ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ КОЛЛЕДЖА С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Автор:

Короткова Наталья Юрьевна, мастер производственного обучения ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко»

Аннотация: в статье рассматриваются основные принципы и направления психолого-педагогического сопровождения студентов в отношении их профессионального и личностного самоопределения.

Ключевые слова: профориентационная работа профессиональное и личностное самоопределение, психолого-педагогическое сопровождение.

В настоящее время существует много различных методик, в числе которых и методика профессионального самоопределения Джолланда, позволяющая соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями для наилучшего выбора профессии. [2]

Профессиональное самоопределение рассматривают как процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту профессиональной деятельности, владеющему комплексом знаний, умений и навыков, качеств личности, обеспечивающих возможность профессионального развития.[2]

Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выработанных в обществе критериев профессионализма[2]

 Профессиональное самоопределение не заканчивается выбором профессии, так как человек в течение жизни сталкивается с непрерывной серией профессиональных выборов: адаптация в ходе профессионального обучения в учебных заведениях, на производстве при специализации, развитии профессионализма в выбранной деятельности.  

Решение этого вопроса во многом определяется степенью информированности о выбираемой профессии, как у ученика, так и у родителей. Поэтому, сотрудники нашего колледжа начинают заниматься профориентационной работой со школьниками ежегодно, за долго до сдачи школьниками единого государственного экзамена.

Что такое профориентация?

В широком смысле профориентация — это помощь в выборе подходящей профессии, которая соответствует интересам и возможностям человека. 

Профориентация включает комплекс мероприятий. Например, в него могут входить:

знакомство с существующими профессиями,

прохождение различных методик, вроде анкетирования или тестов, которые определяют предрасположенность к какому-либо виду деятельности,

профессиональное самоопределение, когда человек сам решает, чем хочет заниматься,

профориентационные

игры и тренинги,

личные беседы с психологом или карьерным консультантом,

производственная практика в компаниях и т.д.

[3

]

Профориентация — это довольно сложная вещь. Для неё нужны профессиональные методики и подготовленные специалисты. Она нужна для того, чтобы человек сумел найти работу, которая в моменте его наиболее устраивает. Подчеркну — на этот момент. Потому что профессиональное самоопределение — это процесс, который происходит на протяжении всей жизни. И чем дальше мы будем уходить по пути технологического развития, тем больше точек выбора профессии у нас будет.

В ходе проведения профориентационной работы педагоги колледжа информируют обучающихся средних общеобразовательных школ о профессиях и специальностях, по которым осуществляется подготовка в колледже, о требованиях, предъявляемых профессией и специальностью к личностным особенностям человека.  

Выбор жизненного пути абитуриентами происходит в подростковом возрасте и зависит от личностной зрелости. К нам в колледж поступают три категории абитуриентов:

- первая категория ребят выбирает специальность осознанно, представляет свою будущую сферу деятельности и анализирует положение на рынке труда;

- вторая категория поступает в колледж без учета реальных задатков по разным причинам: посоветовали родители, близко от дома, престижная специальность;

- третья категория абитуриентов имеет недостаточный уровень самопознания, узкий круг интересов, отмечается запоздалое гражданское и социальное становление личности.

Задача педагогического коллектива колледжа: помочь обучающемуся в профессиональном и личностном самоопределении. В колледже с первых дней учебы начинается психолого-педагогическое сопровождение студентов в отношении их профессионального и личностного самоопределения.  Большое внимание уделяется адаптации первокурсников. Для решения этой задачи проводятся беседы кураторов о традициях, правилах учебного заведения, правилах проживания в общежитии. Организуются встречи с психологом и социальным педагогом, представителями предприятия- работодателя. Педагог-психолог совместно с кураторами групп проводит анкетирование студентов по выявлению их способностей и наклонностей, лидерских качеств. В первые дни учебы особенно важно проведение групповых, коллективных мероприятий, в ходе которых ребята знакомятся и лучше узнают друг друга. Одним из таких мероприятий, проводимых в нашем колледже, является совместное посещение театра, кинотеатра, где ребята могут открыться друг другу, узнать об общих интересах и вкусах. Так же студенты первого курса посещают библиотеки, выставки, т.е. педагоги по максимуму стараются сплотить ребят на первом курсе, помочь создать благоприятную обстановку в коллективе. В дальнейшем, учитывая индивидуальность каждого поступившего к нам студента, педагоги стремятся сформировать положительные мотивы к учебному процессу, придающие дальнейший смысл учебе студента.

Ежегодно весной в колледже проходит  мероприятие “День открытых дверей», в процессе которого школьники знакомятся с профессиями и специальностями. Для них проводят презентации профессий и специальностей и мастер – классы, фотовыставки и выставки швейных изделий, а также шедевры кулинарного и кондитерского искусства.

Педагоги колледжа организуют для школьников и их родителей экскурсии на предприятия работодателя, чтобы специалисты могли показать и рассказать о будущей выбранной ими профессии или специальности.

В условиях поиска новых образовательных моделей и пересмотра традиционных форм обучения студентов, педагогический коллектив колледжа выстраивает собственную модель подготовки высококвалифицированных кадров, способных быстро приспосабливаться к новым условиям, обладающих достаточно высоким уровнем профессиональных умений и востребованных на рынке труда. При этом основной акцент делается на профессиональном самоопределении как стержне успешного профессионального обучения в колледже и дальнейшей работе по специальности.

Контингент студентов, обучающихся в колледже, достаточно многолик и своеобразен. Это обусловлено не только индивидуальными особенностями абитуриентов, но и специальностями, востребованными в нашем учреждении. С точки зрения психологии это возраст осознания собственной индивидуальности и готовности к самоопределению. Профессиональное самоопределение студентов колледжа в системе профессионального обучения это сложный, длительный и многоплановый процесс. В нашей образовательном организации его рассматривают как процесс вхождения личности в сферу будущей профессиональной деятельности посредством ее включения  в учебную, производственно - практическую и внеучебную деятельность на основе самопознания, соотнесения своих возможностей с требованиями к профессии и осознания себя как будущего профессионала

Если раньше задача педагога заключалась в передаче студенту знаний по дисциплине, то согласно новым стандартам преподаватель выступает в роли координатора, который помогает студентам творчески развиваться, применять свои знания на практике. Для успешного решения этой задачи преподаватели колледжа применяют практико-ориентированные, проблемные, информационно-коммуникационные технологии обучения.

В формировании профессиональных компетенций студентов огромную роль играет профессионализм преподавателей и мастеров производственного обучения. Преподаватели профессионального цикла  и мастера производственного обучения постоянно делятся своим опытом с коллегами на открытых уроках, заседаниях. Немаловажную роль в профессиональном самоопределении студентов играют участие студентов на олимпиадах по предметам, конкурсах профессионального мастерства и научно-практических конференциях.

Огромное значение в формировании профессиональных компетенций студентов имеет производственная практика. В современных условиях создался дефицит рабочих кадров на рынке труда. Поэтому работодатели, с которыми сотрудничает наш колледж, всегда идут навстречу образовательному учреждению в предоставлении рабочих мест на время производственной практики. с большим желанием принимает наших студентов, официально устраивает и оплачивает работу достойно. Ведь именно на  практике происходит углубление теоретических знаний в процессе использования их в условиях профессиональной деятельности; непосредственное введение в специфику профессии, психологическое соединение будущего специалиста с условиями будущей деятельности; приобретение практических навыков работы по специальности.

Заключение. На сегодняшний день задача профессионального образования сводится к тому, чтобы любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными и специальными знаниями и умениями, был способен реализовывать их в профессиональной деятельности. Качество профессионального образования определяется через компетентности обучающихся, которые в дальнейшем обеспечивают выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. Реализация постоянного психолого-педагогического сопровождения обучающихся колледжа способствует формированию готовности студентов к профессиональному самоопределению и профессиональной адаптации в условиях производства, позитивно влияет на закрепляемость трудоустроившихся выпускников.[1]

Библиографический список:

1. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учеб.пособие для высшей школы. Изд.3-е. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2008. – 192с.

2Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р н: Феникс, 2012. – 512 с.  

3.Интернетресурс: https://fiit-urfu.ru/blog/6