Клыкова А.В. Липецкая обл., МБДОУ детский сад ?Малыш? с. Красное ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД Каждый год наш детский сад открывает свои двери для детей, впервые поступающих в дошкольное учреждение. Чаще всего это малыши в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3-х лет. Для ребёнка, не посещавшего детское учреждение, непривычно всё: отсутствие близкого человека, незнакомые взрослые, большое количество детей, новый распорядок дня. Отрыв от дома, близких и родных, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми, новая обстановка, таящая в себе много неизвестного, другой стиль общения могут стать для ребенка серьёзным психогенным фактором, вызывающим тяжёлые переживания, снижение игровой и речевой активности, потерю ощущения защищённости. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребёнка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. От того, как пройдёт привыкание к новому распорядку, незнакомым взрослым и сверстникам зависит дальнейшая благополучная жизнь ребёнка в детском саду и дома. Адаптация к новым условиям жизни неизбежна. Но мы в силах сделать этот процесс максимально безболезненным. Задача педагога-психолога скоординировать деятельность работников детского сада и обеспечить взаимодействие заведующего, старшего воспитателя, мед.сестры, воспитателей, младших воспитателей и родителей дошкольников. Важно своевременно подготовиться к приёму ?новичков?. С этой целью организуются ?ознакомительные визиты? в детский сад, на которых происходит знакомство с родителями и ребёнком, обсуждаются особенности развития и воспитания малыша, проводятся беседы о режиме детского сада, организуется ?экскурсия? по группе. А так же проводятся родительские собрания, организуются педагогические советы и совещания по проблеме организации адаптации к детскому саду. Психологическое сопровождение адаптационного периода ведётся в трёх направлениях: работа с детьми, родителями и педагогами. Целью работы с детьми является: оказание им помощи и поддержки в период адаптации, установление контакта с новыми детьми, создание благоприятной атмосферы в группе. Здесь уместны такие формы работы как: 1. Наблюдение в период адаптации за общением ребёнка с детьми в группе, со взрослыми, эмоциональным состоянием, аппетитом, особенностями сна, на основании которого заполняются адаптационные листы. 2. Диагностика уровня адаптированности детей к дошкольному учреждению, позволяющая дать оценку состояния ребёнка через 2-3 месяца после поступления в детский сад (оцениваются общий эмоциональный фон поведения, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, познавательная и игровая деятельность). 3.Организация совместной игровой деятельности детей. Совершенно непривычно для ребёнка и представляет значительную нагрузку для его нервной системы пребывание среди 15-20 сверстников. Ребёнок включается в достаточно сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания воспитателя, согласования намерений и желаний разных детей. Поэтому необходимо постепенное включение ?новичка? в общение с другими детьми, совместную деятельность. 4.Проведение развивающих занятий ?Здравствуй, детский сад!?, с целью формирования положительного отношения к детскому саду, налаживания контакта с детьми, создания эмоционально-положительной атмосферы в группе, а также развития коммуникативных навыков, повышения уровня адаптированности в группе. Занятия проводятся на доступном для детей материале (игрушки, изображающие животных, героев сказок). В гости к детям могут прийти Машенька, коза Розочка, кошечка, лисичка-сестричка. Дети быстрее, даже самые стеснительные идут на контакт через игрушку: сначала обнимают игрушку, потом начинают знакомиться, называют свое имя…Обычно первые занятия дети молчат, но при этом внимательно слушают, повторяют движения и этого достаточно для более активной работы в дальнейшем. Первые контакты с ребёнком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагогов - заслужить доверие малыша. Если педагог-психолог и воспитатель помогут новичку пережить хотя бы однажды, хотя бы в малом радость успеха, почувствовать свою нужность в группе – тогда ребёнок будет открыт и подготовлен к дальнейшей жизни в детском саду. Не стоит забывать, что не только дети, но и многие родители тяжело переживают предстоящую разлуку с ребёнком, тревожатся за его пребывание в детском саду. Поэтому целью работы с родителями является: повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, снижение уровня тревожности родителей перед поступлением в детский сад ребёнка. Формы работы с родителями могут быть разнообразны: 1.Различного рода анкетирование: -Анкетирование при поступлении в ДОУ, позволяющее заочно познакомиться с ребёнком, собрать сведения о семье, особенностях развития ребёнка, его привычках и предпочтениях. -Диагностическая анкета ?Готов ли ребенок к детскому саду?? -Анкетирование о протекании периода адаптации. Ответы родителей на вопросы анкет и результаты наблюдения за ребёнком в детском саду помогают разобраться в причинах сложного протекания адаптации, разработать индивидуальные рекомендации для предупреждения ?срыва?, протеста против посещения детского сада 2. Выступления на родительских собраниях; ?Зачем нужен детский сад??, ? Ребёнок пошел в детский сад?, ?Детский сад без слёз? Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребёнку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах. 3.Совместное наблюдение за поведением детей в различных режимных моментах. 4. Подготовка печатных материалов. 5. Индивидуальные консультации по запросу. 6.Обучение приёмам и играм с детьми (игровой массаж, потешки, пальчиковая гимнастика, игровые упражнения привития гигиенических навыков). Данные формы работы помогают установлению сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей; дают возможность родителям поделиться опытом взаимодействия с детьми и познакомиться с оптимальными способами общения. Необходимым условием успешного прохождения детьми адаптации к детскому саду является согласованность между родителями и воспитателями, соблюдение одинакового подхода к детям в семье и детском саду. Поэтому особенно важна специально организованная работа с педагогами, целью которой может быть: помощь в организации адаптационного периода, преодоление психологических барьеров в общении с родителями, овладение стратегиями правильного поведения в проблемных ситуациях. Формы данной работы следующие: 1.Обсуждение результатов диагностики и наблюдений. 2.Выступления на пед.советах, семинарах, посвящённых проблеме адаптации к детскому саду и вопросам взаимодействия семьи и ДОУ. 3.Консультации по частным случаям трудностей в адаптации, разработка рекомендаций по улучшению адаптации детей с учётом их анамнеза, темпераментных особенностей и типов двигательной активности. 4.Совместное наблюдение за поведением детей в различных режимных моментах. 5.Помощь в организации предметно-развивающей среды в группе, чтобы обеспечить потребность в содержательной деятельности детей, вызвать интерес и желание взаимодействовать с педагогом и сверстниками. Работа с детьми очень ответственна, а при наборе группы она требует от педагогов ещё большей собранности, согласованности действий, организованности, щадящего соблюдения режима, умения, занимаясь с одним ребёнком, видеть всю группу. Педагог-психолог помогает учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, правильно определять подход к каждому вновь поступившему ребёнку в зависимости от характера его адаптации. От того, насколько правильный подход к ребёнку мы найдём, сможем ли понять его желания, интересы, учесть его потребности, организовать жизнь ребёнка в новых для него условиях, зависит течение и длительность адаптации. А самое главное заключается в создании атмосферы радости, заботы и внимания, в которой каждый ребёнок почувствует чуткость и доброжелательность педагогов и сверстников, ощутит свою значимость. Литература: 1.Адаптация детей раннего возраста к условиям в ДОУ: Практическое пособие/Авт.-сост. Белкина Л.В. - Воронеж "Учитель", 2004.-236 с. 2.Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении/ под. ред. Л.А Венгера Москва, 1992 3.Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. Программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. Издание 2-ое.- Волгоград 4.Прохорова Г.А. Перспективное планирование работы психолога ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004.- 48с. 5.Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе ?От рождения до школы?/ авт.-сост. О.Е. Белова.- Волгоград: Учитель-2015 -154 с.
Организация психологического сопровождения дошкольников в адаптационный период