* {font-family: Calibri; font-size: 14pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {font-size: 11pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ:

СОВЕТЫ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

Для того чтобы родительское собрание прошло интересно и эффективно как для родителей, так и для классного руководителя, необходимо учитывать ряд психологических аспектов его подготовки, организации и проведения.

Родительское собрание является необходимым элементом жизни колледжа и важным инструментом в работе преподавателя. Преподаватель и родители оказывают влияние на развитие, обучение и воспитание детей, поэтому их взаимодействие крайне необходимо, формой для этого является родительское собрание.

Главная задача родительских собраний - совместные действия в поиске решения возникающих проблем в воспитании и обучении студентов. Помимо этого, родительские собрания могут использоваться для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, стимулировать их участие в жизни группы, повысить ответственность за воспитание своих детей.

Прежде чем начать подготовку к родительскому собранию педагогу полезно вспомнить о том, зачем родители посещают родительские собрания. Как правило, они делают это по следующим причинам:

Во-первых, родители желают получить от педагогов и администрации колледжа информацию о своем ребенке, его учебных успехах и поведении. За этим часто кроется неосознанное желание родителей убедиться, что их ребенок не хуже других детей.

Во-вторых, на родительских собраниях родители могут получить конкретные рекомендации о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать в учебной и внеучебной деятельности студента.

В-третьих, родителям важно узнать и сформировать свое собственное впечатление о тех людях, с которыми ребенок взаимодействует в колледже.

В-четвертых, в ходе собраний проходит обсуждение с педагогами и администрацией колледжа различных конфликтных ситуаций. Безусловно, родительское собрание является также формой продуктивного общения родителей между собой для знакомства, обмена информацией, решения общих проблем студентов и т.д.

Понимание и учет этих факторов позволит педагогу успешно подготовиться и грамотно выстроить структуру родительского собрания.

Подготовка родительского собрания предполагает определение его темы и принятие решения о том, кого следует пригласить на собрание (представителей администрации, учителей, психолога колледжа, гостей).

Выбор темы родительского собрания следует увязать с целями текущей деятельности группы, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, направлениями построения взаимоотношений колледжа и семьи.

Темы родительских собраний можно определить заранее на более длительный период (год и более), однако в этом случае преподавателю целесообразно согласовать их с родителями студентов.

Следует помнить о том, что разговор на родительском собрании не может быть ограничен рассмотрением лишь учебных дел студентов, поэтому педагогу нужно учесть более широкий спектр вопросов, затрагивающих различные аспекты интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития детей.

Повестка очередного собрания в большинстве случаев определяется педагогом совместно с родителями либо с учетом их мнений, иначе, откровенного заинтересованного разговора со стороны родителей на самом собрании может не получиться.

Выбор темы и вопросов для обсуждения на родительском собрании очень важен. Лучше всего определить одну наиболее важную проблему, касающуюся студениТов группы, и на ее обсуждении построить разговор с родителями.

В качестве основных направлений, по которым можно определить конкретную тему, классным руководителем могут быть избраны следующие:

• подведение итогов совместной деятельности педагогов, студентов и родителей за семестр или учебный год;

• повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по определенным вопросам воспитания ребенка в семье и школе;

• демонстрация и анализ учебных достижений студентов группы, определение их потенциальных возможностей;

• пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей.

Накануне собрания классному руководителю целесообразно провести собеседование с другими преподавателями группы. Целью такой встречи может стать обсуждение учебных достижений и особенностей поведения студентов на занятиях. Полученную информацию в дальнейшем можно использовать для анализа и обобщения практики участия студентов в образовательном процессе СПО.

Следует также определить организационную форму родительского собрания: традиционное собрание, круглый стол, конференция, активная дискуссия и др. Применение практических форм родительского собрания позволит педагогу разнообразить способы организации мыслительной и практической деятельности родителей, активнее вовлечь их в обсуждение поставленных вопросов.

Несмотря на то что повестка родительского собрания разрабатывается самостоятельно педагогом и носит творческий характер, необходимо, чтобы она включала в себя следующие составные части:

Вступительное слово классного руководителя

.

На данном этапе классный руководитель должен озвучить повестку собрания, определить его цели и задачи, познакомить с порядком совместной работы его участников, представить приглашенных на собрание, подчеркнуть актуальность обсуждаемых вопросов. Это сообщение должно быть непродолжительным, но одновременно содержать достаточную информацию для формирования у родителей представления о целях, задачах и организационных моментах проводимого собрания. Важно с первых минут собрания мобилизовать, заинтересовать и подготовить родителей к активному участию в нем.

Анализ учебных достижений учащихся

.

В этой части родительского собрания классный руководитель должен рассказать родителям об общих результатах учебной деятельности группы. В самом начале ему стоит предупредить родителей, что ответы на конкретные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат отдельно, в рамках персональной встречи. В ходе знакомства участников родительского собрания с мнением преподавателей следует помнить о повышенной тревожности родителей, поэтому, передавая те или иные суждения, нужно отказаться от субъективных оценок. Разговор нужно вести не столько об отметках, сколько о качестве знаний студентов.

Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в

группе

.

Классный руководитель на этом этапе анализирует поведение ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, также как и педагоги, должны понимать значение колледжа как института общения, в котором ребенок получает ценный опыт взаимодействия с другими людьми. Эта цель не менее важна, чем получение научных знаний. Преподователю следует быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного студента, а тем более родителя. 

Психолого-педагогическое просвещение

.

Этот компонент родительского собрания не нужно выделять в отдельный пункт повестки дня собрания, он должен быть естественным образом включен в структуру других его составляющих. Классному руководителю целесообразно предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком, затронуть темы «Разговоров о важном» и «Россия - мои горизонты». Для освещения отдельных вопросов имеет смысл приглашать на собрание педагога-психолога, социального педагога, других специалистов. В этом плане родительские собрания - прекрасная возможность рассказать о содержании работы этих специалистов и наладить их контакт с родителями.

Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера и

др.)

Обсуждение состоит из отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.

Личные беседы с родителями.

На этом этапе особым объектом внимания преподавателя должны стать родители студентов, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их не осуждают, а стремятся помочь. Собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи их детей в учебе. Очень эффективно работает тактика присоединения, которая начинается словами: «Я вас понимаю!». Однако это не значит, что родители других детей должны быть обделены вниманием. Желательно, чтобы классный руководитель знал, что сказать каждому из них.

Для организации общения с родителями важно найти оптимальный вариант поведения, который создаст атмосферу взаимопонимания и уважения. В этом случае родительское собрание будет наиболее эффективным способом взаимодействия педагогов и родителей.

В ходе проведения родительского собрания педагог должен учитывать психологические особенности и стереотипы отдельных родителей, в силу которых они могут проявлять недоверие, напряженность и даже агрессию.

Так, например, некоторые родители придерживаются мнения, что школа должна компенсировать недостаток внимания, воспитания и времени, которое им не удается уделять своим детям. А это, в свою очередь, может привести к неоправданно завышенным требованиям со стороны родителей по отношению к классному руководителю. Задача классного руководителя в такой ситуации - преодолеть внутреннее сопротивление родителей и сформировать мотивацию к совместной деятельности.

При взаимодействии необходимо учитывать насущные задачи, которые имеют место в семье и проявляются в школе. Важно помнить, что участников собрания не нужно подвергать оценке, их нужно направлять, а не давить на них или, что еще хуже, осуждать. Учитывая, что родительское собрание - одна из форм социально-психологического взаимодействия школы и родителей, можно дать несколько действенных советов классному руководителю по повышению его эффективности.

Перед встречей с родителями педагогу необходимо снять собственное напряжение, быть спокойным и собранным. Это поможет создать в ходе собрания добрые, доверительные отношения с родителями.

На проведение родительского собрания следует отвести не более полутора часов. Во-первых, это тот период, в течение которого родители способны адекватно воспринимать информацию, активно участвовать в обсуждении тех или иных вопросов. Во-вторых, следует беречь личное время людей, приглашенных на собрание. Поэтому для педагога уместным будет установить регламент и строго следить за его соблюдением. Перед началом родительского собрания педагогу следует объявить те вопросы, которые он планирует обсудить с родителями.

Начинать разговор следует с позитивного, затем говорить о негативном, а завершать разговор целесообразно предложениями на будущее. О плохом нужно говорить в общем, не называя фамилий. В плохих учениках учителю нужно найти хорошее и похвалить их за что-то при всех. О хорошем можно говорить при всех, о недостатках - индивидуально с каждым из родителей.

Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка. При обсуждении проблемных вопросов учитель может опираться на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей.

Общаться нужно на понятном родителям языке, без употребления специальной педагогической и психологической терминологии. С помощью речи, интонаций, жестов и других средств необходимо дать родителям почувствовать уважение и внимание педагога к ним.

Педагогу следует отказаться от поучений, нотаций, высокомерия. Беседу следует строить исходя из сотрудничества обеих сторон: попытаться понять родителей, правильно определить волнующие их вопросы. Нужно стремиться убедить родителей в том, что у колледжа и семьи одни и те же общие задачи.

Необходимо также соблюдать конфиденциальность информации (всё, что происходит на собрании, не должно выноситься за его пределы).

Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку классного руководителя и помощь других учителей школы.

Классному руководителю, организующему родительское собрание, не следует осуждать за неявку отсутствующих родителей, сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов, давать негативную оценку всему классу.

Педагог не должен забывать, что главными показателями эффективности родительского собрания являются активное участие родителей, обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

Подведение итогов собрания проходит на самом собрании. Необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию - для этого можно подготовить опросные листы для записи их оценок и пожеланий, которые впоследствии станут предметом размышлений для классного руководителя. Действительно, для учителя важно не только собрание, но и его результаты, поскольку их анализ позволит скорректировать педагогическую работу со студентами, выстроить дальнейшие отношения с родителями, улучшит понимание проблем обеих сторон.

В заключение отметим, что, формирование у родителей установки на дальнейшее тесное сотрудничество со школой происходит более успешно, если в конце собрания классный руководитель поблагодарит родителей за успехи в воспитании детей, отметит тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания.

Очень важно, чтобы заключительная часть собрания стала прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению задач, выявленных в ходе обсуждения.

Родительские собрания являются весьма эффективной формой обратной связи с родителями, основанной на общности их интересов и переживаний, касающихся их детей. Поэтому грамотно организованное и проведенное родительское собрание дает возможность не только решить определенные вопросы, связанные с обучением детей, но и помогает учителю строить долгосрочное взаимодействие с родителями и быть уверенным в том, что наиболее важные задачи станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно решены.