методик, помогающих студентам «открывать» себя в различных видах деятельности. Одним из ответов на вызовы современности стал компетентностный подход, суть которого состоит в том, что результаты образования определяются от «конечного продукта», т.е. исходя из наиболее общих способностей, необходимых для жизни в меняющемся мире.
Открывать, искать, исследовать – эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности студентов на современном занятии. Научить студента учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь студентов в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления – главная задача. Многие истины могут остаться для студента абстрактными, если он сам не выстрадает их, не придет к ним своим путем, через свои открытия, свои прозрения и неудачи.
Вот почему на современном этапе возрос интерес к таким деятельностным и эффективным методам обучения, как проектная и учебно-исследовательская работа со студентами. Их принято относить к инновационным педагогическим технологиям. В федеральном компоненте Государственного стандарта основные образовательные задачи конкретизируются:
«выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза <…> самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов».
Ведущей педагогической идеей становится поиск дифференцированного подхода к студентам (выстраивание системы работы) при формировании умений организации и программирования эффективной (целесообразной и результативной) индивидуальной и коллективной деятельности на основе применения инновационных технологий.
Основными направлениями в системе своей педагогической работы считаю:
Формирование у всех
студентов
ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, - навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки сотрудничества. Обучение организации деятельности – определение целей и задач, выбор средств реализации целей, планирование, оценивание достигнутых результатов.
Выстраивание индивидуальной образовательной траектории по дисциплине для одаренных студентов. Приобщение таких студентов к исследовательской и проектной работе способствует созданию условий для личностного и профессионального самоопределения.
Для меня как для преподавателя самым ценным в организации исследовательской деятельности студентов и в методе проектов является сам процесс работы, т.к. он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Важно правильно выбрать тему исследования, тип проекта. Это зависит и от темы, изучаемой на дисциплинах, и от возможностей обучающихся. Так можно вовлечь в работу практически всех студентов управлять их активностью.
Несмотря на свою трудоемкость для преподавателя, проектный и исследовательский методы работы со студентами эффективны, т.к. дают возможность поддерживать студента в стремлении к самореализации, учат адекватному оцениванию своих возможностей и служат мотивацией к изучению не только нормативной базы учебного материала, но и расширению и углублению знаний.
На теоретических занятиях мною используются более сложные методы познавательной деятельности: урок с элементами опережающего обучения – тема: «Предприятие — основа экономики», «Основные средства предприятия», «Оборотные средства предприятия». Используется метод с элементами кейс-метода и информационных технологий тема: «Кадры предприятия и производительность труда», «Цена и ценообразование», бинарный урок «Производственные и экономические показатели деятельности предприятия», элементы деловой игры, ставятся и более сложные проблемные вопросы, проводятся тренинги, практикумы. Компьютерные презентации носят более усложненный характер: текстовый вариант, фотографии, схемы. Студенты используют на уроках персональные компьютеры для расчета показателей, представляют и графический расчет показателей, делают вывод, стараются представить и факторы, влияющие на тот или иной показатель.
На практических занятиях используют необходимые документы, нормативный материал: Законы «О занятости населения», «Об обществе с ограниченной ответственностью», Федеральный закон «О приватизации», Земельный Кодекс, Конституция РФ «Правила. Законы», ГК РФ, «Аренда», «О кооперации», Трудовой кодекс РФ, уставы, применяют годовые отчеты организаций для расчета технико-экономических показателей, обязательное пояснение и умение делать выводы по динамике показателей.
Конечной, результативной целью является разработка и защита бизнес-проекта предприятия малого бизнеса. На теоретических уроках студенты изучают все необходимые аспекты бизнес-плана. Самостоятельно работают с необходимыми документами, практикумами, учебными пособиями, с Интернет-ресурсами.
Практические занятия предусматривают проектирование бизнес-плана, начиная с обоснования и идеи, последовательно планируют разделы, оформляют бизнес-план и защищают свой проект, используя мультимедийную презентацию.
Не может не радовать то, что студенты стабильно учувствуют в конкурсах разного уровня, посвященных исследовательской деятельности. Приятно видеть обученных тобой студентов, которые используют полученные навыки в текущей учебной работе и в профессиональной деятельности.
Так же в своей преподавательской практике применяю еще одну действенную и эффективных форму внеклассных занятий при изучении дисциплин экономического цикла предметный кружок «Финансовая грамотность».
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты все плотнее входят в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем.
При этом нужно учитывать, что сегодняшние студенты — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Сегодня ребёнок готов учиться самому современному и необходимому. Учиться сам и учить своих родителей. Научив ребёнка азам финансовой грамотности, мы действительно сделаем первый шаг к массовому финансовому образованию.
Итогом исследовательской работы студентов являются открытые защиты творческих проектов.
Результативность учебно-исследовательской деятельности студентов представлена следующими результатами:
участие студентов в смарт-курсе «Навыки создания бизнес-проекта» модуль
«Генерация идей», модуль «Построение бизнес-модели»
участие студентов
в НИУ
« МЭИ
» участие в мастер –классе «Лидерство ,карьера-ключи к успеху» спикер Ирина Хакамада
участие в дискуссионной площадке технопарка
«
Мосгормаш
» , участие в мастер-классах с выпускниками школы «СКОЛКОВО»
участие
в Московском
городском чемпионате предпринимательских идей
«Молодежная
инициатива 2016,2017»
прохождение студентами факультативного курса в НИИ «Высшая школа экономики» по программе «Навыки создания собственного бизнеса» и защита авторского проекта в
очном туре перед экспертным сообществом.
Деятельность как преподавателя:
прошел обучение в
«
Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
«Повышение финансовой грамотности обучающихся на основе системно-
деятельностного
подхода с учетом ФГОС»
финалист
Всероссийский конкурс профессионального мастерства «
I
– учитель 2016» организованный ООО «Рыбаков фонд» в рамках проекта школа новых технологий (вошел в десятку сильней педагогов –новаторов в номинации «Без доски и мела»
«Вестник
педагога» всероссийский
конкурс «Педагогическое проектирование образовательного процесса как условие реализации ФГОС» -
диплом за 2 место
Интернет-издание
«
ПедСтарт
» , победитель онлайн-олимпиады «Федеральный закон « Об образовании в Р.Ф.»
-
диплом 2 место
Преподаватель высшей квалификационной категории , тьютор «Банка России» по вопросам финансовой грамотности ГАПОУ ТК № 24 г. Москвы
Кудряшов Антон Александрович