Доклад подготовила: Фаминская яна Александровна

организация контрольно – оценочной деятельности обучающихся на уроках развития речи в условиях ФГОС ОВЗ по слуху.

Оценочная деятельность школьников – это деятельность, сознательно направленная на регуляцию производимого действия и сличение результатов реализации этого действия с заданным эталоном; на оценку результата своей деятельности согласно оценочным критериям; на анализ причин, способствующих успеху или неудаче, и коррекцию результатов. [

ФГОС ООО предъявляет требования к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности – данные умения обозначены в числе других метапредметных результатов освоения программ ООО.

Развитие оценочной самостоятельности является важным условием решения многих задач сегодняшней реформы образования, так как ребенок должен овладеть не только предметными знаниями, умениями и навыками, но и приобрести самостоятельность в учебных действиях.

Таким образом, система оценивания занимает особое место при реализации ФГОС ООО. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

Известно, что развитие личности детей с нарушениями слуха протекает в сложных условиях, связанных с замедлением процесса переработки информации, с более бедным и менее разнообразным опытом, ограниченными возможностями спонтанного усвоения социального опыта.

По данным В.Л.Белинского, оценка себя и товарищей у обучающихся с нарушенным слухом недостаточно критична, ситуативна; многие ученики переоценивают свои личностные качества.

Это подтверждает и практика. Так, при работе спятиклассниками, имеющими нарушения слуха, заметно, что большинство пятиклассников оценивают свои результаты выше, чем это есть на самом деле. А выставленная учителем отметка ребёнка часто не устраивает, что вызывает у ребёнка слёзы, раздражение, нежелание выполнять последующую работу на уроке. Поэтому развитие оценочной деятельности важная задача развития обучающихся с нарушениями слуха.

Процесс оценивания организую в четырех доступных для этого формах:

самооценивание

,

взаимное оценивание,

участие в разработке критериев оценки,

рефлексивный разбор результатов выполненных учебных действий.

Чтобы ребенок научился себя адекватно оценивать как ученика, нужно, прежде всего, позаботиться об общей его самооценке, на формирование которой влияют следующие факторы: мнение родителей, стиль домашнего воспитания, мнение сверстников, наличие или отсутствие навыков учебной деятельности, оценка воспитателей и учителей, собственный жизненный опыт.

Одним из приёмов выработки самооценки у обучающихся является использование оценочных карт. Ниже приводится пример такой карты:

дата

задание

Твой прогноз

Твоя оценка

Оценка учителя

На уроке перед началом выполнения задания сначала я объясняю ребятам, какую работу мы будем выполнять, и они начинают заполнять карту - выставляют прогностическую оценку. После выполнения работы они выставляют оценку, на которую, по их мнению, по их ощущениям, они выполнили работу. Затем уже работу проверяю я или сильный ученик. На начальном этапе чаще всего, конечно, дети свои результаты переоценивают. Регулярное использование оценочных карт приводит к тому, что оценка становится более адекватной.

На уроке, где оценивание является этапом урока, отрабатываются умения и навыки самооценивания в групповой, парной, но чаще всего в индивидуальной работе. Учащиеся самостоятельно или в группе  оценивают свою работу по критериям, выделенным предварительно, и определяют оценку всей работы.

На уроке обобщающего контроля и оценки проводятся различные проверочные работы, которые сначала проверяет и оценивает сам ученик, а затем уже учитель. Далее, ребёнок проводит анализ работы, выделяет свои «трудности» (проблемы). На данном этапе ученик принимает решение о том, согласен ли он с оценкой и претендует ли на большее. Если претендует, тогда он получает шанс после тренировочных упражнений в индивидуальной работе в школе и дома вновь написать подобную работу, чтобы увидеть, удалось ли «решить свои проблемы». При организации такой работы у учащихся повышается уровень ответственности и самостоятельности.

В качестве контроля преимущественно использую тестовую форму. Предварительно знакомлю обучающихся с нормами оценки, выраженными в процентах. Затем предлагаю вместе выставить оценку в соответствии с нормами. Это облегчает процесс выставления отметки и снижает роль эмоционального фактора в этом процессе.

При взаимооценке работа чаще всего происходит в парах: пересказ текста друг другу на устных предметах, взаимоконтроль с последующей оценкой написанного за урок, кратковременные самостоятельные работы с проверкой по эталону.

Качественным оцениванием может быть только тогда, когда есть четко обозначенные критерии оценки.  Они делают процесс оценивания объективным и последовательным, для учащихся обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий и способов улучшения собственной работы. Когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт.

Так, например, при оценке чтения наизусть выделяем следующие критерии правильность, выразительность, объём, соблюдение ударения, произношение, обязательное называние автора и заголовка. Для самоконтроля и самооценки на уроках литературы использую лист «Список стихов, обязательных для заучивания». Этот список составляется на год, прикрепляется к внутренней обложке тетради по литературе. При получении отметки за стихотворение в этой строке учитель ставит отметку, полученную за данное стихотворение. Ребята с большим вниманием следят за чтением наизусть своих одноклассников.

Формирование умений оценивать продолжается и во внеурочной деятельности. Проводятся школьные олимпиады по русскому языку и литературе. Ученики выполняют различные задания, выявляются победители. После этого организуется проверка и оценка правильности  выполнения, обсуждаются причины ошибок. Работа организуется как в группах, так и индивидуально. Кроме того, ученики оценивают результаты своей деятельности  в процессе участия в различных конкурсах. Каждый ребёнок может объективно оценить свою работу, достижения. После проведения мероприятий дети делятся своими впечатлениями, высказывают пожелания. Учащиеся сами учатся выражать свое мнение, прислушиваться к мнению одноклассников.

В конце урока и на его протяжении также использую различные приёмы для развития рефлексивных действий обучающихся: «По кругу», «Плюс-минус-интересно», «Анкета», «Комплимент», «Рефлексивная мишень», «Благодарю…», «Волшебная палочка», «Выберите 1 фразу для соседа по парте», «Состояние моей души», «Оцени себя на уроке», «Выбор».

Таким образом, в процессе формирования оценочной деятельности школьника между учителем и обучающимися складываются отношения сотрудничества, понимания. Оценка  не является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей. Ответственность за выставленную отметку несут обе стороны, это обоюдное решение.

Если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично воспринимает ее, либо отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка.

Если оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый ученик имеет право на собственное мнение, а дело взрослого – знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая им ни своего мнения, ни мнения большинства.

Таким образом, оценочная деятельность ученика с нарушенным слухом способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности. Таким образом, ученик становится равноправным участником процесса оценивания. А учитель становится наставником, экспертом, которого уважают дети и прислушиваются к его мнению.