МБОУ «СОШ № 9 имени Героя РФ Медведева С.Ю.»
Статья на тему «Организация работы по обеспечению комплексного подхода к снижению заболеваемости детей в ОУ»
Подготовила: воспитатель Ведерникова И.С.
Бийск, 2024
«Организация работы по обеспечению комплексного подхода к снижению заболеваемости детей в ОУ»
«Я не боюсь еще и еще раз сказать:
забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы!»
В.Сухомлинский
Детство - уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Можно научить ребенка хорошо бегать, прыгать, кататься на лыжах, но если у него не будет мотивированной потребности в этом, все эти навыки будут бесполезны в жизни. Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
«Здоровье - это не всё, но всё без здоровья - ничто» - повторяет человечество вслед за мудрецом Сократом уже более двух тысяч лет. Современное общество, колоссальные темпы его развития, информационные технологии настоятельно предъявляют с каждым днем всё более высокие требования к человеку и его здоровью.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.
Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и или физических дефектов».
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из приоритетных задач ФОП ДО.
Целью физического и оздоровительного воспитания является формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности. Ценности жизнь и здоровье лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает: воспитание осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека; формирование у ребенка возрастосообразных представлений и знаний в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни; становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, гигиеническим нормам и правилам; воспитание активности, самостоятельности, самоуважения, коммуникабельности, уверенности и других личностных качеств; 149 ФОП ДО - 03 приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях их физического развития и саморазвития; формирование у ребенка основных гигиенических навыков, представлений о здоровом образе жизни.
ФОП ДО содержит задачи образовательной деятельности в области физического развития и планируемые результаты для детей от 2 месяцев до 7 лет. Такая конкретизация по возрастам поможет педагогам проектировать работу с воспитанниками.
Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая технология»?
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий
- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,
- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Работа с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами являются: занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования, праздники.
В нашем ДОУ в своей работе педагоги тоже применяют здоровьесберегающие технологии в работе с детьми и с родителями.
В работе с детьми формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей осуществлялось в форме игровой деятельности:
обучающие игры («
Полезно-вредно
», «Хорошо–плохо», Умей попросить о помощи» и др.)
творческие игры («Что бы ты сделал, если ...»; «Реклама»)
беседы («Чистота - залог здоровья»; «Движение-основа жизни» и др.)
развлечения и др.
дидактические игры («Письмо от Почемучки», «К нам пришёл Незнайка»)
психологические игры («Ласковое имя»; «Волны»; «Море волнуется ...»)
В режимных моментах использовались:
дидактические игры («Письмо заболевшему товарищу»; «Магазин полезных продуктов»)
чтение художественных произведений (
А.Барто
«Я расту»,
К.Чуковский
«
Мойдодыр
», «Девочка Чумазая»,
С.Маршак
«Великан» и др.)
иллюстрированный материал («Я и моё тело», «Я и мои чувства, настроение, эмоции», «Я и моя безопасность» и др.)
Применение здоровьесберегающих технологий с целью профилактики: (физминутки, динамические паузы, пальчиковая гимнастика, дыхательная, бодрящая, зрительная гимнастики, релаксация и др.)
В самостоятельной игровой деятельности дети имеют возможность практически закрепить полученные ими знания и умения.
сюжетно-ролевые игры («Поликлиника», «Магазин продуктов», «Семья», «Аптека» и др.)
решение проблемно-практических ситуаций («У твоего друга поднялась температура»; «Если ты упал и ушиб колено» и др.)
В совместной деятельности с семьей используются следующие формы работы:
индивидуальные беседы («В каждой семье свои традиции», «Укрепление здоровья в домашних условиях»)
консультации («Здоровый образ жизни ваших детей», «Здоровое питание»; «Здоровье ребёнка в ваших руках» и др.)
совместные мероприятия (Спортивные праздники:
«Мама, папа, я - спортивная семья», развлечения «Самая спортивная мама»).
изготовление нетрадиционного спортивного оборудования
фотовыставки «Спорт в нашей семье» и др.
В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры, позволяющей личности осуществлять любой вид деятельности.