ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 

На базе Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Ульяновское училище (техникум) олимпийского резерва"

 

Автор составитель:

Николаева Анна Александровна Инструктор-методист, Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Ульяновское училище (техникум) олимпийского резерва" г. Ульяновск

  

Организация методической работы в спортивной школе предполагает следующее: помощь тренеру-преподавателю в обучении, воспитании и развитии воспитанников.

Методическая работа опирается на несколько ведущих идей:

• знания в любом возрасте можно и нужно пополнять, мышление развивать, способами деятельности овладевать;

• совершенствуя собственное сознание, мы совершенствуем образовательный процесс, за качество которого несем ответственность перед воспитанниками;

• личностный рост педагога – рост творческого и нравственного потенциала;

• безусловно, только творческий педагог может заразить вирусом творчества детей, научить их творческому отношению к жизни и помочь преодолевать трудности, неизбежно возникающие на пути человека.

Определение цели и задач методической работы позволяют правильно конкретизировать функции методической службы, а именно:

• помощь тренеру в овладении методологическими основами педагогики;

• помощь тренеру-преподавателю в развитии педагогического мышления – от рассудочного эмпирического к разумно организованному теоретическому, к мышлению понятиями;

• помощь тренеру в преодолении всех трудностей перехода от практики традиционного обучения к обучению развивающему.

В настоящее время в большинстве спортивных организаций, независимо от ведомственной принадлежности, методическую работу организуют: директор, замдиректора по учебно-спортивной работе, инструктор-методист, обеспечивающий работу с детьми (спортивно-массовый отдел), инструкторы-методисты по организационно-спортивной работе, а также руководители структурных подразделений по видам спорта.

Распределение функций среди организаторов методической работы происходит следующим образом:

• директор – это общее руководство деятельностью спортивной организации;

• заместитель директора по УСР и инструкторы-методисты  – это программно-методическое обеспечение проектной деятельности в организации;

• заместитель директора по УСР и руководители структурных подразделений по видам спорта – это программно-методическое обеспечение  деятельности СО в рамках педагогического проектирования воспитательного модуля в спортивно-массовую работу в учреждении;

• руководители структурных подразделений по видам спорта (инструкторы-методисты отделений, или иные специалисты) – это методическая помощь в проектировании учебных занятий, открытых и итоговых спортивно-массовых мероприятий, помощь в организации мониторинга качества образовательных программ и результативности соревновательной деятельности, помощь в организации обобщения передового педагогического опыта.

Разработана программа методической учебы. Методическая служба спортивной организации, состоящая из заместителя директора по УСР и инструкторов-методистов, руководит методической учебой и работой в подразделениях. Также систематически привлекаются тренеры высшей и первой квалификационной категорий, способных к аналитической и исследовательской деятельности.

В основу плана методической работы спортивной организации берутся результаты диагностики системных затруднений тренеров, выявленных в ходе административного контроля. Построение плана методической учебы дифференцировано в соответствие уровня профессионального мастерства тренеров.

Цель по отношению к опытным тренерам-преподавателям – создание условий для активной исследовательской и наставнической деятельности.

Цель по отношению к молодым тренерам – развитие профессиональных умений, превышающих базовый стандарт педагогического образования.

Цель по отношению к начинающим и малоопытным тренерам – оказание помощи в становлении профессиональных умений, расширение и углубление психолого-педагогических знаний.

  Начинающие тренеры и тренеры, нуждающиеся в опеке, работающие в режиме профессионального становления (без категории, вторая категория), проходят методическую учебу в соответствии с индивидуальным планом профессионального роста под руководством педагогов-наставников.

       Методическая работа в спортивной организации способствует:

1.   Осмыслению программно-методических требований, нормативных документов, обязательных в исполнении. В результате учебные программы, по которым работают тренеры, типовые или модифицированные, а это показатель достаточно высокого уровня компетентности тренерского состава.

2.   Изучению и системному анализу новых технологий и методик обучения, что позволяет тренерам-преподавателям успешно конкурировать с другими спортивными организациями в различных конкурсах профессионального мастерства.

3.   Обобщению и распространению передового педагогического опыта, рожденного внутри коллектива.

4.   Мотивации педагогической и профессиональной деятельности. Ежегодно спортсмены школы успешно принимают участие в городских, областных, всероссийских и международных турнирах и соревнованиях.

6.   Формированию готовности к профессиональному самообразованию. Каждый тренер работает над выбранной методической темой, обобщает свой педагогический опыт, участвует в спортивно-массовых и воспитательных мероприятиях.

 Формы организации методической работы

1.   Педагогический совет (тренерский совет).

2.   Работа над единой методической темой спортивной организации.

3.   Индивидуальные консультации администрации и инструкторов- методистов.

4.   В течение года ежемесячные психолого-педагогические консультации.

5.   Открытые занятия и воспитательные мероприятия.

6.   Подготовка методической продукции для участия в городских, областных и всероссийских  конкурсах  различной направленности по профилю работы.

7.   Методические советы и объединения в отделениях по видам спорта.

В течение учебного года педагогические (тренерские) советы проводятся, к примеру, по следующим темам:

• «Развитие образовательного процесса в СО. Обновление программно-методического обеспечения. Опыт создания образовательных программ».

• «Психолого-педагогическое обеспечение воспитывающей среды в СО.

• «Воспитание в структуре тренировочного процесса».

• «Защита учебной программы».

• «Технология педагогического общения».

• «Педагогическое проектирование в деятельности тренера»

• «Спортивно-массовая работа: проблемы, решения, перспективы развития».

• «Мониторинг качества реализации образовательных  программ, проблема сохранности детского контингента и пути ее решения».

• «Экспериментальная деятельность как фактор совершенствования процесса обучения и личностного роста педагогов».

• «Новые формы организации летних спортивных сборов детей и подростков города, обобщение опыта военно-патриотического воспитания, работа летних спортивных лагерей».

Работа над единой методической темой способствует решению частных методических задач в процессе коллективной работы над единым проектом. Так, с 2019 года под руководством доктора педагогических наук, заслуженного тренера России Головихина Евгения Васильевича было разработано положение о создании «Опытно-экспериментальной площадки» и стартовал проект в учреждении по подготовке спортсменов различного уровня. От 1 разряда и выше.

Данная программа позволяет привлечь дополнительные группы занимающихся спортсменов и увеличить количество учеников спортивной школы.

Психолого-педагогические консультации в рамках ОЭП рассматриваются нами как активная форма пополнения теоретических знаний тренеров-преподавателей, позволяющая совершенствовать уровень педагогической компетентности. Были проведены консультации: «Педагогические здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»; «Принципы взаимодействия детей и подростков со взрослыми в процессе воспитания как компонент воспитательной системы»; «Мониторинг качества и результативности тренировочного процесса в спортивной школе»; «Педагогические технологии развивающего обучения» и др.

Педагогический коллектив спортивной организации  ведет работу по созданию учебных программ нового поколения, соответствующих требованиям, утвержденным Научно-методическим советом Минобразования России, накопленному опыту педагогов, целям   и   задачам   информационного общества XXI века. Работа по совершенствованию программно-методического обеспечения – непрерывный процесс, осуществляемый всеми и инструктором-методистом, и каждым тренером.

Эффективность методической работы спортивной организации подтверждается высокими результатами участия в турнирах и соревнованиях различного уровня: городского, областного, Всероссийского и Международного. Появлением в спортивной школе членов сборной команды России. Что в дальнейшем позволит повысить статус учреждения, стать спортивной школой олимпийского резерва.

ВЫВОДЫ

1. Разработка учебных планов и программ: Методист занимается созданием и актуализацией учебных планов и программ, принимая во внимание современные тренды и требования в спортивной педагогике.

2. Кадровое обеспечение: Подбор и обучение тренеров и преподавателей, проведение семинаров и мастер-классов для повышения квалификации сотрудников.

3. Методическая работа: Разработка методических материалов, пособий, инструкций и рекомендаций по обучению и тренировкам спортсменов.

4. Научно-методическая деятельность: Исследование новых тенденций в спорте, внедрение научно обоснованных методов тренировки и воспитания юных спортсменов.

5. Оценка и анализ деятельности: Проведение мониторинга и оценки эффективности тренировочного процесса, анализ результатов выступлений спортсменов.

6. Организация соревнований и мероприятий: Участие в организации и проведении учебно-тренировочных сборов, соревнований и турниров.

7. Работа с родителями и воспитанниками: Консультирование родителей, разъяснение спортивной направленности обучения, поддержка активного участия родителей в жизни школы.

8. Психологическая поддержка: Разработка программ по психологии спорта, работа с мотивацией и психоэмоциональным состоянием спортсменов.

9. Внедрение новых технологий: Ознакомление и обучение тренеров современным технологиям, использующимся в спортивной подготовке, например, аналитика данных с помощью видеонаблюдения или программ для оценки физических показателей.

10. Сотрудничество с общественными и спортивными организациями: Установление связей с другими спортивными учреждениями, федерациями и клубами для обмена опытом и совместной работы.

Таким образом, методист в спортивной школе выполняет ключевую роль в организации учебного процесса и развитии спортивной культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алабин В. Г.

Организационно-методические основы многолетней

тренировки юных тхэквондистов ВТФ: Учебное пособие. - Челябинск, 19

99-211с

.

Васильев В.А.

Психофакторы

успешности в детском спорте:

М.,

изд

-во Весна.2005.-255с.

Вацула

И.

и др. Азбука тренировки тхэквондиста ВТФ. - Минск: Полы

мя, 19

96, -

57

с

.

Годик М.А.

Контроль тренировочных и соревновательных нагру

зок. - М.: Физкультура и спорт, 1980.-117с.

Головихин Е.В. Позитивная коррекция личностных установок у

занимающихся в группах спортивного оздоровления и начальной подготовки обучения в секциях

кёкусин

каратэ // Научно-методический журнал: Физическая культура / Детский тренер/4’2006.

c

34-37

Головихин Е.В. Особенности организации занятий с группами начальной подготовки 1 года обучения в СДЮСШОР на примере тхэквондо ВТФ// Научно-методический журнал: Физическая культура / Детский тренер/

7,2007.с

41-45

Гордеева

Г.А

Комплексный контроль в тхэквондо// Тхэквондо Москва 2004., с11-14

Губа В., Вольф М., Никитушкин В.

Современные проблемы ран

ней спортивной ориентации

. - М., 1998.-89с.

Зеличеиок

В.Б., Никитушкин

В.Г.

, Губа В.П.

Тхэквондо ВТФ:

критерии отбора. - М.: Терра-спорт, 2000

-77с

.

Карпов М

.

А

.

Индивидуализация учебно-тренировочного процесса юных тхэквондистов на этапе начальной спортивной

специализации :

Дис

. ... канд. пед.

наук :

13

.00.04 : Челябинск, 2001 162 c.

Кашкаров В.А., Вишняков

А.В.

, Гуркин СВ. Методика тестирования важнейших двигательных способностей тхэквондистов на этапе начальной подготовки // Тхэквондо. - 1998. -№3. - С.

9-11

Ли Чжон Ки диссертация

к.п.н

.

Т

ехнико

- тактические характеристики соревновательного спарринга в тхэквондо версии ВТФ

М

:РГАФК

2003.-132с с ил.

Матвеев Л. П.

Основы спортивной тренировки.-М.: Физкульту

ра и спорт, 1977

-421с

.

Минеев

К.П.

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста в спортивно-образовательных учреждениях. Пермь: изд-во Саяны, 2005. 227 с.

Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность

спортивных школ. - М., 1995.

-34с

Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред.

М.Я.

Набатниковой

. - М.: Физкультура и спорт, 1982.

-С23-25

Платонов

В.Н.

Подготовка квалифицированных спортсменов. -

М.: Физкультура и спорт, 1986.

-344с