* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Я считаю, что к созданию проектов ученики могут приступить уже в пятом классе. С этим возрастом в наибольшей степени соотносятся творческие проекты. Для них характерно творческое осмысление учащимися художественного текста и создания оригинальных работ. Это могут быть сборники иллюстраций, собственных работ, совместная газета, видеофильм, сценарий праздника, презентация.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. К таким проектам можно отнести «Речь современного школьника», «Сленг лицеиста» ,«Язык SMS». Обучающиеся с удовольствием собирают информацию и делятся ею с лицеистами на мероприятиях в рамках дней русского языка во время интеллектуального марафона в лицее.

В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Такие проекты чаще всего мной используются на уроках литературы. В качестве примера можно привести урок изучения басен И.А. Крылова. Обучающиеся представляли проект в виде инсценирования «Исторические прототипы героев басни И.А. Крылова «Волк на псарне». Инсценирование эпизодов сказок А.С. Пушкина, С.Я Маршака. Данные проекты предполагают наличие зрителя, которыми являются обучающиеся , родители.

Практико-ориентированный проект по русскому языку нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Проект заранее определен и может быть использован в жизни класса и лицея. Так, например, результатом проекта «Диалектные слова жителей Донецка» в 11 классе стал словарь диалектизмов местного населения.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это альбомы, театрализованные представления, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Например, результатом проекта «Музыкальное сопровождение драматической сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» стал электронный сборник музыкальных произведений. Любят дети импровизированные театральные постановки, им предоставляется доступный реквизит, и обучающиеся группами готовят инсценирование какого-либо эпизода. Дополнительное задание к такому проекту - показать характер героев через интонацию , жесты , мимику отразить в выступлении идею эпизода либо произведения. Конкурсы творческих работ к произведению П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка», иллюстрированные сборники пословиц, электронные сборники иллюстраций к произведениям – результат работы в 5 классах.

Исследовательский проект по русскому языку - по структуре научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос К этому виду работы можно отнести исследование в 11 классе: «Отношение жителей Донецка к нецензурным выражениям».

Проекты по русскому языку классифицируются и по продолжительности. Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на уроках развития речи. На мой взгляд, самый эффективный вид проекта — мини — проект. Обучающиеся, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, интервью с героями, синквейны, кластеры, . Такие проекты самые эффективные, так как предполагают активное мышление и быстрый результат. Детям нравятся синквейны на уроках литературы и русского языка.

Например, над мини-проектом в 5 классе при изучении новой темы детям был предложен проект «Здравствуйте, Ваше величество, Глагол». Работа велась в небольших группах, её продолжительность 20 минут (10 минут на подготовку и по 2 минуты на презентацию каждой группы). Ребята по своему выбору представляли инсценирование, кластеры, электронные презентации.

Краткосрочные проекты по русскому языку занимают 4 – 6 уроков.

Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя, на их выполнение требуется 30 – 40 учебных часов. Возможно сочетание классных форм работы (мастер-классы, семинары, лекции) с внеклассными (экскурсии, интеллектуальные турниры, видеосъемки). Такое глубокое «погружение» делает проектную неделю оптимальной формой организации данной деятельности. В рамках недельного проекта было проведено исследование в 11 классе по теме «Речь различных социальных групп населения».

Годичные проекты по русскому языку выполняются как в группах, так и индивидуально. Надо заметить, что возрастные интересы и потребности подростков часто влияют на выбор вида проекта. Так, обучающиеся 5 - 6-х классов, с их огромной потребностью в межличностном общении, проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам.Исследовательские проекты выбирают обучающиеся 9-11 классов.