Консультация для педагогов
«Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР»
Известно, что на каждой возрастной ступени складывается определенный психофизиологический уровень, от которого во многом зависят результаты развития, структура и функциональные возможности будущей личности. Если в дошкольном возрасте соответствующие процессы не будут надлежащим образом сформированы, восполнить такой недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным, что нанесет существенный ущерб и обучению ребенка в школе, и его дальнейшему развитию. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и разностороннее развитие является неотъемлемой целью деятельности детского сада.
Долгое время считалось, что недоразвитие у детей с речевыми расстройствами не сказывается на их психическом развитии. И педагоги на первое место выдвигали именно речевой дефект, не учитывая психическое развитие ребенка. Родители, обращаясь за помощью, указывали главным образом на отставание в речевом развитии, считая, что во всех других отношениях ребенок ничем не отличается от сверстников. Простейшие навыки самообслуживания и примитивные игры у многих детей могут быть сформированы, но их недостаточность чаще объяснялась изолированностью ребенка от детского коллектива, отсутствием речевого контакта с окружающими и т.д. Однако, неправильным будет относить за счет речевой патологии крайнюю примитивность детских игр, их однообразие, подражательность, отсутствие сюжета, медленное усвоение внеречевых понятий (соотнесение по признаку цвета, формы, величины, количества), слабые навыки лепки, рисования, конструирования, отвлекаемость, вялость, отсутствие заинтересованности во время педагогических занятий, недостаточная продуктивность в силу отсутствия целенаправленности, снижения памяти, неустойчивости и узости внимания характеризует всю силу психической деятельности детей.
Опыт работы в детском саду, в котором имеются группы детей с нормальным развитием речи (их еще называют "чистыми") и группы логопедические, куда ходят дети, имеющие различные речевые нарушения, позволяет делать определенные выводы о развитии детей в тех и других группах. Наблюдая за детьми во время занятий и других режимных моментов, общаясь и играя с ребятами, проводя у них психодигностику, можно обратить внимание, что дети логопедических групп по своему развитию отличаются от детей групп с нормальным развитием речи. Это мнение совпадает с мнением логопедов, воспитателей и родителей тех и других групп. Обращает внимание то, что дети логопедических групп имеют свои отличающиеся особенности. У таких детей повышается тревожность, которая, если с ними не проводятся занятия с логопедом и психологом, прогрессирует. При таком состоянии у детей отмечается задержка интеллекта, а главное, эти дети испытывают эмоциональный дискомфорт не только со сверстниками в детском саду, но и в семье.
На особую эмоциональность ребенка - дошкольника, на важную роль чувств в его практической и познавательной деятельности указывает ряд отечественных, а также зарубежных психологов и педагогов. Эмоциональные переживания, а не какие-либо разумные доводы и соображения часто приобретают доминирующее значение в жизни маленького ребенка и придают его деятельности особый характер и направление. А. Н. Леонтьев пишет, что “поведение ребенка больше регулируется эмоциями, чем рассуждениями” и что, как правило, “чувство превращается в мотив поведения, в побуждение к действию”. В период дошкольного детства под влиянием изменения образа жизни, появления новых видов деятельности (игровой, изобразительной, а также элементов труда и учения) и усложнения взаимоотношений с окружающими людьми происходит изменение прежних и появление новых чувств.
Поэтому, если в детском саду нет психолога, то в работе педагога с детьми встает проблема изучить именно психоэмоциональные особенности детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения с той целью, чтобы правильно организовать дальнейшую коррекционную работу с такими детьми.
Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
Организованное в детском саду психолого-педагогическое сопровождение следует понимать как взаимодействие ребёнка и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие.
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что «процесс развития есть, в известном смысле, необратимый процесс, здесь невозможны «рекламации» - нельзя возвратить юношу в школу для «доделки», «доразвития».Поэтому так важно заметить начальные формы отступления от хода нормального развития ребенка. Контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в образовательных учреждениях, позволяет своевременно прибегнуть к коррекции развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для дальнейшего развития детей.
При определении целей и задач коррекции необходимо исходить из понимания той уникальной роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном поступательном процессе становления личности. Реализация потенциальных возможностей каждой возрастной стадии является основной формой профилактики возникновения отклонений или недостатков в развитии на последующих возрастных ступенях.
Л.С. Выготский считал, что в качестве основного содержания коррекционно-развивающей работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Поэтому психолого-педагогическая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей не делает коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствуя способности в чисто количественном направлении, не поднимая их на более перспективный качественный уровень. В педагогической практике получил распространение тезис о необходимости учитывать возрастные особенности детей в процессе их воспитания и обучения. Однако с точки зрения полноценного психического развития ребенка задача должна быть поставлена более сложная – способствовать тому, чтобы возрастные особенности (точнее, возрастные психологические новообразования) не просто учитывались в педагогическом процессе, но и активно формировались, создавая тем самым надежный фундамент для реализации творческих потенциалов возраста. Специфику психолого-педагогического сопровождения как раз и определяет её активно формирующая функция, предполагающая активное влияние на генезис и становление психологических новообразований.
Цель и задачи коррекционной работы четко очерчивают принципиальную
психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать по ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она
обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей.
Учитывая особенности детей, имеющих отклонения в речевом развитии, следует строить коррекционную работу в следующих направлениях. У детей - логопатов существуют частые, острые и разрушительные эмоциональные реакции. Отрицательные аффективные переживания вызывают соответствующие формы поведения: повышенную обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, заторможенность, эмоциональную неустойчивость. Из состояния аффекта такого ребенка не могут вывести ни просьбы, ни порицания, ни наказания взрослых. Такое нарушение эмоционального развития и соответствующие трудности в поведении детей в большей части являются лишь отклонениями от нормального психического развития, а не психическими заболеваниями. Такие дети нуждаются в своевременной психологической коррекции, и наилучшие результаты удается получить, если психолого-педагогическое сопровождение и психотерапевтические мероприятия проводятся в дошкольном возрасте.
Итак, основная цель сопровождения ребёнка в пространстве нормального детства - способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребёнка, на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение детей с речевой патологией может проводится непосредственно в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы и приемы, а также в специальной группе. Работа будет иметь эффект только при создании щадящих условий в семье и в детском саду, поддерживающем ребенка позитивном отношении к нему со стороны всех окружающих.